Духовные стихи. Шиловского района

Александр Гаврилов 8
                ДУХОВНЫЕ СТИХИ
 Среди всего богатства русского фольклора духовные стихи занимают особое место.
 «Духовными стихами в русской народной словесности называются песни, чаще всего эпические, на религиозные сюжеты, исполняемые обыкновенно бродячими певцами (преимущественно слепцами) на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырей и  церквей. Многие из этих стихов с XVII века уже записывались в песенные сборники, дошедшие до нас в большом числе» – писал в начале прошлого века Георгий Петрович Федотов, русский религиозный мыслитель, историк и публицист. Духовные стихи - это осмысление народом православного учения, его восприятие. Зачастую духовные стихи воспринимались русским крестьянством как  что-то среднее между песней и молитвой. Широко использовались как целые стихи, так и отрывки в поминальной традиции, при лечении, сборе трав и т.д. В духовных стихах  мы можем выявить несколько направлений. Во-первых, это стихи, повествующие о каком-то событии из библейской истории или из жизни святых. Во вторых, это яркие описания посмертной судьбы души. В XIX- начале XX века  в образованной среде  в основном среди священников, городской интеллигенции, появляется множество духовных стихов, написанных « правильными» стихами: с соблюдением ритма, рифмы. Чаще всего такие стихи  затрагивали личные чувства верующего, его отношение к Богу. Встречаются и стихи-молитвы к Божьей Матери, к разным святым. Такие полупрофессиональные или даже профессиональные- стихи  собирались в сборники и издавались. Примером может служить сборник духовных стихов «Гусли», изданный товариществом « Радуга» в 1914 году, содержащий 507 стихов, или сборник « Песни Христианина» ,шестое издание которого  относится уже к 1918 году. В сборнике более сотни стихотворений.
Особое место заняли духовные стихи в годы советской власти. Именно они служили для народа дополнительным, а порой и единственным, источником знаний о христианстве, приобщали людей к православию. Появляются стихи, изобличающие эпоху борьбы с религией. Во время работы нашей экспедиции удалось не так уж много духовных стихов записать бабушки либо не помнили их, либо стеснялись пропеть или прочитывать незнакомым людям. Гораздо больше стихов обнаружилось в заветных тетрадях, куда записывали в советское время молитвы, заговоры, и, конечно, духовные стихи. Как любое фольклорное произведение, духовные стихи имеют множество вариантов и редакций. Примером может служить знаменитая поминальная песня « Не ходи прохожий»,певшаяся при гробе во время похоронного обряда. Только в нескольких близлежащих селах Шиловского района удалось зафиксировать четыре варианта этой песни.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию небольшую подборку духовных стихов из собрания Шиловского районного этнокультурного центра «Заряна.
А.Н.Гаврилов, директор этнокультурного центра  « Заряна».




О ЕГОРИИ  ХРАБРОМ
Как от века от Адамова
На земле было три царства беззаконныя.
Первое царство – Содом –город,
Второе цартство – Гомор-город.
Третье царство Аримпейское.
Как ударил Господь громом с молнией
Изничтожил Содом с Гоморрою,
; на царство на то Аримпейское
Посылал Господь змею лютую.
Стала тут змея царство Аримпейское разорять,
Людей по городу хватать.
Во граде людей у них мало осталося.
Собирались тогда все жители аримпейские,
К самому царю в светлу горницу,
Стали думать  думы тяжелые,
Как спастись от змеи лютой.
Говорит тут царица аримпейская:
« У нас есть с тобой, царь, дочь немилая,
Елисавета, дочь нелюбимая.
Она верует веру не нашенску,
Богу молится она распятому.
Отдадим мы ее змее лютой
На сьедение и обжирание.»
Многорадостно царь злой урадовался,
Побежал он во палаты белокаменные
Ко своей ли ко дочери единственной.
« Ты любимая моя дочь Лисавета Аггеевна
Ты вставай утром ранешенько,
Умывайся белешенько,
Одевайся в наряды лучшие –
Буду я тебя замуж отдавать
Ты в которую веру веруешь»
Уж всем сердцем Лисавета срезвилася,
Всю ночь Божьей матери молилася,
; как только заря занялася,
Тут пришли к ней прислужники царские,
Заковали в цепи  булатные,
Повели ее к змее на пожирание.
Елисава обо всем догадалася,
Горючими слезьми обливалася:
« Не на то меня мати спородила
Чтоб отдать меня во Христов веру,
; на то меня мати спородила
Чтоб отдать змее на пожирание»
Привели ее к морю синему,
Ко норе той змеиной,пещере каменной –
И уехали слуги царские,
Только пыль во следу заклубилася.
Молилась Лисавета Спасу пречистому,
Пресвятой молилась Божьей матери.
Услыхала Божья матерь ее молитву,
Поспешала к престолу Господню.
Господь Бог  послал Егория Храброго
Для спасения девицы невинной.
Брал Егорий копьицо трехпудовое,
Седлал Егорий свово коня белог
Подъезжал ко морю синему,
Ко норе той змеиной-пещере каменной.
Он слезал с коня своего белого,
Лисавете  низко кланялся:
« Бог на помочь тебе, царская дочь,
Лисаветаа Аггеевна» он снимал с нее цепи булатные,
Утирал ее слезы горючие.
« Ты гляди, Лисавета, на море синее,
Да держи повод коня моего белого:
Как по морю волна разыграется,
О каменный берег волна расплескаеться.
Из норы змея вылазить почнет,
Ты тогда меня, девица, ото сна буди»
Положил он голову на копьицо трехпудовое
И уснул Егорий непробудным сном.
Тут солнце к закату склонялося,
Море синее заколыхалося,
Из норы ползет змеища поганая.
Волна в берег крутой покатилася –
Лисавета Аггеевна испугалася,
Принялась будить Егория Храброго –
Не могла Егория ото сна сбудить!
Она жалко,Лисавета,расплакалася.
Слезьми горькими разрыдалася
Потекли слезы горючие
На Егория на белое лицо.
Тут Егорий Храбрый от сна пробудился,
На коня на белого садился,
И поехал змее навстречь.
Он ударил змею копьицом трепудовым,
Взговорил Егорий громким голосом;
« Ой, змея ты, змея лютая!
Говорю тебе Божьим именем:
Ты смрись, змея, воли Божией..»
Тут смирилась змея воли Божией,
Перестала огнем она пыхати,
И не стала Лисавету пожирати.
Брал Егорий  поясок шелковый,
Он змею крепко накрепко взгнуздывал
« Ты бери-ка, Лисавета свет Аггеевна,
Поясок шелковый в руку правую,
Ты веди-ка змею лютую
В тот ли город аримпейский, беззаконный…»
Повела Лисавета змею лютую
Как теля повела на шелковом поясу.
Увидали то люди аримпейские,
Чуду Божьему подивилися,
Христу-Богу помолилися.
Со грехами распростилися
(с.Мосолово Шиловского района)
               
                О СУДЬБЕ ДУШЕВНОЙ
Кто бы дал мне, яко птице два пернатыя крыла,
Полетел бы я на тот свет и узнал бы, что есть там.
И узнал бы, рассказал бы моим милым друзьям.
Но и нет, сего не будет невозможно улучить-
Едина есть только смертная чаша своей горестию претит;
Мне не всей день нов другий сию чашу мне испить
С сего света мне на тот свет свою жизнь определить.
Что со мной тогда случится неизвестен я всегда,
Только есть одна надежда моя вера во Христа.
Коя вера и надежда многих грешных душ спасла
Покаянием согрешивших Христу Богу привела.
Возвещают нам писании те прекрасные места,
Там растут и процветают древа райския всегда,
Там летают и воспевают птицы райския всегда.
Там и нет ни дни ни нощи остается свет всегда,
Там несть ни зимы ни лета, а всегдашняя весна,
Во блаженном там покои у небесного творца
Д.Красный Хутор. Шиловский район
 
НЕЗАМЕТНО ВЕК ПРОХОДИТ
Незаметно век проходит,
Как во сне, был молодой,
Время к старости подходит,-
Весь как лунь я стал сядой.
Притупели мои очи,
Сквозь очков на свет гляжу
И тощают уже силы –
Пригорюнившись, сижу.
Вот бы все  именья нажитое
Я кому бы подарил,
Только время молодое
Кто б назад мне воротил.
Нет, увы, уж невозможно
Обратить время назад,
Ой, дожидать смерти тошно
И не знаю, что сказать.
Ну, прощайте, мои дети
И все зеленые сады,
Только тем я утешаюсь,
Если Богу умолю –
Он простит мне согрешенья,
Поместит меня в раю.
с.  Ерахтур Шиловского района


ОЙ, ВЫ БРАТЬЯ.
Ой, вы братья мои, сестры,
Мы по духе все друзья.
Вы придитя, посмотритя –
Жисть окончена моя.
Вы придитя, посмотритя -
Господь чудо сотворил:
Слетел Ангел с неба Божай,
Душу смерти разлучил.
Лежить тело без дыханья
И не можеть говорить,
Ой, вы братья мои, сестры
Придитя тело хоронить.
И с молитваю святою
До могилы донести,
И с прощальными словами
В могилу отпусти.
А где падуть ваши слезы –
Тама вырастеть трава,
А я буду ночавати
До страшного суда.
И разлучную молитву
Вы пропойте надо мной,
И земной поклон положьте,
И зарыть сырой землей.
с.  Ерахтур Шиловского района   

ЗДЕСЬ СОБРАНИЦА МИРСКАЯ.
Здесь собраница мирская
Пришла душу посетить.
Сорок дней душа ходила,
Все заставушки прошла
Ее спутники готовы
Святы ангелы стоят.
Возьмут душеньку за рами,
Путем добрым поведут,
Поведут душу к престолу
Ко спасителю-творцу.
Господь спросит душу грешну
И ее добрые дела.
Чего душа ему скажет,
Чего будет отвечать?
Падет душа на колени,
Пред спасителем-творцом.
Како она будет бояться,
И как будет трепетать,
Во все стороны метаться,
Все заставушки искать.
Уж вы сродники родные,
Не забудьте вы меня.
Вы подайте от рук милостыню,
Вы подайте за меня.
А мне кончится решенье,
куда меня господь определит.
Если душа Богу служила,
То пресветлый Божий рай,
Если богу не служила – мука вечна без конца.
                Пос.Прибрежный.

АЛЕКСЕЙ БОЖИЙ ЧЕЛОВЕК
В городе я Риме родился, в нем я быстро возрастал
И отец мой Ефиманн меня строго воспитал,
Мать меня так же любила. Не могла без меня жить
 Когда кончил я ученье меня вздумали женить.
Мне усватали невесту -я этого не хотел:
Обвенчали меня браком, сердцем сильно я скорбел.
Возвратились мы из церкви, пошли в спальню ночевать
 И я Нехондю -супругу стал душевно утешать:
. Помолились вместе Богу, я собрался уходить,
 Она плакала, просила, как и где ей здесь прожить.
Я отдал кольцо венчальное, просил ее не терять,
 Обещал вернуться и велел меня ожидать.
 Поклонился я ей в ноги просил сильно не скорбеть
 И разлуку и страданье ради Бога все терпеть.
 Она встала на колени и смотрела мне в глаза
У самой дрожали руки, из глаз капала слеза.
 Последний раз я поклонился и я вышел и ушел
 И потайными путями в здессную страну пришел
Свою одежу променял я с ним братом
 Ходил странником скитался в слезах мого лет прошло
 Мня дома потеряли не могли нигде найти.
 Когда в город Рим явился, предстал пред своим отцом
Я просил его как странник пустить ночевать в свей дом.
 Взглянув на меня больного и сердечно пожалел,
Разрешил мне жить в конюшне, а в дом зайти не велел.
 С этих пор стал жить в конюшне, не в родительском дому
Я его сын -нищий странник не известен был ему
Как ушел я -мать решила из дома не выходить
И с моей супругой верной в заключенье в келье жить.
 Видел я их ежедневно, как рыдали обо мне
Разрывалось мое сердце и я плакал в тишине.
 Обижали меня слуги в доме родного отца:
Обливали, избивали, издевались без конца
Терпел голод, терпел жажду и талесно ослабел
И в своей конюшне я смертельно заболел
 Взял листок белой бумаги, написал письмо отцу
И матери и супруге о себе я извещу
 Помолился Богу слезно, лег я грешный Алексей.
Передал душу в руки Богу, кончил путь жизни своей.
 В этот день в соборной церкви слышал голос архирей.;
"Умер в доме Ефима странник Божий- Алексей.
 И ты, папа Инокентйй, возьми его, схорони,
Как достойного страдальца за упокой ты помяни."
Пришел папа Инокентий раба божьего искать:
Помолились о нем Богу. прах его земле предать
 Ефимиан УДИВИЛСЯ и не знает ничего
 Нашли во дворе в конюшне покойника у него
Отец и мать и супруга рассуждали не дыша:
Кто же этот наш странник так безгранная душа
Смотрят -лежит на соломе в руке грамота держа
Помолились, письмо взяли, папа вслух его читать
« Прости меня ,отец мой милый я твой сынок Алексей
 Жил в твоем доме я долго и терпел много скорбей
Вот теперь я умираю, душу Богу предаю
Неробщи на Бога сильно -пожалей душу свою
А ты мать моя родная, в день кончины моея
За все слезы и страданья прости сына своего.
И ты, верная супруга, от души меня прости
И тебе Господь сподобил крест свой слезно донести."
Ефиман стоял и слушал, как читал папа письмо
 Как узнал про Алексея и в глазах стало темно.
 Пошатнулся, прослезился, обнял сына своего:
"Ты прости меня, сыночек, прости отца своего!
Не узнал тебя мой милый в смиренной жизни я твоей
Прости меня, ты мой любезный, дорогой сын Алексей!"
 Мать стояла, побледнела, сказать слова несмогла ,
Зарыдала, завопила, преклонилась и легла,
И супруга молодая платком закрыла лицо,
 Тихим голосом вопнла, в руке держала кольцо:
"О, супруг мой неизменный, что ты сделал надо мной"
Обещал вернуться скоро-я тебя ждала
И вернувши не открылся, не утешил ты меня
И кольцо мое венчально почернела у меня
Я вдовою молодою и девицей остаюсь
И смиренною душою Божьей воле предаюсь"
И- с горячими слезами поклонилась до земли
 И подруги ее взяли и в свою келью увели.
 Пусть все люди поминают Алексея за упокой,
 Ефимиана утешали, чтоб не падал он душой
Добрый папа Инокентий отпеванье отслужил
И в ограде святой церкви Алексея схоронил.
   С.Наследничье Шиловский район


                АРХАНГЕЛ МИХАИЛ
                Великия чудный Михаил
                Как сладко имя твое
                Ты мне помощник в здешнем мире
                Ты мне отрада на земле.
                Но я страшусь дерзновенья
                Какую чувствую к тебе.
                Я весь в грехах и уничижении
                Как червь влачуся по земле.
       О как воззришь ты святым оком
       На землю мрачную греха
       И на людей забывших Бога
       И на самих себя.
       Ты горних сил всех повелитель
       Ближающих зритель божества
Совет Троицы исполнитель
Судеб таинственных слуга
В твоем величии бесподобном
Земных страдальцев не забудь
Здесь на земле и там за гробом
Всегда заступником нам будь.
с. Санское Шиловский район


КТО БЫ ДАЛ МНЕ, ЯКО ПТИЦЕ ДВА ПЕРНАТЫЕ КРЫЛА
 Кто бы дал мне, яко птице два пернатые крыла,
 полетел бы я на тот свет и узнал бы, что есть там.
 И узнал бы, рассказал бы моим милым друзьям.
 Но и нет, сего не будет невозможно улучить- 
 Едина есть только смертная чаша своей горестию претит;
Мне не всей день нов другий сию чашу мне испить
                С сего света мне на тот свет свою жизнь определить.
Что со мной тогда случится неизвестен я всегда,
Только есть одна надежда моя вера во Христа.
Коя вера и надежда многих грешных душ спасла
              Покаянием согрешивших Христу Богу привела.
Возвещают нам писании те прекрасные места,
Там растут и процветают древа райския всегда,
Там летают и воспевают птицы райския всегда.
Там и нет ни дни ни нощи остается свет всегда,
 Там несть ни зимы ни лета,а всегдашняя весна,
 Во блаженном там покои у небесного творца
                Д.Красный ХуторШиловский район


СКОРО, СКОРО ДЕНЬПРИССКОРБНЫЙ И СМЕРТНЫЙ ЧАС ПОДОЙДЁТ
   Скоро, скоро день прискорбный и час смертный подойдет,
   Скоро Ангел мой хранитель чашу горьку поднесет.
   Он разлучит душу с телом, и душе он даст приказ:
   « Ты иди скорее к Богу – он потребовал сейчас.»
    Я явлюсь лицу Христову. За престолом Он сидит,
    За грехи мои великия на меня он не гладит.
И с поникшей головою на коленях мне стоять,
Горько плачу и рыдаю – но уж поздно мне рыдать..
И по левую, смотрю я, искуситель мой стоит,
Все дела мои плохие он в руках своих держит.
И от юности моей все записаны у нега,
Прочитал он, зарыдал я – не солгал он ничега!
Сладко ел я , пировал я, не щадил я сирот и вдов,
Бедных  нищих не дарил я, не признал я Божьих слов.
Бога в сердце не имел я, говорил, что Бога нет –
А теперь  стыдно пред Богом, мне за ето* дать ответ.
Отца, мать не почитал я, всех старался раздражать,
А теперь стыдно пред Богом  мне за жизнь отчет давать.
Все посты не соблюдал я, говорил, что есть не грех,
Закон Божий не признал я, принимал я все за смех…
А по правую, смотрю я,  Его свет:
Ангел Божий посмотрел я ему в руки–
Добрых дел у меня нет.
И потом Христос сказал мне: « На земле есть мой закон,
Кто его не исполняет, тот пойдет в вечный огонь!»
Горько плачу и рыдаю, но уж поздно мне рыдать:
Добрых дел я не имею, рая Божьего  не видать
                д.Красный Хутор Шиловский район

РАСПЛАЧИТЬСЯ РАСТАСКУЕТСЯ ДУША ГРЕШНАЯ БЕЗЗАКОННАЯ
Расплачится растаскуется душа грешная беззаконная
 Взирающи на пресветлой рай на небесное царство вечное;
Поминающи на вольном свете нерадиву жизнь непотребную;
Своей лености зазирающи и саму себя осуждающи:
 «Горе мне, всестрастной дуще! Отчужденная всех небесных благ,
Прожила свой век окаянная всегда в лености с нерадением:
Не стяжала я умиления о благих делех попечения;
Проводила жизнь оскудянная ни попомнила часа смертного
 Что нам всем будет чаша горькая от сея жизни разлучение:
И от всех Другов отчуждение
 Вся оставим зде на вольном свете не имела  я окаянная во уме своем
 Память смертною ни праведным что воздаяния
 Ниже грешным нам всем мучение ;
 Что ни царствии нам небесного ниже радости бесконечныя
Всегда в злых делех упражнялася и в гордости величалася;
Что не чаяла я окоянная кончать  свою жизнь на вольном свете:
 Не имела я страха Божия о душе своей разсуждения:
 Не стяжала я милосердия сребролюбием побеждалася;
 Не имела я любви ко всем токмо гневом злым надымалася :
Не стерпела я поношения токмо злобою побеждалася
 Асуждала всех насмехалася а своих злых делех не отсталася;
 Воздержание проч отринула бражнами насыщалася
Чистоту тела и своей души во блудных делех все асквернила
Ко убогим всем неподатлива токмо скупостью побеждалася:
Странных бедных в дом не принимала, скорбных нужных всех  отвратилася:
 Неимела я, окоянная, себе чистаго покаяния
 Не почитала я среды пятка ни великаго поста Христова
 Не имела я беззаконная ни которых в себе добрых дел:
 Ко Христу Богу не припадала о своих грехах не молилася
 Ко Владычице Богородице со слезами к ней не плакала :
 В помощь всех святых не призывала, ниже памяти сотворила им
 Сего ради осуждена я от Христа Бога в муку вечную бесконечную
                Красный хутор Шиловский район







О БЕДНАЯ ДУША МОЯ.

О бедная душа моя 
должна ты скоро возвратится
конец приходит бытья
возстань глас внутренний взывает
 да пощадит тебя Христос
кто все собою наполняет
 все согрешенья перенес.
Ты спишь душа душа
а ангел света стоит и тихо слезы льет
 ты спишь греховной мглой одета
 а смерть тебя как жертву ждет.
Она прийдет как гость нежданный
 в себе весь ужас затая
 и в час невидимый нежданный
проснись,проснись душа.
Ты спишь в забвении беспечной
 ты спишь в несчастной суете
 А время льется скоротечно
и мы идем к своей чреде.
Страшись греха он постепенно
 тебя ужалит как змея
Взгляни: зияет уже гиена
 Проснись душа моя.
Восстань опавнись хоть мгновенно
мрачно взгляни не чувствуй стыд
 и унижение сон греховной отгони
 Господь давно к тебе взывает
Его ты светом озари.
 Смотри он длани простирает
 душа,душа моя,проснись
 Ты ты спишь а враг твой будит
 все часто ты спишь а бездна под табой
 и божий гнев как гром ужасный
 гремит над грешною главой
.Он скоро скоро разразится
изсякнет благости струя
и дверь спасенья затворится
 проснись проснись душа моя
с.Увяз Шиловский район


ПОМИНАЙТЕ МЕНЯ БРАТЬЯ
Помина
Поминайте меня, братья,
Поминайте каждый раз
Только ваше поминанье
Облегчает всех тут нас.
Поминайте братья сестры
Вы с любовию меня
И простите в чем виновен
Может был пред вами я.
Поминайте хлебом солью
Даже чистою водой
Поминайте добрым словом
Все там будет перед мной
Еще чаще поминайте
Меня милая семья
Я служил вам безотказно
Не забудьте про меня.
Чаще в церковь вы ходите
Где я с жаждой жду вас там
И с отцом духовным вместе
Покланяйтесь к небесам.
Мне не страшно что со света
Я навечно отошел.
Только странно что с грехами
Я ко Господу пришел.
А теперь мои родные
Я стою вот перед ним
Поминайте и молитесь
Чтоб Господь грехи простил.


          с.Санское Шиловский район




ПРИШЛА ПОРА ИСПОЛНЕНЬЯ.


Пришла пора исполненья,
Что пророки говорят,
Будет мерзость запустенья
 На святых местах стоять.       
Солнце веры потемнеет,
 Много звездав уподут,
  Правда тоже очи скроеть,
               И путь истинный уйдеть.
              Любовь в корень охладеет,
              Злоба охладе возмет,
               Тогда люди озвереют,
               Брат на брата меч возметь
               Будет сечь мировая,
               Кровь рекою потечет,
               Будуть скорби небывалы,
               И всех ужас обоймет.
               Глады, моры и трясенья,
               И провалы по местам,
               Наш Господь это предвидел,
                Наперед сказал он намъ.
              Придет на землю обольшенья,
              Чтобъ народы обольстить
              Сети хитрое разставит –
              Христианов уловить.
             Страх и ужас он нагонит,
             Будет в воздухе летать,
             Своим призывом коварным
             Людей от Бога отгонять.
             Будет строить своё царство,
 Вознесется до небес,
 Бога  хульничить онъ будетъ,
 Точно также как и бесъ.
 Тагда богатым и убогим,
Великим , малым и рабам
Печать гнусную приложить,
Он на лоб, лик, рукам.
Без печати той лукавой
Нельзя будет покупать,
И на рынок не поедешь-
Нельзя будет прадавать.
Всю имущество отимет
У баящихся Христа,
Изъ домов он их изгонит,
Все размечет до конца.
Тогда веру испытает
Господь избранных его,
Кто сердечно его любит
Не отступит от него.
Тогда многие прельстятся
И к онтихристу пойдуть,
Изо временной сей жизни
От Бога страшно отойдуть.
Миролюбец не узнаеть
  Приход губителя сего,
  Боголюбец разумеет –
 Он увидет прод его.
            Божьи праздники отниметь,
    Свои будеть водворять,
                Храмы Божие закроет,
 Права верных изгонять.
                Тогда церковь видъ свой с скроет
И в пустыню убежить,
Где три года с палавиной
                Ей прожить принадлежить.
В церквах служенья не будет,
Тьма на время обоймет,
Спасенъ будет тогда всякий,
Кто имя Божия призаветь.
Псалмы молитвы не ушлышит,
Все как будто отомрет,
Не возделованныя  божия нива
Въ запустение придеть.
Запустеет, ожестеет
И покроется кустом.
Все тропинки залужеют,
Зарастут тогда терномъ.
Тогда верных будет мало –
Их изгонять чут не всех,
Двое, трое если в селах,
; десятки в городах.
И те скроются в ущельях,
В лесах, пустынях и горах.
Враги преследовать их будуть
Съ мечем при обысков  домахъ.
Тогда верные восплачут
Пред возлюбленным своим,
Спаси нас Боже в те минуты,
Помоги рабам твоимъ.
Все святильники погаснуть,
Тьма объемлет все кругом,
Света люди не увидять
Обольщение врагом.
Тогда верные будут жаждать
Видеть друга своего,
И по духу он узнает,
Лишь по голосу его.
Если встретит он случайно,
Будет рад своей душей,
«Слава Богу» - тогда скажет,
Что встречался друг такой.
Тогда будеть их так мало,
Как въ оборванном саду,
Где садовник обирает,
Не досмотрится ему.
Тогда область спросит область:
«Есть ли правда у тебя»,
; она с печалью скажетъ:
«Нету, нету ей нигде».
Всё на свете одряхлеть,
Всё к негодности придеть,
В водах рыба оскудеть,
Природа старость принисеть.
Все источники изсякнуть
И возмутятся маря,
Слово истинны умолкнуть,
Глад придеть во все края.
От жажды, глада и трясенья
Будуть люди издыхать,
Много телом будут живы,
; душею умирать.
Тогда люди скажуть утром,
Когда будеть вечереть,
Вечер придеть – скажуть ночи,
Когда будет рассвитать.
Долго время то не будеть,
Невозможно пережить,
Уста Божия глаголють –
Ето время сократить.
Скоро, скоро  незаметно
К нам возлюблинныя придеть,
Слово  известит победы
Духом пусть врага побьеть.
Среди мрака темной ночи
Вдруг осветится земля,
Крест Господень возсияеть
Светлей солнца и огня.
Трубами Ангелы вострубят,
Всех из мертвых воскресять
И оставшися живыя
Мигом вид свой изменять.
Вслед затем мы все увидимъ
С небесъ грядущего Христа,
Сотни Ангелы и святые –
Их же много, нет числа.
Тогда оставшия святые
Вдруг на воздух взлетять,
Силой Божией поднятые
Спаса Господа встречать.
Он отделить одним словом
Своих возлюбленных рабов,
Как и пастырь отделяеть
Овец смиренных от козлов.
И он воссядет на престоле
Наш Господь и судья, -
От лица его побегнуть
С шумом небо и земля.
Она бросится  в горнило
Быстро вид свой изменит,
Предстанет чудно украшая,
На ней же кротцы будуть жить.
Тогда скажет он отрадно
Всем возлюбленным своим,
Приидите насладитесь
Благолением моимъ.
Нечестивым он же грозно
приговор страшный изрекеть,
Вас проклятые не знаю,
И в муку вечную пошлеть.
Тогда злые возрыдають,
Видя грозного судью,
Проклиная день рожденья,
Свою горькую судьбу.
Блажен свет и есть счастливец,
Кто до смерти устаить,
Печать антихриста не примет,
Его козни отразить.
Венец небесный он получить,
На небе вечно будеть жить,
Красотами рая наслаждаться,
Будет Бог его любить.
Там скорбей уже не будет,
Никто слезы не прольет,
Господь обрадуеть, утешить,
С очей слезы их сотреть.
Там святыя возликуют,
Облаченные въ висонь,
Земные скорби все забудуть,
Точно также как и сон.
Село ново, люди новы,
Морей смятения уж нетъ,
все земное миновало –
Совершенно иной светъ.
Там источники живые
И небесные цветы,
Ничто скверное не видеть-
Въ это царство  чистоты.
Совершенно жизнь иная
Святых божиих рабов,
Правда вечно воцарится
И во веки и вековъ.       
 Аминь.


С.Увяз Шиловский райо






ВОТ БУДИТЬ ПОСЛЕДНЯЯ ВРЕМЯ.

Вот будить последняя время
Вся земля у нас сотрясется
И на землю все камени
Все на землю спадутся.
Завесы церковныя разрушатся
И солнце и месяц померкнет
И частыя звезды на землю спадут
И пройдет река огненная
И пожрет она всю тварь земную.
Михаил  трубы вострубить
Да всем нам юзрасть будить
Гоподь любимцам глаголить:
« Идитя мои кресталюбимцы
Вам царство  небесное зготовлено
 От самаго  Бога Сававофа
А грешникам Господь проречил:
« Идитя прочь, проклятыя
Идитя в пропасть земныя,
Вам там беда и мука .
Огни горят неугосимыя,
Смола кипить неуталимая.
Что грешники рыдали
И Господа с глаз ни спускали:
« Увы, увы наш царь небесный,
Чево ты нас прочь отсылаишь
От свого царства небеснаго
Того я вас прочь отсылаю
Воли моей Божьей ни творили,
Через закон мой Божий перступили.
За крест молитву не стояли.
Я сам от Девы родился
Я сам ко кресту пригвожден был,
Всего ради вашего спасения
И во веки веков - аминь.



с. Увяз Шиловский район




ЖИЗНЬ УНЫЛАЯ НАСТАЛА.
Жизнь унылая настала
Лучше братцы умереть
Что вокруг нас происходит
Тяжело на все смотреть
Храмы Божии закрыты
Их лишили красоты
У них все окна перебиты
С глав посбросили кресты
Службы Божей лик священный
Заключенный детский мир
Детский мир среди воспитан
Богохульству научен
Люди Бога не вспоминают
Ни в молитвах ни в делах
 Его имя вспоминают
Лишь в ругательских словах.
Нет крещенья,погребенья,
Чего ждать нам впереди
Нет домашнего моленья
Крест не носим на груди.
Как врага креста боимся
Осеняемся другим
Над иконами смеемся
и не кланяемся им
Всюду страшное несчастье
Разлилось по всей стране
Все забыли  благочестье
Придаемся к сатане.
Уж постов не почитаем
Божьих праздников не чтем
В домах шапки не снимаем
Часто в них едим и пьем.
Не боясь суда Христова
Что за гробом положено
Без венца живем святого
Как скота меняем жен.
 Сатане предавши тело
На устарелые года
Люди стали наглы и смелы
Хулят Господа Христа
Пусть хулят его так дико
Сатане придавшись
В Илеве будем чтить тебя владыка
Ты навек благословлен
Если час настал сожженья
Как в апостольские дни
Переносим все терпенья
С нами Бог, мы не одни.
Ты тащи свое созданье
Ты нам терпим до сих пор
Ты за наше прегрешенье
Нам послал войну и мор.
В этой жизнибессердечной
Нет отрады никакой
Лишь в Христовой Божьей церкви
Мир и радость и покой\Будем братцы мы молится
Мы предвечному творцу
Может быть уже стремится
Жизнь к последнему концу

с.Санское Шиловский район


ТЫ ИДИ-КА, ЧЕЛОВЕЧЕ, НА СИНАЙСКУЮ НА ГОРУ.


Ты иди-ка, человече, на Синайскую на гору.
Ты и глянь-ка, человече, на нашу землю.
Да и чем наша земля изукрашена?
Изукрашена земля церквами Божиими.
Ты и глянь-ка, человече, на нашу землю.
Да и чем наша земля принаполнена.
Принаполнена земля душами грешными.
Там течет, там гремет река огненная.
От востоку течеть, до западу.
Шириною, глубиною неизмеренная.
Перевозят, переносят через огненну реку.
Что и души праведные ко пресветлому раю.
Ко пресветлому раю, да к самому Христу.
А и праведные души по суху идут.
А и грешные души по колено вогне бредут.
А кричат они плачут, громким голосом.
Уж ты батюшка, Михаила, - судья праведный.
Первези-ка, пернеси-ка через огненну реку.
Через огненну, реку да ко пресветлому раю.
Ко пресветлому раю, да к самому Христу.
Отвечает сам судья праведный
Много пили, много ели, много тешилися.
Да не знали вы не середы, да не пятницы.
И Христова Воскресения вы да не празднывали,
А и в Божию церковь вы да не хаживали.
А Богу Спасу нашему не молилися.                За те за великия прегрешения                Вы идите окаянные души в огнь вечную.                В огнь вечную, да в тьму превечную.
Тут заплакали они –души грешныя.
Ты прости, да прощай весь и белый свет.
Ты прости, да прощай сам Исус Христос.
Ты прощай-ка сам Михаила, судья праведный.
Вы простите-ка прощайте, отец с матерью.
Вы простите-ка прощайте, милые братия.
С.Чембар Шловский район


ВСТРЕТИМСЯ ЛИ МЫ С ТОБОЮ
Встретимся ли мы с тобою
Где святые все поют,
Где спокойною рекою
Воды чистые текут?
Припев: Да,мы встретимся  с тобою
Над чудною, над чудною рекою
Там с неумолкаемой хвалою
Иисусу мы будем служить.
Над прозрачною рекою
Чистой, светлой как кристалл
Там воскликнем мы с тобою
Вечный день теперь настал.
Между нами и рекою
Путь непроходимый был
Но сколь тяжкою ценою
Агнец нам его открыл.
Там в сияние над рекою
Лик Христа мы будем зреть
Кто на землю за тобою
Нисходил, чтоб умереть.
Скоро будем над рекою,
Скоро путь придет к концу,
Скоро встретимся с тобою
Вознося хвалу Отцу
С.Назаровка. Чучковский район
СОН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Во имя отца и сына и святаго духа
И ныне и присно и во веки веков аминь!
Сон Пресвятой Богородицы и приснодевы Марии

Почивала пресвятая богородица во святом граде Всоанеми Иудейском
в марте превидился ей господь наш Иисус Христос и рече
мати моя возлюбленная пресвятая Богородица
что ты видела во сне Вижу праведен и страшен сон
за шесть дней воскресения твоего прежде времени Петра и Павла
видела тебя сына моего в Ирусалиме
жидам Яковы тебе из 12-ти апостолов продали
 жидам за 30 сребриников
окаменела сердца жидов
тебя господа моего Иисуса Христа поимаша
и керсору на двор  приведаша
облекшее тела твое святое
терзали приведша тя к пантийскому Пилату в суд
привидоша и взяша к поламите Пилата судити
 и приведоша осудите господа моего Иисуса Христа
 и приведоша тебя к горе Голгофе
 распяша тя господа моего Иисуса Христа на трех древах
 кипарисе кедре и пальме между двумя разбойниками.
Главу твою тернов венец возложиша
 желу висящем по голове твоею тростью бияша
 руки и ноги твои гвоздями прибияше
 из ребр твоих изыде кровь и вода
На спасение Христу
 как мати твоя Иисус Христос
Не рыдай мати моя аз буду со креста во гроб положен
 на третий день воскресну над разрушу смертию смерть Адама и Еву
 воздвигну адамову рукописание раздеру все живушые пророка
 воскресну и вознесусь на небеса
и сяду на прстол божества одесную отца небесного
 и на меня мати моя невозможно будет зрить
сама мати моя с небес сайду и сам из тебе душу выну
 во царствие небесное тебя мати моя возлюбленная пресвятая богородица
 Воистину твой сон святой справедливый
и не возможен славится твой  паче меду устам моим
Конец божей заповеди
 еще раб хочет в дому своем содержать его
иметь его в чистате сей сон пресвятой богородицы
 тот человек сохранен будет от нечистаго духа и от пажаору
уталится тот дом хлебом и скотом и всяким земледелием
 еще раб божий имя в путь пойдет и возьмет сей сон присвятой Богородицы
и ной раб в пути избавлен будет от претверженных бесов и от ветров получных и от самого человека лукавого
 избавлен будет еще раб божей имя найдет и возьмет собою сей сон пресвятой богородицы
 и мой раб в лесу избавлен будет
  с.Лубонос.Шиловский район


ДУХНАДЕЖДОЮ ЖИВИТСЯ
Дух надеждою  живится
Что под кровом я твоим
Сердце все к тебе стремится
Не прельщаяся земным
На тебя я уповаю
Мой спаситель и творец
И на  помощь призываю
Будь мне благостный отец
Если Ты всегда со мною
То когда я убоюсь
Под твой благой рукою
Ничего не устрашусь.
День и ночь в слезах молитвы
Пред тобою, царь мой, лью,
Помоги мне въ страстной битве
И спаси рабу свою.
Я сердечными очами
Созерцаю твой чертог
И с горячими слезами пред тобой молюсь, мой Бог.
Все земное честь и слава
Что мне пользи могут дать?
Для души оне отрава
Их желаю избегать.
Что мне миром увлекаться
Если должно в гробе лечь?
Для чего тем заниматься
Что разрушит смертный меч.
Все исчезнет в этом мире
Как трава и цветъ въ поляхъ
Бедный в рубе
Царь в порфире
Обратятся оба в прах.
Небом должно мне пленяться
И надеждой в Боге жить,
Верой в Бога утешаться
И душой Его любить.


Увяз.Шиловский район


О ПРОЩЕНИИ ОБИД
   О прощении обид.
                Пред Тобою, мой Бог,
Я затеплю свечу
О прощении грехов
Я молится хочу.
Твой божественный лик
На иконе святой
Всем прощение сулить
И любовь и покой
Он страдал на кресте,
Пролил кровь за людей
Нас с отцом примирил.
Крестной смертью своей
На поносном кресте
Он в терновом венце
Он отца умолял
За врагов при конце
Он и нам говорил
Ни роптать на людей
Повелел забывать
Об обиде своей
Пред тобою мой Бог
Ничей я предстаю
И с поникшей головой
Я прощенья молю.
Из нужды нищеты
Мне исход укажи
И в несчастной быть
Ты меня поддержи
От соблазнов грехов
Отклони сохрани
И дух злобы вражды
От меня оттяни.
И людям понуреть
Дай мне силу творец
Чтоб спокойной душой
Встретить жизни конец…
С.Увяз Шиловский район


НАСТАЛО ТЯЖЁЛОЕ ВРЕМЯ
Настало тяжелое время
Ной строил ковчег для жилья
Он нес весьма тяжкое бремя
Ему помогала семья
Семья Ноя идет ко спасению
Они скоро построют ковчег,
А неверующий мир ко истреблению
И на веки пойдут на ночлег.
Когда ты окончишь строенье
И внего ты с семьею войди
И тогда ты для спасения
Всех животных и птиц приведи.
А когда ты окончишь веление
Я воды на землю пошлю
За гордасть, за смех заблуждения
Я всех на земле истреблю.
Пусть тогда мудрость земная
В неправде будут меня обличать
И тогда мою волю узнают
Когда волны начнут наступать
И ной обратился к народу
« Покайтесь – он им говорит-
Скорей обратитесь вы к Богу
И он все грехи им простит.
Вы звезды считать научились,
Изучили все недры земли
Пред богом своим возгордились.
Путями развратными шли
Напрасно Его отвергали,
Свои извращали умы
В неверии не утопали
В волнах захлебнетеся вы.
Вот Бог вам пошлет наказанье
Души ваши истребит до одной
И погибнет ваше знанье
Вы окажитесь все под водой.
И весело люди смеялись
Все чаще огромной толпой
К ковчегу они приближались
Со смехом пугали грозой
А Ноя матросом прозвали
И часто сходились смотреть.
А ну, расскажи – говорили
Как будешь в ковчего сидеть.»
Нахмуривши брови седые
На насмешки их Ной не внимал
« Раскайтесь мои дорогие»-
все чаще он им повторял.
« Откуда ты умник взялся
Зачем возмущаешь народ
Такой чепухою занялся-
Твердишь про какой-то потоп.
Другим не дает он покоя
И смущает как будто на смех
И так все время неверил народ
Кричал, возмущался всегда
А Ноеву речь о потопе
Со злобой глушили тогда.
Народы его не пугали
И смех их его не смущал
В конце уже люди сказали
« это Ной от безумства болтал».
Как на земле ты до моря
Строенье свое поведешь?»
Но стук топора раздавался
« Куда ты от нас поплывешь?
Назначенный кончился срок.
Бревно Ной последнее клал
Он полной любви сожаленья
Еще раз народу сказал:
«Друзья вы мои дорогия,
Последний я раз говорю
Последние дни ведь пред вами
Прошу обратитесь к Нему
К нему Всемогущему Богу
Для вас уже последние дни
Остается дней уже немного
Господней последней любви
Покайтесь, погибните люди
Господь вас решил осудить
За то что вы гордые сердцем
Он хочет вас всех потопить.
Но люди глухие остались
Закрыли от правды сердца
Над Ноем и Богом смеялись
Все больше гневили творца
Вот Ной и семья перебрались
В построенный ими ковчег
И с грешным миром навек он простился
И сам Бог за ним дверь затворил
А время все также катилось
Не видно и признаков вод
Все люди тогда говорили
Что выдумал Ной про потоп
По-прежнему солнце сияло
Сияло оно как всегда
Все также покрыто росою
Леса и луга и поля
Тут от сна пробуждаются люди
Спешат на работу свою
Свободно вздыхают их груди
Довольны собою они
Делами своими заняты
И каждый мечтал о себе
И в общем хаосе смешалось
Но правды уж нет на земле
В поля все идут на работы
А пьяница горький лежит
У богатого тоже хлопоты
А мудрый  мечтает сидит
Но вдруг показалися тучи
Волнуясь по небу плывут
Как будто огромные горы
И солнце закрыли бегут
« Об этом мы уже все знали
Оно нас не может страшить-
Так мудрыя всех утешали
Не зная, о чем говорить
И вот уже крупные капли
С небесной лились высоты
И умныя все растерялись
Куда их девались умы.
Но все же размышляли
А с лиц их исчез уже смех
Все чаще они озирались
На дивный стоящей ковчег.
Но все же с терпеньем ждали
Вот-вот перестанет уж лить
На небо со скорбью взирали
Но стыдно им Бога просить.
И лезли на стены  и кровли
Стараясь себя все спасать
И рады бы встать на колени
И Бога в беде умолять
Вот вопли кругом раздаются
Стоны и крики и плач
А воды все льются и льются
Как грозный и страшный палач
О, мама, мы все погибаем
От страха уж детим кричат
Спасите. мы все погибаем
« Прощайте- кричала им мать.
Все дети и мать и отец
Кричат оскорбленному Ною
Увидев свой близкий конец
Возьми нас голубчик с собою
Многия люди кричат.
Просили: О сжалься, помилуй, прости!
Мы так грубо тебя оскорбляли
В ковчег свой скорей нас пусти
Ты видишь мы все погибаем
Впусти нас раб Божий к себе
Вот друг захлебнулся волнами
Впусти скорее меня
Время сто двадцать лет
Призыв окончен к покаянью
Господня кончилась любовь
И  Бог подверг их к наказанью
Вода пребывала все выше и выше
Собой затопляла поля
А вопли смолкают
Все тише и тише
И морем покрылась земля
Холодныя воды покрыли собою
Поля и высокия горы
Остался один Ной на земле
Кругом окружали их воды
Свершилось несчастье,
Нет на Земле неверья
Легло под водами
А правда плывет и плывет по воде
Терпеньем спаслися и трудами
Вода уменьшилась. Ковчег на горах
Стоял он уже неподвижно
И Ной очутился опять на земле
Где гласа Людскова не слышно
Воды уж не стало
Все тихо лежить
Мать ухватила ребенка
Вот муж со своей женой
Вот львица стиснула львенка
А Ной все со скорбью на мертвых глядел
Везде только трупы лежали
За беззаконность и гордость свою
За то, что творца не признали
 С.Санское Шиловский район



ПИСЬМО С ТОГО СВЕТА МЛАДЕНЦА БРАТА К 6-ЛЕТНЕЙ                СЕСТРЕ

С новым годом, с новым счастьем
Хоть с улыбкой, но с участьем
Шлю я вам привет!
Жизнью-то вы очень бедны,
Прочности в ней нет;
Срок у вас  для ней последний
Восемь-десять лет.
Нужды, горе и волненья нынче и вчера
И за вечер опасенья с раннего утра.
; у нас-то вечность, вечность
И конца ей нет,
Что такое скоротечность
Нам и в ум не идеть.
Что такое счастье ваше-
Непонятно нам
Так же как блаженство наше
Непонятно вам.
Суетитесь вы без толку,
Всю жизнь в хлопотах,
Говорите без умолку
Все о пустяках.
«; у нас какое счастье!
С нами вечно Бог:
Ни малейшего несчастья,
Никаких тревог! 
Пожелал бы вам того же,
Не вместите вы,
Вы земные, вам дороже суета молвы.
С колыбели до могилы бед не перечесть…
Дай же господи вам силы
Все то перенесть!
Дай Вам, Господи явиться чистым, как и я,
Долго жить, но не зажиться, милая моя!
Ближе к небу устремляйтесь
Сердцем и душой,
И в несчастьях укрепляйтесь верою святой!

Знаешь ли сестрица,
Как мы тут живем?
И во сне не снится
Вам мой друг о том.
Нет у нас печали,
Никаких забот,
Слез мы не видали
Грусть и ум нейдет.
В светлом лоне Бога
Радость лишь одна
Далека тревога, что тянет она.
Вспомню папу, маму –
Жаль мне станет их:
Я пред Богом стану
И молюсь за них.
Рядом вместе с нами
Ангелы живут, учат нас
И сами Богу песнь поют
К ним и я, сестрица, часто пристаю,
И небес Царице песенку пою.
; Она Родная все голубит нас
И в долинах Рая с нами всякий час.
Там вокруг нас реют Ангелы гурьбой,
Все о нас жалеют –
Всем я им родной.
Нет, моя сестрица, Манечка моя,
С неба воротиться не хочу уж я…
 
Милая сестрица,
Я ведь был у вас:
Матушка Царица, отпустила нас.
С неба мы летели резвою толпой:
Кто там к колыбели, к матери родной,
Кто к отцу родному
К братьям и сестрам,
К памятному дому, к памятным углам…
Тихо и не слышно к вам я проскользнул
И на дом ваш пышный
С жалостью взглянул.
Как беден, низок, как он не высок!
И к земле-то близок, и небес далек!

Толи наше дело Горе бытие,
Все оно из света
Божией рукой по краям одета алою зарей.
; цветы какие тут  у нас растут,
Уж у вас такие там не расцветут.
Но о рае после я поговорю,
; теперь, что возле – я на то смотрю:
Все как прежде было
И теперь у вас
Скромно все и мило,
Как и в оный час.
Папа за работой в ту пору сидел:
Думой и заботой взор его горел.
С тихим умиленьем
Я пред ним стоял
И с благословеньем в лоб  поцеловал!...
Видел и родную, рядом с ней сидел,
Руки ей целуя, в очи ей глядел.
Глубока, как море, дума у нея.
Все-то она в горе милая моя.
Но Господь над нею
Невидимо бдит,
Милостью своею
Всех он нас хранит.
Видел и тебя я, милая сетра,
С Петенькой играя, Шуру ты вела.
Пред  иконой стали
Вы потом втроем –
«Отче наш» читали
Со Святым крестом.
Подле Вас, близ мамы
Тут и я стоял.
И молитву с вами тихо повторял.
Я же пред иконой продолжал стоять,
И молитвы слово ведомое вам
Здесь я начал снова, а окончил там.

С.Мосолово Шиловский район.





ДВА АНГЕЛА
Два ангела парили над грешною землей,
И тихую беседу вели между собой.
Один был благодатный податель мирна сна:
 Ему людей  покоить обязанность дана,
Другой, с унылым взором, с поникшею главой
Был смерти Ангел грозный, разлучник душ с землей
И первому последний  так вымолвил с тоской:
 «О, брат мой, как завиден прекрасный жребий твой!
Рука твоя повсюду  спокойствие несет,
И все благословляют желанный твой приход.
Меня же все трепещут, зовуть своим врагом,
Увы,- лишь скорбь да горе
Вношу я в каждый дом.
Тяжка, невыносима обязанность моя,
Охотно б  поменялся  с тобой уделом я».
«Напрасно ты тоскуешь,- сна Ангел возразил,
Тебе святое дело всевышний поручил:
Как я, мой брат небесный, ты также друг людей,
Ты их освобождаешь  от всех земных скорбей.
Ко Господу на лоно приносишь души их,
Вкусить успокоенье в сиянии святых.
Хотя мой дар прекрасен, сто крат прекрасней твой:
Даешь ты людям вечность, я – временный покой
Как часто, прирыкая с зарею сладкий сон,
Страдалец сожалеет, зачем не умер он…
Лишь тот тебя страшится, своим врагом зовет,
Кто Бога забывает, для плоти лишь живет.

       С. Санское Шиловский район

УМОЛЛЯЛА МАТЬ РОДНАЯ
Умоляла мать родная
Свое милое дитя,
Пред кончиною рыдала,
О судьбе ея грустя.
Распростись навек со мною,
Ненаглядный мой цветок,
Скоро будешь сиротою
Цвести в поле одинок.
Мне минута наступила
Тебя навек спокидать,
Скоро хладная могила
У тебя похитит мать.
Ты звезда моя, денница,
Пожалей своей красы,
Не сгуби себя, девица,
Не плети ты две косы.
Не меняй волю златую
На прелестные цветы,
На богатство, честь земную,
На заботы, суеты.
Ты теперь хоть небогата
И в народе не славна,
Но навек, птичка, ты крылата,
Беспечальна и вольна.
Не забудь себя, девица,
Твой жених – небес творец,
Вовек будешь, как денница,
С ним отидешь под венец.
Рай пресветлой на востоке,
Вечной радости страна.
Не замечена в пороке,
Девам будешь отдана.
Лучше царских там полаты,
Вертограды и сады.
Терема, чертоги златы,
В садах дивные плоды.
Поля устланы цветами,
Росы запах издают,
Рощи с чудными древами,
Тамо ангелы поют.

С.Лубонос Шиловский район




СПИТ СИОН И ДРЕМЛЕТ ЗЛОБА

Спит Сион и дремлет злоба,
Спит во гробе царь царей.
За печатью камень гроба,
Всюду стража у дверей.
Ночь немая сад объемлет,
Стража грозная не спит.
Чуткий слух ея не дремлет,
Зорко вдаль она глядит.
Ночь прошла. На гроб мисии
С ароматами в руках
Шли печальные Марии,
Беспокойство в их сердцах.
И тревога их печалит:
Кто могучею рукой
Тяжкий камень им отвалит
От пещеры гробовой?
И глядят, дивясь об этом:
Камень сдвигнут, гроб открыт,
Стража грозная при гробе,
Аки мертвая, лежит.
А во гробе, полном света,
Кто-то чудный, неземной,
В ризы белые одетый
Сел на камень гробовой.
Ярче молнии блистает
Свет небесного лица;
В страхе вестницы востанья,
И трепещут их серца.
«Что вы, робкие, в смятеньи, -
Им сказал пришлец святой,-
С вестью мира и спасенья
Возвратитеся домой.
Я есть послан небесами,
Весть вам чудную принес.
Нет живого с мертвецами,
Гроб уж пуст – Христос воскрес.
И спешат оттуда жены,
И с восторгом их уста
Проповедуют Сиону
Воскресение Христа
 С.Санское Шиловский район






ЖИЛ ЮНЫЙ ОТШЕЛЬНИК
Жил юный отшельник.
Он, в келье молясь,
Священную книгу читал, углубясь.
В той книге прочел он,
Что тысяща лет
Как день перед богом мелькнет и пройдет.
Монах впал в сомненье,
Стал думать о том,
Что тысяща лет сровнить с одним днем.
Не верит, в священную книгу глядит,
И видит, что в келью
Вдруг птичка летит.
Вся блещет, сияет и прелесть для глаз.
Как яхотный перья, а пух как алмаз.
Когда же вдруг крылья она распахнет,
То радугой светит, то златом сверкнет.
Прекрасная птичка в полете легка;
Быстрее и легче
Весны ветерка.
Летать уж устала, у двери сидит,
И радостно юный отшельник глядит.
Неслышно подходит, молчит, не дохнет,
Лишь только схватить бы, а она
Вдруг вспорхнет.
Она от него, а отшельник за ней,
И вот он выходит из кельи своей.
Идет за ограду, и полем идет,
А птичка все свищет,
Как будто зовет.
Туда и сюда, над цветами кружась,
Как звездочка в воздухе светит, носясь.
И вот  монастырь за пригорком исчез,
А инок за птичкой идет в тень древес.
И с ветки на ветку все птичка вперед,
Порхает, летает и слатко поет.
На дуба вершину присела она,
И пеньем чудесным вся роща полна.
 
Растроганый серцем, восторге душой
Внимает безмолвно монах молодой.
И миг наслажденья боясь потерять,
Звук каждый он ловит и жаждет внимать.
Забылся отрадно, забвенье его
не слышит, не видит вокруг нечего.
Вдруг пенье умолкло, опомнился он.
Где ж птичка-певица? Изчезла как сон.
А птичка взвилася как будто стрела,
И в небе сокрылась, была – не была.
Вздохнул добрый инок и в келью спешит.
Казалось ему, час в отлучке он был.
Боится, что он опоздает в пути,
Что к трапезе ждут, и пора бы прийти.
Но вот монастырь, только чудно ему,
Что ограда не та, не доступна уму.
За оградою новая церковь видна,
И дивится, откуда взялася она.
Стучит во врата, вот привратник идет,
Но ему незнаком, прежде был, да не тот.
Не пускает монаха в обитель его:
«Ты чужой, не видал я лица твоего.»
«И тебя я не знаю, привратник, я нет,
привратник здесь молод, ты ж стар уж
и сед. Я вышел отсюда не болей как час,
с чего же здесь новый привратник у нас?
Иль Спасов не здесь монастырь?» - «Он и есть.» -
«Так поиди же к игумену, дай о мне весть.»
И дивится привратник, игумена зовет.
И вот за игуменом весь причет идет.
Монах перед ними склонился лицом,
Но только игумен ему незнаком.
Меж братии также знакомого нет,
Он смотрит, он ищет, своих не найдет.
Монах приключения свои рассказал,
Ему с удивленьем весь причт внимал.
И мудрый игумен пришельца спросил,
Какое он имя меж братии носил.
«Антонием назван в монашестве я,
При мне был игумен отец Илия.»
И все изумились, по книгам глядят,
Нашли имена их лет триста назад.
Антоний в день пасхи без вести пропал,
«Так писано в книге»,- игумен сказал.
«Дивен бог в чудесах»,- так монах
повторил и вдруг предо всеми свой
вид изменил.
В нем виден был старец: взор юный
угас. Пред ним триста лет миновали как час.
Он пал и молился. Два дня протекли,
Почил он и с честью его погребли.
 С.Санское Шиловский район
   
А ВЫ,ГОЛУБИ,А ВЫ СИЗАИ.
А вы, голуби, а вы, сизаи.
Где вы лётали, чё вы видели?
Чё вы видели, чё вы слышали?.
А мы там были, там мы видели,
Где душа с телом расставалася,
Расставалася, распрощалася:
- «Ты прощай, прощай, тело белое,
Тебе век телу во земле лежать,
А мне душе – на суд праведный,
На суд праведный покаяния».
  С.Мосолово Шиловский район


НА ВЕЛИКУЮ СТРАСТНУЮ
С пятницы на субботу на великую страстную                Жиды-пилаты Христа распинали,                В ручки, в ножки гвоздики вбивали,                На буйную головку тернов венец надевали.                Уж как услышала Матушка Марея,—                Горючими слезьми обливалася,                Его святой одеженькой обтиралася,                Молилася Богу предвечному.                Свое горе ему выкладала,                Милости великой его вопрошала:                Того ли Воскресения тридневного.                Уж как воскрес наш Царь-Христос,—                Природушка взликовалася,                Жиды-пилаты в страхе разбежалися,                Мертвы тела воскресалися.
   С.Мосолово Шиловский район

ГДЕ ЦВЕТОЧЕК ТОТ ПРЕКРАСНЫЙ
Где цветочек тот прекрасный,
Что долину украшал
Дунул ветер и ненастье
И цветок увы завял.
Так и я скоро завяну,
Скоро жизнь моя пройдет
Прахом я, землею стану
Имя с жизнею сойдет.
Погребенье песнь унылу,
Кто услышит надо мной
Оросит ли кто могилу
Своей горестной слезой.
Кто осыплет гроб цветами
С сожаленьем кто вздохнет
Чужд и хладными ногами
Беспечально прах сотрет.
Все со временем проходит
Горе, счастье пролетит
К разрушенью все стремится
Кто сей доли избежит.
Кедр высокий с облаками
Наравне вчера стоял
Ныне вниз лежит ветвями
Буйный ветр его сломал.
Так, увы и нас подломит
Может быть, внезапно смерть
В глубине земли схоронят
Наше тело, нашу персть.
Р.п.Шилово Шиловский район

ДУХОВНЫЕ СТИХИ МАТУШКИ ТАТЬЯНЫ

Точно звезды в небе черно
Ангелы на небесах
И средь первым был у Бога
Архангель Сатаниил
Бог его хвали без меры
Пуще всех его любя
И архангел возгордился
Волю Бога нестерпя
Третью часть  созданий Божьих
За собою он увёл
И в гордыни непомерной
На Бога Войска повёл
Тут явился Божий воин
Ахи стра дик Михаил.
Лишь одною славой Божей
Всех врагов он победил.
Точно градовые звезды
Пали те кто изменил
И пробил собою землю
Архи страт Сатаниил
В этой чадной и зловонной
Яме. Создал ад он сам себе
И теперь стенает вечно
Прокленанья шлет своей судьбе.
Войско Божье ж опустело.
На две трети  падших вниз
И чтоб их ряды заполнить
Стал господь святых сзывать,
Из достойнейших,-достойных
Стал в чертог свой забирать
Бывшу ангельску работу
Им радивым поручать
Вместо  кореша худого
Себе нового завёл
Средь людей его мы знаем
Как Никола угодник.
Средь архангелов сидит он
С ними робит он и спит.
Войско ново святое
Зародилось в небесах.
Войско грозное по небу
Что на огневых конях.
Но отличье есть у ентих
Воинов божьих в небесах
В них земная суть  былая
Даёть меж людёв ходить.
Иногда они карают,
За приступочек лихой
Иногда же награждают
Грешных нас  в тяжёлый час.
Русь что третьим слывет Римом
На отличку среди них
И когда враги приходят
И спасенья уже нет
Божьи воины приходят
Чтоб врагам держать ответ.


+++
Как по милости своей
Божья мать спустилась в ад
Жаль ей тамошних людей
Что века в огне горят
По угольям босиком
Ходит между них она
Богуж больно от того
За ней архангелов послал.
Вознесисья Преблагая
По угольям не ходи
Мне горьки твои мученья
Пусть тья ангелы несут.
За меня ты пострадала,
Когда был я на земле
Неужели в моём царстве
Тебе хуже чем аду
Божья матерь отвечала
Почто муки людям дал
От грехов спасать хотел их
А теперь терзаешь так
Отвечает ей создатель
За свои грехи горят
Я им дал возможность выбрать
В рай идти иль прямо в ад
Искупил их прегрешенья
Смерть на кресте обретя
Тот, кто не хотел спасенья
Пусть теперь горит в огне.
Мой ты сыне неразумный
Божья матерь говорит
Стоилоль идти на муку
Коли  в аду огонь горит
Прогневился Бог Всевышний
И архангелам велел
Подхватить Марию Деву
И над углями поднять.
Не тебе судить родная
О деяниях моих
Я не только людев создал
Но и пострадал за них.
Отвечала ему Матерь
Ты страдал за род людской
А я за тебя страдала
Плача горькою слезой
И восплескала Мария
И от горьких  слез её
Гас огонь в аду под ними
И не смел больше гореть
Кроме правды и неправды
В мире истина живёт
Её имя милосердье
Оно всех нас бережёт.
И тогда к Марии Деве
В ад спустился сам Христос
И один денёк назначил
Грешных мучить прекратить.
Когда архангел Гаврииле
Возвестил благую весть
В этот день не будут мучить
Даже грешников в аду.

++++
Раз монах во сне увидел
Камни по реке плывут
Сильно он тому дивился
И за ними он пошёл
На нагорном крутом месте
Увидал, что их возносят
Ангелы куда то ввысь.
И прочитав молитву Богу
Вопрошал тогда он их
Что за чудо раз чудное
Камни по реке плывут
Точно лёд плывёт весноою
Но не лёд ведь а гранит
Засмеялся ближний ангел
Разве это чудеса
Мы строители от Бога
Строем новый светлый град
Вопрошал тогда монах тот
Что Арсением зовут
А скажите Божьи люди
Новый то Иерусалим?
Отвечал ему тут ангел
Таких много городов,
 Еерусалим один из многих
 И Москва есть и Рязань.
Есть престольные столицы
И деревни тоже есть.
Вопрошал тогда Арсений
Для кого трудитесь Вы
Кто в тех градах жизнь проводит
Да и как туда попасть.
Отвечал ему тут ангел
Мы для Господа робим
В городах жить будут люди
Кого сам господь избрал.
А попасть туда несложно
Соблюдай закон и честь
И положенное время
Сам окажешься ты там.
Там царит извечный праздник,
Без хмельного пития
Нет не боли и не страха.
Только вера и любовь.
Вопрошал тогда Арсений
Как узнать что призван ты
Это Ангел отвечает
Каждый знает про себя
Здесь не надо  знаков дивных
И не надобно примет
Знает каждый человеце
В рай и ль ад он попадет.
А Арсений отвечает
Я не знаю как мне быть.
Ему ангел отвечает.
Знаешь. Но не хочешь знать
Чем от разных Божьих тварей
Отличился человек
Знает что творит дурное
Но творит он и творит…
После верует в спасенье
Но не вера нас спасёт
Есть еще любовь с надеждой
Только всех их обретя
Человек познает мудрость
И откроются ему
Двери храма неземного
А того что создал Бог
Создал он его повсюду
И безмерно прост ведь путь
Зла другим совсем не делай
Делай правду и добро.
И тогда за стол ты сядешь
Среди близких и друзей
На века-веков во граде
Что построен для тебя.
++++
Среди сирых и убогих
Что каликами зовут
Иногда святые ходят
И на нашу жизнь глядят
Кто жестокий и не правый
Тому правду воздают
Милосердных и чистовых
За собой они ведут
Так пошло с времен старинных
Когда троицу явив
На землю господь спустился
Чтобы знать как мы живём
Ну а мы чтоб тоже знали
Что и он Господь живое
Его законы соблюдали
Не творили зло и грех.
Если в дом к тебе сточиться
Путник позднюю порой
То кого прогонишь прочь ты
Может Господа свого.
А прогонишь человека
Все одно зло совершишь
Точно Господа прогнавши
И не давши ему есть.
С.Новосёлки Что ныне Шилово.


ДЛЯ ВСЕХ СОЛНЦЕ СВЕТИТ, ДЛЯ МЕНЯ УЖ НЕТ
Для всех солнце светит,
Для меня уж нет,
Я лежу во гробе
И не вижу свет.
Глаза уже закрыты:
Прощай, белый свет.
Мне дана дорога
Идти на ответ.
Вырыта могила
Во сырой земле
Все мои родные
Не плачьте обо мне
Крышка уж не давит,
Не теснит доска,
Скорби все умолкли,
Отошла тоска.
Навеки я уснула
Непробудным сном,
Сердце уж не бьется,
И не слышу звон.
Не ходи, прохожий,
Не топчи мой прах,
Я теперь уж дома,
А ты еще в гостях
Р.п.Шилово Шиловский район.