Природа и Родина слова однокоренные

Евгений Суздальцев
Сто тысяч лет до нашей эры. Тигры, кабаны, косули, кожистые черепахи, мандаринки и хвостоносцы («Маака», но ещё не знающие об этом). Кедр, липа, тис, сосна («могильная», но – позже). Лотос, женьшень, рододендрон, орляк… Вся эта живность и растительность существовала в Анучинском районе уже тогда. Нет, района, конечно, ещё не было, но солдатская сопка стояла на своём месте, а речка – не Арсеньевка или Тудагоу, а просто речка текла по своему руслу так же, как течёт и сегодня – плюс минус километр – другой в границах поймы. Участь всех вышеперечисленных организмов была незавидна – они не ведали человеческой заботы.
Человек появился позже. Сначала питекантроп с палкой-копалкой и тяжёлой дубинкой. Потом «кроуновец» с огородными и гончарными навыками. Чжурчжени… Бохайцы… Удэгейцы и тазы… Все эти хорошие люди нисколько не задумывались о благополучии реликтового уссурийского таракана и даже не задавались вопросом – чем же дышит когтистый безлёгочный тритон? Неужели всё таки – когтями!? Беспечными были те люди, и в голову им не приходило, что мамонтов, к примеру, нужно не употреблять в пищу, а наоборот - спасать от истребления.
И вот, каких-то два столетия назад в этих краях появился белый, то бишь культурный, цивилизованный человек. И жизнь дикой природы (именно в тот момент и выяснилось что она – дикая) резко изменилась. Её принялись осваивать, покорять, а в последние десятилетия – усиленно охранять.
Всё, всё… Прекращаю плеваться дешёвыми сарказмами. На самом деле, я и сам пребываю в недоумении – как бы можно было устроить нашу жизнь – человеческую и всех прочих тварей Божиих – чтобы мы не мучили друг друга? Неужели это невозможно?! Что, современный человек не способен жить бесконфликтно с окружающей средой? Не знаю, не знаю…А вот только пообщался я недавно с моей хорошей знакомой – Валентиной Прохоровной Семёновой, и как-то стало проясняться понемногу в моих мыслях. Легче, вот, правда не стало…
Не мудрствуя, просто представлю бабы Валин монолог без изменений – так, как она поведала мне о своих лесных похождениях, о людях и зверушках, средь которых текут её дни, о жизни своей одним словом.

Ходила я по грибы и заблудилась. А получилось так - потому что лес незнакомый – я только-только из Старогордеевки переехала к дочери в Нововарваровку. Потому лес и не знала ещё. Ну вот, набрала я полное ведро грибов, пора домой идти, а я на дорогу выйти не могу. Уж и смеркаться стало. Грибы выбросить пришлось – по жаре испортились. Стемнело. Дождь стал моросить. Я наломала веников, села под дуб большой, одела ведро на голову и сижу. Собака подбежит – гав-гав, как будто зовёт, а хозяйка не понимает… Так и переночевала. А утром – чуть-чуть виднять стало – пошла по ручью. Мне всегда мать говорила – «если заблудишься, иди по течению и выйдешь». Прошла я пятнадцать метров и вышла на дорогу. И ведь никто за всю ночь, как на зло, ни на машине, ни на мотоцикле не проехал мимо – я бы поняла, что рядом с дорогой сижу!
А дома – паника! Конец, всё, пропала!!! Утром зять с лесниками поехали меня искать. А я иду себе потихоньку домой вдоль дороги и собираю грибы – не возвращаться же с пустым ведром! Соседка по дороге идёт, меня увидела, кричит на меня, ругается: «Там лесхоз подняли тебя искать, а ты тут грибы собираешь!»
Как вернулась, дочка в слёзы – испереживалась. А лесники, что меня искали, нашли только кофту – вчера жарко было, я сняла и повесила на куст. Ну всё! Кофта есть, человека нет! Ясно – медведь или тигра уволокла! Пропала тёща! Приехали они из леса, а я сижу – чай пью…Долго смеялись надо мной! Нет, не ругали. Радовались, что жива пришла – чего ругаться!
А другой раз случай был. Пошла я за рядовками. Я всегда одна хожу. Вон мои попутчики – собачки. А с дочерью или с невестками пойдёшь – только шум да гам от них. «Да ты где, да подожди, да не отставай»… А одна я иду – как хочу, куда хочу. И блудила только один раз с непривычки на новом месте. Так вот, собираю я, значит, здесь в посадках кедровых рядовку. Что-то странно собачки мои мимо меня пробежали вниз. Быстро так и молча… Подымаю голову, а на меня медведь высунулся из кедрушек молоденьких и смотрит. Стоим мы – друг друга разглядываем. Смотрю, а медведь-то – старик! Ну прям как я! Морда вся седая, и по загривку седина вдоль спины. Вот так посмотрели мы друг на друга, да и пошли каждый в свою сторону. А на следующий день мне сосед рассказывает: «Баба, встретил я твоего крестника. И правда – весь седой. Я на мотоцикле ему и сигналю и пипикаю, а он – как шёл, голову повесил, так и не обернулся даже!»
Так ведь и не напугалась я нисколько в тот раз. Может мы с медведём одинаковы были – поэтому?
И опять, пошли мы осенью за груздём с невесткой – привязалась: - «Ну возьми меня хоть раз с собой!» - «Ну ладно, пойдём!». Вот она по низу сопки собирает, а я поднялась наверх. Смотрю – идёт медведица, а следом – ма-аленький медвежонок бегит. Так красиво! Думаю – крикни Людке, так она рванёт домой и меня бросит! Не стала ей кричать ничего. Хорошо, что собаки как-то в сторону отбежали, не гавкали. А то, если бы собаки гавкали – и нам места было бы мало! Это ж медведица! С дитём!
А в Гордеевке ещё когда жила, с соседкой пошли мы за виноградом. Разошлись мы с ней, я нашла большую черёмуху, а по ней виноград плетётся. Вот я стою под ней, виноград обрываю. Не пойму! Гляжу – что за лапы висят?! Падают мне на голову объеденные кисти! А там, наверху сидит медвежонок – поест виноград и веточку бросает. Я потихоньку подружку свою привела, шепчу ей – погляди-ка. Она как увидела, матом на меня: «…с ума сошла! Ещё стоит и любуется! Сейчас мамка придёт…Тикать давай быстрей!» Только мы на дорогу выбежали, слышим – медведица сзади ругается.
А! Чему быть, того не миновать!
Вот тигра ни разу не видела. И хотелось бы, а не довелось…Хоть бы издалека глянуть… Чушек вот видела – несколько раз. Жорик мой – пёсик - гавкал, крутился, нападал на него. Здоровенный такой кабаняра. Чёрный весь. А я потихоньку, потихоньку отошла подальше. Кабан – он тоже опасный зверь ведь!
Сама охотиться? Не-ет! Никого я не смогла бы убить! Ни за что! Нет! Особенно жалко вот – козочек стреляют! Они же такие красивые! А тут убивать! Их бы самих…
Я – только грибы, да ягоды собираю. За шиповником и сейчас вот хожу. Круглый год, считай. Какие грибы любимые? А я всякие люблю. Царей – обабки приморские – раньше не знали, думали несъедобные. А оказалось – какие вкусные! А какие большие бывали – шляпка в дверь не проходила! До пяти килограммов один гриб! И не порченные, не червивые! А опята какие красивые иной раз – пень как букет цветов! А грузди сырые какие раньше бывали! Сейчас таких не стало – климат уже не тот. Мухомор вот на водке настаиваю и ноги натираю – помогает. Мать научила.
Надо, конечно, защищать природу! Как? А лишнего не надо брать! Зайди сегодня в лес – пешком не пройдёшь, ноги поломаешь. Сплошная лесосека безобразная. Раньше хоть немного лесников боялись. Да и посадками занимались, даже я два года успела кедрушки посажать. Сейчас люди жадничают – есть такое. Гребут без меры. Старики, они хоть совесть соблюдали как-то, а сейчас молодёжь вообще безалаберная стала. Раньше совхозы, колхозы были – люди работали, некогда было шалопайничать.
Я сама с тринадцати лет на ферму пошла, так всю жизнь дояркой и проработала. Жила себе, как все живут, пока горе не пришло. Сначала внучка малого током убило. Провод оборвало на столбе – говорили телефонный, без напряжения, а он, несмышлёный, наступил босой ногой – и всё! А через два месяца муж от инфаркта умер. Трактористом был. Каждый день мимо кладбища ездил, где внучок лежал. Вот сердце и не выдержало. Тут и я стала на кладбище бегать. Что греха таить – выпивать стала. Легче ведь становилось, хоть ненадолго. Вот дочка с зятем смотрят – такое дело – и решили меня к себе перевезти.
Тут, в Нововарваровке я снова и пошла в лес. Нравится мне – и не из-за грибов, вовсе! Красота ведь! А воздух – дыши, не надышишься! Тут меня отпустило горе, и пить я не стала.
Я ведь, считай, выросла в лесу. В пять лет с бабушкой в лес ходила. Серпом траву косила корове по кочкам. Походила я за свою жизнь…Ох и походила! Да видно уже далеко не ходить. А вот зато теперь с правнуками за грибами летом ходила. Ярослав и Захар у меня правнуки. Они мне потом уже сами звонят: «баба, ты как за грибами соберёшься, нас зови – мы с тобой пойдём». Понравилось, значит. Где рядовочка попадётся, где груздик сухой. Спрашивают: «Баба, а вот этот хороший? А этот?» - Бери, говорю…

Вот такая у меня приятельница - баба Валя – знатная грибница. Уверен, знакома она многим. Летом её часто можно увидеть в Нововарваровке около трассы. Грибы продаёт. Всё – приработок к пенсии.
Что моя героиня может прояснить в таком серьёзном вопросе как защита дикой природы? Но посудите сами, ведь кто как не она – пример гармоничного сосуществования современного человека с этой самой дикой природой. И даже принцип, обоснование такого симбиоза есть у бабы Вали! Не заумный вовсе принцип, всего в трёх словах – базовый, можно сказать. Вот он: НЕ НАДО ХАПАТЬ! Скажу больше – таких людей, как баба Валя много вокруг нас. Их жизненные принципы можно определить одним словом: «нестяжательство». Увидеть бы их, незаметных и неразговорчивых, поучиться… Успеть бы…
Легко рассуждать со стороны, скажете вы. А как же быть лесопромышленникам? Ведь лесозаготовку невозможно вести маленькими объёмами. Люди кооперируются в своём труде – лесорубы и трактористы, шофера и менеджеры – все они получают свою долю прибыли, кормят семьи. Древесина идёт на производство разных полезных вещей… Эх! Конечно всё так! Но давайте посчитаем – какая часть нашего общества причастна к лесопромышленной отрасли? Четверть? Треть? Точно, что не половина! Вот и получается, что в выгоде остаётся наш могучий сосед – Китай. А у нас сегодня и на стройку купить качественный пиломатериал – проблема.
Не удержусь, перескажу виденный мной телевизионный сюжет. Один мужчина, из Иркутской области, кажется, обратился за помощью к экстрасенсам. Он просил избавить его от порчи. У него умирали один за другим близкие люди. Он недоумевал: «Ведь я нормальный человек, ничего плохого никому не делал, работаю всю жизнь как ишак, зарабатываю… Леса вон уже сколько эшелонов в Китай отправил…»
Не буду умничать. Констатирую только: человек несчастлив и не поймёт отчего.
 Оглянитесь вокруг себя и вспомните – много ли вы видели счастливых людей хотя бы за сегодняшний день? А теперь посмотрите на мою героиню – баба Валя отнюдь не выглядит несчастной. Неказистенько – да. Постаревшей от многих бед, случившихся в её жизни – да. Но несчастной – нет! Мне кажется потому, что живёт она в абсолютном согласии с той самой дикой природой, которая катастрофически съёживается вокруг неё! И мне хочется крикнуть: Господа! Оставьте тёти Валин лес в покое! Не будьте стяжателями! Берите столько, сколько можете съесть сами и ваши близкие! ХОРОШ ХАПАТЬ!!! Помните, для обычного, нормального человека, лес это храм, где душа его, человеческая, растёт. Думаю, есть сегодня реальная опасность этот храм растрынькать. У нас богатый опыт в этом деле. Или я не прав?