Два берега у одного моря

Михаил Гудаев
Берег левый. Восточный берег Кольского полуострова, каменистый и высокий, с довольно большими глубинами даже вблизи берегов. Здесь расположена Гремиха, где я служил.

Стихи про Гремиху. Автор - Юрий Александрович Диаментов

На Севере везде бывает лихо,
Дороги в Заполярье все трудны,
Но если скажешь: адрес мой – Гремиха,
Глядят, как будто ты упал с Луны.

Не удивляйтесь, мы не Робинзоны,
Дома пятиэтажные везде.
Живём в пределах пригородной зоны,
До города лишь сутки по воде.

Здесь море никого не миновало,
И не мужчинам только знать дано
Какой бывает качка в восемь баллов,
Когда нет места лучше гальюнов.

Дрожащею ногой ступив на сушу,
Не радуйтесь, что испытанья все,
И вместе с пищей вырванную душу
Держи, чтоб ветер не унёс совсем.

Но есть любовь и живо чувство долга,
И потому в суровые края
Без долгих споров едет и надолго
Любая настоящая семья.

И потому звучат стихи и песни,
Хотя апрель и май метель метёт.
Я не скажу, что края нет чудесней,
Но здесь чудесный собрался народ.

И потому не за углом и тихо,
А в полный голос я сказать хочу:
Я – заполярник, адрес мой – Гремиха,
И этот адрес надо уважать!

Берег правый. Западный берег полуострова Канин. Низменный, в большинстве песчаный, мелководный.  Дно здесь сложено рыхлыми песками, переносимыми с места на место мощными течениями. В результате этого процесса возникают постоянно перемещающиеся мели - кошки. Здесь расположен  посёлок Шойна, моя Малая Родина.
Стихи про Шойну. Автор - Алексей Пичков

Родина… Родина…
тропы оленьи…
Родина –
в сопках родное селенье.

Дома выбегают
к студёному морю…
Есть лучше места
в этом мире, не спорю.

Есть звёзды иные,
есть скалы покруче,
есть в небе иные,
высокие тучи.

А здесь ни берёзки,
лишь травы густые
растут, просолённые
яростным ветром.

У моря
окраина милой России
последним лежит
на песке километром.

Родина… Родина…
тропы оленьи…
Родина –
в сопках родное селенье.

Эти поселения разделяет друг от друга двести километров Белого моря.
Итак, после трёх лет службы в Гремихе, я вновь оказался на другом берегу моря, на своей Малой Родине, посёлке Шойна. Опять меня отделяло двести километров Белого моря, только сейчас уже от Гремихи. Как это ни парадоксально, но моя связь с Гремихой по окончании службы не закончилась.

Решил остаться после армии жить и работать в Шойне, а учиться заочно. Осенью 1968 года освободилось место техника маяка “Шойна”, куда я и поступил на работу. Проработал в должности техника маяка шесть лет (1968 – 1974 гг.). Итак, немного об истории маяков и истории маяка “Шойна”.