И лужи бывают глубокими!

Александр Занев
      Юрка, мой друг с самого раннего детства. С первых дней детского сада.  Жили в одном посёлке, а после детсада ходили в один класс, потом переехали в район новостроек. Жили в одном доме шести подъездном, он в первом подъезде, я в последнем. Дружили дворовой компанией. 
Самые забавные наверное в нашей жизни всё таки детские воспоминания...

 ...Ранняя весна. Нам лет по 10-11 уже. И конечно, как и все пацаны ищем приключение на свою голову.  Данная история, о том - какими неожиданно глубокими могут быть лужи.

Городские было мерить бесполезно, разве что на стройках в котловане, и мы ходили на пустырь, куда строители пока не добрались, и который находился в низине. Ручьи со всей округи стекались туда, и по сему там  образовывался  приличный ручей, почти река. Вот её то и измерил наш друг Юрка однажды, ранней весной.
 Собрались мы во дворе, как-то в  весенние каникулы, а он и говорит:
- Эти ваши лужи не лужи, а так мокрое место, я вчера мерил одну, так она меня с головой скрыла!
- Да ладно брехать-то, таких не бывает. – возразил Азаматка, татарчонок, что на пару лет был младше нас, но который и сам был не промах поискать приключений, и тоже знал все лужи в округе.
- Бывает! - хитро улыбнулся Юрка.
 - Врёшь! - настаивал Азамат.
- Могу поспорить.
- А давай!
- Десять мороженок!
 - Двадцать! - повысил ставку Азамат.
- А деньги то у тебя есть! – усомнился Юрка.
- Есть, накопил малость.  А у тебя?
- Я тоже... на обедах с экономил. Подтвердил Юрка.

Зная Юрку как облупленного, я бы не стал с ним спорить. У него была любимая поговорка: – Где прошёл Хохол, там Еврею делать нечего. Где он её надыбал не знаю, да и Евреев в нашей компании детей рабочих кварталов вроде не было, но применял он её часто, может именно поэтому - никто ведь не опровергнет...
   Ну, какой он Хохол! Безотцовщина, как и большинство из нас, переехавших из рабочих посёлков в новый район, выделенных от кирпичного завода ветеранам труда. Отец правда у него говорят был с Украины, а вот мать – чистокровная Немка.
А подлянщик в детстве то он, был конечно знатный. Розыгрыши любил жёсткие. Потому я и опасался бы спорить.
Помня уже, чем может обернуться…
...Однажды, в пору нашей совсем зелёной, сопливой юности – лет этак нам было по 5, он мне устроил «кузькину мать»...
Гуляли мы с ним тогда по посёлку как-то летом, без надзора разумеется. Пока матери наши были на работе. Тогда это было запросто. И вот в одном из палисадников заметили какое-то растение, большие цветы с толстыми стволами похожими на подсолнухи. И одно растение было надломлено, видимо маковку  сорвали недавно, из места надлома виднелась мякоть, переливающаяся на солнце такой притягательной белизной, и было похоже на сахарную вату, и вообще на что-то волшебное, что мы стояли и смотрели, как завороженные.

Дети есть дети, как не лизнуть!
 Я опасался конечно, но Юрка был рисковый парень, не робкого десятка. Сейчас бы я сказал - без царя в голове, без чувства осторожности. Он отломал кусок ствола и лизнул первым. Лицо его на секунду исказила болезненная гримаса, которой я почему-то тогда значения не придал, и напрасно! Но потом он, всё же улыбнулся и произнёс – вкуснотища-то какая! - и протянул мне.
   Реклама сделала своё дело...Я тоже разумеется лизнул и… в ту же секунду в мой язык впились миллионы ядовитых жал, что  от боли у меня брызнули слёзы. Я в недоумении глянул на Юрку, а у того уже во всю по щекам текли целые реки.
- Ты почему меня обманул? - только и смог произнести я.
- А-а, мне же обидно, одному -то!
Вот такая она, настоящая мальчишеская солидарность…
Потом, боль вдруг настолько усилилась, что мы, не сговариваясь,  завопив в два голоса, разбежались в разные стороны,  каждый к своему дому.
Когда я добежал до своих ворот, с воплями и плачем, во дворе меня встретила старшая сестра, но ничего толком я не смог ей объяснить, так как язык распух и во рту больше не помещался и я только мог мычать высунув его и показывать на него пальцем.
Комичное наверное со стороны зрелище, но вот мне было не до смеха...
Она отпаивала и отливала меня молоком часа три. Попросила ничего не говорить маме, ведь это она, получается, не доглядела. А я в связи с этим приобрёл некоторый опыт «доверия» к тому, что утверждают и к чему подбивают друзья. А ещё понял, что красивое и обворожительное, не всегда бывает приятным и вкусным...

Но вернёмся к нашему спору о глубине луж.
Вот мы всей компанией на пустыре. Время часов 10 утра, ручей уже разыгрался, журчит потоком, не жарко ещё и, по краям его держится толстая кромка льда. Ширина его от полуметра и более.
Азамат взял в руки палку длиной метр.
- Возьми больше! - авторитетно заявил Юрик, и предложит взять метра полтора.
Впереди, с важным видом разоблачителя, идёт Азамат и, вопрошает:
- Ну и где твоя глубокая лужа?
Юрик демонстратирует забывчивость и неуверенно произносит, тыкая пальцем:
 – Кажется тут.
Азамат осторожно опускает палку тычет дно – явно меньше метра.
- Ты проиграл! радостно вопит он. Гони нам мороженое!
- А, нет, возражает Юра, кажется я ошибся, где-то дальше наверное. – мол не точно помню место….

Откуда нам было знать, что это был специальный тактических ход, чтобы подзадорить Зёму (так мы кликали Азамата) и чтобы он потерял бдительность. Мы и сами уже засомневались и хотели вывести вруна на чистую воду.
Идём всей делегацией экспертов дальше.
Впереди торжествующий и подтрунивающий над хвастуном Юркой Азамат, следом Юрка с явно напуганным и озадаченным видом, а за ним уже мы человек шесть, наверное, нетерпеливо ждущие развязки.
Вот ещё один поворот ручья, где водоворот вымыл глубокую промоину, шириной наверное метра два, но и она оказалась не глубже метра. И так мы прошли их штук семь или восемь.
Надо же было так всё продумать, что к последней промоине Азамат уже шёл победителем, совершенно потеряв всякую осторожность.
Ткнул с берега палкой – полметра!
- И только-то! - ухмыльнулся он.
Юрик на секунду задумался, ничего не понимаю, вроде точно тут – ткни мол чуть подальше... Чтобы ткнуть подальше Азамату пришлось сломав с краю кромку льда ступить в промоину. Сапоги были уже на грани, но и тут палка нащупала дно.
- Ткни чуть дальше. - посоветовал Юрик.
Зёма потянулся за палкой закинув её чуть дальше и опёрся на неё всем телом и тут мы увидели как палка заскользила к центру и в глубь. Не прошло и секунды, как Азамат скрылся под водой, только полы его расстёгнутого пальто крыльями остались на поверхности.
От неожиданности мы опешили, а тут ещё Зёма показался на поверхности, от холода и неожиданности сделав глаза по рублю (а раньше рубли были огромные), и пытался что-то крикнуть, но не мог, то ли от холода, то ли от испуга, так как нужно было грести к берегу, а плавал он надо сказать не очень Поэтому он только всхлипывал, как будто кашлял:
– Эхе, эхе, эхе…-  и по собачьи боролся за жизнь. Превращая всю нашу компанию в хохочущую ватагу.
 Но выбраться на берег, ему не представлялось возможным, так как мешала скользкая кромка льда и, он не мог ни за что зацепиться, сокальзывая руками.
Попробовав пару раз и безуспешно соскользнув, он ничего больше не смог придумать, как начать грызть зубами проход во льду, отчаянно выпучив глаза, чем привёл нас просто в такую смехотворную истерику, от которой мы схватились за животы и просто чуть не попадали на землю, согнувшись пополам.
Потом, наконец-то кто-то из нас опомнился и крикнул, что он может утонуть и  нужно поймать уплывшую палку и протянуть ему. И тогда мы начали спасательную операцию…

 Вытащили конечно, обессилившего, обиженного... Потом он стоял на единственном сухом бугорке,  голый и трясущийся, всхлипывающий, а мы отжимали, трясли и сушили его вещи. Хоть как-то пытаясь облегчить его горе. А он всё причитал, глядя на Юрку:
- Ты меня обманул, ты специально всё подстроил!
На что Юрка, примирительно признался, что он вчера, вот точно так же, измерил эту лужу, и с тем же результатом, вот только спасать его было некому, так как он был один одинёшенек...
Мы все дружно представили ту же картину, но уже с Юркой в главной роли и предположив, что ему всё же пришлось, как ледоколу прогрызть фарватер к берегу и тогда заржали уже все, вместе с неудачным спорщиком.
И какие уж тут обиды! Эти приключения стоили того, чтобы о них рассказывать в школе своим друзьям и знакомым. А, чем ещё живут мальчишки – приключениями, и рассказами о них, поэтому мы не поссорились. 
Подлянщик, в подросшем теперь Юрке, приобрёл в моих глазах некий профессиональный статус, с продуманной тактикой и стратегией. Что меня до сих пор удивляет,  ведь мы же тогда были совсем дети. Откуда это было в нём?
Да, действительно - видимо, где прошёл Юрка, туда Абрам не сунется.
Впрочем Юрке всё же не повезло, однажды попасть в горячую точку, и с некоей периодичностью провести там три с половиной года. Он после армии пошёл работать в милицию водителем, потом какого-то полковника возил, с ним его и отправили на войну в качестве опытного, проверенного водилы. А там и автомат пришлось взять в руки, ведь если не ты... тогда тебя...
На что он потом говорил – я как будто Великую Отечественную прошёл. Три с половиной года глядеть в глаза смерти... Это его сильно изменило.
Но это уже совсем другая история…