Методологические основы проектирования государства

Лев Лерман
(краткие тезисы)


ВВЕДЕНИЕ

В работе «Вопросы натуральной теории государства» (http://www.proza.ru/2020/03/19/1624) автором отмечено следующее.

1) С точки зрения общей теории систем, социум можно рассматривать как сложную систему, не обладающую (или обладающую, но не в полной мере) статической устойчивостью. Такие системы, в силу своих имманентных свойств, принципиально не могут нормально (устойчиво) функционировать без систем управления, существующих в том или ином виде.

2) С точки зрения теории систем управления, социум можно рассматривать как объект управления, а государство – как его систему управления.

3) Задача системы управления (если она функционирует в интересах объекта управления) состоит в том, чтобы своими управляющими воздействиями на объект обеспечить ему нормальное (точнее – приемлемое по заранее определенным критериям) функционирование.

4) Прежде чем создавать (разрабатывать, проектировать, строить) систему управления объектом, которая способна адекватно, эффективно этим объектом управлять, необходимо в достаточной мере изучить сам объект управления: его состав, структуру, внутренние и внешние связи, протекающие в нем процессы.

5) Система управления объектом, если она не учитывает, в должной мере, его имманентных свойств и потребностей, либо неизбежно будет причинять ему вред, либо вообще окажется неспособна управлять им (срыв процесса управления, потеря управления объектом). В этом плане государство можно уподобить системе управления достаточно сложным техническим объектом, например – крупной ТЭЦ, а сам процесс разработки государства как системы управления – разработке проекта ТЭЦ. Методология такого проектирования хорошо и подробно разработана, она давно и успешно применяется во всем мире.

6) С точки зрения роли социума как объекта управления в создании государства как своей системы управления, последние можно подразделить на эндогенные и экзогенные. Эндогенное государство создается самим социумом, преимущественно из его собственных ресурсов (прежде всего – кадровых) и, соответственно должно оставаться под его (социума) контролем. Источник его целеполагания всегда находится внутри управляемого социума. В демократических странах государство всегда является эндогенным, но множество эндогенных государств этим не исчерпывается. Экзогенное же государство является продуктом внешней природы; оно, как правило, формируется преимущественно на базе внешних ресурсов и, соответственно, не находится под контролем управляемого им социума. Источник целеполагания такого государства всегда находится вне объекта управления. Типичный пример институциональной структуры экзогенного государства – оккупационная администрация.

Для дальнейшего рассмотрения основной интерес будет представлять эндогенное государство.

7) Важнейшим принципиальным отличием эндогенного государства как системы управления социумом от системы управления любым сколь угодно сложным техническим объектом является его (государства) эндогенный характер, в то время как любая система управления техническим объектом принципиально экзогенна. Поэтому использовать аналогию с системами управления техническими объектами можно лишь до того этапа, когда это различие станет значимым. Значимость этого различия проявляется тогда, когда встают проблемы (а) источника целеполагания функционирования данного государства и (б) источника кадров для построения институтов данного конкретного государства.


1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В теории проектирования дается следующее общее определение термина «проектирование»:
Проектирование как процесс создания интеллектуального продукта в виде информационной модели объекта проектирования представляет собой системную совокупность последовательных ступеней трансляции информации с одновременным уменьшением числа степеней свободы создаваемой информационной модели (принятием решений) на каждой ступени трансляции.

Из приведенного определения видно, в частности, следующее:
а) итогом проектирования является информационная модель, которая необходима для успешного создания (реализации) объекта проектирования: материального объекта, информационного продукта, процесса и т.п.;
б) процесс проектирования состоит из ряда последовательных стадий, которые могут быть информационно связаны между собой тем или иным образом: последовательно, параллельно, итерационно, рекурсивно и т.п.;
в) для принятия проектных решений необходима соответствующая информация.

Информация, используемая при проектировании для принятия проектных решений, подразделяется на 2 основных вида:
а) нормативно-справочная информация;
б) исходные данные.

Как правило, при разработке большинства проектов проектировщику приходится добывать нужную для проектирования информацию с немалым трудом; нередко он вынужден принимать проектные решения в условиях неполноты исходных данных, восполняя их недостаток общетеоретическими соображениями, сведениями из опыта функционирования аналогичных объектов, а то и собственной профессиональной интуицией. Кроме того, даже имеющиеся у проектировщика исходные данные и нормативно-справочная информация нередко могут носить вероятностный (статистический) характер. В итоге результат проектирования практически всегда оказывается успешным лишь с той или иной «погрешностью», и встает вопрос о ее приемлемости в данной конкретной ситуации.

Итог проектирования – проект - должен быть задокументирован надлежащим образом. В большинстве случаев он является документом, имеющим существенное юридическое значение. Кроме того, проект должен быть выполнен в виде, позволяющем выполнить независимую проверку обоснованности принятых проектных решений – экспертизу проекта.

Кто будет выступать в роли «проектировщика» - отдельный вопрос. Во-первых, методологического значения это не имеет: кто бы ни был – для успеха дела ему лучше всего придерживаться проверенных и отработанных правил. Во-вторых, проектирование сложного объекта – это всегда коллективный процесс, со всеми присущими коллективной работе чертами. Даже проект крупной ТЭЦ разрабатывает проектный институт, состоящий из нескольких сотен проектировщиков различного уровня, не менее десятка главных специалистов, не считая главного инженера проекта. При этом в ходе проектирования неизбежно сталкиваются различные мнения и точки зрения, возникают и разрешаются споры и конфликты. В большинстве случаев, к счастью, вырабатываются оптимальные, с точки зрения экспертов, или приемлемые для конкретных условий проектные решения, но не столь уж редки случаи, когда руководитель проектирования принимает техническое решение, исходя из «политических» соображений: в угоду более влиятельному проектировщику, даже если он не совсем прав с технической точки зрения.

Несомненно, в таком неизмеримо более сложном деле, как проектирование системы управления социумом на конкретной стадии его жизненного цикла, находящимся, к тому же, в непрерывном развитии и изменяющейся внешней социальной и природной среде, должны принимать участие, в том или ином виде, многие ученые и специалисты в самых различных областях знаний, и споров, конфликтов, столкновений интересов и мнений будет гораздо больше. Но только в этом случае «на выходе» может получиться то, что действительно может быть приемлемо с точки зрения интересов и потребностей граждан и общества в целом.

При разработке проекта государства, как и при любом многостадийном проектировании, как правило, требуется внесение уточнений в ранее разработанные «смежные» разделы в связи с проектными решениями, принимаемыми впоследствии (выполнение итераций). Приемлемый баланс между отдельными решениями устанавливается в ходе соответствующих согласований.


2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭНДОГЕННОГО ГОСУДАРСТВА: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЭТАПЫ И СТАДИИ

2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Проектирование эндогенного государства как системы управления социумом, в принципе, мало чем методологически отличается от проектирования, скажем, автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) или других крупных сложных объектов и систем. С этой точки зрения, разницы в проектировании таких объектов не больше, чем в математическом описании таких физически разных процессов, как колебания груза на пружине и электрические колебания в RLC-контуре: они описываются дифференциальными уравнениями одного вида, но с разными параметрами.
Можно перечислить следующие основные принципы такого проектирования:
1) Стадийность.
2) Четкость целеполагания.
3) Анализ объекта управления в необходимом для проектирования объеме – исходная точка всего проекта.
4) Стремление к достижению приемлемого баланса между функциональностью проектируемой системы управления и наличием ресурсов (кадровых и материальных) для ее создания и работы с требуемой функциональностью и эффективностью.
5) Итерационный характер процесса проектирования.
6) Закладка в проект системы управления:
а) необходимых механизмов противодействия выходу системы управления из-под контроля объекта управления в условиях объективного конфликта интересов;
б) возможностей ее последующей модернизации в связи как с изменениями в объекте управления, так и с изменением целей управления и/или внешних обстоятельств.

Процесс проектирования может быть графически представлен в виде соответствующих структурных блок-схем (по этапам и стадиям) с указанием последовательных цепочек, ветвей, условных переходов и итерационных циклов.

Нелишне также заметить, что проектирование – недешевое «удовольствие». Судостроители, к примеру, знают, что стоимость разработки полного комплекта проектно-конструкторской документации такого несложного судна, как малый рыболовный сейнер, превышает стоимость изготовления одного экземпляра судна в «металле».


2.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Проектирование эндогенного государства, как и любое проектирование – сложный многоэтапный и многостадийный процесс. Исходя из общепринятой методологии проектирования и описанного выше, можно выделить следующие его основные этапы.

1. Определение целеполагания государственного управления социумом:
а) оценка расстановки и соотношения социально-политических сил;
б) определение центра целеполагания на основе расстановки и соотношения социально-политических сил;
в) определение (формулирование) генеральных целей управления.

2. Изучение социума как объекта управления в объеме и детальности, необходимых для формирования требований к системе управления в соответствии с генеральными целями управления. Исследованию подлежат, в том числе:
а) состав социума
б) структура социума
в) внутренние и внешние связи социума
г) процессы, протекающие в социуме, а также между социумом и его составными частями, с одной стороны, и внешними (по отношению к социуму) объектами, с другой стороны; степень и пределы устойчивости протекания этих процессов по тем или иным параметрам, имеющим значение для целей управления
д) ресурсы, необходимые социуму для его нормального функционирования
е) конфликты интересов, имеющие место в социуме и требующие для их разрешения вмешательства государства как системы управления, оценка возможностей согласования интересов без участия государства.

3. Нулевая итерация:
3.1. Формулирование первоначального комплекса требований к системе управления, исходя из потребностей социума в государственном управлении (первое приближение).
3.2. Оценка кадровых и материальных ресурсов, объективно необходимых для выполнения государством своих функций по управлению социумом согласно п. 3.1.
3.3. Оценка потенциала социума в части наличия кадровых и материальных ресурсов согласно п. 3.2.

4. Первая итерация:
4.1. Корректировка комплекса требований к системе управления с учетом п. 3.3.
4.2. Уточнение кадровых и материальных ресурсов, необходимых государству, с учетом п. 4.1.
4.3. Уточнение оценки потенциала социума в части наличия кадровых и материальных ресурсов согласно п. 4.2.

Итерации, аналогичные этапу 4, выполняются до тех пор, пока оценка объема кадровых и материальных ресурсов, которые социум объективно в состоянии предоставить государству для его функционирования, не сбалансируется, с приемлемой погрешностью, с объемом, необходимым государству для его работы с приемлемым для социума качеством.

2.3. ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА КАК СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИУМОМ

1. Выработка и принятие принципиального решения о необходимости переустройства государства как системы управления социумом.

На этой стадии принимается политическое решение, подкрепленное соответствующими политическими ресурсами.

2. Выбор варианта модели государства на основе критериев соответствия целеполагания, приемлемости по эффективности (качеству) управления, и реализуемости.

2.1. На этой стадии должен быть выбран и принят за основу для дальнейших разработок вариант, одновременно воплощающий в себе:
а) приемлемый баланс (компромисс) интересов социума на всех уровнях его системной иерархии и интересов центра целеполагания;
б) баланс желаний в части объема и качества управления и кадрово-материальных возможностей их реализации.

2.2. В выбранной модели должны быть указаны:
а) требования к государству по управлению процессами, которые требуют такого управления (требования к функционалу государства)
б) требования к структуре государства как системы управления
в) требования к кадровому обеспечению функционирования государства как системы управления
г) требования к материальному обеспечению функционирования государства как системы управления

3. Разработка организационного проекта государственного устройства и системы власти (на основе п/п.2.2б пар. 2.3).

На этой стадии должен быть разработан проект территориально-государственного устройства и системы власти, сбалансированный по целям управления и имеющимся кадрово-материальным ресурсам для функционирования предложенной системы управления.

4. Разработка основ правового обеспечения функционирования государства.

На этой стадии должен быть разработан проект комплекса конституционных актов, включая акты, на основе которых должны реализовываться механизмы надлежащего влияния социума на государство, в том числе – обеспечивающие эффективную (с точки зрения экзистенциальных потребностей социума) избирательную систему.

5. Разработка функционала государства (на основе п/п 2.2а и п.3 пар. 2.3)

6. Разработка проекта кадрового обеспечения (на основе п/п. 2.2в и п.5 пар. 2.3)

7. Разработка проекта финансового обеспечения (на основе п/п. 2.2г, п.5, п.6 пар. 2.3)

8. Разработка требований к профильным законодательным и иным профильным нормативным правовым актам, необходимым для функционирования государства как системы управления (на основе п. 5 пар. 2.3)

Если в ходе разработки обнаружится необходимость внесения соответствующих изменений в ранее разработанные «смежные» разделы проекта, то должны быть выполнены соответствующие корректировки ранее принятых решений (выполнена соответствующая итерация - см. гл. 1).



2020 г.