Веребушка 97

Олег Бочаров 47
Олег Бочаров47    

     В апреле  1997года мой питерский товарищ Сергей пригласил меня
совершить путешествие с его группой по реке Веребушке, изобилующей порожками и перекатами.
Чтобы представить себе, где такая речка,  нужно взять географическую карту cеверозапада России, найти  ж\д  линию, соединяющую Москву и Санкт-Петербург. Найти станцию Малая  Вишера. Станция эта не маленькая. На ней останавливаются все поезда. Двигая пальцем по ж\д линии к Москве, найдём большую реку  Мсту, а ещё чуть дальше ж\д линия пересекает маленькую речку  Веребушку. Здесь начало нашего маршрута.
   Предложение друга - отправиться в путешествие, мной и женой Ириной принято, вещи собраны, но сюрприз не заставил себя ждать. За день до отплытия выпал снег, хотя перед этим была теплынь, и уже очень хотелось грести.

  27 апреля. Наш поезд Иваново - Санкт Петербург остановился в Малой Вишере в 5 утра. Здесь нам предстояло встретиться с ленинградской группой. Около 8 утра подали к посадке электричку, следующую по маршруту - Малая Вишера – Бологое, а за 10 минут до её отправления должна подойти электричка из Петербурга с нашей группой туристов. Я решил перетащить вещи, в количестве шести штук, со своего пункта наблюдения  - у фонтана, к первому вагону электрички и занять в ней место для ребят нашей группы. Тащить недалече, но через пути. Первые две вещины я уже перебросил через пути, как вдруг показался товарняк, как раз  на этих  путях. Ждём, когда он пройдёт. А он  такой длинный! Хорошо, что я не закинул эти вещи в электричку, а то чего доброго она могла бы и уйти без нас, так долго пришлось пережидать поезд. Но вот манёвр по перетаскиванию завершён, вещи загружены в вагон, а поезда из Петербурга всё нет! Объявляют отправление электрички на Бологое. Мы с Ирой срочно вытаскиваем наши вещи из вагона обратно на перрон. Тю-тю! Поезд на Бологое ушёл!
      А вот прибывает электричка из Петербурга. Встречаем наших туристов! Ура! Все в сборе. Теперь все вместе ждём следующей электрички на Бологое. Она будет через два часа. Время в приятной туристической беседе прошло незаметно. И вот мы уже все вместе сидим в новой электричке, едем и едим перекус. Через полчаса поезд останавливается на маленьком полустанке. Никакого перрона нет. Прыгаем с полутораметровой высоты вагона прямо на землю, вместе с вещами. Выгрузка прошла успешно, теперь всё своё добро тащим по узенькой тропинке, закрытой позавчерашним снегом, к речке, что примерно в трёхстах метрах от ж/д путей. Из-за снега мне не удаётся везти вещи на тачке. Тащим всё на себе за три захода.
     Наконец мы у речки. Вот она - Веребушка! Ширина около семи метров. Течение приличное. Можно сильно не грести. Температура воды семь градусов. Хорошо, что льда нет.
     Под  ж/д насыпью устроен высокий туннель для речки, а внутри, над водой железный мостик для пешеходов. Чтобы они могли пересекать ж\д линию под землёй. Ж\д насыпь в этом месте очень высокая, около 50 метров. Мы собирали наши лодки на солнечной стороне. Нам было тепло. А я решил пройти через туннель и посмотреть, что делается по другую сторону ж\д насыпи. В туннеле было темно и страшно. Подо мной бушевала и неслась вода. А по другую сторону ж\д насыпи, на теневой стороне господствовала зима, словно я попал в другой мир. Снег  так и лежал на ветках деревьев с позавчерашнего дня. Всё это освещалось ярким весенним Солнцем, сияло и играло. Я вернулся к своей лодочке и начал подклеивать ей прошлогодние раны. И тут, очевидно я сильно согнулся, меня шарахнул радикулит. Но не сильно. Вскоре мы спустили наши байды на воду и пошли по течению. Солнце и речка так взволновали душу, что я уже не слышал  свою радикулитную спину.
    
28 апреля. В нашей команде появился новый человек. Организатор и адмирал «флотилии» - Сергей пригласил в поход испытанную в трудностях и лишениях матроску Свету с мужем. Её молодой муж первый раз решился на весеннюю авантюру. До этого он даже в байдарке не сидел. И Света могла командовать мужем - капитаном байды, в полной мере. Но, как выяснилось позже, он вполне был достоин звания капитана.
     На реке стали попадаться поваленные в воду весенним половодьем деревья. Они порой перегораживали три четверти русла реки. Получались своеобразные водные ловушки, в которые трудно не попасть. Основная струя реки во время половодья очень сильная и несёт прямо на препятствие. И вот в одну такую «ловушку» Света с мужем и заехали. Течение прижимает байду к поваленному дереву. Ещё немного и будет оверкиль(переворот)! Другие экипажи остановились у берега,  кричат, советуют им, каким веслом упираться, чтобы выбраться из ловушки. Словом, всё как в анекдоте про женщину на проспекте Руставели. Света напрягается, как может, но положение не исправляется. Наконец, муж-капитан упёрся мозгами во что-то, нарисовал мысленно разложение векторов сил, вычислил точку приложения силы и мгновенно приложил её в нужном направлении. И… О, чудо! Они выбрались на чистое русло. Оверкиля не случилось.
     Гребём дальше. Речку перегораживает большущая ёлка, упавшая с берега на берег. Ветки до самой воды опустила. Я влезаю на неё и пытаюсь срубить несколько веток, сделать проход для байдарок. Вскоре стало ясно, что работы надолго хватит, потому что под стволом рубить крайне неудобно. Адмирал решил заночевать поблизости.

     29 апреля. Утро солнечное, тёплое, но спина моя еле гнётся от радикулита. Гребём! Впереди очень шумит вода. Наш передовой экипаж:  Сергей – бывалый байдарочник и его подружка Алёна что-то кричат, машут нам с берега и показывают жестами, где следует проходить. Расслышать ничего нельзя, понять трудно. Мы как понимаем, так и идём! Какая-то неведомая сила делает нам ускорение, ныряем куда-то вниз, и вот мы в нижнем омуте. Оказывается, мы только что спрыгнули с порожка полуметровой высоты. Нам понравилось! Гребём! А не грести нельзя, иначе лодка будет неуправляема, хотя и плывём  мы быстро, относительно берега. Через час упорной гребли, мы  слышим впереди  мощный  шум  воды. Швартуемся к берегу, бежим  смотреть на чудо природы – водопад. Вода падает с высоты около двух метров. Красиво! Но, надо его обносить.
     Обносим. Потом обедаем и продолжаем путь. Через час гребли подходим к месту, где река делает петлю. Здесь набилось столько деревьев, что пропиливать проход никто не решается, только обнос возможен. У берега сразу глубоко, так как водяной поток в него упирается. Выгружать добро из байдарки можно только лёжа вниз головой. Далее течение замедлилось, берега высокие красивые. Идём и радуемся. Поперёк русла легла берёзка, она уже пустила маленькие листочки. Это всегда выглядит, как чудо! Мы расслабились от увиденной красоты, а течение подпирает нас к этой берёзке. Я собрался подъехать к ней бортом, приступить её ногой, притопить и протолкнуть байду вперёд. Такой манёвр я уже успешно совершал на речке Пионерке в прошлом году летом. Не рассчитал. Сейчас не лето, а весна – половодье. Напор воды совсем другой. Гораздо мощнее! Пока я собирался встать и выполнить задуманный манёвр, лодку сильно прижало к стволу. Кувырк - оверкиль и мы в воде. Я успел вытолкнуть себя из лодки в воду, а вот дать команду жене сделать то же самое не успел. Мозги заклинило!
     В результате лодка переворачивается вверх дном вместе с женой. Я стою ногами на дне, по пояс в ледяной воде и думаю: Всплывёт жена или нет. А если нет, то как её спасать? Всплыла! Ура! Иринина голова торчит над водой с открытым ртом, хватающим воздух и очумелыми,   растопыренными глазами. Ничего не слышит, ничего не понимает. Купание в ледяной водичке дало такой эффект. А перевёрнутая наша лодка уплывает. Кого спасать сначала? Жену или лодку? Подоспели товарищи туристы. Подали жердь с высокого берега и втащили Иру на берег. Я остался в воде - пытаюсь спасти лодку, но она, наполненная водой по краешки, совершенно неподъёмная. Народ советуют мне вытаскивать лодку вверх  дном, чтобы вода из неё вытекала. Разумно,
но я беспокоюсь, что вместе с водой утечёт в речку и наше имущество, и вновь пытаюсь вытащить лодку дном вниз. Наконец сообща вытащили нашу байду на берег. Потом вытянули меня. Нас жалели. Предложили сухую одежду. Но Ира - опытная туристка, так упаковала вещи, что у нас была своя сухая одежда. Но спальник, как видно, уберечь от воды не удалось. Ира была в шоке.  На улице не холодно, но и не слишком тепло. Нам дали хлебнуть водочки из красивой фляжки. Товарищи поймали наше весло. Оно успело уплыть метров за сто и тихонечко, незаметно пристало к берегу. Без него бы нам не пройти до конца маршрута. Наконец мы переоделись во всё сухое и тёплое и приготовились к новым приключениям.
     Адмирал командует всем по байдам и вперёд. И мы погребли дальше. Ира со слезами на глазах остервенело машет вёслами. Ей  очень обидно - почему адмирал не разрешил обсушиться пока тепло и солнце светит?! Как спать весеннюю ночь, когда и днём в тенистых местах лежит снег, в сыром спальнике?! Снова попадаются поваленные деревья, и снова нас несёт на них. Ира отбрыкивается от них вёслами изо всех сил, словно хочет выместить на них всю свою обиду. Наконец адмирал командует: «На берег, обустраивать ночлег».
Слава Богу, не наша очередь готовить! Необходимо, пока светло, оценить ущерб, нанесённый оверкилем. Место очень красивое - лес, но местами ещё снег лежит. Ира перебрала наши вещи, что-то сушить повесила, а вот спальник не подмок. Это радует! Оказывается, что мешок намок, как лягушка, только снаружи. Зря мы на него плохо думали. Зато вся аптечка с лекарствами мокрая. Ира разложила сохнуть  лекарства на полянке. Наша новая туристка Алёна узрела это и по лекарствам определила, чем я болею. Она оказывается врач-невропатолог. Потом пошёл дождь, и мы все завалились спать. Вскоре почувствовали, что под палатку подтекает. Туристка Ира вылезла на улицу и прокопала обводные канавки, как её учили в институте на практике и вопрос проникновения воды в палатку решился.

30 апреля. Утром стоял туман. Костёр горел плохо, но завтрак сварили. Пили наш травяной кофе, чтобы не испортился. Он подмок при оверкиле. Выходим на маршрут. Хватит переворотов! Мы больше не спешим вперёд, присматриваемся к обстановке. Через двести метров пути реку вновь преградила  ещё одна поваленная ялина (так в Закарпатье называют ель). Хорошо, что у противоположного берега есть узкий проход. Экипаж Алёны подрубает ветки, расширяет проход. Мы издалека созерцаем, не гребём. А лодочку нашу наносит на эту ёлку. Назад ходу нет. Мы тихонечко подгребаем к проходу. Зазевались! Наша байда стукнулась носом в берег и её корпус стало разворачивать поперек прохода. Ира упирается веслом изо всех сил, пытаясь развернуть нос к проходу. Никак не получается! Мои усилия осадить назад тоже не дают результата. Оверкиль неминуем. Я готовлюсь выпрыгивать в воду, чтобы сохранить лодку на плаву, а, следовательно, сохранить сухими вещи. Серёжа к тому времени расчистил проход. Он ловко выпрыгнул на берег, подбежал к нашей байде и подтащил её за нос к проходу. И мы прошли!      Все смотрели на нас, а быстрое течение несло их прямо на ель в самую гущу её веток. Байдарка Светы очень близко подошла к ялине, и её стало затаскивать под неё. Выпрыгнуть они не сообразили, и нос байды вместе со Светой ушёл под воду и под ёлку. Как её вытащили, я не видел. Спасли всех и всё, но все и всё промокло до нитки. Утопающим выделяем сухую одежду. Они переодеваются, и все  гребём дальше. Времени на сушку адмирал не даёт. Да и смысла нет. В туман всё равно ничего не сохнет. Сие происшествие было для всех встряской,  после этого мы стали ещё внимательней, и аварийных ситуаций не было.
     Туман развеялся, и выглянуло Солнце, наполнив всё пространство вокруг нас радостью. Веребушка закончилась. Она впадала в речку Волма. В месте впадения была длинная шивера. Шивера - это булыжная мостовая с острыми камнями разной величины, по которой течёт речка. Вода кипит, лодка прыгает по волнам, ничего не видно. Идёшь наугад. Ура! Проскочили!  Впрыснули себе по пузырьку адреналина.
      Пристаём к берегу. Идём в магазин за свежим хлебом и вином. Завтра праздник! Возвращаясь к лодкам, мы увидели удивительную картину: адмирал и его экипаж стоят со спущенными  наполовину штанами – гидрашками и сушат на Солнышке то, на чём сидят. Непосвящённый не поймёт, что произошло. А бывалые туристы знают, что в гидрашке в тёплое время суток так всё потеет, что хоть выжимай. А можно было и про другое подумать… 
     Идём дальше. Поперёк реки что-то шуршит. Пристаём к берегу для осмотра. А это наполовину притопленное бревно. Вода через него переливается и как следует не видать, что это такое. Перекидываем лодки вручную через бревно, у самого берега. Наши бывалые туристы говорят, что если бы его не заметили, оверкиль был бы точно. Преодолеть его, сидя в байдарке нельзя. Встаём здесь на ночлег. К вечеру уровень воды стал повышаться, очевидно, из-за тёплого ночного дождя и таяния снега. Глядим, а мимо нас проплывает то самое бревно.

1 МАЯ. Речка Волма впадает в реку Мсту. Это большая мощная река. Встречный ветер раскачал на ней полуметровую волну. Гребём, упираемся. Отдыхаем на живописных островочках, недавно вышедших из-под воды. Сегодня очень тепло. Первомайский праздник общепринят в среде туристов, как день туристов водников. Мы с Ирой в честь праздника купаемся. После обеда поднялся сильный, холодный ветер. Народ не стал спорить с природой. Мы спрятались в заветрие и отметили праздник с шутками, песнями и походными байками. К вечеру собралась гроза, а на утро захолодало.
2 мая. Временами пришлось грести под дождём. Но Ира меня экипировала на славу, памятуя прошлогоднее плавание под дождём по Ладожскому озеру. Река Мста течёт по низменной местности, и параллельно основному руслу много разных заливов и стариц. Сюда прилетают дикие лебеди. До чего же грациозные птицы! Вдруг слышим кананаду ружейных выстрелов, и вся лебединая стая вздымается в воздух, но скорей всего не вся. Это местные господа охотники развлекаются охотой, точно им есть нечего! Мы их увидели чуть позже на катере, с ружьями. Перед впадением в Ильмень озеро река Мста сильно виляет по низменной болотистой местности. Для улучшения условий судоходства по реке во времена государыни Екатерины был прорыт Мстинский канал. Наш адмирал решил вести нас в Новгород по Мстинскому каналу. Канал почти прямой, с небольшими изгибами, шириной метров восемьдесят. Пасмурно! Темнеет. Мы встаём на ночлег. Дров мало и они влажные. Костёр горит плохо, но ужин сварили. После ужина гуляли по тропочкам вдоль канала.

3 мая. Всю ночь шёл дождь и утром тоже. Завтрак сварили, а вот чай так и не докипел. Не кипит и всё тут! Оба Сергея, самые опытные туристы, кочегарили костёр. Потом влили в чай водки, для дезинфекции и раздали пьющим.  Мелкий противный дождик не переставал. Пережидать  его никому не хотелось. Сели в лодки и погребли в Новгород.  Водное пространство перед нами стало расширятся - это Ильмень озеро. На противоположном берегу видны соборы Юрьева монастыря.  Пересекаем напрямую широкий залив. Почти на середине залива раздался звон колоколов Юрьева монастыря. Подул лёгкий ветерок, тучи раздвинулись. Вышло Солнце и засияло всё вокруг! Вот чудо-то! Справа показался из тумана Господин Великий Новгород! Мы пришвартовались у Юрьева монастыря. Тут был лесопарк. Начали разбирать байдарки, сушить, складывать в мешки. Плавание окончено. Пройдено почти 150 км.

     Осматриваем монастырь. Грузимся в городской автобус и едем на ж\д вокзал. Прямой электрички в Петербург нет. Придётся ехать на двух местных поездах, с пересадкой. Прямого билета до Петербурга не продают, нужно ещё покупать билеты в пункте пересадки. А там у нас будет до отправления 10 минут. Надо успеть! А пока до отправления почти  два часа, и мы идём гулять в новгородский кремль. Осматриваем Новгородский Софийский собор, памятник Тысячелетие России, лазаем по стенам кремля. Всё красиво. Выходим из кремля прямо на мост через реку Волхов. А тут экскурсовод рассказывает школьникам всякие ужасы, как Царь Иван Грозный с этого моста здешних бояр топил.

      Едем в электричке полтора часа. Пересаживаемся, и снова едем. А время на пересадку нам сократили до 5 мин. За это время нужно пробежать по подземному переходу на другую платформу и втиснутся с нашими торбами в вагон. И ещё билеты купить до Петербурга. На билеты мы плюнули. Пусть нас кондуктор обслужит, как в Новгородской электричке.  Но в Питерской такого сервиса нет. Зато есть ревизоры злые. Оштрафовали нас и ещё за билет деньги содрали.

     Через час мы уезжаем в свой Ярославль. Серёжа нас провожает до вокзала, а то мы так отдохнули в походе, что с трудом представляем, как нам с вещами до него добраться. Всем Питерским и Московским туристам надо памятник при жизни ставить. Перетащиться из городской квартиры до вокзала, через подземные переходы, метро и троллейбусы, с байдаркой и рюкзаками – это подвиг! То, что мы в походе перетаскиваем, так это разминка. Там ведь спешить не надо, и народу много. Схватятся все мужички за одну байдарку, вместе с содержимым, и перенесут её шутя через плотину, или иное препятствие. А здесь, в городе, каждый за себя старается. Сколько набрал с собой скарба, столько и тащишь.
     Приехали в Ярославль утром, и сразу в этот же день на работу, полные впечатлений, с жаждой рассказать увиденное. Но здесь это никому не надо. Мы чудаки, да и только!