05 Северозапад. Псков. Изборск

Tumanchik
По трассе Киев – Питер приехали в Псков. Экскурсия по Кремлю (Домонтов город). Думали еще посмотреть в Поганкиных палатах картинную галерею (обычно в областных центрах эти галереи очень даже не плохие), но в этот день она закрылась раньше обычного по случаю Дня Города. Обед в ресторане в одной из башен Кремля. Купание в реке Великой рядом с тем местом, где была перевозчицей будущая княгиня Ольга – жена киевского князя Владимира, крестившего Русь.
Саша подшутил над нами, положив в сумку, с которой мы ходили, кирпич. В сумке мы носили всякие документы, которые боялись оставлять в машине. Он не боялся.
Из знаменитых людей, связанных с Псковом, я решил разобраться только с княгиней Ольгой.
Происхождение княгини Ольги – дело очень темное. Посмотрите, что пишут различные источники (из Википедии):
«Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга утверждает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату её рождения к концу IX века. Приблизительную дату её рождения сообщает поздний «Архангелогородский летописец», который сообщает, что Ольге на момент брака было 10 лет. На основании этого много учёных (М. Карамзин, Л. Морозова, Л. Войтович) высчитали дату её рождения — 893 год. Проложное житие княгини утверждает о её возрасте на момент смерти — 75 лет. Таким образом, Ольга родилась в 894 году. Правда, эту дату ставит под сомнение дата рождения старшего сына Ольги, Святослава (около 938—943), так как Ольге на момент рождения сына должно было бы быть 45-50 лет, что кажется невероятным.
Смотря на тот факт, что Святослав Игоревич был старшим сыном Ольги, Борис Рыбаков, принимая за дату рождения князя 942 год, посчитал крайней поздней точкой рождения Ольги 927—928 год. Подобного мнения (925—928 год) придерживался и Андрей Богданов в своей книге «Княгиня Ольга. Святая воительница». Алексей Карпов в своей монографии «Княгиня Ольга» делает Ольгу старше, утверждая, что княгиня родилась около 920 года. Следовательно, вернее выглядит дата около 925, нежели 890 год, так как и сама Ольга в летописях за 946—955 года представляется молодой и энергичной, а старшего сына рождает около 940 года.
Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова (др.-рус. Плесковъ, Пльсковъ). Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода. Варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga. Византийский император Константин Багрянородный, лично принимавший княгиню Ольгу, именует её Элга. Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых первой половиной X века. Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика. Олег же поженил Игоря и Ольгу. Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги. Если верить этому источнику, то получается, что князь Олег переименовал Прекрасу в своё имя (Ольга — женский вариант имени Олег).
Версию о болгарском происхождении Ольги, широко распространённую в болгарской историографии, выдвинул в 1888 г. архимандрит Леонид и поддержал Д. И. Иловайский; из новейших исследователей эту гипотезу принимал А. Л. Никитин. Основанием для этой гипотезы послужило сообщение «Нового Владимирского Летописца», рукописного сборника XVI века, обнаруженного архимандритом Леонидом, настоятелем Троице-Сергиевой лавры, в 1887 году и представляющего собой поздний список «Повести временных лет». При такой трактовке в летописном топониме Плесков опознаётся не Псков, а Плиска — болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, и это могло стать причиной ошибки автора «Нового Владимирского Летописца», поскольку в его время написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления. На поздних местных преданиях о некой «княгине Елене» основываются утверждения львовского историка Игоря Мицько о происхождении Ольги из прикарпатского Плеснеска.»
Вспомнилось начало фильма «Берегись автомобиля»: «Жители столицы утверждают, что эта невероятная история произошла в Москве. Одесситы настаивают, что она случилась именно в их городе. Ленинград и Ростов-на-Дону с этим не согласны. Семь городов оспаривают это точно также, как семь городов называют себя родиной Гомера. Надо сказать, что неизвестно, где происходила эта история, и происходила ли она вообще.»
Также неизвестно, как Ольга стала женой Игоря Рюриковича. По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году. Возможно, чтобы разрешить это противоречие, поздние Устюжская летопись и Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского сообщают о десятилетнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит легенде, изложенной в Степенной книге (вторая половина XVI века), о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тех местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка. Игорь тотчас же «разгореся желаниемъ» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены.
Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только три года, поэтому фактическим правителем Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу. Месть древлянам. Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности их народ. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа.Первая месть. Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьём вместе с ладьёй. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.
Вторая месть. Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
Третья месть. Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах перебитых древлян.
Четвёртая месть. Четвёртая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век. В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В Повести временных лет (ПВЛ) летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня (ныне Коростень на Украине). По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня была перебита, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном[24] и фольклорном сказании о Гутрум, который якобы таким способом взял Сайренсестер в Уэссексе.
После расправы с древлянами Ольга стала править Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени проводил в военных походах и не уделял внимания управлению государством.
Правление Ольги. В 945 году Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — тиун. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.
Летописи сообщает о поездке Ольги в 947 году в новгородские и псковские земли и назначении там уроки (дань), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Однако, путешествие Ольги в Новгородскую землю ставили под сомнение архимандрит Леонид (Кавелин), А. Шахматов (в частности, указывал на путаницу Древлянской земли с Деревской пятиной), М. Грушевский, Д. Лихачёв. Попытки новгородских летописцев привлекать к Новгородской земле несвойственные события отмечал и В. Татищев. Критически оценивают и свидетельство летописи о санях Ольги, будто бы хранившихся в Плескове (Пскове) после поездки Ольги в Новгородскую землю. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.
Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей» (глава 9), написанном в 949 году, упоминает, что «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». Из этого короткого сообщения следует, что к 949 году власть в Киеве держал Игорь, либо, что выглядит маловероятным, Ольга оставила сына представлять власть в северной части своей державы. Также возможно, что Константин имел сведения из ненадёжных или устаревших источников.
Следующим деянием Ольги, отмеченным в ПВЛ, является её крещение в 955 году в Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.
В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «О церемониях». Император именует Ольгу правительницей (архонтиссой) Руси, имя Святослава упоминается без титула (в перечислении свиты указаны «люди Святослава»). Видимо, визит в Византию не принёс желаемых результатов, так как ПВЛ сообщает о холодном отношении Ольги к византийским послам в Киеве вскоре после визита. С другой стороны, Продолжатель Феофана в рассказе об отвоевании Крита у арабов при императоре Романе II (959—963) упомянул в составе византийского войска русов.
Точно неизвестно, когда именно Святослав начал править самостоятельно. ПВЛ сообщает о его первом военном походе в 964 году. Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом: Пришли к королю (Оттону I Великому), как после оказалось лживым образом, послы Елены, королевы Ругов, которая при константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников.
Таким образом, в 959 году Ольга, в крещении — Елена, официально рассматривалась как правительница Руси. Материальным свидетельством пребывания миссии Адальберта в Киеве считают остатки ротонды Х в., обнаруженные археологами в пределах так называемого «города Кия». Убеждённому язычнику Святославу Игоревичу исполнилось 18 лет в 960 году, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщает Продолжатель Регинона.
Дата начала самостоятельного правления Святослава достаточно условна, русские летописи считают его преемником на престоле сразу же после убийства древлянами его отца Игоря. Святослав находился всё время в военных походах на соседей Руси, передоверяя матери управление государством. Когда в 968 году печенеги впервые совершили набег на Русские земли, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Вернувшийся из похода на Болгарию Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться в Киеве надолго. Когда на следующий год он собирался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его: «Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу.
Крещение Ольги и церковное почитание. Княгиня Ольга стала первым правителем Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и русский народ при ней оставались язычниками. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.
Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой. Рассказ о визите Ольги в Константинополь к Константину Багрянородному (названному в ПВЛ Иоаном Цимисхием), изложенный в ПВЛ, является переложением библейской истории о визите царицы Савской к Соломону и наполнен богатым библейским символизмом, в результате чего подобное описание сложно считать аутентичным.
Из византийских источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь. Константин Багрянородный описал его подробно в сочинении «О церемониях», не указав года события. Зато он указал даты официальных приёмов: среда 9 сентября (по случаю прибытия Ольги) и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует 957 и 946 годам. Обращает на себя внимание длительное пребывание Ольги в Константинополе. При описании приёма называются василевс (сам Константин Багрянородный) и Роман — багрянородный василевс. Известно, что Роман II Младший, сын Константина, стал формальным соправителем отца в 945. Упоминание на приёме детей Романа свидетельствует в пользу 957 года, который считается общепринятой датой визита Ольги и её крещения.
 Однако Константин нигде не упомянул о крещении Ольги, как и о целях её визита. В свите княгини был назван некий священник Григорий, на основании чего некоторые историки (в частности, академик Рыбаков Борис Александрович) предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это делал Продолжатель Регинона. Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в 950-х годах: «И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой».
О крещении в Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957 году. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт Магдебургский, возглавивший неудачную миссию в Киев (961) и имевший сведения из первых рук.
Согласно большинству источников, княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957, и крестили её, вероятно, Роман II, сын и соправитель императора Константина VII, и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это решение как спонтанное. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Возможно, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение 865), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики.
О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Ильи пророка в Киеве в русско-византийском договоре (944). Ольга была похоронена в земле (969) по христианскому обряду. Её внук князь Владимир I Святославич перенёс (1007) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб. 
Скорее всего, в княжение Ярополка (972—978) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. Историк Карпов А. Ю. считает, что это событие произошло около 1000 года, и с этого времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. Однако официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее — до середины XIII века. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только пять святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина). Память равноапостольной Ольги празднуется православными церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католической и другими западными церквами — 24 июля по григорианскому. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан».

Вот такая святая Ольга. Кстати, на иконе она имеет очень суровый вид, прямо, как во время мести древлянам.

Мы не стали дорываться, где можно что-то посмотреть в Пскове, а поехали в сторону Псково-Печерского монастыря.
По дороге заехали в Изборск.
В 30 километрах к западу от Пскова находится уникальный исторический и природно-ландшафтный музей-заповедник Изборск, включенный 5 февраля 2002 года в предварительные списки Юнеско как объект всемирного наследия.
Древнему Изборску более тысячи лет, старше Москвы! Первое упоминание о нем в «Повести временнЫх лет» относится к 862 году, когда здесь началось правление варяжского князя Трувора (младшего брата Рюрика), хотя поселение это было основано кривичами еще на рубеже VII и VIII веков. Первоначально оно находилось на расстоянии примерно полукилометра к северо-западу от современной крепости, на высоком плато Журавьей горы, над Городищенским озером. Изборск имел выгодное местоположение, так как был связан системой вод с Псковским озером, а через него – с Балтикой. К середине  X века Изборск – уже раннесредневековый город с  княжеско-дружинным детинцем (то есть с внутренней городской крепостью) и ремесленным (неукрепленным) посадом. К концу XI века Изборск превращается в  пограничный город-крепость на западных рубежах Новгородско-Псковской земли. По периметру всего поселения сооружаются мощные каменные крепостные стены.
В XIII веке Ливонский орден неоднократно пытался расширить свои владения за счет земель Северо-Западной Руси. Крепость несколько раз оказывалась в руках завоевателей. Стало ясно, что сооружение, построенное в XI веке, уже не отвечает условиям обороны. И в 1303 г., когда военное значение Изборска особенно возросло, а около него вырос большой посад, не имевший природной защиты, поселение перенесли на близлежащую Жеравью гору, где изборяне выстроили, по-видимому, деревянную крепость с круглой каменной башней. В 1330 г. посадник Шелога с псковичами и изборянами выстроил на Жеравьей горе каменные стены. Их постройка, осуществленная в один сезон, - крупнейшее военно-оборонительное мероприятие Руси того времени. Крепость была по существу без башен. Она стояла на краю отвесного обрыва, прикрывавшего ее с севера. С востока находился крутой склон, постепенно становившийся пологим к югу, а с запада - рвы и валы. Стена, прикрытая искусственными земляными сооружениями, была лобовой; на нее обрушивались основные вражеские удары и с нее они отражались.
В конце XIV в. стены Изборска несколько утолстили и усилили 6 многоярусными башнями. Эти; башни сохранились до наших дней: одна прямоугольная, остальные круглые. Все башни пристроены к тем стенам, которые менее прикрыты естественными преградами и более доступны для противника. С их появлением внешний вид крепости резко изменился, а ее напольная сторона стала еще более неприступной. За эту неприступность немецкий поэт XIV в. Петр Зухенвирт назвал Изборск "железным городом". В начале XV в. стены Изборска были дополнительно утолщены прикладками между башнями. На них появились выложенные из плиты декоративные кресты и полосы треугольных орнаментов, несколько смягчившие их суровый облик. Позднее, в третьей четверти XV в., был реконструирован главный въезд в крепость. Усиленный одновременно прямоугольной башней, он имел вид коридора между двумя параллельными стенами. В случае прорыва противник попадал в узкое пространство с воротами на конце. Впрочем, Изборск захватывался неприятелем только до постройки каменной крепости; все осады, которые он выдержал после ее создания, были безрезультатными.
Существующая крепость имеет в плане ту же конфигурацию, что и крепость 1330 г. Однако стены ее значительно толще. Первоначальную ширину сохранила только внутренняя стена Талавского захаба, построенного одновременно с башнями. Водоснабжение крепости осуществлялось через тайник - подземный сводчатый коридор, спускавшийся по склону горы к колодцу.
Изборская крепость была мощным оборонительным сооружением в ХIV – XVI веках, сыгравшим огромную роль в обороне Северо-Запада Руси, в частности Псковской земли, которая с середины XIV века стала независимой от Новгорода Великого. Все попытки Ливонских рыцарей овладеть Изборском оказались безрезультатными. Однако в 1581 году крепость взяли войска польского короля и литовского князя Стефана Батория, который был одним из самых решительных и успешных военных противников Москвы. В 1579—1582 годах он принимал участие в Ливонской войне (1558—1583) и искусным маневрированием добился ряда побед над войсками Московского царства, сведя на нет все завоевания Ивана Грозного в Ливонии. Конные отряды из войска Батория заняли Смоленщину и Черниговщину. Но после безуспешной осады Пскова (1581 – 1582) король заключил перемирие с Москвой и приступил к созданию антитурецкой лиги с участием Москвы.
В Смутное время (1598 – 1613) Изборская крепость устояла перед войсками польского шляхтича Александра Лисовского, выступившего на стороне Лжедмитрия. Но после Северной войны, выигранной Петром Первым в 1721 году, утратила военное значение, так как по Ништадскому миру граница страны переместилась к самому Балтийскому морю, а Изборск, оказавшись в двухстах километрах от новых рубежей, утратил свое значение в качестве пограничной крепости.
К середине XIX века в крепости царила разруха, и только в 1842 году по приказу императора Николая I в ней был произведён ремонт крепостных стен и построена новая соборная колокольня.
После Великой октябрьской социалистической революции судьба Изборска складывалась непросто: в феврале 1918 года город заняли немцы, а по условиям Тартуского мирного договора от 2 февраля 1920 года Изборск становится частью независимого государства Эстония. Так было до 1940 года.
В преддверии второй мировой войны 23-24 августа 1939 года согласно договоренности между СССР и Германией (Пакт Молотова-Риббентропа) Эстония и Латвия полностью передавались СССР. Однако Изборск оставался в пределах административных границ Эстонской ССР. Уже в июле 1941 года группа германских армий “Север” заняла Изборск и Псков. По свидетельствам тех, кто пережил оккупацию в Изборске, недавняя принадлежность  города к Эстонии сыграла положительную роль – над населением не так издевались, как в советском Пскове. В июле-августе 1944 года СССР восстановил контроль над обоими городами. С образованием 23 августа 1944 года Псковской области в её состав была включена Изборская волость.
В 1996 году на территории Изборска и Изборско-Мальской долины был создан Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск».
Более подробно о сооружениях и ландшафте Изборска.
Крепость Изборска. Сооружение включает в себя мощные стены, семь башен (одна из которых разрушена!) и два диаметрально расположенных захаба –  Никольский (по имени рядом стоящего храма) и Талавский (по имени соседней башни). Захаб — фортификационное сооружение в средневековых крепостях, защищавшее входные ворота. Как правило, это длинный, узкий коридор, соединяющий внешние крепостные ворота с внутренними. По сути, захаб – тесная ловушка для ворвавшихся через внешние ворота захватчиков, где они станут беззащитными перед лицом обороняющихся. Наибольшее распространение захабы получили в  XIII-XIV веках в крепостном зодчестве земель Северо-западной Руси. Никольский захаб защищал главные ворота в  крепость. Его длина — более 90 метров. Постепенно захабы утратили свою оборонительную эффективность. И уже в 16 веке в Никольском захабе располагались гарнизонные помещения и литейная мастерская. Стены и башни крепости построены из  местной известняковой плиты на известковом растворе. Площадь территории крепости составляет 2,4 га, протяженность стен 623 метра, их высота от 7,5 м — 10 м, средняя толщина — 4 м. Диаметр башен в плане ;10-12 м, высота 12-19 м, средняя толщина стен башен — 3 м.
Башни крепости. Башня Луковка (Куковка) является первой каменной постройкой оборонительных укреплений Изборска на  Жеравьей горе. Сразу же после ее возведения началось строительство каменной крепостной стены с восточной стороны. Местонахождение башни Луковки внутри крепости до сих пор остается уникальным явлением в истории оборонного зодчества на северо-западе Руси, так как все известные русские крепости имели первые башни на самых опасных участках крепостных стен. Во время появления огнестрельного оружия под башней в скале был вырублен подвал для хранения вооружения и боеприпасов. В 2000 году был восстановлен свод подвала, а четырехъярусная башня приспособлена под смотровую площадку. Пятый, стрелковый, ярус не сохранился.
Башня Талавская. Талавский захаб. Пятиярусная Талавская башня, имеющая форму неправильного шестиугольника, была построена во второй половине XIV века. Она была поставлена на месте, где ранее располагались ворота одноименного Талавского захаба. И захаб, и башня, предположительно, получили свое название от имени племени «толова»  латгальского происхождения, некогда населявшего эти земли и позже затерявшегося среди местного населения. Особенность башни – расположенные в веерном порядке щелевидные бойницы, расширяющиеся вовнутрь. Такая форма и расположение бойниц позволяло максимально сократить мертвое пространство при стрельбе из пушек.
Башня Вышка. Самая мощная и самая высокая башня крепости — 19-тиметровая 6-ярусная Вышка. Она получила свое название благодаря деревянной надстройке – «вышке». У башни два выхода — на боевую площадку стены и в крепость на уровне земли. Вышка интересна своим «вылазом», то есть тайным выходом в поле, обращенным к Рябиновке. Через этот «вылаз», невидимые с поля благодаря прикрывавшей (ныне не существующей) стенке и высокому валу изборяне выходили на разведку и на бой с врагом.
Башня Рябиновка. Эта 16-метровая башня имела 6 ярусов боя. В каждом ярусе было по нескольку бойниц в веерном порядке. Имела два выхода — на боевую площадку стены и в крепость на уровне земли. Свое название получила от рябиновой рощи, которая росла неподалеку.
Башня Темнушка. Эта 15-метровая 6-ярусная башня поставлена перед главным въездом в крепость. Ее бойницы защищали стену в  сторону башни Рябиновка и хорошо простреливали пространство у главных ворот. Получила свое название, вероятно, из-за малого количества света внутри башни.
Башня Колокольная. Башня расположена в центре южной стены крепости, на крутом склоне горы. Рядом находится въезд в город и главные ворота — Никольские. Ранее на 12-метровой 4-ярусной башне находилась двухпролетная звонница, на которой висел сполошный колокол. В середине 19 века верхние ярусы башни со звонницей были разобраны. Около собора в 1849 году была построена колокольня, которая сменила звонницу, стоявшую на башне. Эта башня тоже имеет выход в город на уровне земли.
Башня Плоская. Башня Плоская впервые упоминается в летописных источниках XVI века. До восьмидесятых годов XIX века её руины ещё были видны над поверхностью земли. После обрушения стены Никольского захаба остатки башни были погребены под образовавшимся холмом. Башня Плоская находилась под землёй более 100 лет – до тех пор, пока в 2011 году её основание не было раскрыто в ходе археологических исследований. Были открыты подлинные ступени и 4 бойницы нижнего яруса, обнаружены деревянные конструкции колодезного сруба, который находился в нижнем ярусе башни. До этого времени считалось, что в крепости имелся только один источник воды, который мог использоваться во время осад – тайный лаз, выводивший к Никольскому колодцу. Несмотря на плохую сохранность, открытые конструкции дают возможность оценить оборонительную мощь этого сооружения. Известно, что во второй половине XVII  века эта башня была одной из самых мощных в составе оборонительных сооружений Изборской крепости.
Никольский собор. Никольский собор построен у главного входа внутри крепости.  Точной даты постройки храма нет, в Псковских летописях собор впервые упоминается под 1341 годом, в связи с неприятельским нападением немцев на Изборск. К 1349 году собор уже был возведен. В 1589 году при учреждении Псковской Митрополии ее глава получил титул митрополита Псковского и Изборского, а Никольский храм стал кафедральным собором. Храм является действующим с момента освящения по настоящее время.
Западная стена. Западная стена прикрывает город на самом опасном направлении. Между башнями Вышкой и Рябиновкой, смотрят на запад три каменных вкладных «голгофских» креста. Существует несколько версий, объясняющих, почему кресты располагаются именно здесь.  «Домом Святого отца Николы» называли Изборск, но собор Николая Чудотворца был скрыт от путников высокой стеной. Поэтому в месте, где за стеной стоит храм, были сделаны вкладные кресты. Подтверждает эту версию орнамент-бегунец – такой же, как на подкупольных барабанах псковских церквей, расположенный над стеной на башне Вышка. Вторая версия говорит о том, что кресты имели охранительную функцию. Один из главных участков крепостной стены Пскова назывался «перси» – грудь. И как человек на груди носит наперстный крест, защищающий его от всех напастей, так и на груди города, на самом опасном участке стены были сделаны вкладные кресты.
Восточная стена. В восточной стене, рядом с башней Луковка, расположен тайный вылаз (или проломные ворота), представляющий собой глубокую нишу в стене, заложенную с наружной стороны каменной кладкой без связующего раствора. В случае крайней необходимости, кладка в стене разбиралась, и через образованный проем выпускали тайком гонца за помощью. Здесь размещался и тайный ход к колодцу-роднику. Сейчас здесь можно выйти на тропу, которая ведет к Городищенскому озеру и знаменитым Словенским ключам, достопримечательности Изборско-Мальской долины, которая протянулась у подножья Журавьей горы на несколько километров.
Изборско-Мальская долина — памятник природы, имеющий многотысячелетнюю историю. Свой неповторимый ландшафт она приобрела благодаря последнему леднику, проходившему здесь около десяти тысяч лет назад. Заповедные места и древнеледниковые рельефы, ручьи с водопадами, девонские породы, холмы и каменные осыпи, древние тропы и необычные растения откроются путешественникам в этой долине. Ее площадь составляет 1792 га, ширина — 500-800 м, а глубина — 40-50 м.  Озёра Городищенское и Мальское питают подземные воды, поэтому вода в них холоднее, чем в других озерах, и более минерализованная. Живописное и уникальное образование формирует группа карстовых источников возле Городищенского озера — «Словенские источники». Они питают его водой, благодаря чему озеро не замерзает зимой, а лебеди-шипуны, живущие здесь, не улетают на зимовку. На территории долины произрастает растения, занесённые в Красную книгу России. Здесь  можно обнаружить около сотни видов и мхов,  и лишайников. Встречаются растения-хищники, питающиеся насекомыми, растут анемоны, которые первый раз зацветают на 6-9-й год жизни, всего 17 видов орхидных растений, из которых 8 занесены в Красную книгу. Среди птиц встречаются виды, занесённые в Красную книгу России — беркут, орлан-белохвост, скопа. А на гербе Изборска – 3 белых журавля.
Теперь, вооружившись теоретическими знаниями, давайте пробежимся по этому замечательному памятнику истории и природы и увидим все своими глазами!
Мы облазили крепость, башни. Никольские ворота, Никольский собор (1349) закрыт, Талавский захаб и башня, башня Луковка (14 век), вид на Изборско-мальскую долину, Корсунская часовня (восстановлена в 1929 году), Талавская башня с северной стены, Словенские ключи, умылись и напились (тогда мы не знали, что там какие-то бактерии, обнаруженные санэпиднадзором в 2012 году), Городищенское озеро - лебединое озеро (два лебедя-шипуна и несколько маленьких лебедят). Оказывается в Изборске есть гостиничный комплекс, но мест там уже не было. Вскарабкались к крепостным стенам, которые не взял враг, башни Вышка и Рябиновка (конец 14 века), какие-то знаки на стене. Где-то внутри крепости в 2011 году нашли остатки Плоской башни. Башня Темнушка.

Ну, все. Уже солнце клонится к закату, и мы едем в Печоры.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru