Одной строкой или как написать одностишие

Александр Внуков
Как точно подмечено археологами  на основании многочисленных раскопок: ничто в этом материальном мире не исчезает бесследно.
Пусть пройдут сотни, тысячи, миллионы лет, но обязательно найдётся какая-нибудь малюсенькая зацепочка, которая позволит извлечь доселе невиданный артефакт, «спящий» под слоем земли.
Очистить от «исторической пыли» и представить на всеобщее обозрение общественности в виде недостающей детали в длинной цепочке доказательств минувших событий.
Подобный процесс происходит и в культурной жизни общества. Может быть, это происходит и несколько иначе.
Однажды (как бы невзначай)  кто-то из историков, филологов  или искусствоведов после продолжительных изысканий извлечёт «на свет божий» давно забытую технологию изготовления струнных музыкальных инструментов, утерянный со временем старинный способ приготовления масляных красок или  возродит когда-то вышедший «из моды» литературный жанр.
Вероятно подобное «воскрешение» произошло и с моностихом.
Истоки этой литературной формы по предположению исследователей находятся в античной литературе Древней Греции и Рима.
По мере совершенствования общества изменялся и фольклор.
На смену лозунгам, призывам и отдельным стихотворным строкам пришли   пословицы, поговорки, эпитафии.
Хотелось бы заметить, что моностих  - это своего рода редчайший случай минимализма в поэзии: всё, что думаешь, чувствуешь, переживаешь уместить всего в одну строку.
Японским поэтам, между прочим, для этого требовалось три-четыре строки.
Несмотря на свою краткость, моностих представляет собой вполне законченное поэтическое высказывание, которое обладает целостной смысловой, синтаксической и метрической структурой.
Тем не менее, не трудно заметить некую общую черту в написании японских хокку и моностихов.
Это своеобразное обобщение мысли или констатация происходящего действия.
Мерещится мне всюду драма.
                Н. Некрасов.
Русь, ты вся — поцелуй на морозе!
                В. Хлебников.
Чего в мой дремлющий не входит ум?
                Г. Державин.
Многие моностихи вообще могут жить отдельно, будучи взяты из цельного произведения:
А море Черное шумит не умолкая.
                М.  Лермонтов.
Я научился вам, блаженные слова.
                О.  Мандельштам.
Отговорила роща золотая.
                С.  Есенин.
И дым Отечества нам сладок и приятен.
                А.  Грибоедов.
Не удивительно, что моностих не прижился в русской поэзии.
Ведь гораздо интересней читать полное произведение автора, чем одну строчку, порой не позволяющую рассказать о многом, чтобы вызвать интерес и переживания читателя.
И вот спустя десятки лет моностих появляется снова «в свете» литературного общества.
Но это уже не тот моностих, который нам известен по отдельным историческим свидетельствам.
Теперь у него и имя совсем другое: одностишие.
Он значительно отличается от своего прародителя.
Это не тот важный и  степенный верлибр, несколько старомодный, с классическим словарным запасом.
Перед нами заметно помолодевший литературный жанр, игривый и ироничный, пёстрый и многоликий, берущийся смело за любую тему. Он не статичен и не академичен. И, что самое главное – он стал более ёмким.
По-прежнему это одна строка, но благодаря какому-то новому  удивительному свойству моностих «окунает» читателя в какое-то действо или «прокручивает» перед его глазами короткий ролик происходящих событий.
Удивительное чувство сопричастности.
Итак, начнём просмотр.
Первыми выступят дамы.
«Мне Ваши уши удивительно знакомы». (К.Шофман)
Сразу представляется следующая ситуация. Понедельник. Хмурое утро. Идёт мелкий моросящий дождь. Минут двадцать нет автобуса. Когда он появляется, приходится брать его салон с боем местного значения. Только нашла удобное место у окна (здесь не так толкают), чтобы перевести дух, успокоиться.  Как какой-то «квазимодо»  решил познакомиться (нашёл место, придурок) и завёл банальный «трёп». И тут я ему от чистого сердца дала понять, что он обычный осёл.
«Я был навек пленен ее зубами». (К.Шофман)
А это пример короткого анекдота в одну строку. Некто Стёпа Чемоданов привёл свою новую жену в компанию. Гости посмотрели: да, не модель. Волосёнки редкие, ножки -кривенькие, фигуры – никакой. Как говорится: ни кожи, ни рожи. Отвели друзья Стёпу в сторону и спрашивают:
-Чего ты в ней нашёл?
-Вы бы видели её зубы.
Право, не знаю. Может, в роду у Стёпы кто-то из цыган был.
Многие правила, с учётом которых пишутся афоризмы, вполне применимы и для одностиший. Форма изложения может быть, как повествовательной, так и вопросительной.
«Какая прелесть! Это ваши ноги?»  (Н. Резник)
Пример использования метода сравнения.
«Нет лучшего снотворного, чем книга». (К.Шофман)
И тут же возникает следующая бытовая картинка. Только вы удобно устроились в кресле, чтобы почитать что-нибудь из современных авторов. Надели очки на нос, включили дополнительное освещение. Но прошло  несколько минут, как вас сморило. Всё глубже и глубже, погружая в сон.
Спрашивается: зачем нужны эти таблетки и капли с побочными действиями, если есть простое и безвредное средство?
Метод противопоставления.
За основу взяли метафору. А далее поступили, как этого требует инструкция по технике безопасности. Ведь по логике всё, что горит и пылает, должно быть погашено, во избежание тяжких последствий.
«Закат пылал. Мы вызвали пожарных».  (К. Шофман)
Пример того, как для написания одностишия, используется материал из известного фильма.
Всего одна строка, а в памяти живо возникает эпизод, когда главный герой «снимает стресс»,  раскалывая чурбаки топором.
И сразу понятна ситуация и состояние автора.
«Мне колка дров уже не помогает»...           (Ольга Арефьева)
Главное, что выделяет одностишия от похожих литературных  форм – это наличие образности.
Чтобы написать остроумное и ироничное одностишие, для начала необходимо представить себе  какую-то сценку, событие или ситуацию. А затем выразить это в виде одной строки, используя существующие методы (способы) формирования произведения.
Одностишия могут быть написаны абсолютно на любую тему: спорт, политика, экономика, культура, мода.  Важно не выходить за рамки дозволенного. Насколько вам позволит это сделать внутренний критик (редактор) и уровень культуры.
«Как подло на ремонт закрыть сортиры»... (Ольга Арефьева).
И продолжайте с успехом мечтать, создавать образы и отображать их в виде поэтических строк или прозы.
Точно также, как поступают некоторые из приведённых авторов одностиший.
«Хочу закончить жизнь женой миллионера».  (К. Шофман)
Как говорится: мечтать не вредно.
Особенно среди литераторов.