The Beatles. Lucy in The Sky With Diamonds. Из к

Андрей Зотов 2
[103] Lucy In The Sky With Diamonds (Lennon-McCartney)

Lennon: вокал с двойным наложением, соло-гитара
McCartney: вокальная гармония, басс-гитара, орган Lowery
Harrison: вокальная гармония, соло-гитара, акустическая гитара, тамбурин.
Starr: ударные, маракасы.

Записано: 28 февраля, 1-2 марта 1967 года в студии Abbey Road 2
Продьюсер: George Martin. Инженер записи: Geoff Emerick
Дата выхода в Великобритании: 1 июня 1967 года (LP: Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band)
Дата выхода в США: 2 июня 1967 года (LP: Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band)

Одна из самых мечтательных песен Леннона “Lucy In The Sky With Diamonds” ленно кружится в мелодическом вихре преливающихся радугой потоках звука. Учитывая, что название трека было позамствовано с рисунка, который его четырех-летный сын Джулиан нарисовал цветными карандашами в школе, а атмосфера песни из полной галлюцинаций главы книги Льюса Кэррола «Алиса в Зазеркалье» (1), было вполне закономерно предположить, что это есть ни что иное, как закодированный экскурс в ощущения, которые приходят после употребления ЛСД. На самом деле никакого намеренного кодирования не было, и, хотя в песне напрямую описано то, что человек видит во время психоделических «путешествий» под влиянием ЛСД, сами Битлз были по-настоящему удивлены, когда им было на это указано. Леннон, который написал большую часть слов (Маккартни помог ему с парой-тройкой образов) позже говорил, что все было искусно надумано. В ретроспективе Леннон был очень не доволен тем, как был записан трек – это было сделано необычайно быстро для альбома Sgt. Pepper (2), и он всегда хотел перезаписать песню заново.

Что конкретно он хотел поменять осталось неведомо, но можно вполне предположить, что, как и в случае со (90) Strawberry Fields Forever его изначальный творческий импульс был утерян в занятой атмосфере студии и налет сентиментальной нежности, присущий таким его композициям, как (130) Good Night и (156) Julia был просто потерян (3). Первый день работы над треком состоял из восьмичасовой сессии, в течение которой Леннон, буквально на ходу (4) полностью заканчивает песню. Иногда бывает так, что одна часть музыкального произведения может полностью изменить восприятие всего произведения, и учитывая пассивный и податливый настрой Леннона в то время, вполне возможно, что он просто согласился вставить блистающую контр-мелодию Маккартни (5), в то время, как все, что он хотел – это построить циклический дрейф последовательных куплетов вкупе с нисходящей хроматически басовой мелодией (позже использованной в Dear Prudence) (6).

Однозначно, что самая эффектная секция в песне - это переход, с его неуловимой гармонией дрона ре мажор и легкой, как перышко, линией бас гитары (7). К сожалению, неуклюжий переход в трех-аккордный рок в темпе 4/4 полностью размывает то убаюкивающее очарование на создание которого было потрачено столько времени и усилий. По правде говоря,  структура “Lucy In The Sky With Diamonds” была изначально плохо продумана и песня выигрывает скорее за счет эффектной манеры студийной записи, чем, как цельное произведение (голос и гитара были пропущены через громкоговоритель Лесли, было добавлено эхо и изменена скорость вращения ЛПМ).

1) Глава 5 «Шерсть и Вода». Льюис Кэррол был любимым писателем Леннона, который всегда хотел «написать свою Алису» ( Shotton, p. 33). Книги про Алису были канонизированы контркультурой за их сюрреалистичный юмор и намеки на видения под воздействием наркотиков. Одним из выдающихся примеров чего является композиция  White Rabbit записанная Jefferson Airplane для альбома Surrealistic Pillow (1967).
2) Песня содержит один из нескольких неотредактированных казусов, допущенных при записи альбома: неподчищенный вокал (1:32).
3)  Самая сентиментальная и полная ностальгии сцена в главе - это где Алиса собирает душистый камыш ( в русском переводе В.А. Азова «ненюфары»). Для Леннона «девочка с калейдоскопическими глазами» была любимая женщина/мать жившая в его самых наивных мечтах: «образ женщины, которая однажды придет и спасет меня» (для Маккартни это был Бог, Всевышний, Белый Кролик). Эта мистическая женщина-оракул, по которой Леннон скорбил в [50] Yes It Is, которой был озадачен в [92] She Said She Said – была в начале его мать Джулия, место которой впоследствии заняла Йоко Оно [156].
4) Martin, ‘Summer of Love’ (p. 103).
5) Это звучание, зачастую характеризуемое, как звук челесты, в большей степени находящееся между клависином и металлофоном, было звуком органа  Lowrey ( названого в честь его создателя Frederick C. Lowrey 1871-1955).    
6) Ремиксы ранных версий песни, выпущенные на Anthology 2, дают представление о том, каким кардинальным образом басовая партия Маккартни может изменить трек (например, до самого последнего этапа записи, контрмелодии нет ни в куплете ни в припеве).
7) В этой секции, наряду с тамбурином, Харрисон играет на гитаре, в стиле саранги, сопровождая линию вокала Леннона (The Beatles Anthology 2 p. 243).