Промышленные экскурсии в Омске в 1935 году

Виталий Демешко
Документальное эссе

Категория: 6 +

1.

Производственным экскурсиям в советское время уделялось большое внимание. Оно и понятно: их стратегическая задача – профориентация молодёжи. На эту тему в издательствах неоднократно выходили методические пособия и рекомендации. В библиографическом списке я привожу лишь некоторые из них [1, 2]. Однако сомнительно, чтобы мы нашли в открытом доступе информацию о тех предприятиях, которые активно такие экскурсии принимали. Понятно, что, так или иначе, в это были вовлечены почти все, даже некоторые закрытые производства. Но информация об этом содержится в производственных архивах, и обнаружить её достаточно сложно. Мало что просачивалось даже в прессу.
Истоки послереволюционного развития экскурсионного дела в Омске обычно находят в 1950-х годах [3; с. 559] или в 1960-х годах [4; с. 81], хотя уже в 1930-е годы всем желающим предлагался весьма значительный спектр экскурсионных программ.
Пример тому: «Справочник-путеводитель по городу Омску» [5], разработанный Омским краеведческим обществом в 1935 году. Насколько я понял, справочник этот так и не был издан, но информация в нём собрана качественно. Вообще, путеводителем я бы его  называть не стал, поскольку в нём содержалось большое количество справочной информации: адресов, телефонов, указателей учреждений. В 1 главе эссе по городскому транспорту Омска 1935 года я уже писал об этом справочнике [7], и повторяться не буду. Отмечу лишь, что он является незаменимым источником информации о промышленных предприятиях Омска того времени, и об их экскурсионном потенциале.

2.

До Великой Отечественной войны Омск не являлся гигантом советской индустрии, однако промышленных предприятий здесь всё-таки было немало. В путеводителе указаны наименования и адреса 33 заводов [5; л. 35], 16 фабрик (включая 3 мельницы и элеватор), 4 комбинатов [5; л. 36], 6 хлебопекарен [5; л. 37], 29 мастерских [5; лл. 37, 38].
В разделе «Экскурсии по городу и окрестностям» организационным бюро Омского областного Совета Общества пролетарского туризма и экскурсий омичам предлагается использовать выходные дни для участия в экскурсиях. Экскурсии эти проводятся ежедневно по специально разработанным темам, датам красного календаря, по текущим политическим кампаниям, по обмену производственным опытом, программам всех учебных заведений, партийных и комсомольских школ.
Стоимость экскурсии определялась от 10 до 15 рублей за группу в 25 человек [5; л. 219].

3.

А теперь – информация о предприятиях непосредственно из справочника с вставками их адресов, размещённых на других страницах:
«Паровозо-ремонтный завод им. Рудзутак – первый по мощности в Сибири. Он реконструировался, превращался в гиганта транспорта, оснащённого современной техникой. Локомотивный комбинат завода должен был стать крупнейшим сооружение железнодорожного транспорта СССР. Так же отмечалась интересная фабрика-кухня [5; л. 219] [адрес не указан – прим. В.Д.].
Завод сельскохозяйственного машиностроения имени Куйбышева (бывший завод «Красный Пахарь», ул. Герцена, 74). Здесь производились тракторные плуги, бороны. Экскурсанты посещали литейный, кузнечно-прессовый, сборочный, механический цеха, школу ФЗУ и фабрику-кухню [5; л. 219, адрес – л. 34].
Завод «Трактородеталь» им. Кагановича (ул. Красный Путь, 95) (массовый выпуск запасных тракторных частей) [5; л. 219, адрес – л. 34].
Обозостроительный завод им. Коминтерна (выработка стандартных ходов, тракторных тележек и других видом сельскохозяйственного транспорта) [5; л. 220] [адрес не указан – прим. В.Д.].
Текстильная фабрика имени Кирова (иначе - суконная фабрика, ул. Октябрьская, 90) с производством грубых сукон [5; л. 220, адрес – л. 36].
Мясохладокомбинат (ул. Московская, 13) (механизированный убой скота, использование отходов, холодильная установка) [5; л. 220, адрес – л. 36].
Обувная фабрика (ул. Интернациональная, 29) (массовое производство обуви) [5; л. 220, адрес – л. 36].
Мельничный комбинат (с большим элеватором в Кировске на станции Куломзино) [5; лл. 36, 220].

4.

Помимо промышленных предприятий экскурсантов приглашали и некоторые учреждения:
«Краснознамённый сельскохозяйственный институт им. Кирова (Загородная роща) с интересным музеем и питомником [5; л. 59, 220].
Научно-исследовательский институт зернового хозяйства (Загородная роща) (демонстрировались теплицы с пшенично-пырейными гибридами, выведенными впервые в паре, машиноиспытательный отдел и музей сельскохозяйственных машин) [5; лл. 57, 220].
Областной музей (Ул. Республики, 1). Здесь экскурсанты могли посетить: художественную галерею, отделы: краеведение, антирелигиозный, историко-революционный и другие, а так же педагогический музей [5; л. 220, адрес – л. 58].
Железнодорожный клуб им. Лобкова (Казённый дом №12) с многочисленными кабинетами, санитарным музеем и физкультурной базой [5; л. 220, адрес – л. 67].
Радиостудия (ул. Республики, 4) [5; л. 220, адрес – л. 76].
Дом Красной Армии им. Фрунзе» [5; л. 220].

5.

И завершает перечень совсем уже интересная информация:
«По желанию могут быть организованы обзорные экскурсии по городу на тему: «Старый и новый Омск», экскурсии в ВУЗы, научные учреждения, школы и другие предприятия, в колхозы и совхозы района, лыжные вылазки за город, однодневные турпоходы ударников и т.д.
По всем вопросам проведения экскурсий, вылазок и путешествий даются консультации» [5; л. 220].
В бюро так же предлагались путешествия в Москву, Ленинград, ДнепроГЭС, Крым, на Кавказ, радиальные базы (Ялта, Сочи и др.) [5; л. 219].
Мы не можем сказать, много ли было желающих на подобные услуги, но считаем это веской причиной расширить хронологические рамки, и отсчитывать истоки Омского туризма как минимум с 1935 года, а то и ранее, ведь складывалась эта система пролетарского туризма не во время подготовки путеводителя.
Но докопаться до самых корней нам пока что не удалось,  и это вызов для дальнейших краеведческих изысканий.

Библиографические источники:

1. Производственная экскурсия. (Методические рекомендации). – М.: Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», 1984. - 72 с.
2. Подготовка и проведение производственных экскурсий: методические указания. - М.: Центральное рекламно-информационное бюро «Турист»,  1973. – 37 с.
3. Энциклопедия Омской области: в 2 т. Т. 2. М-Я / Под общ. ред. В.Н. Русакова. – Омск: Омское книжное издательство, 2010. – С. 559.
4. Мишкина И.В. У истоков экскурсионного дела в Омске.  // Туризм Омского региона. Проблемы развития и управления туризмом в Сибири: Сборник научных трудов. Под ред. Н.А. Лёвочкиной.– Омск: «Образование информ», 2006. – С. 81 – 84.
5. Справочник-путеводитель по городу Омску (машинописный текст). // Государственный исторический архив Омской области, Ф. 1074, оп. 1, д. 111, лл. 34, 35, 36, 37, 38, 57, 58, 59, 67, 76, 219, 220.
6. Материалы и замечания к плану г. Омска. // Государственный исторический архив Омской области, Ф. 1074, оп. 1, д. 161, л. 56.
7. Демешко В. Городской транспорт Омска в 1935 году. // http://www.proza.ru/2020/01/08/74

30 марта 2020 года.

На фрагменте карты Омска 1935 года – промышленные предприятия Омска по улице Московской (будущий Проспект Маркса в районе остановок общественного транспорта «Цирк», «Юный техник» и «Дом печати»). Из них для экскурсионного посещения были рекомендованы: завод "Коминтерн" и мясокомбинат.

Фрагмент карты-схемы Омска из:
Материалы и замечания к плану г. Омска. // Государственный исторический архив Омской области, Ф. 1074, оп. 1, д. 161, л. 56.

Полный список произведений автора: http://www.proza.ru/avtor/demits