13 глава - Круг - закон мироздания

Ольга Медведева-Мальцева
 
         Утро стояло серое и морозное. Тяжелые пузатые облака вот-вот собирались разродиться снежным бураном. Дед Валерий сговорил Павла пойти на рыбалку, чтобы не мешать Анне готовиться к празднику. Охоту Павел не любил, а вот с удочкой посидеть в любое время года был не ротив.
         Сидели тихо, внимательно следя за кивком на удочке-зимовке, напряжение потихоньку спадало, клева не было. Павел поднял глаза от серой воды и со вздохом удивления оглядел заснеженные просторы, темнеющий за рекой лес и серое с белесой полосой небо. «Никаким художникам не передать естественной красоты природы, - подумал он. - Здесь и чудо-пейзаж, и музыка ветра,  и свежее дыхание морозного воздуха - все это и создает чувство радостного умиротворения. Почему произведения искусства - будь то картины, скульптуры, книги - тревожат душу, тебя тянет переселиться в этот описываемый мир, чтобы почувствовать всеми клеточками своего организма ту атмосферу бытия, так вычурно и ярко описанную художником или поэтом. И лишь природа - истинный создатель красоты и гармонии не тревожит душу, а очищает и наполняет спокойствием и радостью ощущения полноты жизни».
 - Смотри, смотри, - взволнованно зашептал дед Валерий. - У тебя же клюет, подсекай!
          Павел повел  удочкой и резко выдернул на лед небольшого щуренка. Глаза блестели, как у мальчишки, он быстро принялся ловить его рогожкой на снегу. Дед улыбался, но вскоре и сам сидел на льду, отцепляя окуня не меньшего размера.
          Домой возвращались с хорошим уловом.
 - Павел, ты отдай Анне окуней и поднимись в кабинет. Я с тобой потолковать хочу, - сказал дед Валерий, направляясь на второй этаж.
          Павел послушно пошел на кухню; там раскрасневшаяся от пылающего жара русской печи, хозяйничала Анна.
 - Принимай улов, хозяйка, - протягивая ведро, проговорил Павел.
 - Помогите мне. Я сегодня не успеваю, почистите на пирог рыбу, - попросила Анна.
 Павел засмеялся, увидев перепачканное ее лицо, он подошел к ней, вытер остатки муки со щеки и не убрал руку.  Кожа лица была теплая и нежная, а глаза уставшие и такие родные. Ему захотелось прижать ее к себе, как маленькую, и пригладить растрепавшиеся и выбившиеся из-под косынки волосы. Он усилием воли опустил руку и проговорил тихо:
- Отдохни. Я сделаю все один.
- Спасибо, - улыбнулась Анна уголками рта. - Я привыкла все делать сама.
          Они больше не говорили, каждый делал свое дело, но ниточка теплоты соединяла их: «Она просто уставшая от забот женщина, а панцирь холодности - это защита. Гордость не позволяет показать себя слабой и одинокой, а может она все еще любит его?» От этой мысли даже нож выскользнул из рук Павла. Анна обернулась, но, видимо, Павел так красноречиво смотрел на нее, что она, найдя предлог, вышла в другую комнату. Дочистив рыбу, Павел тоже решил уйти, да и дед Валерий, наверное, заждался.
        Вымыв руки со щелоком, который заменяет здесь мыло и готовится из отстоявшегося настоя трав и древесной золы, тщательно вытер их рушником и поднялся на второй этаж.  К его удивлению дед Валерий был не один. Павел поздоровался с Евгением Петровичем - старостой общины.
- Давно мы хотели с тобой, Павел, серьезно погуторить, да все как-то времени не было, - предлагая сесть, проговорил дед Валерий. - Но ведь скоро придется проститься и, возможно, навсегда...
        Дед Валерий отвернулся к окну, так и не договорив, его покряхтывание и заблестевшие глаза выдавали глубокое волнение. Евгений Петрович поддержал прерванный разговор:
 - Нам бы хотелось, чтобы Вы как журналист описали жизнь нашего селения. Все ли правильно Вы поняли из нашей жизни - не знаю, но что по душе она Вам - это видно... Хотели бы мы помочь людям, которые задыхаются от суетной и бесцельной жизни города.
         Павел закрыл глаза и мысленно поблагодарил Бога за помощь в этом трудном деле, ведь и он хотел поговорить о том же со старейшинами, но все оттягивал, не знал с чего начать.
 - Вам не по нраву наше предложение? - всматриваясь в лицо Павла, спросил староста.
 - Совсем наоборот, - со вздохом облегчения ответил Павел. - Я благодарен судьбе за то, что  привела меня в Круглое, за то, что познакомила с вами, дала цель в жизни, - Павел встал с места,  быстро подошел к старичкам и обнял их. - Вы просто не представляете, как я рад встрече с вами. Ваша община - это... это настоящий институт ХХI века, лаборатория под открытым небом. Вы не селяне, а настоящие ученые, экспериментаторы и вместе с тем - подвижники. Решиться на подобное  - поехать в неблагоустроенное место с семьями - это могут сильные люди, окрыленные мечтой и верой. Я, конечно же, расскажу миру о селении Круглое. Кстати, а почему оно так названо?
 - Закон жизни нашего поселения - круг. Он известен людям издавна, еще Цицерон о нем толковал - это закон цикличности в природе и  человеческом обществе, проще - закон круга. Все возвращается на круги своя, - спокойно сказал дед Валерий.
         Павел улыбнулся, поудобнее усевшись на стуле,   и внутренне приготовился  к долгому разговору.
 - А я думал, что названа так община, потому что улица идет по кругу.            
 - И это  важно для поселян, - вступил в разговор Евгений Петрович. - Первый принцип нашей «круговой общины» говорит о том, что все общественные дела совершаются по круговой очередности. Так что каждая семья должна и с колотушкой походить, охраняя поселение от пожара и непрошеного гостя, и стадо попасти, а как подойдет очередь - поехать в большой мир для более глубокого освоения своей профессии, ну и так далее.
 - Сколько же у вас подобных принципов, и можно ли нарушать их? Кто их придумал? - спросил торопливо Павел.
 - Начну с последнего вопроса, а первый подскажешь, если забуду, - пошутил дед Валерий. - Придумала наши стежки-дорожки, по которым мы и шагаем, сама - Ее Величество Жизнь. Прожив десять лет здесь, мы составили устав общины, где все выверено потом и долгими бессонными ночами размышлений. И поняли, что нарушать эти пять принципов - это значит - себе загодя яму копать. Живешь в общине - выполняй их, а если не хочешь - уезжай. Дорога никому не закрыта.
 - Дед Валерий - лирик, а все-таки в чем суть, скажем, второго закона? - обратился Павел к старосте общины.
 - Нет, Павел, закон у нас один - это круговое движение всей материи в природе. А из него вытекают и наши пять принципов, характерные для любого бесклассового общества, где бы все выполняли одинаковую работу, но соразмерно тем возможностям, которые им дал Господь.
         Второй же принцип таков - это семейное натуральное хозяйство (малый круг, то есть замкнутый хозяйственный мир). Мы не продаем и не покупаем внутри общины, каждая семья обеспечивает себя всем необходимым. Например, если хочется такое же платье, как у Анны, приходи, и она тебя научит, подскажет свой секрет мастерства. Ты видел небольшие мельницы - этот двигатель придумал муж Елены, ваш сосед, а теперь они почти в хозяйстве каждого. Мы ищем подобные  ручные технологии и по возможности их применяем в своем натуральном хозяйстве.
- Можете не объяснять зачем, Анна вчера мне многое рассказала о ваших научных изысканиях, - перебил Павел, ему не терпелось скорее узнать дальше, о тех оставшихся трех, должно быть, мудреных принципах. Ведь еще Платон пытался построить идеальное государство, он даже трижды ездил ко двору сицилийского правителя для этих целей, но... увы, все  безуспешно. Неужели это вообще возможно?
 - Тогда перейдем к третьему - нам приходится собирать знания по всему миру.  Но каждому невозможно все знать, поэтому одна семья, иногда больше, выбрав себе необходимую для общины профессию или, точнее направление науки, начинает его  более глубоко осваивать, - продолжал Евгений Петрович.
 - Вот, например, наша семья и семья Ивановых. Ты их знаешь, Павел, они как-то заходили к нам на огонек. Помнишь, мы еще обсуждали, как лучше  лечить Буланого? - настаивал, чтобы вспомнил и вторую семью айболитов, дед Валерий, но Павел хорошо помнил этот жаркий вечер. Дебаты затянулись тогда  далеко за полночь.
 - Свои знания передаем от отца к сыну, как говорится. Основы знаний преподаем в школе детям. О новинках рассказываем на сходе общины, когда приходит очередь готовить воскресную  лекцию семье. Вместе решаем, а стоит ли использовать нововведение в нашей жизни, не навлечет ли оно каких бед, - продолжал Евгений Петрович. - Помните разговор с семьей кузнеца? Еще община никак не даст добро на изготовление подобных мини-пирамид. Древние египтяне считали, что всякое изменение ведет к худшему, зачем что-то менять, если и так хорошо, - говорили они.
          Павел с этим мнением был явно не согласен:
 - Как бы всем нам не хотелось остановиться даже в возрасте - жизнь всегда что-то изменит. Потому надо быть готовым к подобным изменениям.
  - Четвертый принцип говорит о том, - продолжал Евгений Петрович, - что для удовлетворения своих необходимых потребностей поселяне имеют право пользоваться естественными материалами, легко добываемыми, и так же легко восполняемыми природой. Мы отказались от достижений научно-технического прогресса, поэтому нам не нужны ни шахты, ни заводы, ни скважины. А железа на земле столько добыто, что его на века хватит, если учесть наше минимальное его потребление. В крайнем случае, отыскать его можно и в топях  болотных, даже булат изготавливали из такого мягкого болотного железа, но знали особые добавки.
 - Поэтому я и приметил, что в домах все из глины, дерева, шерсти. Гвозди и те большей частью на шпунты заменены. Удивляюсь, насколько хорошо вы освоили плотницкое дело. Впрочем, на Руси всегда были мастера «топорной» работы в самом лучшем понимании этого слова, которые могли создать и такую чудесную церковь, как  Кижи, например, без единого гвоздя! - покачивая в знак одобрения головой, проговорил Павел.
 - Вот мы и подошли к последнему принципу - пятому. Это отношение к наделам земли. И здесь действует магический закон круга. Мы строим свои усадьбы по эллипсу, как Вы заметили. За домом огород, пашня, далее покос. Землю закрепляем навечно, если хочешь с нее получать хорошие урожаи - удобряй, ухаживай за своей кормилицей. Нельзя купить, отнять, арендовать, чтобы одному обогатиться за счет другого. Больным и убогим помогает каждый, - закончил староста.
 - Но если в одной семье два ребенка, а в другой пять? Какое же тогда здесь равенство, - спросил Павел. Скептический ум все-таки пытался найти зацепку, нестыковку в концепции построения подобной общины, хотя душа давно приняла такое жизнетворчество.
- Как Вы поняли, - перебил Евгений Петрович, -  наше поселение стабильное, оно не расширяется. Это важно, чтобы не пришлось в будущем захватывать чужие земли, из-за чего возникают и все войны.  Дом строится на две половины, в одной живут старички, а во второй молодая семья. Следующий сын или дочь должны пойти в другую семью, в примаки, как говорили раньше. Третий же ребенок, когда подрастет, перейдет жить к бездетным старикам.  Есть и другой вариант - ютиться двум семьям в одной половине или надстраивать дом. Впрочем, все сложные проблемы решаем сообща.
 - Но как же решена у вас эта животрепещущая проблема? Наш мир задыхается во многих регионах от перенаселения. Численность население земли более 6 миллиардов, что в 5 раз превышает допустимое, как считают многие ученые. Ее и большой мир никак не может решить. Разве что запретами, как в Китае, или жесткой доктриной Мальтуса «Эпидемии и войны - благо для человечества». Научите и «старшего брата», он будет вам благодарен, - улыбнулся Павел.
        Дед Валерий крякнул от удовольствия:
  - Эк, загнул. Выходит, Круглое - младший брат? Интересное сравнение. Не можем мы пока давать рекомендации: не заслужили еще авторитета у «братишки».
  -  Это, прежде всего, культура семейных отношений и страх, что их ребенку негде будет достойно жить, надел земли маловат для большой семьи. Во-вторых, раньше мечтали о многочадстве и просили  это у Господа, а Бог дает по великой просьбе. В-третьих, внимательное отношение со стороны врачей к каждой семье, но если ребенок все-таки зародился, пусть даже третий или четвертый, губить жизнь ни под каким предлогом нельзя, - ответил староста.
 - Смысл ваших  законов мне ясен, но какова цель подобной уединенной жизни?
 - А цель проста, как вода или воздух, - протянул слова дед Валерий. - Мы хотим вырастить своих детей и внуков в экологически чистом мире, здоровыми, счастливыми и духовно богатыми. А самим продлить жизнь, наслаждаясь общением с родными, друзьями, культурой, наукой и всем прекрасным богатейшим миром Божьим.
- Добавлю лишь одно, - поглядывая на потемневшее окно, проговорил Евгений Петрович. - Города - это своеобразные вавилонские башни, созданные гордостью человека, там обожествляют ум и научно-технический прогресс,  надеясь, что именно они сделают человечество счастливым, а в будущем и  долгожителем. Мы же надеемся только на промысел Божий и на наши руки и сердца.