Правда об Основном вопросе

Виктор Печорин
Философия — это когда берешь нечто настолько простое, что об этом, кажется, не стоит и говорить, и приходишь к чему-то настолько парадоксальному, что в это просто невозможно поверить.
Бертран Рассел


Начнем с того, действительно ли у философии ЕСТЬ Основной вопрос?
Отцом Философии считается Фалес Милетский. Он жил в 5 веке ДО нашей эры. Первым, кто дал философии ее имя был Пифагор. А Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова: он повернул философию от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека и осмыслению самой философии.
Так вот, если бы мы спросили Фалеса, Пифагора или Сократа, что такое Основной вопрос философии, они бы ответили: «Основной вопрос»? Нет, не слышали».  И точно так же ответил бы ЛЮБОЙ философ на протяжении следующих двух с половиной ТЫСЯЧ лет. Нет, философы, конечно, поднимали различные вопросы и старались найти на них ответы, обмениваясь мнениями с коллегами по цеху, или споря с ними. Но НИКТО ИЗ НИХ не выдавал СВОЙ вопрос за Основной вопрос ВСЕЙ философии.
Как же так: все знают, что у философии есть Основной вопрос, многие помнят, как он звучит, и даже знают на него ответ. Но на протяжении двух с половиной тысяч лет НИ ОДИН философ про него слыхом не слыхивал! Как это объяснить?
Объяснение может быть только одно: Основной вопрос философии – изобретение совсем недавнее.
И действительно, впервые это словосочетание появилось только в конце 19 века, а точнее - в 1888 году. И появилось оно не в философском издании, а в политическом листке Ди Нойе Цайт – «Новое время», который издавала Социал-демократическая партия Германии. Известно и имя изобретателя Основного вопроса. Это был Энгельс. Фридрих Энгельс. 
Что вдохновило Фридриха на такое изобретение? С чего он решил, что у философии вообще ДОЛЖЕН быть какой-то Основной вопрос, и почему это должен быть именно тот вопрос, который интересовал лично его, Фридриха?
Энгельс объяснил, что не сам выдумал этот вопрос, а позаимствовал его у… Фейербаха. Ну, у Фейербаха так у Фейербаха, никто не против. Только вот незадача - сам Фейербах про Основной вопрос тоже не знал. Он впервые услышал об этом от Энгельса. А те его СЛОВА, на которые сослался Энгельс – это совершенно невинная фраза, под которой любой из нас мог бы подписаться. Фейербах что сказал? Что утверждение религии, будто мир сотворен Богом, в более общем философском контексте означает вопрос об отношении Духовного к Чувственному. Вот всё, что он сказал.  У Фейербаха БЫЛИ свои личные счеты с религией, и ему хотелось эти счеты свести. И не более того. 
И вот из этой, по сути ничего не значащей, проходной фразы, Энгельс извлек ЦЕЛЫЙ Основной вопрос философии.
«Когда б вы знали из какого СОРА растут стихи, не ведая СТЫДА, - призналась однажды Анна Ахматова, и прибавила: - как желтый одуванчик у забора. Как лопухи и лебеда». 
Вот так бы мог сказать и Энгельс о происхождении Основного вопроса философии. Этот вопрос родился из совершенного пустяка, но благодаря усилиям Энгельса, разросся в пышную лебеду, которая теперь является обязательным и чуть ли не главным элементом курса философии.
Вообще Энгельсу по жизни было свойственно выражаться патетически. Он и статью вот эту, в которой впервые появился Основной вопрос, назвал торжественно: «Людвиг Фейербах и КОНЕЦ классической немецкой философии». То есть вы понимаете, да? что такое КЛАССИЧЕСКАЯ немецкая философия? Это такие гиганты мысли как Фихте, Шеллинг, Кант, Гегель, наконец! И вот этим гигантам сын текстильного фабриканта Энгельс в каком-то политическом листке противопоставляет кого? Фейербаха! А кто такой Фейербах? Ну да, его назначили приват-доцентом Университета в Баварии в 24-летнем возрасте. Но два года спустя выгнали за профнепригодность, и он всю жизнь просидел в глуши, в деревне, рассылая оттуда ругательные письма в адрес религии. И вот про этого Фейербаха Энгельс написал, что тот положил конец всей немецкой классической философии. У современников эта выспренняя фраза вызвала гомерический хохот. Ну как можно сравнивать Гегеля и какого-то деревенского философа? Это ж как Моська против Слона!
  А послушайте, как Энгельс сформулировал свой «Основной» вопрос! Вот он, на ваших экранах. «Великий Основной вопрос ВСЕЙ, в особенности новейшей философии…» Какой пафос, какой надрыв! Эти слова так и просятся быть высеченными в граните, а читать их надо только под звуки фанфар.
Вот эта громкая фраза и ознаменовала рождение Основного вопроса философии. Только с ЭТОГО момента философия с УДИВЛЕНИЕМ узнала, что у нее, оказывается, есть какой-то Основной вопрос.
Ну вот, как и из чего родился Основной вопрос, мы с вами теперь знаем. Остается понять: ЗАЧЕМ? «Ведь если звезды зажигают – значит это кому-нибудь нужно». А кому был нужен этот Основной вопрос? Очевидно, не Философии,  если две с половиной тысячи лет она прекрасно без него обходилась. А кому тогда? И для чего?  И ЭТУ тайну мы с вами сейчас раскроем. Благо, за объяснением далеко ходить не приходится.
Дело в том, что Энгельс вместе со своим другом Марксом, мечтали разрушить существующий общественный уклад, расколов общество и столкнув одну его часть с другой. То есть совершить революцию. С этой целью Маркс запустил идею о разделении общества на антагонистические классы, ну а Энгельс, позиционирующий себя как знаток науки, чтобы не отстать от товарища, задумал проделать то же в масштабах научного сообщества: Подорвать устои прежней философии, навязав научному сообществу материалистическую парадигму. «Свести счеты с нашей прежней философской совестью» - так сформулировал свое намерение сам Энгельс.  Ну, правильно, в некоторых обстоятельствах совесть – непозволительная роскошь. Для этого требовалось расколоть ученых на два враждующих лагеря. Старый проверенный принцип: «разделяй – и властвуй». 
Так называемый «Основной» вопрос в этой схеме служил паролем, чтобы отделять своих от чужих. «Правильно» отвечаешь на этот вопрос – свой, а неправильно – ВРАГ! Думаете, я преувеличиваю? А вы его самого послушайте, Энгельса:
«Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они НА ЭТОТ ВОПРОС. Те, которые утверждали, что ДУХ СУЩЕСТВОВАЛ ПРЕЖДЕ ПРИРОДЫ <…>, составили идеалистический лагерь. Те же, которые ОСНОВНЫМ НАЧАЛОМ СЧИТАЛИ ПРИРОДУ, примкнули к различным школам материализма».
Обратите внимание на лукавство, заложенное в этой фразе. Обозначая стороны конфликта, Энгельс одну из них называет «идеалистическим лагерем», а другую – «различными школами материализма». Как бы НАМЕКАЯ, что на стороне материализма стоит гораздо БОЛЬШЕ философов, целые ШКОЛЫ. А кто им противостоит? Да какой-то там идеалистический лагерь. На самом-то деле все обстояло с точностью до наоборот. Это в идеалистической философии – множество школ и направлений. Тут и объективный идеализм Шеллинга, и субъективный идеализм Беркли и Фихте, и абсолютный идеализм Гегеля, и трансцендентальный идеализм Канта. И это только самые крупные направления. Да еще обширная армия религиозных философов и теологов сюда примыкает. А на стороне материализма в те времена были кто? Только Энгельс с Марксом. Ну,  Фейербах. Ну, может еще компания так называемых вульгарных материалистов – Фохт, Бюхнер и Молешотт. Вот, и весь лагерь. Какие уж тут школы? Энгельс просто выдавал желаемое за действительное. 
Но оставим это на его совести. А нас ждет ЕЩЕ ОДНА загадка. 
Вспомните, в какой ФОРМУЛИРОВКЕ вам преподавали Основной вопрос философии в школе или вузе. «Что первично – бытие (в скобках – материя) или сознание», правильно? А как этот вопрос звучал первоначально? Хотя бы у того же Энгельса, которого мы только что процитировали?  ДУХ прежде природы или ПРИРОДА прежде духа. Формулировка другая, заметили? А почему? Зачем понадобилось менять формулировку Основного вопроса? 
Это понадобилось для того, чтобы привлечь в малочисленный лагерь материалистов ПОБОЛЬШЕ сторонников, убедить больше народа в ПРЕИМУЩЕСТВЕ материализма.  Если вот так В ЛОБ поставить вопрос, что первично, Дух или Природа,  то ответ НЕОЧЕВИДЕН. Так же как неочевидно, ЧТО было раньше – курица или яйцо. И материалисты прибегли к подтасовке или подмене понятий. Сейчас я покажу вам технологию этой подмены.
Положим на чаши весов исходные понятия:
На левую чашу - Природу , на правую –Дух.
Весы колеблются. Но не указывают на явное преимущество того или другого.
Что нужно сделать, чтобы сместить равновесие в НУЖНУЮ сторону? Надо добавить ВЕСА одному – или УБАВИТЬ у другого. Материалисты для верности решили использовать обе возможности. 
Природу они подменили на Бытие, придав ей неоправданно расширительное толкование. Бытие – понятие более ШИРОКОЕ, чем Природа, это вообще ВСЁ, что существует. Дух и Сознание – тоже часть Бытия, не одна только Природа. Но кому до этого дело?
А понятие Духа, материалисты мало того, что безо всяких оснований выкинули из Бытия, так еще и сузили до безобразия, сведя к одному только Сознанию, которое, по их представлениям,  есть продукт материи. Один из материалистов так прямо и заявлял:  «мозг выделяет сознание, как печень выделяет желчь». Видите, в сам вопрос уже заведомо закладывается ПОДЧИНЕННАЯ, то есть ВТОРИЧНАЯ, роль сознания.
Такая подмена – все равно, что игра краплеными картами. Это шулерство. Это бессовестный прием. Не зря, ох не зря призывал Энгельс «Свести счеты с прежней философской совестью». Моральный аспект материалистов не смущал, их целью была победа, победа любой ценой. «Цель оправдывает средства», не так ли?
Подменив понятия, материалисты ВИЗУАЛЬНО сдвинули колеблющееся равновесие, ИСКУССТВЕННО придав ему вид  неравенства. Слишком уж несоизмеримы эти вещи – Бытие и сознание.
Человеческое сознание появилось на земле 200 тысяч лет назад, ну пусть 300 тысяч. Но Земля-то к этому моменту существовала уже 4,5 миллиарда лет! А Вселенная еще больше. Даже невооруженным глазом понятно, что появилось раньше.
Да, при такой формулировке ответ напрашивается сам собой. Конечно, Бытие, то есть материя, первично! Сначала Земля, а потом на ней – разум.
И эта уловка сработала – в лагерь материалистов устремились толпы неофитов, и, в конце концов, в науке, чуть ли не на столетие, УТВЕРДИЛАСЬ материалистическая парадигма. 
Вот тактика победы: сначала навязать всем никому не нужный Основной вопрос, заставить всех на него отвечать, и при этом исказить его смысл, чтобы ответ заведомо был таким, какой выгоден.
Сему мораль: «Основной вопрос философии» - чисто ПОЛИТИЧЕСКАЯ афера марксистов, осуществленная с использованием грязных ТЕХНОЛОГИЙ, лжи, подтасовок и передергиваний и имеющая ЦЕЛЬЮ утверждение в общественном СОЗНАНИИ ложной в своей ОСНОВЕ материалистической парадигмы.
На самом деле у Философии НЕТ какого-то ОДНОГО Основного или главного вопроса.  Философия поднимает МНОГО вопросов, и ВСЕ они важные и существенные. На ПУСТЯКИ она НЕ разменивается. А для себя каждый философ считает основным ТОТ ВОПРОС, который его занимает более всего. Вот Альбер Камю, например, заявил: «Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Всё остальное второстепенно». Можно с ним не соглашаться, но нельзя отказать ему в праве так считать. Сколько философов – столько и основных вопросов.
На этом можно было бы наш разговор ЗАВЕРШИТЬ.
Хотя, минуточку, пусть этот вопрос и не основной,  но  КАКОВ, все-таки, верный ответ? Что же все-таки первично – Дух или Материя?
Знаете, в чем была ошибка материалистов? Они считали, что Природа или материя существует вечно. Фейербах, например, НАСТАИВАЛ на этом с пеной у рта. А тех, кто думает, будто у Вселенной было НАЧАЛО, и что было время, когда Вселенной ВООБЩЕ НЕ БЫЛО, обзывал убогими и ограниченными.
В 19 веке и начале 20-го в вечность Вселенной ещё МОЖНО было верить. Даже Эйнштейна бес попутал. Но сегодня-то мы ЗНАЕМ, что материальная Вселенная НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЧНОЙ, что  у нее действительно было НАЧАЛО, что она ВОЗНИКЛА 13,7 млрд. лет назад. И что она нестабильна и постоянно РАСШИРЯЕТСЯ, теряя первоначальную энергию и рассеиваясь в пространстве, то есть когда-нибудь она исчезнет. Материальная вселенная – явление ВРЕМЕННОЕ. Это установленный наукой ФАКТ. Время – это атрибут материи.
В отличие от Материи, Дух  не знает времени. Ведь Дух это что? Это то, что НЕ материя. Это то, что ОТЛИЧНО от материи, противоположно ей. Соответственно, свойства Духа ПРОТИВОПОЛОЖНЫ свойствам материи. Если материя ВРЕМЕННА, то дух в противоположность ей – ВЕЧЕН. ДУХ не появляется и не исчезает, он СУЩЕСТВУЕТ всегда.
Если изобразить Дух ГРАФИЧЕСКИ,  это будет прямая линия, у которой нет начала и нет конца. А вот этот отрезок рядом – это материя, материальная Вселенная.  Вот ее начало, и вот ее ожидаемый конец. Это полный цикл ее существования. А теперь, глядя на этот рисунок, сделайте свой вывод: так ЧТО ЖЕ здесь ПЕРВИЧНО – Дух или Материя? ЧТО было прежде, и ЧТО от чего произошло?
Полную видеоверсию этой статьи смотрите на авторском канале «ГНОСИС» на Youtube в ролике под названием «Правда об «Основном» вопросе философии» по ссылке: