12-я группа ВВС республиканской Испании

Олег Каминский
     После того, как в июле 1936 года в Испании начался мятеж, республиканское правительство обратилось к разным странам с просьбой о предоставлении военной помощи. Много различного оружия и техники республиканцы приобрели во Франции, США, Нидерландах, Чехословакии и особенно у Советского Союза. Примечательно, что страна большевиков не только предоставляла оружие, но и направляла в Испанию военных и других специалистов, для оказания помощи республиканцам.

     Для повышения боеспособности республиканской авиации, из СССР на грузовых кораблях стали поставлять самые современные самолеты, имевшиеся у ВВС РККА, в том числе бомбардировщики СБ. Надо сказать, этот новейший скоростной бомбардировщик был ещё достаточно «сырым», страдал многочисленными «детскими болезнями» и был плохо освоен как в производстве, так и в эксплуатации. Самолет нуждался в доработке, поэтому война в Испании пришлась очень кстати для опробования нового самолета в настоящих боях.

     Первые самолеты СБ, а также летчики-добровольцы, наземный технический персонал, вооружение, патроны, бомбы и так далее, прибыли в испанский порт Картахена 15 октября 1936 года на борту советского парохода «Старый Большевик», 19 октября – на борту транспорта «КИМ», 21 октября – на борту транспорта «Волголес». Интересно, что эти самолеты были вооружены не современными пулеметами ШКАС, а устаревшими пулеметами Дегтярева. Как выяснилось впоследствии, замена пулеметов на более старые ДА оказалась большой ошибкой.

     Партия из 31 самолета СБ была отправлена для сборки в Лос Альказарес. Первые четыре собранных самолета были отправлены на фронт в район Томеллосо, откуда они 28 октября совершили первый боевой вылет. Появление новых скоростных бомбардировщиков в испанском небе был неприятной неожиданностью для франкистов, чья авиация прежде успешно удерживала господство в воздухе.

     Интересно, что у испанцев СБ получил народное прозвище «Катюшка» - так звали русскую девушку героиню популярной тогда в Испании оперетты «Сарсуэла». Официально же самолет обозначался «BK», что переводилось как «Бомбардировщик Катюшка» («bombardjero Katyushka»). А вот противник дал новому самолету прозвище Martin Bomber, видимо потому, что СБ отдаленно напоминал американский бомбардировщик «Martin 139».

     Вскоре, в конце октября 1936 года в составе республиканских ВВС была сформирована 12-я группа (Grupo 12) в составе трех эскадрилий (1а Escuadrilla, 2а Escuadrilla, 3а Escuadrilla), вооруженная бомбардировщиками СБ. Первым командиром группы был назначен полковник А. Е. Златоцветов, а командирами эскадрилий соответственно – майор Э. Г. Шахт, майор В. С. Хользунов и капитан Г. Д. Несмеянов.

     В дальнейшем руководящий состав 12-й группы менялся, командовать эскадрильями, кроме советских летчиков, доверили также испанским летчикам. К сожалению, имеющейся информации по этому вопросу недостаточно, к тому же она не всегда точна. Тем не менее, попробуем указать хотя бы приблизительные данные о командирах группы и эскадрилий. Итак, по имеющимся сведениям, руководящий состав был следующим:   
 
Grupo 12 (12-я группа)
00.10.1936-00.04.1937     полковник Авраам Ефимович Златоцветов               
23.04.1937-00.09.1937     полковник Александр Сергеевич Сенаторов            

1а Escuadrilla (1-я эскадрилья)
00.10.1936-03.02.1937     майор Эрнст Генрихович Шахт               
03.02.1937-00.06.1937     старший лейтенант Иван Иосифович Проскуров               
00.00.1937-00.09.1937     старший лейтенант Николай Алексеевич Остряков

2а Escuadrilla (2-я эскадрилья)               
00.11.1936-00.00.1936     майор Виктор Степанович Хользунов
00.00.1937-00.04.1937     капитан Максим Антонович Харьковский

3а Escuadrilla (3-я эскадрилья)               
01.11.1936-00.01.1937     капитан Григорий Денисович Несмеянов               
00.00.1937-00.04.1937     майор Виктор Степанович Хользунов
00.00.1937-00.04.1937     Поздняков               
00.00.1937-00.00.1937     Comandante Leocadio Mendiola Nunez
00.00.1937-00.09.1937     Comandante Eduardo Pereira   
               
     Кстати, указанный здесь командир 3-й эскадрильи Поздняков в списке советских участников войны в Испании отсутствуют, что вызывает изрядное недоумение. Возможно, это искаженная фамилия Хользунова. Остается надеяться на то, что со временем, с помощью неравнодушных любителей истории авиации, нам удастся разрешить эту загадку, а заодно и уточнить информацию по командному составу группы.

     Продолжим, однако, краткое описание боевых действий 12-й группы. Особенно удачными для летчиков группы была проведенная серия ударов по аэродромам. Так, 30 октября они бомбили Гранаду и Касерес, а 1 ноября - Талаверу. Результатом последней атаки, по некоторым данным, было уничтожение на аэродроме 6 итальянских истребителей Фиат-32.

     К сожалению, вскоре за победами последовали и потери. Уже 2 ноября пара истребителей Фиат-32 атаковали и сбили один СБ в районе Талавера. Погибли пилот лейтенант П. П. Петров, штурман старший лейтенант А. Ф. Власов и воздушный стрелок младший командир Н. П. Цигулев.

     Надо сказать, самолеты СБ использовались очень интенсивно, совершая вылеты каждый день, хотя это приводило к быстрому износу самолетов. Процент неисправных бомбардировщиков, планировавшийся в четверть наличного парка, быстро поднялся до 35%, а затем перевалил за половину. Тем не менее, летчики летали всё чаще и чаще. Так, если за октябрь-ноябрь было совершено 203 самолето-вылета, то за декабрь – уже 214 вылетов.

     Интенсивное использование самолетов СБ продолжилось и в 1937 году, они нанесли много ударов по войскам на передовой и железнодорожным станциям близ фронта, а также по промышленным объектам в тылу франкистов.

     Главными целями являлись предприятия по производству боеприпасов и взрывчатых веществ. К примеру, 8 мая скоростные бомбардировщики вызвали мощный взрыв на заводе в Кордове, а затем дважды, 9 и 11 мая, атаковали пороховой завод в Гранаде. 11 мая шестерка СБ подожгла завод взрывчатых веществ в Уэске, а другая шестерка разрушила два корпуса военного завода в Сабиньяниго. 13 мая дважды бомбили завод в Сарагосе, а на следующий день пара СБ добилась прямых попаданий в литейный цех в Сабиньяниго.

     К этому добавились налеты на порты, находившиеся в руках франкистов, и корабли противника в море. Несмотря на то, что летчиков не обучали действиям против морских целей, им удалось добиться некоторых успехов в этом деле.

     Например, 14 января 1937 года в 40 км от Малаги одной бомбой ФАБ-100 был поврежден франкистский крейсер «Канариас» (водоизмещение 10.282 тонн). Во время других атак морских целей летчики СБ потопили небольшой пароход в Кадиксе, несколько других судов.

     Самолеты СБ совершали налеты и на базу флота мятежников в Пальма-де-Майорка, где 24 мая 1937 года летчики снова попали бомбой в «Канариас» и подожгли один небольшой корабль.

     А 28 мая 1937 года на траверзе Малаги, именно летчикам 12-й группы удалось повредить двумя бомбами ФАБ-100 германский линкор «Дойчланд» (водоизмещение 10.600 тонн). При этом погиб 31 немецкий матрос, 110 были ранены. Всего на боевом счету летчиков группы – несколько потопленных и поврежденных кораблей, десятки уничтоженных самолетов, железнодорожных эшелонов и много другой боевой техники противника.

     В общей сложности, с конца октября 1936 года бомбардировщики СБ 12-й группы участвовали во всех серьезных сражениях гражданской войны в Испании, в том числе в битве над Харамой, наступлении на Гвадалахару, налетах на морскую базу в Пальма-де-Майорка и так далее.      

     За большие боевые успехи майоры Э. Г. Шахт и В. С. Хользунов, а также старший лейтенант И. И. Проскуров были удостоены высокого звания Герой Советского Союза, многие летчики награждены орденами.

     Активные боевые действия не обошлись без потерь: к 1 марта 1937 года 12-я группа имела только 15 боеспособных самолетов, еще 4 были в ремонте. Из-за недостатка самолетов, 3-ю эскадрилью в том же месяце пришлось даже расформировать. Правда, позже, после поступления из СССР новой партии самолетов СБ 3-я эскадрилья была восстановлена и продолжала воевать до расформирования 12-й группы, которое произошло, по некоторым данным, осенью (вероятно, в сентябре) 1937 года.

     Однако история использования СБ в гражданской войне в Испании на этом не заканчивается: в июне 1937 года была сформирована ещё одна группа – Grupo 24, на вооружении которой использовались уже знакомые нам бомбардировщики СБ. Но об этом – в следующий раз…