Письмо к студентам.
Когда-то я был студентом. А до этого ребенком и многое не понимал. Сейчас я не понимаю гораздо больше, стал опытнее, возможно даже мудрее, но это маловероятно.
Вот и сегодня, я много думал, думал, думал и передумал. Лег спать, но мысли не оставляли меня и там, в прекрасном мире «Одеяла и подушки».
Как объяснить людям, не имеющим моего жизненно опыта, результаты собственной интеллектуальной жизнедеятельности. У них другой опыт – опыт студенческий, и мало кто попробовал себя хотя бы в педагогической работе.
Мне приходилось сталкиваться с несправедливостью, хуже того, чувство несправедливости мироустройства продолжает меня преследовать. Например, это чудовищно не справедливо (на мой взгляд), что килограммовая и двух килограммовая гири падают в безвоздушном пространстве с одинаковой скоростью. Гораздо справедливее было бы им падать не одинаковым образом.
Удивление от «несправедливого» падения, возникло еще в школе, а, обучаясь в институте, я как то смирился с эмпирической реальностью. Мир физических процессов, таков, какой он есть. И поделать с этим почти ничего нельзя. Его требуется принять, но есть возможность, изучив его «несправедливости», научиться их использовать в свою пользу.
Чувство «несправедливости» скукожилось, сохранив для своего пропитания только сферу социальных отношений.
Можно рассчитывать, на то, что тебя все будут все любить, но уже в детском саду приходит эмпирическое понимание – не будут!
Шли годы, и мне стало все чаще казаться, что несправедливости в мире гораздо меньше, чем мне казалось в юности. Люди, чаще всего равнодушны к моей персоне, а это значит, что они не вынашивают планы мне нагадить. А еще (и это гораздо важнее!) – их расположение и внимание можно завоевать. Не всегда удается, но и результат – весьма отличен от нулевого. Одни стали друзьями, с другими жизнь развела по разные стороны ринга. Мало кто пронес дружбу сквозь года. Но, к счастью, такие есть в моей жизни. Увы, несколько моих друзей уже покинули этот мир. Они оставили мне на память о себе теплое чувство любви. Иногда они мне снятся, и я просыпаюсь с удивительным ощущением доброты. Они любили меня при жизни, не забывают и в том, лучшем мире.
Но это друзья, а речь о студентах. Каждый раз, входя в новую аудиторию, встречаясь с незнакомыми я ставлю перед собой цель, не понравиться, нет, я не столь наивен, но хотя бы вызвать интерес к философии, а если повезет, то и к своему творчеству.
Достаточно, часто – это удается, иногда получается – «не очень». Студентов много, и они разные, всем не угодишь, да и не ставлю я себе такой цели – она не достижима.
Огорчает, что часто встречаю непонимание, но ведь и мы, став преподавателями, забываем в себе студентов. В стремлении побольше объяснить, настолько завышаем объемы домашних заданий, что волосы встают ортогонально черепу. Излагаем материал, таким образом, что нас может понять только другой профессионал, нашего же – преподавательского уровня. А читаем, мы студентам, которые по определению не знают. Если бы они знали, то они читали бы лекции.
Хочу поделиться опытом дистанционного преподавания. Может это послужит и студентам полезной информацией.
По другую, сторону «баррикад» то же не сладко. Вы страдаете от непосильных заданий, я от возраста. Это не справедливо, но это так. Столкнувшись с необходимостью проверять множество работ, я уже не теоретически, а практически оценил важность стандартов. Даже когда письменные задания выполняют студенты разных групп, то номер группы, а то и инициалы играют огромную роль в идентификации. Стоит «всего-навсего» коряво написать фамилию, «забыть» собственные инициалы, или имя и для преподавателя встает не простая задача идентификации, требующая – 1 - 2 минут неоправданных усилий. А теперь перемножим эти затраты на группу в 20 человек. А у меня из-за дистанционного обучения больше 200 студентов и аспирантов разных факультетов. И все работы я читаю, все письма открываю. И натыкаясь на слова «С уважением» в конце письма думаю: «Лучше бы номер группы и факультет указал». Вот это – настоящее уважение!
Подавляющее большинство делает все более-менее правильно, но и нерадивых достаточно.
О переписке: нет возможности каждому писать развернутый ответ. То, что можно сказать в двух словах, для отражения в письменном виде требуют много времени. Но тех, кто не подозревает о загруженности преподавателя, настойчиво требуют объяснений!
Мир, в котором существуют Википедия – это мир в котором жить вам – нынешним студентам. Цивилизация копипасты и плагиата уже реальность, хуже того – это действительность. Опять, глядя на поставленные оценки, честно признаю – не все так плохо. Но плагиаторы есть! Для того, чтобы мои браться по разуму, студенты – пишущие самостоятельно ответы чувствовали себя хорошо. Копипастерам – плагиаторам ставлю безжалостно 2 (неудовлетворительно) с указанием грубейшего нарушения.
Хочу особо отметить студентов иностранцев! Им особенно тяжело, но они справляются. Те, кто работает и присылает письменные отчеты – «Вы молодцы»!
Желаю всем здоровья, прощу соблюдать карантин, самоизоляцию, носите маски, учитесь.
Всех жду после победы над эпидемией!
Всегда ваш,
Андрей Витальевич Миронов