Замороженное Заполярье!

Алеся Донская Голубева
    Вот, «Фома неверующий»!  Дядя Лёня всё в сомнениях, не верит мне, что на Севере можно жить при такой низкой температуре. Не верит, что зима здесь начинается в сентябре. А коренные  северяне знают, что средняя температура в долгие зимние дни  бывает 40-45 градусов мороза, но бывало и за минус  60! Например, такая температура  наблюдалась в декабре 1966года, в  мой первый год жизни в Чукотском Заполярье.
    Вот такой был случай. В начале декабря, меня из села вывезли санитарным рейсом на самолёте в Билибино, в город геологов, золотодобытчиков, и прямиком на операционный стол – аппендицит. А больничка находилась в большом бараке. Недалеко от аэропорта, в конце взлётной полосы, рядом с теплотрассой. С тремя палатами для больных. В каждой из них как бы два отделения. Я лежала в хирургическо-гинекологическом отделении.
     Почему я так определила? А вот почему. Проснулась я после операции и не могу пошевелиться. Лежала полу боком, и чувствовала спиной, что во что-то упираюсь, не могу выровняться. Оказалось, рядом со мной лежала молодая особа, которой сделали аборт. Две больных на одной кровати! Вот как бывало! Мы с этой женщиной подружились. Через неделю нас выписали домой.
     В те дни, говорили люди, что самолёты не летают, так как на улице вытянутую руку не разглядеть - такой туман из-за мороза. Говорили, что ночью было  минус  72 градуса, а днем-60. Вылета в село Островное пришлось ждать у новых знакомых, целых пять дней. Вот здесь меня и просветили. Хозяин квартиры работал водителем в «Билибинской Автобазе».
     В их хозяйстве очень много разного транспорта: «Уралы», «Магирусы», «К-700» и т.д. В такую погоду при таких морозах все машины, готовые уйти в рейс, работают в холостую. А выхлопные газы из всех машин стелются над землёй. Потому, что на улице очень низкая температура не даёт подниматься. Поэтому, туман от низкой температуры становится ещё более густым.
     Упаси Боже кому-то проспать, если машина заглохнет. Может произойти взрыв. И машина надолго выйдет из строя. Но северяне народ стойкий, ответственный, взаимовыручка непоколебима. Один спит, другой дежурит. И все морозы нипочём! Однако, погода вскоре наладилась, всего 45 мороза! Через две недели с крыш свисали сосульки, Западный ветер с "Материка" принёс оттепель. И Новый 1967 год
я с коллегами встречала, играя у дома в снежки. А с крыш даже капало.
 Дядя Лёня слушал мой рассказ как завороженный! – Да, что же вы за люди такие!? Это невозможно! Такие перепады! А сияние ты видела?
- А как же! Когда тихо, и мороз 35-40 градусов, по небу порхает Северное сияние волнами, зигзагами, ярко зеленым или радужным цветом. Смотришь на него, и душа замирает. Кажется, вот-вот тебя коснётся, только протяни руку! Ты меня видишь? Я  живая, и оттуда!               

30.03.20г.