Исповедь святителя Патрикия Ирландского

Галина Николаевна Николаева
     1. Я, грешный Патрик, самый невежественный и ничтожный среди верных и для многих достойный презрения, отца имел диакона Кальпорния, сына пресвитера Потита, из деревни Бонавем Табернийский. Неподалеку оттуда было у него именьице Энон, где я и попал в плен. Мне было тогда почти шестнадцать лет, но я не знал Бога. И был я увезен в плен в Ибернию вместе с тысячами других людей, по грехам нашим: ибо мы отступили от Бога, и не хранили Его заповедей, и не повиновались священникам, увещевавшим нас ко спасению. И Бог навел на нас пламень гнева Своего (2 Пар 19:10), и разбросал нас среди множества язычников вплоть до края земли, где и сейчас я, ничтожный, пребываю среди чужеземцев. И там Господь открыл мне сознание моего неверия, чтобы, хотя и слишком поздно, я вспомнил о грехах своих и обратился всем сердцем к Господу Богу моему. Ибо Он призрел на малость мою, и сжалился над моей юностью и неопытностью, и охранял меня, когда я еще не знал Его и не сознавал и не различал добра и зла; Он защищал меня и утешал, как отец сына.

     2. Поэтому не могу молчать (да и не нужно) о стольких благодеяниях и милости, какими Господь удостоил меня в земле пленения моего. Ведь таково наше воздаяние: исправившись и признав Бога, должны мы возвысить голос и исповедать чудеса Его пред всеми народами, сколько их есть под небесами. Ибо нет, и не было никогда, и не будет иного бога, кроме Бога Отца Нерожденного и Безначального, в Котором начало всего, Вседержителя, как мы непреложно исповедуем; Сына Его Иисуса Христа, всегда, как мы свидетельствуем, пребывающего с Отцом, прежде всех век духовно и несказанно Рожденного от Отца прежде всех начал; через Него сотворено все видимое и невидимое, Он стал человеком, победив смерть, и вознесен к Отцу на небеса. И дал Ему Отец всю власть “над всяким именем небесных, и земных, и преисподних, чтобы всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь и Бог” (Флп.2:10–11). Веруем в Него и ожидаем Его пришествия: Он — будущий Судия живых и мертвых, и воздаст каждому по делам его; Он обильно излил в нас дар Святого Духа и залог безсмертия, делающий верных и послушных сыновьями Бога Отца и сонаследниками Христа. Его мы исповедуем и Ему поклоняемся, Единому Богу в Триединстве священного имени. И Сам Он сказал через пророка: “Воззови ко Мне в день мучения твоего, и Я освобожу тебя, и возвеличишь Меня (Иер 29:12»). И еще говорит: “Похвально открывать и исповедовать дела Божии (Тов 12:7)”.

     3. Хоть я и во многом несовершенен, хочу, чтобы братья и близкие мои узнали меня, дабы смогли постичь устремления души мой. Помню свидетельство Господа моего, свидетельствующего в псалме: “Ты погубишь говорящих ложь” (Пс.5:7), и еще: “Лгущие уста убивают душу”. То же Господь говорит в Евангелии: “За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда” (Мф 12:36). Поэтому должен я со страхом и трепетом бояться приговора в тот День, когда никто не сможет ни уклониться, ни скрыться, но все мы ответим даже за самые малые грехи перед судом Господа Христа. Вот почему давно я собирался написать, но до нынешнего дня откладывал; сомневался — ибо боялся я дать повод для насмешек — ведь я не начитан, как прочие, прекрасно усвоившие Священное Писание, и язык свой они с детства не меняли, но лишь все более совершенствовали.

     4. Поскольку слова и речь наша переведены на чужой язык, то по складу моего писания легко оценить, образован ли я и сведущ ли в ораторском искусстве. Ибо мудрый говорит: “По языку узнается и чувство, и знание, и учение истины”6. Но к чему оправдания после слов истины, тем более преждевременные? Я просто стремлюсь в старости к тому, чего не приобрел в юности, ибо помешали мне грехи мои упрочить то, чего я не усвоил раньше. Впрочем, кто мне поверит? Но повторю то, что уже говорил: я попал в плен юношей, почти безбородым мальчиком, не успев узнать, чего я хочу или чего должен избегать. И сейчас я стыжусь и очень боюсь обнаружить свое невежество, ибо не могу кратко и красноречиво выразить то, как действуют во мне дух и душа, и что показывают мысль и чувство. Но если бы мне было дано то же, что и другим, я бы не молчал, помня о воздаянии. И если кому-нибудь покажется, что я отдаю предпочтение своему невежеству и неповоротливому языку (ибо написано: “И косноязычные языки скоро научатся говорить ясно”, (Ис.32:4), то тем паче должны стремиться мы, по слову Апостола, “письмо Христово”, к спасению вплоть до края земли, — письмо, хотя и не красноречивое, но незыблемое и крепчайше вписанное в сердцах наших “не чернилами, но Духом Бога живого” (2 Кор 3:2–3).

     5. И еще свидетельствует Дух: “И земледелие сотворено Всевышним”(Сир 7:15). Так и я, первый нерадивец, деревенщина, к тому же и невежда, не умеющий позаботиться о завтрашнем дне, несомненно знаю, что до унижения моего я был словно камень, брошенный в глубокую грязь; но пришел Всемогущий и поднял меня по Своему милосердию, поистине поддержал и укрепил на наилучшем основании. Поэтому должен я громко возвестить об этом, дабы хоть как-то воздать Господу Сему за все Его благодеяния ныне и во веки, чего ум человеческий постигнуть не может. Итак, изумитесь, “все малые и великие, боящиеся Бога”(Откр 19:5), и вы, риторы, не знающие Господа: слушайте и разумейте, Кто меня, глупца, увел из среды тех, что кажутся мудрыми и сведущими в законах, и искусными в речах и во всем прочем. И меня, хотя я и таков, отрекшегося от мира сего, Он вдохновил перед прочими более — дабы сначала со страхом и трепетом и без ропота я помогал язычникам, на которых Он ниспослал милосердие Христово, а затем дал мне и более, если я буду достоин, — честно и смиренно служить им.

     6. Итак, веруя в Триединство, следует разуметь и являть дар Божий и вечное утешение, невзирая на опасности, уверенно и безстрашно проповедовать повсюду имя Божие, — так даже после кончины моей галлы (то есть ирландцы) останутся моими братьями и детьми, которых я крестил во Господе целыми тысячами. А я был недостоин этого и не таков, чтобы Господь даровал это рабу Своему: чтобы после тяжких бедствий и стольких трудов, после плена, через много дней в этом народе Он даровал мне такую милость, на что я в юности не надеялся и о чем даже не помышлял.
      Привезенный в Ибернию, я каждый день пас скот и много раз на дню молился, и более и более увеличивалась во мне любовь к Богу и страх Его, и приумножалась вера, и приумножался дух, и доходило до сотни молитв в день, а часто до стольких же и ночью. Даже когда я оставался в лесах и горах, я поднимался до света для молитвы в снег, в мороз, в дождь, и, как сейчас вспоминаю, не ощущал никакого неудобства и никакой лености: ибо тогда пылал во мне дух. И — о чудо! — однажды ночью во сне я услышал голос, говорящий мне: “Хорошо ты постишься; скоро возвратишься на родину”. И затем, немного времени спустя, снова услышал голос, говорящий мне: “Вот, корабль для тебя готов”. А корабль стоял не близко, а в двухстах милях оттуда, и я там никогда не бывал, и знакомых у меня там не было.

     7.  И я решился бежать и оставил человека, у которого прожил шесть лет. И пошел в надежде на Господа, направляющего мой путь к добру, и ничего не боялся, пока не пришел к этому кораблю. И в тот день, когда я пришел, корабль должен был отплыть с этого места. Я сказал, что хочу плыть с ними. Кормчему это не понравилось, и он резко и грубо ответил: “Не выйдет у тебя плыть с нами”. И, услышав это, я пошел прочь от них назад в хижину, где перед этим мне дали приют; и по дороге стал молиться. И прежде чем завершил молитву, услышал, что один из них громко кричит мне вслед: “Иди быстрей, эти люди тебя зовут”. Я тотчас вернулся к ним, и они стали мне говорить: “Иди, ради веры твоей мы принимаем тебя; будь нам другом, если пожелаешь”. Так в этот день благодаря страху Божию окончилось мое бегство. Ведь они подали мне надежду, сказав: “Приди по вере в Иисуса Христа”, хотя и были язычниками. Так я остался с ними, и мы тотчас поплыли.

     8. Через три дня мы достигли земли, и двадцать восемь дней шли по безлюдным местам, и еды нам недоставало, и начался голод. И однажды кормчий говорит ко мне: “Что скажешь, христианин? твой Бог велик и всемогущ? Почему же ты не можешь помолиться за нас, чтобы нам избавиться от опасности голода? Вряд ли мы кого-нибудь здесь встретим”. Я громко сказал им: “Обратитесь верою и всем сердцем к Господу Богу нашему, чтобы сегодня Он послал пропитание на пути вашем для насыщения, ибо у Него повсюду всего в избытке”. И с Божьей помощью так и случилось. Вот, на дороге перед нашими глазами появилось стадо свиней, и мои спутники многих из них убили, и две ночи оставались там, восстанавливая силы, и они окрепли благодаря этому мясу, ибо многие из них изнемогли и, еле живые, были брошены по пути. После этого они воздали усердную хвалу Богу, и я был в почете перед очами их.

     9. И с того дня они имели пищу в изобилии. Однажды даже нашли дикий мед и часть его уделили мне. И один из них сказал: “Это жертва. Никогда доселе я не испытывал благодарности Богу”. Но той же ночью, когда я спал, начал сильно искушать меня сатана: не забуду этого, пока пребываю в этом теле. На меня как будто упала огромная скала, и я не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. И не знаю, как у меня получилось, но я к Духу воззвал, назвав его Элиам. И в это время я увидел солнце, всходящее на небе, и закричал изо всех сил: “Элиам! Элиам!” И вот, солнечный свет упал на меня, и тяжесть тут же исчезла. Верю, что я был спасен Господом моим Христом, и Дух Его уже тогда взывал вместо меня, и надеюсь, что так будет и дальше в дни утеснения моего, как говорит и свидетельствует Господь в Евангелии, что будет в тот день: “Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас” (Мф 10:20).

     10. И после нескольких лет я опять был пленником. И вот, в первую ночь, проведенную с ними, я услышал голос, говорящий мне: “Два месяца ты пробудешь там”; так и случилось. На шестидесятую ночь освободил меня Господь из рук их. И вот, на пути Он предуготовлял нам пищу и огонь, и сухую погоду; и через сорок дней мы вышли к людям.   
    Итак, как мне было раньше сказано, двадцать восемь дней мы шли через пустыню, и той ночью, когда достигли обитаемых мест, еды у нас уже не было.
    И после нескольких лет разлуки я снова был в Британии, с родителями, которые приняли меня как сына и умоляли меня, чтобы после стольких перенесенных мучений я никуда больше от них не уезжал. И тогда в ночном сновидении увидел я мужа, будто бы пришедшего из Ибернии, по имени Викторик, с безчисленными письмами. Он дал мне одно из них, и я прочел начало письма: “Голос ибернов”. И пока я читал начало письма, вдруг будто услышал я голос их самих, живущих возле Фоклютского леса, что вблизи Западного моря. И так взывали они, как будто едиными устами: “Просим тебя, святой отрок, приди и будь с нами”. И я сильно смутился в сердце своем, и не мог читать дальше, и проснулся. Благодарение Богу, что много лет спустя даровал им Бог по зову их.

     11. И другой ночью, Бог знает, во мне ли, или возле меня, звучали искуснейшие слова, которые я слышал и не мог понять, но в конце речи было возвещено так: “Кто душу свою положил за тебя”. И я проснулся, исполненный великой радости. И в другой раз я видел себя самого, молящегося, и я был как бы внутри своего тела, и слышал молитву над собой, то есть над внутренним человеком; и Он горячо молился, воздыхая. А я замер, и изумлялся, и думал, Кто же Тот, что молится во мне. И в конце молитвы мне было возвещено, что это Дух. И тут я проснулся, и запомнил все, ибо сказал Апостол: “Дух подкрепляет немощь” нашей молитвы. “Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными” (Рим 8:26), которые нельзя выразить словами. И еще: “Господь, Защитник наш, ходатайствует за нас” (Рим 8:34). И когда я подвергся испытанию от некоторых старших моих, которые, по грехам моим, выступили против моих епископских трудов, я был так потрясен, что чуть было не погиб и сейчас, и в вечности. Но Господь милостиво пощадил новообращенного и странника во имя Его, и весьма помог мне в этой скорби, так что меня не коснулись позор и поношение. Молю Бога, чтобы этот случай не был вменен им в грех; ибо и через тридцать лет они нашли меня и поднялись против слов, которые я говорил, еще не будучи диаконом.

     12. Беспокоясь и смущаясь, я доверился как-то своему лучшему другу и рассказал ему, что, будучи мальчиком, я однажды делал, или даже сделал лишь один раз, ибо тогда еще не был силен. Не знаю, Бог знает, сколько мне тогда было, должно быть, лет пятнадцать, и в Бога Живого я не верил от самого моего детства, и пребывал в смерти и неверии, пока не был сурово укрощен и поистине унижен голодом и нуждой, и много дней не по своей воле оставался у ибернов, пока не убежал. Но это было для меня к лучшему, ибо этим Бог подготовил меня к моему нынешнему служению и к тому, от чего я был некогда далек: я начал заботиться и тревожиться о спасении других, хотя раньше и о самом себе не думал. 
     Итак, в тот день, когда я был обвинен, о чем сказал выше, в ту самую ночь в ночном видении увидел я перед лицом моим надпись: “Без служения”. И в это время я услышал Божественный голос, говорящий мне: “Скверно, что видим мы лицо избранного без чина”, то есть не в епископском звании. Не сказал Он: “Скверно, что ты видишь”, но “Скверно, что видим мы”, и этим как бы связал Себя со мной, как Он сказал: “Кто касается вас, касается зеницы ока Моего” (Зах.2:8). Поэтому благодарю Его, укрепляющего меня во всем, что Он не препятствовал мне в задуманном мною отъезде и в моем деле, которому я научился от Христа; по Его воле я ощутил немалое мужество, и моя вера была доказана перед Богом и людьми.

     13. Поэтому я дерзновенно говорю: совесть моя меня не укоряет и не укорит впредь. Бог мне свидетель, что я не солгал в речах, переданных вам. Но весьма скорблю о моем лучшем друге, чем заслужил я услышать осуждение из уст того, кому поверял я даже душу свою? Ибо я узнал [это] от некоторых братьев перед самой защитой (я и не был там, даже не был в Британии, и не буду я причиною тому, чтобы в мое отсутствие он был обвиняем вместо меня). А ведь он сам своими устами говорил мне: “Вот, я недостоин епископского сана, но ты должен стать епископом”. И почему он стал затем безчестить меня перед всеми, добрыми и дурными, тогда как раньше с охотой и радостью выказывал мне расположение? Но есть Господь, Который выше всех. Хватит мне об этом говорить, но не должен я скрывать дар Божий, дарованный нам в земле пленения моего, — тогда я усердно искал Его и нашел именно там, и Он сохранял меня во всех тяготах. Верую так во имя Духа Его, Сущего в Нем, Который трудился во мне и до сего дня, — верую дерзновенно. Но знает Бог, что если бы мне человек сказал, то из любви к Христу, я, быть может, смолчал бы.

     14. Итак, неутомимую благодать возношу Богу моему, сохранившему меня верным в день испытания моего, так что теперь смело совершаю Ему служение и живую жертву — душу мою — приношу Христу, Господу моему, сохранившему меня в дни утеснений моих. И говорю: “Кто я, Господи, и что молитва моя, что Ты дал мне бремя этого божественного дара?” И ныне я неизменно возвышаю голос среди язычников и прославляю имя Твое, где бы я ни был, не только в счастье, но и в несчастье; и, что бы со мной ни случилось, хорошее или дурное, все должен я принимать одинаково и всегда благодарить Бога, явившего несомненную и безграничную веру в Него, Который услышит меня. В те дни я и не знал, что приступаю к столь благочестивому и удивительному делу и подражаю тем, кого Господь некогда назвал возвестителями Своего Евангелия “во свидетельство всем народам”, до конца мира. И видим, что так и исполнилось. Се, мы свидетели, что Евангелие проповедано до пределов обитаемой земли.

     15. Долго будет рассказывать о всем моем труде как в целом, так и по частям. Расскажу кратко, как милосерднейший Бог во время рабства моего много раз спасал меня от двунадесяти опасностей, которым подвергалась душа моя, не считая многих угроз, — для всего этого мне не отыскать слов, да и не хочу утруждать читающих. Но есть у меня Творец, знающий все еще до того, как это случилось со мной, нищим и сирым. Часто напоминал мне Божественный голос, откуда у меня эта мудрость, которой прежде не было, — я ведь и немного дней видел, и не знал Бога, — откуда, наконец, мне столь великий, столь спасительный дар познания Бога и любви к Нему. Ведь я покинул родину и родителей, и многие тяготы выносил с плачем и слезами, и вынес все это против желания некоторых из старших моих, и под Божьим водительством ни в чем не уступил и не остался с ними — не моя это заслуга, но Бога, Который победил во мне; — это Он противостал им всем — так, чтобы я отправился к ибернским язычникам проповедовать Евангелие и переносить поругания от неверных, и претерпеть поношение в странствии своем, и многие преследования, вплоть до оков, и отдать дар свой на пользу другим.

     16. Готов я, если буду достоин, даже душу свою без промедления и без ропота отдать за имя Его, и здесь хочу, если позволит мне Господь, жертвовать ею даже до смерти; ибо я в большом долгу у Бога, давшего мне такую благодать, что многие народы через меня вновь родились в Боге и стали едины [в вере], и везде у них поставлены священники для народа новообращенного, недавно пришедшего к вере, которого принял Господь от края земли, как некогда обещал через пророков.
     “К Тебе придут народы от краев земли и скажут: «только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем нет никакой пользы»” (Иер 16:19). И еще: “Я поставил Тебя светом народов, чтобы был Ты во спасение [всем] до края земли” (Ис 49:6). И здесь я хочу дождаться обещанного Тем, Кто никогда не лжет, как Он обещает в Евангелии: “Придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом” (Мф 8:11). Воистину верим, что со всего мира придут верные.

     17. Поэтому должно нам старательно и усердно “ловить рыбу”, как предписывает Господь, говоря: “Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков” (Мф 4:18). И еще говорит через пророков: “Се, посылаю множество охотников и рыболовов, говорит Господь” (Иер 16:16). Поэтому надлежит нам крепко держать наши сети, чтобы многое множество поймать для Господа, чтобы везде были священники, и крестили, и ободряли людей алчущих и жаждущих, как Господь повелевает и учит в Евангелии, говоря: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века” (Мф 28:19—20).
     И еще говорит: “Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк.16:15—16). И еще: “И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец” (Мф 24:14). И то же говорит Господь, возвещая через пророков: “И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего” (Иоил 2:28—29; Деян 2:17—18). И у Осии Он говорит: “Скажу не Моему народу: «Мой народ», и не заслуживающему милосердия: «Ты заслужил милосердие»” (Ос 2:24). “И там, где говорилось им: «Вы не Мой народ», они будут названы сынами Бога Живого” (Ос 1:10).
   
     18. Вот иберны: они никогда не имели познания Бога и всегда, до нашего времени поклонялись идолам и нечисти. Как же недавно сделались они народом Господа и называются сынами Божиими? Сыны скоттов и дочери вождей — теперь монахи и девы Христовы. Вот одна благочестивая девушка из племени скоттов, из знатного рода, уже взрослая, очень красивая; я крестил ее, а через несколько дней она пришла к нам с другой целью: она поведала, что получила знамение от вестника Божия и даже решила стать девой Христовой, дабы приблизиться к Богу. Благодарение Богу, с того дня уже шесть девушек охотно и радостно последовали за ней и стали девами Христовыми против воли своих отцов, и терпят преследования и несправедливые упреки от родителей своих, и число их не уменьшается, а все растет; есть среди них и из нашего народа, те, кто рождены там, не знаем их числа; это не считая вдов и воздерживающихся. И они много трудятся, и служат Богу, и терпят постоянно даже устрашения и угрозы. Но Господь даровал благодать многим из рабынь своих: несмотря на все препятствия, они не оставляют своих трудов.

     19. Быть может, я и хотел бы покинуть их и с величайшей охотой вернуться в Британию, на родину и к родителям; и не только туда, но съездил бы и в Галлию повидать братьев и увидеть лики святых Господа моего. Знает Бог, что я сильно желал этого: но я связан [Святым] Духом, свидетельствующим, что, если поступлю так, в будущем буду заклеймен как преступник; и боюсь погубить начатый мною труд. И не я сам причиной этому, а Господь Иисус Христос, повелевший мне идти и быть с ними весь остаток жизни моей; так и будет, если пожелает того Господь и охранит меня от всякого пути зла, чтобы я не согрешил перед Ним. Надеюсь, что так и будет, но не доверяю сам себе, пока пребываю в этом теле смерти, ибо силен тот, кто ежедневно силится совратить меня с пути веры и целомудрия, по обету, данному мною до конца жизни Господу моему Христу; ибо враждебная плоть всегда влечет к смерти, то есть к противозаконным соблазнам. Я отчасти знаю, почему я не прожил совершенную жизнь, как и другие верующие. Но исповедуюсь Господу моему, и не стыжусь пред лицом Его, ибо не лгу: с тех пор как я познал Его в юности моей, возрастала во мне любовь к Богу и страх Его, и доныне, с Божьей помощью я сохранил веру.

     20. Пусть глумится и насмехается, кто захочет: я не умолчу и не скрою знамения и чудеса, данные мне от Бога и сбывшиеся через много лет, ибо Он знает все даже до времен. Итак, поэтому должен был я неутомимо приносить благодарность Богу, Который часто снисходил к неразумию моему. И что не в каком-нибудь другом месте, дабы не навлечь страшный гнев Его, а именно здесь я был [Им] дан в помощь и не скоро почил, для этого мне было явление и как бы Дух содействовал мне. И Господь прощал меня тысячу раз, ибо видел, что я готов к служению, но [из-за них] не знаю, что мне делать с моим епископством, ибо многие препятствовали этому назначению, и даже шептались между собой за моей спиной и говорили: “Зачем он отправляется в опасное путешествие, к врагам, которые не знают Господа?” Но не из злословия; ведь не разумели они, как и я в то время не понимал по невежеству своему. И не скоро я осознал ту милость Божию, которая была тогда во мне: ныне я уразумел то, что должен был понять раньше.

     21. Итак, ныне я просто поведал все это братьям и сослужителям моим, которые мне поверили. Потому говорил и говорю к укреплению веры вашей. Если и вы будете подражать лучшему, то большего достигнете. В этом будет моя слава: ибо “мудрый сын — слава отца” (Притч 15:20). Знаете вы и знает Бог, что я был с вами от юности моей в вере истины и чистоте сердца и язычникам, среди которых я живу, проповедовал и буду проповедовать веру. Бог знает, что никого из них я не обманул и не собираюсь, ради Бога и Его Церкви, чтобы не возбудить преследования на них и на нас всех и чтобы из-за меня не хулилось имя Господне, ибо написано: “Горе человеку, из-за которого хулится имя Господне!” (Лев 24:16).  Ибо хотя я сам во всем невежда, но старался сохранить себя для братьев христиан, и дев Христовых, и верующих женщин, которые добровольно давали мне скромные приношения из украшений своих и клали на алтарь, а я им отдавал обратно. И многие соблазнялись, почему я так поступал. Но я делал это, в надежде на жизнь вечную и чтобы ради этого был я осторожен во всяком деле и не согрешил, чтобы ни меня, ни помощников в служении моем не хулили под каким-нибудь предлогом неверные, и чтобы в малом у неверующих не было бы повода для клеветы и нашего унижения.

     22. Может быть, когда я крестил целые тысячи людей, то ожидал от кого-нибудь из них хоть пол-скрупула? Скажите мне — и я вам отвечу. Или когда Господь поставил священников мне в помощь из-за ограниченности моей, и я принял их безкорыстно и поделился с ними, — разве я требовал от кого-нибудь из них хотя бы цену обуви моей? Говорите, говорите против меня, и я вам отвечу. Более я издержал ради вас, чем получил, и среди вас и везде продолжал ради вас свое дело среди множества опасностей, вплоть до крайних пределов земли, дальше которых никто еще не бывал, куда никто никогда не приходил крестить, ставить священников и наставлять людей; там я, благодаря дару Господа, усердно и с великой охотой совершил все это ради вашего спасения. Среди прочего я платил и вождям — ибо платил я за детей их, которые сопровождают сейчас меня, и те не препятствовали ни мне, ни моим спутникам. И однажды из алчности желали убить меня, но время мое еще не пришло. И все, что нашли у нас, отняли, и меня самого заковали в железо; но на четырнадцатый день Господь освободил меня из-под власти их, и все наше было нам возвращено, благодаря Богу и друзьям, которых мы приобрели ранее.

     23. Вы же знаете, сколько я потратил на судей в тех областях, в которых я часто бывал: думаю, заплатил им не меньше, чем цену пятнадцати человек. Итак, что вы отдаете мне, то я всегда отдаю вам в Боге, и ни в чем не раскаиваюсь, и ничего мне не довольно, сколько я ни издержал и сколько ни издержу еще, ибо силен Господь дать мне потом и себя самого “издержать за души ваши” (Кор 12:15). Вот, Господа зову в свидетели к душе моей, ибо я не лгу, что я написал вам не из лести или жадности, как бывает, или ожидая от вас почестей. Довольно с меня того почета, который не виден, но сердце в него верит: верен Тот, Кто обещал и никогда не лжет. Но вижу, что уже в этом веке я сверх меры возвышен от Господа. И я не был достоин, и не таков, чтобы Он сделал это для меня: знаю точно, что мне больше подходят нищета и бедствия, чем богатство и удовольствия. Ведь и Господь Христос был нищим ради нас. А я жалок и несчастен, и если даже возжелал бы богатства, то не имею, и не считаю себя достойным его, ибо каждый день ожидаю или убийства, или притеснения, или возвращения в рабство, или еще чего-нибудь. Но ничего из этого не боюсь по небесному обетованию, ибо я отдал себя в руки Всемогущего Бога, правящего всем, как говорит пророк: “Заботу свою возложи на Бога, и Он пропитает тебя” (Пс.54(55):23).

     24. Се, ныне вручаю душу свою Богу, надежнейшей опоре моей, ради Которого я, в ничтожестве своем, стал посланником (2Кор.5:20). Ибо Он не посмотрел на мое ничтожество, и избрал меня для этого дела, чтобы я стал одним из самых малых служителей Его: “Что воздам Господу за все, что Он воздает мне” (Пс.115:3). Но что я скажу, что пообещаю Господу моему? Все, что у меня есть, я получил от Него. Но Он испытует сердца и внутренности (Откр 2:23) и знает, как я хочу — даже слишком — и уже предуготован пить чашу Его, которой Он удостоил других, любящих Его. Пусть так будет мне от Бога моего, что никогда не придется мне покинуть свой народ, который я обрел на краю земли. Молю Бога, чтобы Он дал мне упорство и удостоил воздавать Ему верное свидетельство всегда, пока не перейду к Богу моему. И если я когда-нибудь уподобился хоть чему-либо благому ради Бога моего, Которого люблю, — прошу Его, пусть даст мне вместе с новообращенными и гонимыми пролить кровь во имя Его. Пусть даже я буду лишен погребения, и мой жалкий труп разорвут на части собаки и лютые звери или птицы небесные съедят его. Если бы случилось со мной такое, думаю, несомненно приобрел бы душу свою вместе с телом; ибо без всякого сомнения, в тот день воскреснем мы в сиянии Солнца, то есть во славе Христа Иисуса, Искупителя нашего, Сына Бога Живого, как “сонаследники Христу” (Рим.8:17) и “подобные грядущему образу Его” (Рим 8:29), ибо от Него, и через Него, и в Нем будем царствовать.

     25. Ибо это, видимое нам, солнце Божиим повелением каждый день восходит ради нас, но никогда не будет царствовать, и не вечен будет свет его. А все несчастные, которые поклоняются ему, будут ввергнуты в злую казнь. Мы же веруем и молимся Солнцу Правды, Христу, Которое никогда не прейдет; и тот, кто исполняет волю Его, — он пребудет в вечности, как и в вечности пребудет Христос, правящий с Богом Отцом Всемогущим и со Духом Святым прежде всех век, и ныне, и во веки веков. Аминь.
      Вот, снова и снова кратко повторю слова исповедания моего. Свидетельствую в истине и в радости сердца перед Богом и святыми ангелами Его, что не имел никакой другой причины, кроме Евангелия и обетований Его, чтобы вернуться к народу тому, от которого перед этим едва спасся. И прошу верующих и боящихся Бога, кто сочтет достойным принять или прочесть это письмо, написанное грешным невеждой Патриком к ибернам: если я сделал или объяснил слишком мало, то не по моему неразумию, а на то воля Бога. Но рассудите, и воистину поверите, что это был дар Божий. И это исповедание мое, прежде чем умру ((житие свт. Патрикия см. 30 марта http://proza.ru/2020/03/29/1651).

     Тропарь Святому Равноапостольному Патрику, глас 4;
     Благодать Божию воcприял еси, землю плена своего любовию Христовой просвещая.
Евангельского света апостол явился еси, чудесами и премудростию Божией нечестие языческое низлагая. Темже молимтися, святый равноапостольный Патриче Просветителю Ирландии, моли Христа Бога спастися душам нашим.

     Кондак, глас 8:
     Яко луч горняго Солнца Правды во Ирландии яви тя Святый Дух, крестом Христовым поклонение дольнему солнцу упраздняя, во отоце окияна моря ученьми своими кельтския языки ко благочестию привел еси, темже любовию сошедшеся светло празднуем память твою, Патриче богомудре, просвещай верою призывающия тя и чтущия честную память твою.

     Величание:
     Величаем Тя, святителю отче Патриче, иже ученьми твоими роды ирландския просветил еси и ко Христу привел еси.


                Молитва святителю Патрикию, просветителю Ирландии

     О, священная главо, образец жития архиерейского, монахов наставник и всех христиан светильник, поставленный на свещнице Церкви Вселенской, правило веры и благовестников вдохновитель, отче святой Патрик, моли Христа Бога о нас, слабых волею и скудных верою, да укрепит и нас Господь во благом стремлении к исполнению святых Его заповедей, да и мы, в меру наших скромных дарований, потщимся подражать твоему неленостному доброделанию и искреннему благочестию, просветившему ум твой и сердце, безстрашный язычников просветитель.
     О, Патрик чудный, знамений Божиих излияние и глаголов Его сеяние, апостолам труженик равный и Святой Троицы раб смиренный, удели нам от щедрой и милостивой души твоей малую толику великой твоей ревности о Господе Боге Вседержителе, да воссияет и нам грешным свет разумения безмерной любви Божией к роду человеческому.   
     Дабы и мы, тобою просвещаемые, направили стопы наши ко Христу Спасителю и не уклонялись на пагубные стези господствующего в мире растления похотью, но возрастали в свободу верных и благодарных чад Божиих.
     Отец святой множества святых учеников – святителей, преподобных и праведных – да подаст нам Господь твоим ходатайством и заступлением руку помощи в житейских нуждах и испытаниях; да восполнит благодать Его нашу бедность, происходящую от нерадения; да понудит нас воля Его искать прежде Царства Небесного, как ты искал и обрел его в твоем многотрудном и радостном восшествии в горный Иерусалим.
     Будь в восхождении сем нашим заботливым учителем и вождем, да и мы, во свете Евангелия, тобою проповеданного, узрим свет неприступный, и поклонимся жизни нескончаемой и блаженной, даруемой всякой верной душе Троицей Единосущной и Нераздельной, Отцом и Сыном и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

     Святителю Патрикие, моли Бога о нас.




Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 7, 1995
Перевод с латыни Н. Холмогоровй
https://www.pravmir.ru/ya-patrik-sovershenno
-preziraemyj-mnogimi-ispoved/
https://pravoslavie.ru/36514.htm
http://akafist.narod.ru/P/Patrik.htm