Реформа военной медицины. 5. Курортно-санаторное..

Валерий Русаловский
                РЕФОРМА ВОЕННОЙ МЕДИЦИНЫ
                (продолжение)


5. Курортно-санаторное обеспечение.
Говоря о правах и законных интересах граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, стоит так же сказать и о курортно - санаторном    лечении в военных санаториях. Это особая сфера военной медицины, где «коррупция» считается «нормальным» явлением, и все как бы из этого извлекают свою пользу. Одним словом, здесь есть ещё чем поживиться: земля, здания, коттеджи, лечебницы, источники и прочее, прочее…

Поэтому складывается впечатление, что военных пенсионеров и здесь не очень-то ждут, а двери в первую очередь открыты для «своих» и тех, кто сегодня «платит». Здесь тоже «торгуют» путёвками, особенно в «благоприятную» летнюю пору, оставляя ветеранам осенне-зимний период и то, если ты успеешь его заполучить.

А ведь начальник ГВМУ генерал Тришкин заверял, что реализуют коммерческие путёвки лишь тогда, когда ветераны ими удовлетворены полностью.  Мол, продаём только излишки, чтобы не пустовали здравницы и был определённый доход. На деле, конечно же, всё это не так. Тот же Тришкин довёл сегодня процедуру получения «права» на курортно-санаторное лечение до полного абсурда. Даже его пребывание на должности «Начальника управления курортно - санаторного лечения и организацию активного отдыха» не пошло впрок тем интересам, которым он служит сегодня.

Посудите сами, чтобы получить возможность на законное право отдыхать и лечиться в военном санатории надо пройти через унижения и разочарования, так как ваша заявка окажется не удовлетворённой или вам предложат лишь осенне-зимний период, невзирая на ваш «возраст» и «болезни». Мол, отдыхайте с ноября до марта, и вам этого будет вполне достаточно.

Причин будет две: вы не вовремя сделали заявку, или выбранный вами санаторий не подходит по медицинским показаниям. И то и другое будет явно надуманным, так как вразумительного ответа на вердикт вам никто не даст, ну разве только сделают отписку, не соответствующую действительности.

Ведь по сути, все военные санатории имеют «однотипные» методы и способы лечения, которые можно подвести под любое заболевание, надо только почитать их рекламу в том же интернете. Хотя то, что они порою декларируют больше относится к «пиару», нежели к эффективным и современным способам лечения, а уж тем более к тем, что могут вам явно навредить, если вдруг нерадивый врач займётся вашим лечением.

Ну а сама подача заявки выглядит достаточно «комично», если не сказать больше. Они, как правило, начинают подаваться в «ноль» часов на первое число указанного месяца сразу на весь последующий год!? Таким знаковым месяцем обычно бывает ноябрь или декабрь текущего периода. 

Так вот, если вы отправили заявку в выбранный вами санаторий в «ноль часов», а получили квитанцию о её «доставке» через «минуту или две», то вы уже опоздали!? Об этом вам поступит письменное извещение по электронной почте, так недельки через две, а то и три. Кто и как определяет – «удовлетворить» вашу просьбу «или нет» проверить невозможно, ибо учетный реестр поступления заявок в общей лавине писем отсутствует.

Однако, в извещении будет указано, что с претензиями вы можете обращаться к руководству того санатория, куда послали заявку. Но не тут-то было, так как бывшие санатории уже в большинстве своём находятся в статусе филиалов и не занимаются этим вопросом. Все вопросы решаются «надуманными» структурами, «посредниками», санаторно-курортными комплексами, куда заявку вы не подавали и не собирались даже туда ехать отдыхать.

Здесь особо надо отметить пагубную роль «оптимизации», породившей  «санаторно-курортные комплексы», которым подчинены сегодня бывшие санатории, преобразованные в филиалы, а также госпитали, на которые замкнули ранее имеющие самостоятельный статус поликлиники. Общая ситуация этих рабочих подразделений от пагубной выдумки только ухудшилась, но «признавать» этого никто не хочет. В выигрыше оказались лишь те, кто находится «на верху», управляя ресурсами, а не те, кто трудится «на земле», производя услуги.

Особенно несуразно выглядит это решение на примере бывшего «Светлогорского военного санатория», расположенного за тридевять земель от континентальной России. Теперь он стал «заграничным» филиалом, а по сути, «пасынком» у «питерских». И кто же выиграл от всего этого? Санаторные филиалы, так же как и поликлиники, явно проиграли, а победила, как всегда, «коррупционная вертикаль», которая явно подросла, а значит и увеличила свои запросы.    

В результате пресловутой «оптимизации» и при прямом попустительстве Главного военно-медицинского управления в 2015 году в Светлогорском военном санатории был закрыт бассейн, совмещённый со спортивным комплексом. Прошло уже более пяти  лет, «но воз и ныне там», ничего не сделано!? Только одни обещания, явно кто-то хочет погреть на этом руки, как это уже происходило раньше. Так же вполне очевидно, что  на содержание и развитие инфраструктуры филиала выделяемых средств явно «не достаточно», что сказывается  на обслуживании инфраструктуры и отдыхающих.

Хотя если взять, к примеру, прошедший 2019 год, то «совокупная» стоимость путёвки с «курортным сбором» в Светлогорском филиале почти в «три» раза была дешевле, чем в Пятигорском санатории!? Тем не менее, в Светлогорске качество питания гораздо лучше, чем в кавказской здравнице, а «тамбуканская» лечебная грязь явно уступает местной торфяной грязи.

Пакетики-горчишники с «тамбуканской грязью», которыми уже завалили Светлогорский филиал, малоэффективны и не пользуются большим спросом, тем не менее, кто-то на этом зарабатывает деньги. Не лучше ли развивать и совершенствовать местную грязедобычу и её рекультивацию, а так же эффективно использовать морскую воду для лечения больных. Ведь у каждого санатория, кроме «общедоступного» профильного лечения, есть и свои особенности, которые не должны «препятствовать» в получении путёвки.
*      *      *
Здесь стоит напомнить ещё одну проблему, которая подлежит осмыслению, а возможно и её решению. Так офицеры, выслужившие более 25 лет и члены их семей при уходе на пенсию имеют право на льготные путёвки в санатории, а так же на медицинское обслуживание и лечение в военных поликлиниках и госпиталях. 

А вот, если офицер прослужил, к примеру, 24 года и уволился в полном здравии по «завершению контракта», то он уже имеют лишь право на лечение в госпитале, а члены семьи  вообще не имеют никаких льгот, ни на лечение, ни на военный санаторий.

Тоже касается прапорщиков и мичманов, даже, если они сами получили при уходе на пенсию полный пакет льгот и пользуются ими в полном объеме, то «члены их семей» никаких льгот вообще «не имеют»!?

Все эти недочёты в законодательстве явно несут негативный характер и сказываются на моральном состоянии военнослужащих, поэтому и должны быть «обязательно» пересмотрены по инициативе Министерства обороны  России. Несолидно в богатой и «постоянно» воюющей стране так относиться к своим защитникам и их семьям, которые так же несут на себе весь груз превратностей военной службы.

Примером здесь служит статус «героев», когда не только их семьи, но и родители пользуются льготами на лечение в госпиталях и санаториях.
*      *      *
В интересах борьбы с «коррупцией» в сфере курортно - санаторного     обеспечения необходимо обязать ГВМУ уже с нынешнего года публично показывать на своём сайте «ежегодную» статистику распределения  санаторных путёвок с указанием:
1. Каким конкретно медицинским подразделением выдана путёвка (ГВМУ, санаторий, филиал и др.).
2. Указать категорию граждан, кому они выдаются (военнослужащие, военные пенсионеры, члены семей военнослужащих, члены семей  военных  пенсионеров, служащие МО России и др.).
3. Стоимость льготной путёвки и её «обоснование» по каждому санаторию и филиалу отдельно, а так же перечень услуг, представляемых по ней.
4. Нереализованные «запросы» с указанием периода времени их реализации и категории граждан, их подавших.
5. Нереализованные «путёвки» с указанием периода времени их реализации.
6. Помесячное количество проданных путёвок по коммерческой цене.
*      *      *
Возможно, так удастся, в какой-то степени, упорядочить сам процесс получения путёвок, и добиться их справедливого распределения, уменьшив коррупционную составляющую. Более того, это улучшит работу военной прокуратуры по контролю за данной сферой деятельности.