Интересные наблюдения

Владимир Валеовод
Повторюсь. Читая мои биографические очерки, я предупреждаю, что это малосвязанные воспоминания о моей жизни и тех впечатлениях, которые остались в памяти. Это просто «болтовня» с незнакомцем в вагоне поезда, мчащегося через пространство и  время длиной в жизнь.

Здесь мне хочется буквально несколькими словами отметить то, что не вошло в предыдущие очерки.

КГБ

Я неоднократно слышал от отца такое слово, как сексот. Секретные сотрудники, работающие на КГБ, были в советское время, пожалуй, во всех коллективах. За всё время своей работы я видел такого сотрудника только на ХЗЭА. Он, вообще-то был не совсем «секретным». Все знали его кабинет, видели его, но понять, чем он занимается и что ищет, было сложно. Ко мне он подошел только один раз и просто предложил перейти на работу в органы. Я побывал в отделе кадров областного управления. Что меня удивило, так это то, что от меня не потребовали вообще никаких документов, автобиографий, справок и т.п. Меня отправили на медкомиссию, которую я просто не прошел. По своей комсомольской привычке не обращать на то, что болит горло, или насморк я с больным горлом явился на медкомиссию. Успешно прошел психологический тест, но отоларинголог меня отправил делать операцию - удалять гланды и равнять перегородку носа. Тогда я сказал, что если я таким, как есть, не подхожу, то вопрос закрыт.
Работая в райкоме партии и занимаясь контрпропагандой, я неоднократно общался с начальником районного управления КГБ. По рекомендации Москвы тогда все руководители районных КГБ должны были быть членами бюро райкома партии. Ничего существенного мы не обсуждали. Разговаривали только о деятельности общины ЕХБ на ул. Баррикадной 115 в Харькове.

О ИДЕНТИЧНОСТИ

То, что я отличаюсь от «настоящих» русских россиян, я понял только тогда, когда был в Ленинграде в 1972 году. Когда был на хоккейном матче, познакомился с двумя девушками, которые сразу сказали, что я «откуда-то с юга». Оказалось, что мой харьковский говор сразу выдал мой происхождение. И ещё меня всегда удивляло то, что я русский, а мне не нравится то, что сегодня происходит в России. Но при этом мне никогда не было стыдно, что я русский. Правильно говорят: - "Если вам стыдно, что вы русский, упокойтесь. Вы не русский"

ЛОТЕРЕЯ

Как-то так получается, что в лотерею мне никогда не везло. Самый большой выигрыш – 1 рубль, или повторное право получение лотерейного билета. Я заметил, что если я напишу в билете 6 цифр, то эти цифры с гарантией 99.999% будут не выигрышные.

У КОГО ТОЧНЕЙ УЧЁТ, ТОТ ТОГО И НА@БЁТ

Эту поговорку я придумал в армии, но придерживался всю жизнь. Она просто предупреждает, что, если вы хотите, чтобы вас не обманули – ведите точный учёт. Правда, если действуют другие отношения, например, когда вас «заказали», то никакой учёт не поможет. Но это не значит, что к учёту надо относиться спустя рукава. В 1977 году я и группа комсомольцев, участников комсомольских оперативных отрядов из примерно 12 человек, были на слёте в Тернополе. Тогда мы всем коллективом питались в кафе и некоторые просто расплачивались «за всех». Я предложил, что буду вести учёт того, кто, за что и сколько платил. В Киеве я подсчитал, кто, сколько, кому должен. Меня благодарили и те, кто был должен, и те, кто переплатил.

О СПРАВЕДЛИВОСТИ И ЗАБОТЕ О ПОДЧИНЁННЫХ

Это просто маленький совет для руководителей. Никогда не давайте лишних льгот, привилегий и денег своим подчинённым. Они всё равно будут считать, что их обманывают. Всё, что вы платите работникам ваших предприятий должно быть ими заработано. В трудную для вас минуту они просто уволятся от вас, а вы останетесь один на один со своими проблемами. Так было и со мной, когда я просто так дарил своим работникам холодильники, оплачивал учёбу их детей, раздавал «бесплатные путёвки» в санаторий. Да, это было приятно, но это не давало возможность вкладывать деньги в развитие предприятия. То же касается и благотворительной помощи. Установите, например, что больше 1-2% от прибыли предприятия на эти цели выделять нельзя. И тогда вам будет легче принимать решения.

ОБ ОТНОШЕНИИ С ДРУЗЬЯМИ

Если вас попросил друг о финансовой помощи и у вас есть такая возможность, то просто дайте деньги, и постарайтесь забыть об этом. Друг это вы, только другой. Если вы позволяете себе забыть о своём долге, то вы не друг. Так же поступит и ваш друг.

ИНТЕРЕСНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Замечали ли вы, что с разными людьми мы ведём себя по-разному? С одними нам комфортно и хорошо, с другими нам вовсе не хочется общаться.
Я заметил, что во многом это связано не столько с характером человека, а больше с тем, как он себя ведёт с вами. С его отношением к вашему поведению и вашим действиям. Если человек постоянно указывает вам, даёт, по-вашему, мнению, ненужные советы, то вы начинаете раздражаться и чувствовать себя не в своей тарелке. Или, просто мешает вам. Назойливость проявляется, скорее, не в том, чтобы узнать что-то у вас, а в стремлении дать оценку вашим действиям и «помочь» своим советом.
А ведь говорят же: «Не давай советы, а лучше помоги материально».
Именно желание избавиться от ненужных советов заставляет ершиться подростков при общении с взрослыми.
Если вы не хотите надоесть окружающим – не давайте им никаких советов. Особенно, если вас никто не просит. Живите своей жизнью, так будет комфортнее и вам и тем, с кем вам приходится общаться.

О СУХОФРУКТАХ

Во дворе нашего дома рос прекрасный сад. Сад давал много яблок, и мама резала их и на крыше дома сушила. Ну, а я залезал на крышу и раскладывал яблочные скибочки на листы бумаги, а потом переворачивал их. Очень сокрушался, что на них садится много ос и мух, но избавиться от них было невозможно. Зимой мама просто мыла сушку перед тем, как сварить компот.
Когда я работал в Кыргызии, видел, как делают сушку там. Фрукты просто разбрасывают по асфальту, где ещё утром стояли машины. Под южным солнцем они высыхали быстро. А к вечеру рабочие их просто сметали метлой и собирали в мешки. Сколько же грязи оставалось на асфальте! Покупая сухофрукты в магазине, мойте их тщательно и не ленитесь.

О СКОВОРОДКАХ

Когда купил первую свою сковородку с тефлоновым покрытием, взял за правило ежедневно мыть их моющим средством «Comet» так, как говорилось в рекламе «Comet - щодня». Через полгода понял, что в этой рекламе главное «щодня». Жир легко удалялся со сковороды любым моющим средством, если это делать сразу после приготовления пищи. Если вы пропустили хотя бы один день, то без «Comet»а вам, действительно, не обойтись.

КАК МЫ «ОБМЫВАЛИ» СОБЫТИЕ.

Вспоминаю, как мы создавали в Ленинском районе «Общество трезвости».  Провели районное собрание в ДК «Пищевик», а затем, собрались в кабинете секретаря райкома партии и отметили это событие. Подняли не один тост за то, чтобы всё это быстрее закончилось.

НА ТАМОЖНЕ

На таможне в 1991-2010 годы без взяток обойтись было практически, невозможно. Особенно, с 1995 года, (в 1994 - начале 1995 года обойтись без взяток было возможно) когда все предприятия были закреплены за «своей» таможней. Вначале, таможенники просто «давали прочитать Кодекс на такой-то странице», а затем просто деньги передавались через таможенного брокера. Директор, согласно Кодексу может декларировать товары самостоятельно. Смешно. Я был, пожалуй, последним в Украине, кто в 1997 году сам декларировал свои товары. Ныне это просто невозможно. В 2000-х уже все взятки для таможни собирались через брокеров. Все затраты просто включались в удорожание товара.
И ещё. Помните, анекдот, в котором персонаж, Козёл, говорит: "Захожу, а там одни козлы сидят!"? Надоело мне сражаться с таможней, и я взял на работу бывшего таможенника. Оформил декларацию, и отправил его на таможню. Смотрю, через полчаса он приходит. И какое было моё удивление, что все бумаги подписаны! Оказалось, что там работали таможенники, с которыми он был знаком.


О ПЛАНАХ

Я уже писал в своих очерках, что ещё с комсомольских времён придерживался правила, что надо планировать свою работу и жизнь по-максимуму, а там как получится. В 1981 году прочитал у Федора Калунцева выражение: «Завышенные планы создают впечатление неудач». Т.е. если у вас что-то не получилось из запланированного, то это не неудача. Просто вы много себе запланировали. Всегда боролся с водителями, которые говорили мне, чтобы я «не загадывал». Я же всегда настаивал, чтобы планы были напряженные, но реальные, без авантюризма. Я всегда чувствовал себя лучше, когда попадал в ситуацию, о которой говорят, «жареный петух клюёт». Хотя, переводить время на пустяки было моим недостатком. Потом приходилось всё догонять.

КАК ПИТЬ МЕТАНОЛ

В 1972 году я попал в студенческую больницу с апендицитом. Мне его вырезали. Я лежал в палате с каким-то доцентом из Харьковского заочного политехнического института. Фамилию его я не помню. Вот он и рассказал, что в время Великой отечественной войны он служил в разведроте. В 1945 году он в составе группы 5-6 человек попал в немецкую деревню. Дело было поздним вечером, и они решили заночевать на чердаке дома. Проснувшись утром они обнаружили, что в деревню вошла немецкая часть. Спускаться с чердака было невозможно. Их бы сразу перестреляли. Наблюдая с чердака за немцами они увидели, что на чердаке стоят канистры с метиловым спиртом. Один из членов группы предложил его выпить. Он сказал, что его надо пить с керосином. В то время раздобыть керосин было просто. Доцент решил для себя, что если погибать, то лучше пьяным. Метиловый спирт разбавили 1 к 1 с керосином, и выпили по полстакана. Проснувшись на следующий день они увидели, что немцы ушли. Как говорят, пронесло.
Но, вот вам я не советую повторять этот эксперимент. И сам не буду.

О ДОМОВЫХ

Я сам домовых не встречал, но в моей группе, когда я работал в ХПКБ «Авиаконтроль» была девушка, которая рассказывала, что у неё в доме живёт домовой. Она утверждала, что он вёл себя хорошо. Только немного передвигал вещи. Она даже пила с ним вино. Причём, говорила, что вино в стакане уменьшалось само собой, а сам стакан стоял на столе недвижимым. Общалась он с ним обычным стуком: «Да», «Нет». Только однажды, когда она решила выйти замуж, он пролил на её свадебное платье какое-то чернила.
В общем, не раздражайте домовых, если они живут в вашем доме.

ПРО ВЗЯТКИ

Со своего опыта чётко видел, что наличие воли высшего начальства имеет решающее значение в ликвидации взяток. Если начальник требует от подчинённого, чтобы тот приносил ему деньги, то исполнители, безусловно, будут часть денег «отрывать» и для своих детишек на молочко. Два эпизода из моей жизни.
Первый. Сижу в кабинете зам. начальника отдела РОВД. Забегает начальник отдела и, не стесняясь моего присутствия, распекает своего заместителя, требуя, чтобы он шел и добывал деньги.
Второй. Подготовил «презент» начальнику отдела в УБОП, а его подчинённые уже на пороге моего офиса. Позвонил их начальнику. Всё, вроде, решил. А они говорят, - Всё равно, дай! Мы, что, зря к тебе приходили?
В общем, как в том советском анекдоте, про Брежнева и курочку, что снесла два яйца.

СЛУЖИТЬ БЫ РАД, ПРИСЛУЖИВАТЬСЯ, ТОШНО.

Работая в райкоме партии и в райкоме комсомола, я никогда не старался прислуживать своему руководству. Мне было интересно работать на благо страны и людей, а не конкретного чиновника. Да, и работая в бизнесе я помогал своим директорам не для того, чтобы заработать больше, или выдвинуться, а по дружбе. Хотя, людей, лизавших попы начальников, встречал.

Я ПОЭТ

В 50 лет я решил, что образование инженера позволяет вам конструировать не только машины и механизмы, а и писать стихи. Тем более, что хотелось выразить свои чувства как-то по особенному. Сегодня у меня более 300 различных стихов и рифмованных миниатюр. Большинство их на сайте Стихи.ру. Их можно прочитать по адресу: https://www.stihi.ru/avtor/vgbasov
К сожалению, больше сотни произведений администратор удалил. Если кому интересно прочитать их на других ресурсах, пишите в личку. Мои стихи неоднократно отмечались на разных поэтических конкурсах. Это басня «Заяц – поэт», сборник афоризмов, лимерики и др. Стихотворение "Осенний лес" я опубликовал в сборнике "Автограф" №4 за 2010 год. С ним можно познакомиться здесь: https://www.stihi.ru/2009/10/13/1934