Ребусы истории. Глава 4. Город Опочка

Хотислав Мелник
Ребусы истории. О чем рассказали географические названия.

Глава 4. Город Опочка
 
        В Псковской области в излучине реки Великой есть небольшой город Опочка.
     В 1781 году Императрицей Екатериной II был утвержден его герб: «Пирамидою сложенная куча из известнаго камня, называемого опока, означающий имя сего города в голубом поле». На этом гербе эта каменная пирамида имеет цвет близкий к коричневому. В настоящее время на гербе Опочки каменная пирамида белого цвета.
     Возникает вопрос: если город получил название от каменной пирамиды («сложенной» - то есть искусственной/построенной), то где она находится сейчас или находилась в 1781 году?
      В труде Л.И. Софийского «Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414 – 1914), Псков, Электрич. типо-лит. Губ.Зем., 1912, на страницах 58-59 можно прочесть: «…название «Опочка» всего вероятнее произошло от слова «опока» (меловой известняк, известковатый суглинок, белая сероватая глина для обмазки щелей в избе – Толковый словарь живого Великорусского языка Владимира Даля, Т.2, 1881), а опока это, как изъяснено в описании рисунка герба города Опочки, есть камень, прибавим известкового характера, который видимо, в изобилии находился в пределах той местности, которая была занята псковичами для построения в 1414 г. города. Немало и теперь встречается на дне р. Великой около вала и по р. Великой этого камня – опоки. Запруда, вновь построенная в 1909 году через р. Великую, базируется на этом камне, которым дно реки в том месте как бы нарочито вымощено. Правда, опочане не называют этого камня опокой : он у них известен просто под названием «плиты», именем же опоки опочане обозначают другое понятие, а именно маленький камешек, размерами в булавочную головку, обладающий разрушительным свойством в глине, когда он в нее попадает; так, при обжигании кирпича, в случае наличности в нем опоки, кирпич трескается и разрушается: но нет ничего удивительного в том, что теперь у опочан с названием опоки соединяется одно понятие, а у древних псковичей соединялось другое, известное в настоящее время костромичам, вятчанам и т.д., у которых опокой называется весьма твердый известковый камень, в обделанном виде идущий на панели и мостовые вместо кирпича, торца и т.д. Если признать, что местность, занимаемая ныне Опочкою и ее окрестностями с давних пор была заселена славянами, то немудрено, что и все названия рек, озер, урочищ и т.п., находящихся в пределах теперещнего Опочецкого уезда и в особенности в той местности, где теперь находится Опочка, а также и название Опочка вероятно, даны славянами».      
      В 1912 году название города Опочки уже не связывали с каменной пирамидой. Однако, широко известна была одна гора, находящаяся в восьми верстах от Опочки.
    Л.И.Софийский в том же труде о городе Опочке и его уезде рассказывает (страницы 107, 108): «Интересно отметить, что в приходе Троицкой церкви близ деревни Кирово в 8-ми верстах к северу от Опочки, находится так называемая «Духова гора», куда опочане исстари совершают на 2-й день Троицына дня паломничество и где нарочито в этот день приезжающий священник Троицкой церкви отправляет молебствие. Нет никаких письменных данных относительно того, когда «Духова гора», на вершине которой среди леса с давних пор находится часовня, сделалась местом религиозного паломничества и при этом не только опочан, но и жителей других уездов. По склонам горы вокруг часовни, года два тому назад вновь построенной усердием священника Троицкой церкви отца Т.А. Белинского, раскинулось деревенское кладбище. С упадком веры не только среди интеллигенции, но и простого народа в последние годы стечение народа на Духовой горе стало, как передают, значительно меньше, чем как было это лет 10 тому назад».
      Духова гора и сейчас является местом паломничества как верующих, так и всяких непонятных лиц, называемых мистиками, экстрасенсами, просветленными, посвященными и им подобными.
      Гора эта находится на болотистой местности. Рядом с ней на одной линии справа находится гора поменьше, а рядом со второй горой на той же линии и справа от нее находится маленькая гора. Издалека они все выглядят круглыми, курганного типа, поросли высоким лесом.   
      Подняться на Духову гору несложно: это спиралевидная пирамида к вершине которой ведет кольцевая дорога-ступени. Обнаженные черные и розовые, похожие на гранит, камни этих ступеней паломники обсыпали мелкими металлическими деньгами.
      На вершине горы небольшая площадка, на которой деревянная часовенка, открытая для молящихся.
     Кладбище, устроенное местными жителями вокруг часовни находится в запустении. Ветви деревьев и кустов на кладбище повязаны разноцветными ленточками.
     Считается, что Духова гора находится на месте городища второй половины I тысячелетия нашей эры. Но назначение горы и точное время ее возведения не известны.
       Многие паломники и сейчас отмечают удивительную силу Духовой горы: кого-то она исцеляет, кто-то получает «просветление».
       По местному преданию эту гору любили посещать наши цари.         
       Однако, господин Софийский сообщает о посещении Императором Александром I другой горы в окрестностях Опочки – Войской.
      В своем описании города Опочки и его уезда на странице 147 Софийский сообщает информацию из рукописного дневника И. Лапина – жителя Опочки первой половины 19 века: «19 декабря 1818 г. был (в Опочку) прислан «ферт-егерь», чтобы для Государя были лошади объезжены, чтобы не боялись огня, которых сей же вечер и объезжали с пуками лучины на каждой тройке… 21 декабря в субботу приезжал Император Александр I, в 8 часов (Как приезжал начали трезвонить, доколе уехал на Войскую гору, все трезвонили)».      
       Сейчас в Опочицком районе Войской горы нет.
       Это обстоятельство заставило меня обратиться к старинным письменным источникам с целью розыска сведений о Войской горе.
       И такая гора была найдена, и не только она!
       В «Топографических примечаниях на знатнейшия места путешествия Ея Императорскаго Величества в Белорусския наместничества, тип. При С.П.Б. Импер. Акад. Наук 1780 (можно ознакомиться на сайте Национальной библиотеки Беларуси) я прочел:
       Область Опоченская обилует боровыми лесами, откуда немалое число отпускается бревен и досок в Нарву; при городе на реке Великой построена пильная мельница «Графа Кирила Григорьевича Разумовскаго»; земли иловатопесчаные и без удорения родят мало. В прочем округа сия нарочито возвышена и исполнена небольших холмов, между коими примечания достойна гора Войская; она отстоит от Опочек верстах «в 5 ти» вниз по реке Великой; наименование свое получила от слова вои, и повествуют, что на сем месте стояло Литовское ополчение, возвращающееся из-под осады Пскова.
          По сему возвышенному месту называется и озеро Войским, близ горы лежащее, к коему подошел пространный лог, объятый холмами, покрытыми лесом. Около Опочек хотя есть плитник, простирающий слои свои к истокам Двинским и Волжским, но они в редких местах обнажаются. В берегах реки Великой, верстах в 5 от Опочек роют красную железноватую охру, которую жители на крашение деревянной утвари употребляют. Через Опочки главная дорога лежит в наместничества Белорусские.
        В белорусском языке сохранилось слово «вой» (воё) а значении места вихревого движения воды, вира в реке (воронка водоворота), где самое быстрое течение, стержень, самая середина. Река Войская есть в Белоруссии и Смоленской области, Войские Горы находятся в трех километрах от деревни Подлипье Опочецкого района на правом берегу реки Великой.
        Название «Войская гора» означает, что гора эта как воронка водоворота, спиралевидная. Эту ее структуру можно обнаружить и в наше время. Озеро Войское – сейчас подсохшее болото. 
        Духова гора – каменная спиралевидная пирамида, сложенная из черных и розовых похожих на гранит камней. Получается, что именно она и называлась Войской, которую посещали вероятно многие царствующие особы и члены их семей.
        При Екатерине II через Опочки (обратим внимание, что в 1780 году город назывался во множественном числе – Опочки) была проложена хорошая дорога от Пскова, выходящая на Киевский тракт. Здесь и в 19 веке останавливались великие князья, направлявшиеся в Варшаву. 
       Но могла ли повлиять Войская или Духова гора на название города Опочки, если иных выдающихся «пирамид, сложенных из камня опоки» на территории города не наблюдается?   
        Читаем в Лексиконе славеноросском Памвы Берынды (1627 и 1653 годы):
Камо (ударение на «а») – где, далёко;
Камынь – Каменец, опока, скала;
Окаменяю – затверждую як каменье.
      Следовательно, «опока» - это и есть древнейшее название каменной горы или каменной пирамиды.
      Судя по значимости Войской/Духовой горы, именно ее повелела поместить на герб Опочки Императрица Екатерина Великая.   
      Конечно, очень жаль, что исторические каменные спиралевидные пирамиды не исследуются и заросли лесом.
      А ведь часовни, возводимые на Духовой горе периодически сгорают от удара молний – ни одна из них по свидетельствам местного населения не разрушилась от ветхости.
    Эти обстоятельства вызывают желание очистить исторические памятники от наслоений времен и увидеть их в первозданном виде, насколько это возможно с современными технологиями реставрации и восстановления. Быть может и назначение таких спиралевидных каменных пирамид, или как их еще называют - «вавилонов» - станет понятным.   
                ***   
      


                ***