Моменты творчества

Эль Ка 3
фото из архива автора 1998г. На стене моя "Офелия".
Н.Рерих "За морями земли великие"
Боттичелли "Юдифь"

На написание этого опуса меня натолкнула увиденная вчера репродукция картины Рериха.
Но начну всё по порядку.
 
Раздается как-то телефонный звонок.
-Сударыня, у Вас есть работы по "Гамлету" Шекспира?
-По "Гамлету" нет. Есть по "Королю Лиру".
-Замечательно! Худсовет через месяц. Приносите.
Действительно, две работы по Шекспиру у меня были. Но мне захотелось, что бы уж совсем по теме. То есть по "Гамлету". Мне в руки, кроме перевода Пастернака, попалось издание 1905 года. И там были такие строчки о том, как погибает Офелия:
     Несчастная, беды не постигая,
     Плыла и пела,
     Пела и плыла
Меня они пронзили насквозь. Эскиз нарисовался очень быстро. А вот то, что я задумала сделать работу на стекле, это оказалось довольно проблематично. Мне нужно было рифлёное стекло, такое, чтобы было впечатление текущей воды, коричневой воды, играющей бликами в лесном ручье. В итальянских проспектах мне такое попадалось.

Слепила я тоже быстро. А дальше начался бег по магазинам в поисках искомого стекла. Время летит, ноги сношены по самое не могу. Стекла нет. «Всё» думаю, «ну будет только Лир, Офелии не будет»...
И надо же, в каком-то маленьком магазинчике, устроившемся в подвале на задворках,  нахожу. Мне вырезают, притаскиваю домой (тяжеленное, потому что восемь мм в толщину). Шкурю в нужных местах. Приклеиваю разрозненные детали. Вставляю в раму.

 Смотрю.
И вижу, что не то!!!!
 Вроде всё, как задумала, а не то!!! Пустота какая-то. Не понимаю, что делать. Утром нести на выставком*. Время два часа ночи... Судорожно ищу выход, в голову ничего не приходит, бегаю в панике по квартире.
И тут взгляд падает на рулон серой туалетной бумаги. И...

Вот оно!!!! Счастье!
Быстро-быстро рву и комкаю обрывки бумаги, выкладываю по форме наряда под стекло. И о, чудо! Платье тонет!!!! Оно уже под слоем коричневой воды!
  А на поверхности стекла - вздувшиеся фалды огромного платья, которые, как спасательные круги, какое-то время не дают погрузиться в водяной поток...
...Пела и плыла...

Сейчас мне кажется странным, - и что мучилась, что я сразу не увидела, ведь идея лежала на поверхности.

Проходит какое-то время, и я вижу, что напоминает мне моя "Офелия" кого-то из прерафаэлитов. И начинаю от этого жутко мучиться. Выставка переезжает из залов Союза художников в Дом журналиста, потом в Дом архитектора, а я чувствую себя все неувереннее и неувереннее. Комплексую.

А друзья, коллеги - ни намёка мне, ни словечка. Меня ж грызёт момент повтора... Ну почти повтора. В общем, убрала работу, спрятала с глаз долой.

А вчера в ленте новостей выставок Петербурга встречается работа Н. К. Рериха. И вижу, что это не просто похоже, это копия боттичеллиевской Юдифи! Только нет служанки и пейзаж, на фоне которого идет девушка, другой. И добро бы только поза, но художник даже в руки ей дал такого же размера, как меч у Юдифи, ветку рябины. И нарядил её в славянские одежды. Я испытала культурологический шок.

Полезла в интернет посмотреть статьи. НИЧЕГО, ничего, чтобы объяснило появление среди самобытных авторских образов самого Н.К.Рериха - этой явно скопированной у Боттичелли фигуры... Ни статей культурологов и исследователей творчества Рериха, ни его собственной "прямой речи" - ни писем, ни заметок - ничего. Тут уж, правда, как ни говори об общем информационном поле вокруг Земли, но не до такой же степени. Склонна думать, что знания, особенно многие знания, дают такой эффект на подкорке.

Такой вот эффект чемодана знаний.

***
Это написано было и напечатано в 2013 году.

С тех пор прошло несколько лет ...Уже не удивляет количество работ, уши которых (или ноги:))) сильно проглядывают поверх собственных. Просторы интернета позволяют узнать так много. Появились и публикации на эту тему. И так странно зайти по предлагаемой внизу ссылке и увидеть свою фотографию и собственный текст  с картинками. Приятно, что кому-то было интересно и пригодилось и он отослал автора к моей публикации.

А самое удивительное не то, что сейчас в коммуникативный век такое часто случается.  Ведь это явление появилось задолго  до моего рождения.

История фальсификаций начинается с античности. В Римской империи копии греческих оригиналов продавались богатеньким патрициям.
Собственно именно благодаря этим великолепным копиям мы в основном и знаем о древнегреческих шедеврах.

Играючи подделками занимались и Рафаэль, сотворивший "несколько картин Перуджино", и Ван Дейк  забавлялся "Рубенсами". А ещё через пару сотен лет француз Эжен Делакруа поиграет  и с Ватто, и с Рубенсом,  и Грёзом...
Но тут я подошла уже вплотную к более интересной теме - "копия и подделка". А это такая весёлая( или невесёлая) тема.  Но... Об этом я подумаю завтра.
И расскажу.
Если захотите.:))


*выставком- это сокращённое название "выставочный комитет", на котором высокий ареопаг отбирает работы на выставку.))