Тяжелый женский коллектив

Галина Саржина
Девчата на контроле работали хорошие - Татьяна Белякова, Татьяна Шагарова, Рита Алексеева, Тамара Третьякова, Танечка Горюнова, Марина Пилевина, вот только Куцанова Антонина Алексеевна была дамой с жутким, взрывным характером. Все ее боялись, против нее слова вымолвить не могли, даже начальники. Контрольным мастером на нашей группе работал Буйновский Борис Сергеевич, он старался пореже появляться.
Совсем немного я поработала и в марте 1985 года, после того, как Буйновский перевелся в другую службу, меня назначили контрольным мастером. После совхозного опыта не было страшно, ведь там спросить даже некого было, а на заводе полно знающих специалистов. С контролем деталей я разобралась, одно смущало - что делает контрольный мастер вне контрольной точки, ведь Борис Сергеевич часто отсутствовал, неизвестно где. Оказалось, что ничего загадочного - он был общительным, а знакомых много - пока со всеми переговорит, смена пройдет.
На сборку вызывали, если в документах забывали поставить штамп или подпись, когда неправильно вписан размер. Редко, но проходили дефектные детали и контрольный мастер подписывал возврат.
Самое сложное было выдержать язвительное отношение Куцановой. Она работала давно, имела большой опыт, а тут над ней командовать поставили меня - без технического образования, совсем молодую, мое присутствие ее бесило. Когда к ней подходили рабочие или мастера с вопросами, она язвительно-презрительным тоном отправляла ко мне: "Идите к мастеру!". Но никаких грубостей, ругани она себе не позволяла, достаточно было эмоциональной волны негатива.
Спасибо производственным мастерам Лебедеву Леониду Павловичу и Иванову Льву Яковлевичу, всегда подсказывали.
С женщинами работать трудно, настолько заряжают атмосферу, что того и гляди воздух начнет искрится, причем в полном молчании. Бывало, что она не выдерживала и тогда в производственного мастера летели детали, но это бывало крайне редко.
Ничего сложного в скором времени я уже в работе не видела, а вот злость витала в присутствии Антонины Алексеевны и утомляла. Она в детстве пережила блокаду, была ровесница маме, я старалась не спорить, уважая ее возраст и опыт. Дама она была симпатичная, если бы не выражение лица. Всегда стремительная, подтянутая, на каблуках по лестнице взлетала, как молодая. Личная жизнь у нее не удалась, все друзья были на работе, поэтому любила производственные застолья. Было заведено, что перед праздниками - Новым годом, 8 марта, 23 февраля, 1 Мая, 7 Ноября устраивали праздничный стол с салатами, холодцом, пирогами, вином и водочкой. Приглашали мастеров и веселились. Но ей с нами не повезло - у девчат были маленькие дети, полно домашних забот и готовить еду еще на работу надоело. Потихоньку ворчали по углам, но открыто высказываться боялись. Я решилась и назначила собрание, предложила проголосовать, кто хочет устроить очередное застолье. Наша Куцаниха осталась без праздников и возненавидела меня еще сильнее. Крови она мне попортила изрядно, но воевали мы открыто, тайком никаких подлянок она не устраивала, потом притерлись за много лет работы и привыкли друг к другу.
Для равновесия, наверно, судьба послала Танечку Белякову. Она была солнечным, добрым человеком. Всегда работала с хорошим настроением, шутками, энергичная и сообразительная.
К сожалению, она рано ушла из жизни.
Нет на свете и Куцановой Антонины Алексеевны. Она была профессионалом высшего класса, а характер создавал проблемы в первую очередь для нее, ведь давление у нее часто было выше нормы.
У меня никогда не получалось играть роль начальника, я оставалась контролером - проверяла детали вместе с контролерами, попутно подписывая документы. Так было интереснее, не выношу скуки, а убивать время пустой болтовней не умею. Работать всегда веселее.