Вражеские голоса в 50-х и детское воображение

Леонид Хандурин
   Сегодня, в 20-е годы XXI века можно наслушаться каких угодно мнений, увещеваний — правдивых и чистейшего вранья. А вот как это выглядело 60-70 лет тому назад. Тот, кто не жил тогда, рассказывают, что за прослушивание «вражеских голосов» как-то наказывали и даже сажали в тюрьму. Враки это всё. Слушали, слушают и будут слушать, пока способны слышать.

   Было это в 1953-54 годы. Я учился тогда в школе, 5-6-й класс, и у нас дома был простой радиоприёмник «Рекорд». Поздно ночью, когда родителей не было дома, я включал приёмник и слушал эти «вражеские голоса». Я уже кое-что понимал и мне было просто интересно. Тем более, что там говорили и о современной музыке, даже интересно рассказывали о писателях, поэтах и крутили модную а то время музыку.

   И делал это не я один. У меня во дворе был друг Валентин, у которого был более современный приемник-радиола «Даугава». У этого приёмника была лучшая избирательность и эти «голоса» можно было хорошо услышать уже с 7 часов вечера. Мама Валентина, тётя Катя, была женщина добрая и мягкая и особенно не вникала, что мы там слушаем, только бы мы не шалили и чтобы к этому времени сделали уроки, а эти условия мы почти всегда выполняли. 

   Почему «почти», а это потому что мы были всё-таки мальчишки. Иногда мы не выдерживали и начинали в комнате бороться и когда я его одолевал, Валентин шутя кричал:

    — Ма-а-а-а! — надеясь на помощь мамы.

   Но мамы в это время дома не оказывалось и всё равно я прекращал борьбу, боясь, что войдёт тётя Катя. Но иногда Валентин ошибался и тётя Катя оказывалась дома, тогда нам доставалось обоим и меня отправляли домой, а это для Валентина считалось наказанием.

   То же самое было и у меня, но я тогда звал на помощь бабушку;

    — Ба-а-а-а! — Но исход был такой же, как и у Валентина.

   Но однажды у Валентина я зацепил на столе кувшин и он разбился. Тётя Катя, конечно, поняла, что это мы вдвоём, но Валентин сказал, что это он разбил кувшин и на этом инцидент был исчерпан.

   И несмотря на наши все шалости, мы часто с Валентином слушали «вражеские голоса» и уже тогда я понял, что слушать в хорошем качестве эти передачи могут те, у кого радиоприёмники высокого класса, а это довольно обеспеченные люди в нашем государстве (СССР). Всю эту антисоветчину с «голосов» распространяли среди «народа» не рабочие и крестьяне, а люди имеющие хорошую аппаратуру, то есть из числа обеспеченной интеллигенции, которые были «главной опорой власти».

   Даже с той «Даугавой», на которой мы слушали «голоса», хорошо разобрать озвучиваемый текст можно было не всегда, так как «глушилки» работали непрерывно. Но мы что-то разбирали, что-то слушали и никто нам ничего не говорил и не запрещал, а тем более не наказывал нас.

   Через два года наши классы переформировали, Валентин перешёл в параллельный класс и мы стали реже пересекаться, хотя и продолжали жить в одном дворе. Классная дружба стала побеждать дворовую дружбу и постепенно мы приобрели новых друзей, хотя Валентин довольно трудно сходился с новыми друзьями и я не знаю, появились ли у него новые друзья. И ещё Валентин был очень послушным сыном и часто слушал советы мамы, с кем можно дружить, а с кем нельзя. Тётя Катя в этом отношении была мудрой женщиной.

   Да и к этому времени я уже мог получить информацию совсем с других голосов.