Про голубей, птичье молоко и не только

Наталья Калининградка
Собираюсь ранним утром на работу. Кофейку попила, горячую кашу перловую маслом сливочным заправила – пахнет вкусно! Закрыла крышкой тёплую коробочку, в пакет её и пошла на остановку.

Автобуса ещё нет, стою, на небосвод любуюсь – небо чистое, солнышко, хороший день будет.

Голубь пролетел и у ног на землю опустился. Ходит вокруг меня, головку поворачивает, в лицо заглядывает. Потом взлетел и на уровне лица крыльями машет, не улетает. Присел на тротуар и опять взлетел на ту же позицию – возле лица моего ветер поднял крыльями!

«Чего тебе?» - спрашиваю. «Нет у меня ничего, ни семечек, ни булочки». А он никуда не девается, так и топчется на тротуаре возле ног, взлетает и  опять у лица крыльями трепещет. Руку протянула, присел на ладонь, лёгкий такой, молодой, наверное, глупыш. Смотрит пристально яркими глазёнками.

Тут до меня дошло: неужели он перловку мою учуял? Стряхнула с руки птичку, достала ещё тёплую коробочку и на ладонь высыпала горку крупы. Голубь тут же вспорхнул, на край ладони сел и аккуратненько, можно сказать, интеллигентно, начал по крупинке клевать угощение. Народ на остановке поглядывает с удивлением.

Склевал, слетел вниз, подобрал то, что на землю упало. Я ему ещё одну порцию кашки с руки скормила, а тут и автобус пришёл. Пришлось с пернатым другом распрощаться.

*****
Этот случай заставил меня задуматься о голубином обонянии.  Конечно, есть птицы, которые еду разыскивают по запаху.  Это грифы, кондоры, питающиеся падалью, птичка киви в Новой Зеландии. Летать она не может, а кормится, разгребая грунт сильными ногами и вынюхивая червячков и насекомых. Сообразительные вороны в поиске еды могут из снега выкопать кусочек мясца или шкурку от сала.  А в нашем депо порой оставляют собаку Мишу без "заначки". Мишку все любят и еда у него всегда есть. Но, мало ли, что потом будет...Предусмотрительный пёс зарывает у забора косточку, а вороны обнаруживают, откапывают и утаскивают этот стратегический запас.

Ну, это сведения небольшие и домашние наблюдения. А что же наука говорит?

Погрузилась в изучение и много нового и интересного узнала.

Долгое время предполагалось, что обоняние у птиц развито слабо, обонятельные доли мозга у птиц малы, в отличие от зрительных. Однако, исследования последнего десятилетия изменили это мнение.

Израильские ученые заинтересовались генами  обонятельных рецепторов  у птиц. Предполагается, что чем больше таких генов, тем лучше обоняние. Человек тут отстаёт. Для сравнения - у мышей – 1000 активных генов, у птицы зебровой амадины – 500, у курицы – 500, а у человека – 400. 

Калифорнийские ученые с помощью датчиков изучали поведение альбатросов во время гнездования  на островах в Индийском океане. Оказалось, что они чуют пищу на расстоянии до 20 км! В поисках пищи альбатросы летели порой против ветра или по зигзагообразной траектории, полагаясь на обоняние.

Поразили пингвины Гумбольдта. Они прекрасно чувствуют запах друг друга и  различают по запаху своих и чужих. К "родственникам" у них предпочтение в обычной жизни. Но, в пору произведения потомства, пингвины, живущие большими колониями, по запаху выбирают  в партнёры именно не родственника, чтобы предотвратить вырождение.

Обоняние птиц - область науки, где ещё будут новые интересные открытия.

Теперь о голубях.

Все знают, что голуби безошибочно находят дорогу к родной голубятне. Они могут ориентироваться по солнцу и по магнитному полю. Но, проведённые учёными – орнитологами опыты с голубиным «носом» показали, что обоняние – важная часть их навигационных способностей.  У голубей за обоняние отвечает левое полушарие мозга и более чувствительная правая ноздря.  Если голубя лишить возможности дышать правой ноздрёй,  просто её заткнуть, он будет лететь к родному дому долгими окольными путями, часто останавливаться, чтобы изучить местность, направление ветра.  Выпущенный далеко от голубятни голубь, практически «вынюхивает» путь к дому.

 Но, как мозг птиц использует обонятельные сигналы, до сих пор остаётся загадкой.

И не могу не коснуться ещё одной темы. Все знают о лебединой верности. Голуби тоже моногамны – их супружеские пары могут сохраниться на всю птичью жизнь, порой до двух десятков лет. Голубь красиво ухаживает за избранницей, воркует, распускает веером хвост, танцует, кружится, очаровывая голубку. Если дамочка в ответ тоже заворкует и потрогает ухажёра клювиком - ухаживание принято.

Гнёзда голуби устраивают в постройках человека, на деревьях и в кустарниках. Увидеть гнездо голубя трудно, так тщательно они их прячут, опасаясь за сохранность яиц. Голубка откладывает два раза в год всего по два яйца, которые насиживают оба родителя, сменяя друг друга.

Птенчики вылупляются крошечными, всего 10 граммов весом, голыми, непропорционально сложенными, с большими клювами и остаются в гнезде, пока полностью не оперятся. Для вскармливания их  и самец и самочка  снабжены удивительным устройством – зобом, в котором вырабатывается настоящее «птичье молоко», похожее на жёлтую сметану.

Малыши сами достают клювами эту жирную питательную массу из широко открытых ртов родителей  и растут очень быстро. Через день их вес может увеличится в разы. Через неделю птенчикам даётся прикорм – размягчённые  в зобу  зёрна, семена. Через десять дней голубка перестаёт кормить молоком детей, это делает самец.  Иногда бывает, что легкомысленная голубка покидает гнездо с подросшими птенцами. Тогда папа-голубь самостоятельно успешно доращивает потомство.

*****

Мы многое не замечаем в нашей жизни. И не удивляемся птицам, которые раньше не жаловали городскую среду. Нам привычны не только голуби, но и чайки, лебеди, уточки, сороки, вороны...  А ведь впору песню славы петь не только пернатым, но и деревьям, травам и цветам в городе, которые нам "строить и жить помогают"!