Братцы! Товарищи! Я разговаривал с Лениным!

Максим Оленев
Наш легендарный историко-революционный фильм 1938 года «Человек с ружьем» режиссера Сергея Юткевича. Бывший крестьянин, а ныне солдат германского фронта Иван Шадрин (Борис Тенин) бродит по Смольному с котелком в поисках кипятка, и натыкается на невысокого роста мужчину в костюме-тройке (Максим Штраух), который уделяет ему время, проявляя большое участие к его нуждам.
Из диалога с охранником Шадрин узнает, кто был его собеседником:
- С кем это я разговаривал? Кто это? Кто вот это вот? (и показывает на бородку)
- Ленин!
Роняет котелок.
- Что де ты раньше-то…
Да, вот так, буднично и приземисто иногда происходили исторические встречи. Для эпохальных личностей вроде Ленина – эпизод в биографии неприметный, а вот для Ивана Шадрина и его потомков – куда более значительный!
Многочисленные семейные легенды донесли до наших дней почти невероятные истории. Этот видел царя (ну или Генерального секретаря), а этому сам царь лично награду вручал. Ну, а вот этому царь помимо награды еще и землицы добавил…
Вот и получается на исходе нечто вроде – «по заданию царя Федька отбыл за моря»!
Конечно, что ж худого в этом? Царь один, а наших-то – вон их сколько было!
Причем, с каждым новым передатчиком информации эти предания обрастают дополнительными мифическими эпизодами, так что с течением времени понять, где там есть правда, а где – уже вымысел, становится практически невозможно. А еще гораздо труднее разочаровываться в этих самых семейных историях, когда на поверку оказывается, что 90% из услышанного нами не происходило вовсе, или происходило совсем не так, а гораздо прозаичнее.
А слухи! Как их подтвердишь? Ну, вроде говорил кто-то…
Лично я не очень любил доверять всем этим фантастическим байкам, тем более, что проверить их казалось нереально, да и подобных россказней в роду как-то не наблюдалось. Может, из-за отсутствия хороших рассказчиков, а, может и еще по какой причине…

****

Тем не менее, я был несказанно удивлен, когда обнаружил некоторые подробности службы своего прадеда, Семена Андреевича Оленева.
Речь шла не о Августейшей Особе, но, по крайней мере о лицах Императорской Фамилии, которых ему довелось увидеть воочию…
Еще несколько лет назад я почти ничего не знал о нем, кроме сухих дат рождения и смерти. Теперь же некоторые периоды его жизни до 1918 года я знаю буквально по дням. И все это – благодаря военной службе!
Главное же – все оказалось подтверждено документами!
В начале 1916 года из 3-го рабочего железнодорожного батальона Семен был переведен в Московскую школу авиации военного времени Императорского Московского Общества воздухоплавания.
Из приказа по Школе от 19 марта 1916 года за №79
«…§2. Переведенного в школу из 3-го железнодорожного батальона мл. унтер-офицера Семена ОЛЕНЕВА зачислить в списки постоянного состава школы и полагать налицо с 9-го марта с.г.
Справка: приказ по 1-му запасному телеграфному батальону №75…»
В приложении к приказу по школе от 30 апреля 1916 года за №121  Семен был определен в столярную мастерскую, где, помимо него, числились еще 8 человек нижних чинов.
Вскоре Семен Оленев становится помощником заведующего столярной мастерской Школы авиации.
Семену посчастливилось увидеть сразу двух членов Императорской фамилии в один день - Великих Князей Михаила Александровича, брата Императора Николая II, генерал-лейтенанта и командира Кавказской туземной конной дивизии, и Александра Михайловича.
Причем последний, Александр Михайлович, являл собой уникальный пример, будучи одновременно адмиралом и шефом Императорского военно-воздушного флота!
Оба они посетили школу с инспекцией.
В приказе по школе за №293 от 11 октября 1916 года говорится:
«… Его Императорское Высочество Великий Князь Александр Михайлович в 11 ч 15 мин осчастливил Своим посещением вверенную мне школу, присутствовал на полетах. Осмотрел мастерские, ангары и аппараты. В 12 ч 30 мин дня Его Императорское Высочество отбыл из школы…»
«… Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Александрович сего числа в 11 ч 15 мин дня осчастливил Своим посещением вверенную мне школу, присутствовал на полетах. Осмотрел мастерские, ангары и аппараты. В 12 ч 30 мин дня Его Императорское Высочество отбыл из школы…
Подлинный подписал:
наблюдающий за частными Школами авиации в Москве, военный летчик, штабс-капитан Гавин»

****

Я никогда не слышал от своего деда подобных историй. И вообще, о своем прадеде я знал ничтожно мало. Тем велика была моя радость, когда мне открылись такого рода подробности его жизни.
Главное же, что эта история не является слухом – она имеет документальное подтверждение: Семен числился в мастерских Школы авиации, а инспекция Великих Князей подтверждена документально!

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим…