Соевый соус

Людмила Зембицкая
СОЕВЫЙ СОУС

Без стука  в комнату влетела Чун Дя  - Ты послушай,  что натворил  Петька! Я
думала, отец убьёт его !!!

Тоня  Расулова, так теперь её звали по паспорту, плотненькая, невысокого роста кореянка, с круглым лицом, которое становилось ещё круглей из-за собранных  на затылке в хвост тёмных блестящих волос, по натуре, очень подвижная и неуравновешенная, с быстро меняющимся настроением,  сейчас вся просто кипела эмоциями. Далеко не флегматичную Лену в их дружеском тендеме всегда по энергии опережала Тоня.

Год назад она вышла замуж за Петю, симпатичного молчаливого парня, который работал в том же научно- исследовательском институте,  где и Лена мотористом на научном судне.  Молодоженам выделили две комнаты  в общежитии научного городка. В этом же общежитии  в маленькой комнатке жила и Лена.
- Подожди, расскажи толком -  Лена попыталась успокоить Тоню. Только после нескольких минут восклицаний и нелестных эпитетов в адрес мужа, Тоня  рассказала что произошло.

В то время сахалинские корейцы в посёлке жили тесной общиной.  Всегда помогали друг другу. Обычаи строго соблюдались. На обязательные юбилеи приглашались вся община. которая помогала и при подготовке праздника. Особенно был важен юбилей отца, который можно было отпраздновать в течении трёх лет с момента  исполнения  фактической даты, но  по всем правилам. В каждой семье  была специальная тетрадь, куда записывалось все, что подарили, и если семья шла с ответным визитом, то можно было подарить больше того, что получил сам, но не меньше. Если кто-то уезжал, то община собирала на дорогу деньги, как однажды собирала выпускникам последнего выпуска корейской школы, которую закрыли. Выпускники  школы были сагитированы  представителями из Северной Кореи, и уехали туда, о чём потом очень пожалели.
 
Одним из таких «общественных» дел была заготовка соевого соуса. Готовили соус по очереди - каждый  раз другая семья. Процесс приготовления был  очень долгим, как  поняла Лена, и раз в год.   Бочка с заготавливаемым соусом, накрытая стеклом должна была стоять долгое время на улице на солнце, пока в ней проходили бродильные процессы.

Ещё в каждой семье на зиму готовили чим-чу, корейскую капусту. Собирались всей семьёй и солили длинную капусту, похожую на пекинскую, но более крупную и мясистую. Солили несколько бочек, т.к. без неё не обходилась ни одна трапеза.

Помочь родителям солить чим-чу пришли и Тоня с Петей. Сначала родители были против их брака, но потом спокойный  работящий парень понравился им, и они  приняли его в свою семью.  Натирали приготовленной пастой из чеснока и перца каждый листок в вилке капусты, уже просоленной заранее, а потом плотно укладывали в бочки. Работа не из лёгких, руки разъедала острая паста, Тоне хотелось, справится быстрее и уйти в общежитие. Но закончились бочки, а капусты ещё было много.  Петя  вскочил и куда-то убежал. Через некоторое время он притащил большую вымытую бочку.
 – Какую хорошую бочку ты принёс. – похвалил его отец.
Капусту досолили.  Тоня с Петей ушли домой. На следующий день, когда они пришли к родителям, отец был в бешенстве.
- Где бочка, которая стояла во дворе?
-Я её вчера помыл и принёс для чим-чи , – испуганно сказал Петя
- Я и раньше смотрел на неё – такая хорошая бочка стоит с какой-то тухлятной,  давно хотел помыть её... А что?
Отец отвернулся и молча ушёл в другую комнату.
-Дурак, это был почти готовый соевый соус, осталось только сварить его, теперь все останутся без соуса. Новый, уже не успеем сделать,- Тоня покачала головой,
-Любит тебя отец, меня бы – убил!

16.01 2020