Покажи куклу!

Валентина Яроцкая
   Знакома я с этой девочкой  четыре года – именно столько, сколько она живёт на свете. У неё редкое имя – Гера, замечательные мама и папа, и такие же бабушки и дедушки. Одна из бабушек – моя близкая подруга, с которой мы почти три десятка лет вместе работали в одном учреждении, с утра собирающем  в одну кучу детей и подростков – и желающих, и не желающих учиться. Ну, конечно, учреждение такое называется школой...

   Я знаю Герочку именно потому, что мы дружили с Леной, её бабушкой, целую вечность, у меня на глазах выросли её дети, а мои – у неё, а теперь так же растут внуки, о которых мы, бабушки, можем говорить бесконечно, отложив в сторону все важные и неважные дела.

   А ещё у Герочки есть младший брат, который ещё  совсем маленький, поэтому больше спит, ест и пускает пузыри, но в  самом ближайшем будущем должен подрасти и стать товарищем по играм. И ещё у Герочки есть детский сад, куда мама возит её на машине и не на полный день, всего на пару часов, так что детский сад  составляет для четырёхлетней девочки одно из удовольствий  её маленькой, но такой интересной жизни.

   Имя  малышке дали в честь её прабабушки. Теперь это редкость, чтобы внучка назвала свою дочку в честь бабушки. Но Герочкина мама была особенной внучкой, в семье всегда царило  огромное уважение  к людям старшего поколения. К бабушке, которая помогала растить внучку, относились с  большой любовью и  теплом. Не удивительно, что когда бабушка совсем состарилась, внучка, осознавая её скорый уход, захотела продолжить бабушкино присутствие на земле, назвав в её честь свою дочку, таким действием проявив любовь и память.
 
   Имя Гера редкое среди русских девочек, но прабабушка Герочкина была исконно русская, происходила из вологодской глубинки, простая русская женщина, от греческой лукавой богини у неё ничего, кроме имени, не было.

   Четырёхлетняя Герочка, конечно, в прабабушкиной деревне уже не живёт, а живёт она вместе с родителями, братом и бабушкой в прекрасном прославленном  городе, Северной Пальмире, как его называют. Впрочем, есть города, находящиеся ещё севернее, за Полярным кругом расположенные, но я спорить не буду: Северная Пальмира так Северная Пальмира, относительно настоящей Пальмиры она именно Северная. Видимся мы с Леной, бабушкой Герочки, теперь не так часто, как хотелось бы. Я осталась жить на Севере (само собой разумеется, за этим самым, за Полярным кругом), а  Лена  переехала в Санкт-Петербург, к дочери. Но по Скайпу видеться теперь можно часто, когда захочется. Ну, «когда захочется» – так, понятно, всё равно не получается, потому что есть ещё «когда время есть». А времени, как известно, всегда не хватает, особенно у работающих педагогов. А Леночка до сих пор работает, и, похоже, уйти из своего лицея никак не отважится, потому что ученики, от пятиклассников до выпускников, её обожают, а она в свою очередь так же обожает их всех: шустрых и вихрастых пятачков и рассудительных интеллектуалов-старшеклассников. Одним словом, по Скайпу встречаемся чаще, чем в театры попадаем, но реже, чем хотелось бы.

   Герочка к бабушке на колени заберётся и хочет в разговоре поучаствовать. Говорить она начала рано, к своим четырём годам говорит ясно, понятно, наизусть читать, если есть настроение, может много и долго, а особенно любит  она песенки петь. С бабушкой у них замечательный дуэт составился, хоть сейчас можно подавать заявку на какой-нибудь конкурс.

   Надо сказать, что моё кукольное хобби, как бы я ни скромничала, стало постепенно ареал своей популярности расширять. Ведь удержаться от того, чтобы не привезти Леночке нехитрые изделия моей мастерской, было невозможно. Испробовав игровые качества своих «амигурумишек» на собственных внуках, я начала вязать игрушки и для других людей. Конечно, Леночка «попалась» в сеть первой.  В качестве подарка в мой очередной приезд в Петербург я взяла  маленьких сказочных героев: Маленького Принца, Лиса и Розу. Сказку Экзюпери мы с Леной всегда очень любили, я подумала, что сделаю приятный сюрприз моей подруге-филологине.

   Герочке вязаные игрушки понравились ещё больше, чем бабушке. Она проявила к ним большой интерес и вскоре стала их единственной полноправной хозяйкой. А главное – поняла, что бабушка Валя, то есть я, тоже любит играть в куклы…

   Теперь, увидев меня в Скайпе, Герочка всегда просит:
   – Покажи куклу!
   И у нас начинается импровизированный  кукольный спектакль…

   Снимаю с полки какую-нибудь новую куклу и начинаю её демонстрировать её моей маленькой любознательной подружке.
   – Это кукла Веснянка. Видишь, какая у неё длинная косичка? Веснянка хочет с тобой поздороваться и пожелать тебе солнышка в небе, цветов на клумбах и  птичек на деревьях!
   – А ещё? – просит Герочка после моего объяснения, почему у Веснянки коса зелёного цвета и  почему торчит, словно антенна, будто из космоса сигналы улавливает. А она, коса, на самом деле из воздуха улавливает энергию, весеннюю  свежесть и радость, хорошее настроение, которое и делает  любую девочку, её хозяйку, и красивой, и здоровой.
   – Ещё? Так у меня новых  сегодня больше и нет…
   – Старую покажи.

   Беру с полки Перевёртыша, или  популярную Вертушку, Девку-Бабу.
   – Вот смотри, Вертушка. Видишь, какая кукла красивая и нарядная, с косичкой, в весёлом платьице. А теперь закрой глазки, не подсматривай…
Герочка щурится, делает вид, что не подсматривает. Я переворачиваю куклу, показываю уже  саму  Бабу, которая была у Девки под  пышной юбкой спрятана.
   – А вот и Бабушка появилась! Открывай глазки, смотри!
А Герочка и так уже смотрит. Улыбается, хотя фокус с переворачиванием-выворачиванием ей не в новинку, знаком уже.

   – Ещё покажи! – снова говорит девочка, словно поверив, что там, за экраном, сидит не просто подруга бабушки, а  сказочная фея, которая по мановению волшебной палочки одну за другой куколки из таинственного сундучка извлекает.
Леночка смеётся. Я беру ещё одну куклу. Это куклак Сеня. Он рыжий, борода длинная, а в руках рыбину держит – золотая рыбка Сене в сети попалась, он её и держит крепко, не выпускает: авось, пригодится. А Сеню этого в Архангельской губернии ещё Малина зовут, с ударением на первом слоге, маленький то есть. Это он с виду маленький, а врёт-то ого-го как! – по-крупному, такие байки рассказывает, что его в деревне стали северным Мюнхаузеном дразнить.
Герочке и Сеня нравится, тоже хорош. Одобрительно кивает головой.
   – А ещё?

   Верчу в обеих руках за палочки-основания  Хороводниц. Барышни, раскрутившись, взмахивают своими юбчонками цветастыми – ну точно, вроде в хороводе на лугу.
   – Барышни на дискотеку попали, – смеюсь, обращаясь к Лене.
   – На дискотеку? В таких пышных юбках? –  с улыбкой сомнения переспрашивает Лена.
   – Ой, точно, на дискотеке в таком наряде делать нечего, – соглашаюсь я, –  для современной музыки на дискотеках пышные юбки никак не подходят.

   Наш импровизированный спектакль «Покажи куклу!» заканчивается, когда родители зовут Герочку для какого-то неотложного дела. Теперь можно бабушкам, отложив в сторону куклы, и поговорить о том о сём, житейском и филологическом.

   Делая очередную куклу, я вспоминаю Герочкино «Покажи куклу!» «Ну, – думаю я, – вот эта кукла   тебе точно понравится!» Я научилась делать куклу-актёра. У этой забавной куколки сразу несколько имён: Кукла в кулёчке, Дергунчик, Потешка, Прятка, и просто Петрушка. Это народный театр одного актёра. Кукла прячется в кулёчке, дёргаешь палочку, к которой кукла привязана, и она показывается из кулёчка, выскакивает, словно из-за кулис, в разные стороны поворачивается, как живая, и кланяется, и пляшет, а озвучить её – это уже задача того, кто куклу  в руках держит.  Сделаешь такую куколку – можно дарить хорошее настроение и себе, и другим. И дети, и взрослые улыбаются. Я проверяла. Причём в очень разных ситуациях. То, что дети улыбаются кукле, прячущейся в кулёчке, а потом выпрыгивающей из него, это не показатель, это понятно. Дети всем игрушкам радуются и улыбаются. А вот какие-нибудь солидные тёти и дяди? Ответственные чиновники, у которых задача вовсе не улыбаться. А совсем наоборот, например: проверить, проконтролировать, выявить, указать, наказать…

   Однажды я проводила мастер-класс у своих подопечных – женщин и девушек, проживающих в психоневрологическом  интернате.  Мы давно делаем куклы. А тут совпало время проведения занятия с комиссией из области. И занятие наше было прервано приходом гостей. Солидные мужчины и женщины в белых халатах, без тени детской улыбчивости на лице, зашли в художественную мастерскую.

   – А здесь у нас проводятся занятия по народной кукле, – начала своё объяснение заведующая интернатом.
Мои ученицы притихли, ожидая вопросов.
   – Вам нравится то, что вы делаете? – спросила одна из проверяющих.
   – Да, конечно, – стали  по очереди говорить женщины, а Таня, самая бойкая из них, начала называть те куклы, которые мы раньше делали.
   – А сейчас что вы делаете?
   –  Куклу Капустку, – последовал ответ.

   Женщины из комиссии заулыбались понимающе – какое женское сердце не дрогнет при виде маленьких куколок, ярких лоскутков и ленточек.  А вот представители мужской части комиссии стояли с равнодушными, строгими, непроницаемыми лицами.
И я вспомнила Герочкины слова: «Покажи куклу!»

   Никто меня сейчас не просил куклу показать, но под рукой у меня лежали три куклы-потешки, я их принесла ученицам моим, чтобы посмотрели. Петрушка, Рыжеволоска и Златовласка (девочек-куколок я назвала по цвету их  косичек). И я взяла Петрушку в руки и начала то прятать его в кулёчек, то показывать его, дёргая туда-сюда палочку,  на которой кукла была закреплена.

   Теперь уже все заулыбались, даже седой солидный пожилой врач стал похож на обычного повзрослевшего мальчишку. Ну, ведь в каждом взрослом всё равно живёт ребёнок. Кто забыл, что он родом из детства, вспомнил об этом, глядя на смешного актёра-потешника Петрушку.

   Когда Герочке потом куклы-потешки показывала, сама испытывала радость. Я не ошиблась, предвкушая удовольствие от её удовольствия. Куклы Герочке, конечно, понравились. С ними можно целые спектакли разыгрывать. Они и песенки могут Герочкиным голоском  спеть, и стишок рассказать. А песенок и стихов маленькая артистка знает много.

   – Покажи куклу! – всегда вспоминаю я, когда появляется в моём кукольном сообществе «новенькая».

   Я знаю, что мне есть кому показать новую барышню-девчонку. И в подарок отправить есть кому. Ведь лучший подарок – это то, что сделано с большой любовью. А я их очень люблю: все три поколения этой замечательной семьи. И бабушку Лену, и   её дочку Дашу, и, конечно, маленькую Герочку. А ещё очень люблю наши модные показы, которые начинаются Герочкиной репликой:
   – Покажи куклу!