Жизнь, отданная природе и детям!..

Влад Лесной
Мы с ним ни разу не встречались физически- только во Всемирной сети! Хотя и были долго рядом на Северном Урале: он жил и работал в городе алюминщиков Краснотурьинске, а я учился  в  Сотринской средней школе, что недалеко от железнодорожной станции Сотрино, в сорока километрах восточнее города Серова.
Междуречье красивых рек Сосьва и Лозьва, стекающих с крутых горных склонов,  объединяло нас любовью к Природе. Маленькая  речка моего детства Сотринка впадала в Сосьву с южной стороны нашего сурового края болот, озер, сосновых и кедровых боров. На лозьвинских же притоках жили и работали в крошечных деревнях герои будущих очерков Александра Федоровича Меркера, не раз сплавлявшегося с ребятами по Шегультану и другим местным рекам.
Из географии:своенравная Лозьва берёт начало на восточном склоне хребта Поясовый Камень, из озера Лунтхусаптур, которое расположено на склонах горы Отортен на Северном Урале. Течёт на юго-восток среди болот Западно-Сибирской равнины. Река имеет типично горный характер с перекатами, чередующимися с плесами и ямами.
Скорее всего, знал Меркер и его ученики знали о судьбе отряда Дятлова,  загадочно погибшего на склонах Отортена. Посему предпринимали всяческие меры предосторожности в своих путешествиях по родному краю и далее его, вплоть до Оби, принимающей в себя воды всех уральских рек и речек, стекающих с восточных склонов Главного Уральского хребта.
Судьба соединила нас году 2008-м, когда А.Ф.Меркер прислал мне по электронной почте свое первое письмо с восторженными  словами поддержки моего литературного творчества. С тех пор наша переписка не прекращалась и родила мою книгу о природе «Песнь и плач Матери-Земли»! К ней Александр Федорович написал весьма теплое предисловие! А я же посвятил учителю и другу-единомышленнику третью часть этой книги.
В ней-  вот этот мой очерк! Не изменяю его, ибо написал тогда  в едином порыве вдохновения!(www.ecosystema.ru)
*****************
АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ МЕРКЕР И ЕГО «ПОРОСЛЬ".

... Я долго думал, с чего начать эту часть книги. Потом внезапно блеснула мысль: «Экологический Макаренко!». Да, да, мой новый друг Александр Федорович Меркер именно был и остается воспитателем — наставником юных душ, только не в тесной, скучной колонии, а на широких просторах нашей Матушки — земли!... Заповедным полем, многозвучной лабораторией его педагогических опытов и усилий была и есть сама необъятная Божественная Природа!
Конкретно же — природа хорошо знакомого и родного мне Северного Урала! Горные реки и речки Шегультан, Сосьва, Вижай, Турья, Каква, начинающие свой бег с горных склонов Седого Урала и продолжающие его далее на восток по равнинной уже части Урала и Западной Сибири — к великой Оби, к Северному Ледовитому океану!... Вершины гор — Конжаковский, Серебрянский, Косьвинский, Денежкин Камни!... Ныне погибающие, уходящие в историю деревни ссыльных — переселенцев — Сосьва, Денежкино, Маслово, Марсяты, Петрово, Андриановичи, Филькино, Романово и другие!...
В этой необъятной, необозримой лаборатории присутствовали и птицы, звери, растения, облака, солнце, луна, звезды, грозы и молнии, проливные дожди, кусачий гнус; а еще тяжелые рюкзаки, большие надувные резиновые лодки, палатки, топоры, ведра, научные приборы, полевые дневники, фотоаппараты и видеокамеры...
Сам великий Космос, Вселенная настойчиво прорывались ночами к ребятам, зовя их души в полет! В Вечность и Беспредельность Сущего!...
И был он — мудрый, много повидавший и испытавший Учитель со своими учениками из средней школы №1 города Краснотурьинска, Свердловской области. В лихие первые месяцы войны его родители-немцы из Поволжья — с малыми детьми были высланы в Сибирь, в самую дикую глухомань. А потом судьба всех их забросила на строительство Богословского алюминиевого завода на севере Урала, на берегу глухой таежной речушки Турья, где потом возник образцовый социалистический город Краснотурьинск. Инвалид (из-за перенесенного в детстве костного туберкулеза, почему и не сгибалось правое колено), но сильный и упрямый, жаждущий делать добро людям и стремящийся к знаниям, Александр Федорович Меркер только в 1962 году стал учителем биологии и химии в сельской школе, а до этого работал станочником, агрономом-полеводом... И все время пропадал в тайге, среди любимых скал, рек и речушек... А в 1976 году был принят учителем биологии в среднюю школу №1 города Краснотурьинска.
А в сорок один год, будучи уже не новичком в учительстве, он взял в поход группу своих старшеклассников. Уехали всего на два дня, но с настоящей ночевкой, костром, песнями и задушевными разговорами при свете меркнущей вечерней зари. И хоть потом его ученикам едва не поставили «неуды» (не успели выучить уроки), буквально вся школа (полторы тысячи) валила в кабинет биологии А.Ф. Меркера, тоже просясь в романтические, с разными приключениями, путешествия по родному краю. (Только в детстве мы можем на всю оставшуюся жизнь почерпнуть от природы всю ее прелесть и красоту! — В.Н.).
Отсюда и началось их экологическое краеведение, выросло школьное научное общество «Юный эколог», первое не только в Краснотурьинске, но, пожалуй, и во всей Свердловской области.
Через семь лет Александр Федорович Меркер станет Действительным членом Географического общества СССР при АН СССР (ныне снова — Русское Географическое общество). Еще через десять лет ему вручат знак «Отличник народного просвещения». И было тогда моему герою уже 58! А в 59 — он уедет с семьей в Германию, в городок Halver, что в сорока километрах южнее Дортмунда. Уедет не по своей воле, а по настоятельным советам врачей: стали отказывать ноги, а жена (тоже учительница, русская) тяжело болела гипертонией и сахарным диабетом.
Нового «экологического Макаренко» в Краснотурьинске не нашлось, и научное общество «Юный эколог», благополучно просуществовавшее 18 лет, распалось. Но добрые семена, посеянные учителем — биологом высшей категории А.Ф. Меркером в душах своих учеников, дали хорошие всходы!...
В конце 80-х годов прошлого века слово «экология» никто не произносил, заменяли другим — «экономика». Но от этого земля, реки и воздух не переставали отравляться, а люди — болеть: раком, туберкулезом и другими тяжелыми болезнями.
Быстро разрушалось и тело самой земли — многочисленными рудниками, карьерами, отвалами, дорогами, скважинами. Леса сводились, частые лесные пожары довершали дело. В почве, в воде накапливалось все больше ядовитых токсинов...
Надо было что-то делать! И Александр Федорович рассудил так: все страшное экологическое невежество и все его грозные последствия для живой природы коренятся в малом сознании, в заскорузлых сердцах и душах людей, не оплодотворенных с детства нужными знаниями и любовью к природе, ко всему ее красочному разнообразию. Начинать надо с детских садов, школ, где учатся будущие «преобразователи, покорители», от простого тракториста — до министра включительно. Все наши дети проходят через руки рядового школьного учителя, и то, что он сумеет заложить в их юные души, в их еще чистые сознания, оно и прорастет — Добром или Злом для Матери-Земли!...
Сам он сеял щедро! Не знал никогда ни праздников, ни выходных, тем более пустого времяпрепровождения у телевизора, на мягком диване с детективом — все минуты, часы, сутки и месяцы его жизни всецело отдавались школе, его любимым ученикам! Он так старался приобщить их к знаниям, к труду, привить любовь к природе, сделать достойными гражданами России!...
Я не буду перечислять все, сделанное Александром Федоровичем за 18 лет существования школьного научного общества «Юный эколог» (в течение которых он и являлся его бессменным руководителем). «Вспахано» и «засеяно» много — сотни и сотни ребячьих душ!... Все они прошли через природную лабораторию уральского «экологического Макаренко»!...
Десятки раз в учебном году они все вместе совершали двухдневные походы в окрестности города Краснотурьинска и поселка Марсяты, сплавлялись по рекам, взбирались на высокие горные вершины. А летом, в каникулы, проводили самые настоящие экологические экспедиции, для которых заранее определялся маршрут, место для стоянки лагеря, перечень всех необходимых научных приборов и инструментов. Готовились с ребятами всю зиму и весну!...

Поначалу у общинников-экологов ничего не было, кроме пары ведер да куска рваного брезента. Учителю и ребятам помогали всем миром — местные промышленные предприятия, ГоРОНО, родители, достававшие, покупавшие метеорологические приборы: барометры, гигрометры, анемометры, термографы, метеорологические теодолиты; водные и почвенные термометры и многое другое, до палаток, лодок, продуктов питания включительно.

Подготовка Красной Книги растений Северного Урала
В школьном научном обществе «Юный эколог» имелось девять секций: ботаники, фенологии, зоологии, гидрологии, метеорологии, охраны памятников природы и другие. Каждый учащийся мог выбирать занятие по душе! Сотни школьников средних и старших классов прошли через руки и сердце Александра Федоровича Меркера, воспитавшего целые семьи краснотурьинцев! Кстати, никто из ребят в смутные и дико-капиталистические, лихие 90-е ельцинские годы так и не стал «кооператором», «лавочником», не наживал торговлей бешеные деньги — все «юннаты» благополучно поступили учиться в вузы и техникумы, окончили их!...
Сказывалось влияние не только учителя, классного руководителя, но и частые встречи членов научного общества с учеными Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской Академии наук — академиками В.Н. Большаковым и П.Л. Горчаковским, сотрудниками этого же института М.М. Сторожевой, Е.А. Шуровой, Н.П. Салминой, В. Ипполитовым, П.А. Косинцевым; кандидатами биологических наук — преподавателями педагогического института (университета) З.Г. Щенниковой и М.Н. Куприяновой, наставником учителей биологии Свердловской области Э.Э. Волковой, действительными членами Географического общества Н.Н. Подгайским и О.В. Штраухом (г. Ивдель), уральским писателем Б. Рябининым и многими местными старожилами.

Каждый из них был оригинальной личностью, настоящим кладезем житейской мудрости и... неисчерпаемым источником краеведческих знаний!
Происходило усиленное интеллектуальное развитие краснотурьинских мальчишек и девчонок! Они получали прекрасный стимул к активизации и поиску новых форм своих исследовательских и практических работ по изучению и охране природы Северного Урала.
Опыт работы А.Ф. Меркера по экологическому образованию был изучен и одобрен Министерством Просвещения Российской Федерации и рекомендован для использования по всей стране; школьное научное общество «Юный эколог» дважды становилось лауреатом Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве.
Одновременно с интенсивной преподавательской деятельностью А.Ф. Меркер проводит и большую общественную работу. Выступает с докладами по проблемам экологического образования и краеведения на различных конференциях в Москве, Владимире, Екатеринбурге, Челябинске, Красноярске, Казани, Уфе, Иркутске и других городах России. Печатается в городской газете «Заря Урала», в областных и республиканских газетах и журналах, где всесторонне рассматривает животрепещущую задачу: сбережение, охрана окружающей среды. Он активно разрабатывает методические и учебные пособия по краеведению Северного Урала. И... ходит с ребятами в новые и новые походы. Река Чусовая, хребет Кваркуш в Пермской области, низовья Оби — это тогдашние их маршруты, кроме обычных — по Сосьве, Турье, Какве.

А однажды летом, в июле, на песчаном обском берегу они повстречали земляков — другую экспедицию школьников из Краснотурьинска: возглавлял ее молодой учитель биологии и географии из школы №15 Алексей Усов, бывший воспитанник А.Ф. Меркера и активный член научного общества «Юный эколог»! Днем они занимались каждый своими научными делами, а вечерами собирались большой веселой группой у костра, расходясь только после полуночи. Да, и ночи-то не было под Салехардом: солнце едва касалось северного края ночного неба и снова восходило!...
... Уже давно нанесены на самодельную топографическую карту верховья Сосьвы: грозные каменные утесы и скалы Полуденный, Поворотный, Усть-Вагранские, Стрелебский, Кабачек, Косяковские Ворота; уже не раз они сплавлялись по Сосьве от Шегультанского моста; уже опрошены все местные жители окрестных деревень, поселков Глухарный, Марсяты и Самы. Юных исследователей интересует все: история своего родного края, названия скал, ручьев, речек, озер.
Девиз «Знать! Беречь! Множить!» — их научного общества девиз!...
У пытливых юных ботаников, гидрологов, топографов, метеорологов, зоологов, почвоведов, фенологов, членов секции охраны памятников природы накапливается все больше научного материала, который перерабатывается в статьи, доклады, книги, карты. На счету «Юного эколога» уже три научных открытия — точно определены новые ареалы растений: коломии линейной, ветреницы отогнутой и кувшинки четырехгранной. По результатам многолетних эколого-краеведческих экспедиций члены н.о. подготовили первую на Северном Урале цветную рукописную «Красную книгу охраняемых растений Северного Урала», издали типографским способом четыре серии плакатов охраняемых растений и один — по ядовитым растениям Северного Урала; составлены уникальные карты рек Каквы и Сосьвы с указанием перспективных памятников природы этих рек (потом местная власть закрепит их своим решением).
Материалы краеведческих экспедиций, фотографии и видеофильмы, отснятые юными исследователями природы, постоянно используются ими при беседах и лекциях для школьников и взрослых. Тридцать рукописных томов — итог проведенных краеведческих исследований! На базе н.о. ежегодно проводятся семинары по экологическому образованию подрастающего поколения — для учителей и директоров школ города и области. Члены н.о. также ежегодно становятся победителями городских, областных и всероссийских олимпиад, конференций и слетов юных исследователей природы.
Нужно сказать, что все научные исследования велись по заданиям ученых Уральского научного центра, Института экологии растений и животных, областного и городского обществ охраны природы. Деятельность н.о. «Юный эколог» неизменно получала высокую оценку названных организаций.
Помимо того, что опыт н.о. дважды представлялся на ВДНХ СССР в Москве (где ребята становились лауреатами), юные краснотурьинцы получали путевки во Всесоюзный лагерь отдыха «Орленок» и заграничные туры. Около тридцати членов школьного научного общества «Юный эколог» закончили Малую лесную Академию в Екатеринбурге, более 60 школьников, начав путь к своей профессии в научном обществе, нашли свое призвание в качестве учителей биологии и географии, врачей, биологов-охотоведов, топографов, лесоводов, цветоводов, метеорологов.
Так, воспитанница А.Ф. Меркера Марина Мильбергер (Политова) — кандидат сельскохозяйственных наук (Марина была президентом н.о. в 1988-89 г.г., с отличием закончила Тимирязевскую сельскохозяйственную Академию, защитила кандидатскую диссертацию, преподавала в этой же Академии, а сейчас является ведущим специалистом в российско-германском научном журнале, имеет свыше 150 научных работ, в том числе несколько учебников по генетике).
Слава Смирнов, Дима Жуковец, Олег Отрадных, Андрей Микрюков и другие стали топографами; Олег Панов закончил Лесотехнический институт, Дима Ковшарь стал охотоведом, Женя Кондылева после окончания университета стала сотрудником Института экологии растений и животных; Алексей Усов, Неля Лисицкая, Наташа Афанасьева и другие закончили биолого-географический факультет педагогического института. Киселев Толя (мозговой центр общества) сейчас занимает должность главного энергетика Богословского алюминиевого завода. Саша Устинов является заместителем главы города Краснотурьинска. Многие из тех, кто во время экспедиций исполнял обязанности санитаров и медсестер, закончили медицинские колледжи и институты. Некоторые бывшие члены «Юного эколога» сейчас, кроме своей основной работы, участвуют в работах поисково-спасательного отряда.
В северном городе алюминщиков у Александра Федоровича есть друг — Павел Леонидович Попов (его трое детей учились у Меркера), он страстный турист, природолюб, краевед с широким диапазоном интересов. «Мы с ним скооперировались — сообщает мой герой — и сейчас заняты интересным проектом: я посылаю ему материалы о природе (в основном, о растительности Северного Урала), об экологии Северного Урала, а он делает из него электронную книгу, добавляя свой краеведческий материал. Получается диск с огромным познавательным потенциалом. В конце августа по моему поручению он провел его презентацию для учителей биологии города. Эффект был ошеломляющий: все были в восторге от этого богатейшего материала и просили, как можно быстрее размножить этот диск. Пока же мы продолжаем наполнять диск. Я ему написал, чтобы он не распылялся и помещал на диск материалы только по Северному Уралу. Это будет отличнейшая помощь учительству по своему краю. В основу этого диска положены мои рукописи «Растительный мир Северного Урала», где я освещаю экологические факторы и экологию растений, а также даю краткие характеристики основных наших ценозов: луг, лес, водоемы, болота, прибрежные скалы, растительность гор. В конце этой рукописи я поместил «Краткие методические рекомендации школьникам и программы по изучению некоторых растительных ценозов Северного Урала».
В Краснотурьинске же сегодня успешно ведут кружки экологов учителя Т.Ф. Мануковская (СШ-19) и Т.Ф. Постникова (СШ-32); в городе есть неплохая станция юных натуралистов, где директором Л.М. Бабурина. Все это... добрые всходы семян, посеянных А.Ф. Меркером!...
«Меня всегда поражала степень любви к природе Меркера А.Ф., — пишет заслуженный учитель РФ, начальник управления образования г. Краснотурьинска В.В. Зверев. — бережное, даже трепетное его отношение к каждому, даже небольшому, растению, цветку, насекомому, умение передать это свое отношение учащимся. Все это красной нитью пронизывало деятельность научного общества школьников. Результат был высоким... Школьники, посещавшие общество, менялись на глазах. Активное участие в постановке и решении экологических проблем родного края, изготовление плакатов и выставок по охране природы, постоянные выступления в средствах массовой информации — вся эта деятельность плодотворно воздействовала на развитие личности школьника и формировала его активную гражданскую позицию». (И, соответственно, никаких «плохих дел» за воспитанниками А.Ф. Меркера никогда не замечалось!).
Да, Александр Федорович зажег сердца своих юных воспитанников любовью к природе, и огонь этот продолжает гореть и сегодня, не оставляя никого равнодушным!
В одном из последних научных сборников (2006 г., Екатеринбург) А.Ф. Мерекер поместил, можно сказать, «программную» статью, касающуюся не только собственно экологического краеведения, но и... педагогики выживания, трудовой педагогики, развития интеллекта школьников, наличия межпредметных связей в юной научной общине (обществе), формирования коллективизма. Ведь н.о. «Юный эколог» на самом деле было общиной единомышленников, где каждый твердо знал свое место, где старшие помогали младшим. Президент н.о. избирался из самих же школьников — и на альтернативной основе. Это-то нежное, но и твердое плечо и помогало учителю-наставнику в его многолетней напряженной работе!...
О педагогике выживания. Она вырабатывалась самой жизнью, в течение долгих десятилетий, в ходе сотен и сотен походов в лес, в горы, на реку. Кстати, за 18 лет существования «Юного эколога» никто из ребят не пострадал, не заболел. Наоборот, наступало чудесное исцеление от всяких хворей, недомоганий, слабости! Крепли и тело, и мускулы, и дух ребят!... Они вместе с руководителем могли идти десятки километров по бездорожью с тяжелыми рюкзаками, пробивались сквозь пургу, ночевали у костра — нодьи в январский мороз; питались съедобными растениями, ягодами, кедровыми орехами, подручной живностью (рыбой и даже... лягушками!). Они запросто определяли без всякого компаса стороны света, высоту скал, ширину реки и т.д. То есть на практике применяли знание законов тригонометрии, и иногда... с опережением преподавания этого предмета в школе.
Никто из них не ныл, не стонал от трудностей, тяжелой работы. Наоборот, все стремились помочь друг другу в нелегких ситуациях. И выходили всегда победителями из всех жизненных и походных коллизий!
Тон задавал, конечно, сам неутомимый и энергичный, не знающий уныния и усталости Александр Федорович Меркер, закалявший и тренировавший ребят лучше всех учителей физкультуры!
Но, на мой взгляд, главным для ребят было все же развитие их интеллекта, воли к победе, собственно всех их лучших духовных качеств!!!
«Юные исследователи природы умели отлично обращаться с различными приборами и снаряжением во время экспедиций, — пишет в своей программной статье А.Ф. Меркер, — они умели фотографировать, производить видеосъемку, делать рисунки растений и птиц. Обработка материалов экспедиции, подготовка докладов, выпуск стенгазет, плакатов и экологических бюллетеней, беседы с младшими школьниками и своими сверстниками о необходимости охраны природы, активное участие в многочисленных слетах, конференциях, олимпиадах, телепередачах, проведение различных открытых мероприятий на школьном, городском и областном уровнях также способствовали расширению кругозора школьников — членов научного общества «Юный эколог»
Это общество воспитывало ребят быть инициативными, отстаивать свою точку зрения, уметь генерировать новые идеи, разрабатывать различные проекты, аргументировано защищать их и внедрять после в практику. В научном обществе подростки учились быть деловыми, что столь необходимо людям в новых (рыночных) условиях. А.Ф. Меркер ввел в работу н.о. так называемые «часы размышлений», когда каждый юный эколог во время экспедиций ежедневно всецело погружался в раздумья, в созерцание явлений природы и мог затем точно отразить их на бумаге. Так подростки овладевали глубинной сутью языка — возможностью отразить мир и выразить чувства в самых точных и ярких словах, какие они только могли найти!
Сам Александр Федорович, русский душою, великолепно, с подробными деталями и тончайшими нюансами пишет лирико-поэтические статьи об уральской природе, о быте исчезающих северных деревень, о цветах, птицах, насекомых, красавице — реке Сосьве, о вечерних и утренних зорях, о людях, встреченных в походах. Чего стоит описание им нарядной деревянной резьбы на деревенских избах или целительных русских банек, выстроенных на огородах или на берегу глубокой холодной уральской реки!...
Переехав на местожительство в Германию, Александр Федорович сохранил российское гражданство. Часто бывает в родных местах, встречается со своими, уже взрослыми, воспитанниками и их детьми.
В своем маленьком, далеком немецком городке Halver ученый-биолог и страстный природолюб и краевед А.Ф. Меркер имеет «планов и дел громадье»! Все они, конечно, направлены на изучение и пропаганду охраны хрупкой североуральской природы!
— За прошедшие одиннадцать лет разлуки с Уралом, — пишет Александр Федорович автору этих строк, — я четыре раза был в Краснотурьинске, дважды побывал на Конжаковском камне, несколько раз сплавлялся по Сосьве и Какве, бродил по их берегам и окрестностям Краснотурьинска и поселка Марсяты (мои прежние маршруты), провел четыре встречи-семинара учителей биологии в Краснотурьинске и Екатеринбурге, встречался с сотрудниками нескольких музеев, имел большую беседу о современных экологических проблемах и об экологическом образовании подрастающего поколения с директором Института экологии растений и животных, академиком В.Н. Большаковым. И, конечно же, были организованы теплые встречи с моими бывшими учениками и членами нашего школьного научного общества — теперь уже отцами и матерями семейств.
Во время этих пребываний на Северном Урале А.Ф. Меркер собрал большой краеведческий материал!
В Германии он переработал все накопленное — и все рукописи («Растительный мир Северного Урала», «Классификация растений Северного Урала», «Экологическое краеведение школьников», «По Сосьве-реке», «Мы пишем, о нас пишут») в апреле 2006 года посылкой (получилось... десять килограммов!) отправил в Краснотурьинский краеведческий музей.
В июле с.г. получил известие, что карпинские учителя начали использовать его материалы и собираются дополнить «Фотогербарий» (там более 300 видов растений и более 600 фото). В своем «Фотогербарии» А.Ф. Меркер все растения распределил по сообществам: растения леса, луга, болот, растения гор и прибрежных скал и т.д.
... И вот уже глубокой осенью 2008 года А.Ф. Меркер со своим сыном переслал в Краснотурьинск три красочных тома «Атласа растений Северного Урала» и книгу «Скальное ожерелье Сосьвы». (Печатает книги на свою небольшую пенсию!).
Богатая и незаурядная творческая личность Александра Федоровича Меркера, уникальный опыт работы руководимого им в 70-90-е годы ХХ столетия научного общества «Юный эколог» еще нуждаются, по-моему, в глубоком осмыслении!
А богатое творческое наследие моего героя — во всемерной нашей пропаганде и поддержке, в том числе со стороны руководства Уральского Федерального округа и губернаторов областей, в него входящих!..

О ГЕРОЕ МОЕГО ОЧЕРКА.
Александр Федорович Меркер родился 4 января 1937 года в Саратовской области. Действительный член Русского Географического общества, лауреат Всесоюзной премии им. Н.К. Крупской, отличник народного просвещения Российской Федерации, учитель биологии Высшей категории, основатель и руководитель научного общества школьников «Юный эколог» (см. статью), лауреат высшей награды Центрального совета Всероссийского общества охраны природы — почётного знака «За охрану природы России».
Свой трудовой путь начал станочником на Богословском алюминиевом заводе. Затем, получив сельскохозяйственное образование (агроном-полевод) и педагогическое (учитель биологии и химии), работал агрономом, учителем биологии и химии, завучем, директором школы в Казахстане и Свердловской области.
С 1976 г. — учитель биологии средней школы №1 г. Краснотурьинска Свердловской области. В 1978 г. основал первое в области экологическое научное общество школьников «Юный эколог».
А.Ф. Меркер первым на Северном Урале разработал и ввёл факультативный учебный курс «Основы экологии для школьников» и ежегодные 5-10-дневные полевые практикумы и экспедиции для школьников по изучению природы Северного Урала.
Важнейшим аспектом своей педагогической работы А.Ф. Меркер считал формирование у школьников экологической культуры как системы знаний, убеждений, и задачу свою он видел в том, чтобы его ученики, независимо от того, кем они станут после окончания школы, сохранили и пронесли через всю свою жизнь бережное отношение к природе. Этого сделать нельзя, не вооружив ребят специальными знаниями, умениями, навыками, не показав им природу как единую целостную систему среды жизни человека, источник его существования. Лес, луг, водоем, горы он сделал естественной лабораторией для своих учеников, где они раскрывали для себя тайны жизни, где шлифовалась их экологическая культура.
Опыт работы А.Ф. Меркера по экологическому образованию был изучен и одобрен Министерством Просвещения Российской Федерации и рекомендован для использования по всей стране и дважды становился лауреатом Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ СССР) в Москве.
Одновременно с трудовой деятельностью А.Ф. Меркер проводит и большую общественную работу. Выступает с докладами по проблемам экологического образования и краеведения на различных конференциях в Москве, Владимире, Екатеринбурге, Челябинске, Красноярске, Казани, Уфе, Иркутске и других городах страны. Печатается в городской газете «Заря Урала», в областных и республиканских газетах и журналах по проблемам охраны окружающей среды, экологического и среднего образования школьников. Разработал ряд методических и учебных пособий по краеведению Северного Урала. Являлся членом общественной редколлегии городской газеты «Заря Урала».
В апреле 1990 г. на первых в стране свободных и альтернативных выборах стал депутатом городского совета. На первой сессии качественно нового состава горсовета внёс в повестку дня предложение о рассмотрении статуса городских средств массовой информации, в результате чего городская газета «Заря Урала» была выведена из-под идеологического контроля городского комитета КПСС и стала независимым органом.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ А.Ф. МЕРКЕРА
(без учёта внутришкольных и многих городских мероприятий)
1983 год
* опубликована методическая брошюрка "Памятка фенолога";
* избран Действительным членом Географического общества СССР при Академии наук СССР;
* (март) — изданы методические рекомендации "Организация приприродоохранительной деятельности в школе № 1 г. Краснотурьинска»;
* приказом министра просвещения РСФСР от 17 ноября награждён почётной грамотой Министерства Просвещения.
1984 год
* Издан буклет "Организация деятельности учащихся в школьном научном обществе "Юный эколог";
* приказом министра просвещения РСФСР от 2О августа присвоено звание "Учитель-методист";
* г. Москва — доклад на Всесоюзной учительской конференции;
* г. Москва — опыт работы экспонировался на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР (ВДНХ СССР);
* г. Иркутск — доклад на региональном совещании (Урал, Сибирь, Дальний Восток);
* в школе открыт первый в Свердловской области учебный кабинет экологии.
1985 год
* Публикация статьи "Растить патриотов" в журнале "Народное образование", № 2;
* опубликовано методическое пособие "Познай свой край родной";
* г. Москва — доклад на учёном совете Центрального института усовершенствования учителей;
* семинар для учителей-биологов Северного Урала;
* издан буклет "Экологическое воспитание как средство формирования социально активной личности";
1986 год
* Награждён высшей наградой Центрального Совета Всероссийского общества охраны природы — почётным знаком "За охрану природы России";
* г. Челябинск — член школьного научного общества "Юный эколог" Нелли Лисицкая стала победителем Всероссийского слёта юных экологов;
* г. Москва — выступление на Всесоюзном учительском совещании;
* публикация статьи "Всегда в поиске" в методическом журнале "Биология в школе", № 2;
* публикация статьи Нелли Лисицкой "По заданиям учёных" в журнале "Юный натуралист", № 9;
* г. Свердловск — доклад на областном семинаре учителей биологии;
* г. Свердловск — доклад на Всероссийском совещании;
* г. Челябинск — доклад на областной конференции учителей.
1987 год
* Присуждена Всесоюзная премия имени Н.К. Крупской;
* г. Свердловск — доклад на областном Пленуме педагогического общества РСФСР.
1988 год
* г. Серов — доклад на областном семинаре учителей-биологов;
* г. Уфа — три доклада на Республиканской учительской конференции;
* (июнь) г. Свердловск, Дворец Молодёжи — творческий вечер-встреча с учителями области, запись на телевидение;
* (конец августа) — передача по областному телевидению об опыте работы А.Ф. Меркера по экологическому образованию;
* публикация в сборнике приказов Министерства народного образования № 24 "Справки об опыте работы учителя биологии средней школы № 1 г. Краснотурьинска Свердловской области, учителя-методиста Александра Фёдоровича Меркера";
* г. Владимир — доклад на Всероссийской конференции.
1989 год
* Публикация статьи в журнале "Учитель Башкирии", №3
1990 год
* г. Свердловск — доклад на межобластном семинаре учителей биологии;
* опыт работы вторично представлен на ВДНХ СССР;
* г. Казань — участие в работе Всесоюзной учительской конференции;
* опыт работы обобщён в книге"Экологическое образование в школе"
1991 год
* г. Красноярск — доклад на Всероссийской конференции;
* публикация статьи в сборнике "Экология и культура".
1992 год
* г. Челябинск — выступление на межобластном семинаре.
1993 год
* Разработан раздел "Экологическое образование подрастающего поколения" для городской экологической программы.
1994 год
* Разработана общешкольная учебная программа по экологии;
* г. Москва — участие в работе Всероссийской конференции по развитию образования.
1995 год
* (22 февраля) — открытое заседание научного общества "Юный эколог" на семинаре директоров школ города;
* (20 апреля) — первая на Северном Урале презентация опыта работы по экологическому образованию школьников (присутствуют областная и городская квалификационные комиссии);
* подготовлено к печати методическое пособие "Экологическое краеведение школьников";
* присвоена Высшая квалификационная категория;
* (18 октября) — открытое заседание научного общества (присутствуют сотрудники аппарата Департамента Образования области;
* (18 октября) — начальники муниципальных отделов управления образования Свердловской области изучают опыт работы научного общества школьников "Юный эколог";
* награждён знаком "Отличник Народного Просвещения" (приказ Министра Просвещения Российской Федерации от 29 декабря);
1996 год
* Подготовлено к печати учебное пособие "Растительный мир севера Свердловской области".
* В июле 1996 года мы с женой переехали в Германию. Но связь с Россией, с Северным Уралом не прерываю, да и Российское гражданство сохранил (в 2006 г. получил в Российском консульстве паспорт гражданина РФ нового образца.).
За 11 лет (с 1996 по 2008) я четыре раза был в Краснотурьинске, дважды был на Конжаковском Камне, несколько раз сплавлялся по Сосьве, Какве, бродил по их берегам и окрестностям Краснотурьинска и пос. Марсяты (мои прежние маршруты), провел четыре встречи-семинара учителей биологии в Краснотурьинске и Екатеринбурге, встречался с сотрудниками нескольких музеев и, конечно же, были организованные встречи со своими бывшими учениками и членами научного общества — теперь уже отцами и матерями семейств.

ИЗ НАШЕЙ ПЕРЕПИСКИ.


Естественно, во время этих пребываний на Северном Урале собрал большой краеведческий материал. Здесь (в Германии) я переработал всё и все свои рукописи ("Растительный мир Северного Урала", "Экологические особенности растений Северного Урала", "Классификация растений Северного Урала", "Экологическое краеведение школьников", "По Сосьве-реке", "Мы пишем, о нас пишут") в апреле 2006 г. посылкой (получилось десять кг) отправил в Краснотурьинский краеведческий музей. Я рассудил так: здесь это никому не нужно, а в Краснотурьинске это будет хорошей помощью учителям, ученикам, любителям природы. А "Фотогербарий" поможет в определении многих растений Северного Урала (там более 300 видов, более 600 фото). Там растения я распределил по сообществам: растения леса, растения луга, растения болот, растения гор и прибрежных скал и т.д. Пусть люди пользуются. Жаль только одно: из-за отсутствия у меня компьютера в то время я почти никаких копий себе не оставил.
Я помню, как сам в свое время страдал из-за отсутствия маломальского описания растений нашего Севера. В июле с.г. получил известие, что и карпинские учителя начали использовать мой материал и собираются дополнять "Фотогербарий" и наши карты Каквы и Сосьвы с нанесенными скалами и их названиями.
А ведь в Екатеринбурге есть Институт экологии растений и животных, ну как не его сотрудникам издавать материалы по регионам? Для школ, для любознательных... Для ПРОСВЕЩЕНИЯ СВОЕГО НАРОДА! Как в этом плане Россия отстает от Германии! Я вот никак понять не могу: пару лет назад М.К. Куприянова (преп. пед. университета) подготовила неплохое пособие по экологическим тропам. Так издали только тиражом в 300 (триста) экземпляров. И это на всю область! Весь тираж распределили по библиотекам, а любителям краеведения опять ничего не досталось. Вопрос: ну, почему нельзя удовлетворить всех? Да издайте 1000 экз. Раскупят — издайте сразу же еще тысячу и т.д. И люди будут удовлетворены, и издательству доход.
Сейчас я занят тем, что, используя особую программу, делаю компьютерную верстку. Набрал уже один том (98 страниц, больше нельзя) "Атлас растений Северного Урала", заканчиваю второй том, будет еще третий (туда войдут растения, начинающиеся от "Ч" и до "Я" плюс споровые растения... (С вашего любезного разрешения думаю использовать там ваш материал "Споровые растения"). Диск с набранным материалом я потом сдаю в лабораторию и через 7-10 дней получаю преотличнейшее издание в виде книги. С диска делают только один экземпляр и обходится это в 65 евро. Чертовски дорого. Таким образом я сделал "Растения Северного Урала" и в начале августа отправил в краснотурьинский краеведческий музей. За краеведческой литературой я слежу и точно знаю, что такого материала по Северному Уралу нет. Почему бы не издать его? Отзывов пока не получил.
Вашим бескорыстием я очень и очень тронут. Спасибо вам... Приятно иметь дело с единомышленником. Мне тоже ничего, ни копейки, ни цента не нужно. Я говорю учителям и музейщикам: "Берите то, что мной накоплено, сделано. И продолжайте дело охраны природы своего края, исследуйте его, прививайте подрастающему поколению любовь к нему". А любовь к родному краю — это и есть любовь к России, Родине. Вот оно, патриотическое воспитание в действии.
Сейчас я живу в тихом, уютном городишке (всего 16 тыс. чел.), называется он Halver и находится в 40 км от Дортмунда строго на юг.
Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что вас интересует вопрос: "Раз дела на работе и общественной жизни были на высоте, то чем был вызван переезд в Германию?"
А дело в том, что жена (тоже учитель) страдала высоким давлением и диабетом. В больнице — никаких лекарств (помните 90-е годы?). Дело приняло опасный оборот. Врачи так и сказали: "Ничем помочь не можем". Вот и пришлось успешной карьерой пожертвовать. Здесь ее быстро поставили на ноги: от высокого давления и следа нет, а сахар врач держит под строгим контролем. Кстати, жена у меня русская. И еще одно личное: я инвалид с детства — правая нога в колене А дело в том, что жена (тоже учитель) страдала высоким давлением и диабетом. В больнице — никаких лекарств (помните 90-е годы?). Дело приняло опасный оборот. Врачи так и сказали: "Ничем помочь не можем". Вот и пришлось успешной карьерой пожертвовать. Здесь ее быстро поставили на ноги: от высокого давления и следа нет, а сахар врач держит под строгим контролем. Кстати, жена у меня русская. И еще одно личное: я инвалид с детства — правая нога в колене не сгибается. Это я в три года заболел туберкулезом костей. Лечиться не пришлось — началась война, нас с Волги (Республика Немцев Поволжья) выслали в Сибирь, в Омскую область, в глухую деревушку. Какое уж там лечение. Отца в феврале 1942 г. забрали в трудармию, в Турьинских Рудниках (ныне Краснотурьинск) возводил плотину и строил Богословский алюминиевый завод. В 1946 г. нам разрешили из Омской области переехать к отцу на Северный Урал.

…В начале февраля 2020 года мне пришла печальная весть: в Германии умер  мой друг и учитель  с большой буквы Александр Федорович Меркер. Тонкой души педагог и природолюб!
После сорокового  дня с его похорон, 22 марта, я ушел в лес на широких охотничьих лыжах, чтобы побродить по снежному насту в березовых чащах и сосновых борах. Легкий морозец сковал тонким льдом пространства снегов, отзывавшихся при ходьбе каким-то  жестким шорохом и скрипом.
Останавливаюсь, креплю фотокамеру к переносному штативу, включаю режим видеосъемки. Иду вперед на непроваливающихся лыжах и  вдруг совсем  рядом на ветку березки садится теплый комочек- синичка-пухляк. Она не улетает с минуту и больше, словно желая мне что-то сказать!
Верю в приметы!
Тогда мне показалось, что это бессмертная душа Александра Федоровича вселилась в махонькую птичку, дабы передать мне привет и пожелание продолжить наинужнейшее дело экологического воспитания молодого поколения!

Владимир Назаров
Нефтеюганск
28 марта 2020 года