Театр Навои, архитекторы Щусев и Львов

Александр Гусев-Львов
На моем рабочем столе на компьютере размещена заставка в виде картины узбекского художника. На ней изображен Большой Театр Оперы и Балета им. Алишера Навои в Ташкенте.

Картина воскрешает в моей памяти эпизоды моего ташкентского детства.

Жили мы в Ташкенте, недалеко от театра на улице Урицкого, рядом с Алайским базаром и 43 школой, напротив фабрики Уртак, по соседству с Ирригационным институтом. 

Этот район в живой книге "Письма от Ташкенте" (https://mytashkent.uz/ ) называют "винтажным" райончиком. Здесь при царе проживали очень известные купцы и государственные деятели, а затем  ученые, писатели, поэты, военные, политики.


Вспоминаю, что с бабушкой Сашей, мы в полуденный зной выходили подышать  ионизированным воздухом фонтанов, близ театра. Садились на скамейке, наблюдали за прекрасной панорамой, бабушка рассказывала о своей жизни...

Театр Навои строили с 1939 года, затянули со строительством... Потом началась война и с 1942 года стройка вовсе прекратилась до лучших времен. В 1944 году строительство возобновили. В 1945 году в ноябре в строительстве участвовали пленные японские военнослужащие квантунской армиии, их было очень много, кажется около 1000 человек.

Проект театра был создан выдающимся архитектором Алексеем Щусевым. Дедушка очень дружил с Щусевым и много рассказывал о нем, в частности, о том, что до войны проект Щусева очень исказили. Щусев приезжал в Ташкент для авторского надзора за строительством.

Завершали строительство под руководством моего дедушки, Львова Петра Васильевича, архитектора по специальности. Дедушка поражался образованностью японцев, все офицеры имели высшее образование, а солдаты - не менее среднего. Японцы очень старались, предлагали различные технические решения и здание получилось прекрасным. За проект Щусева в 1948 году наградили Сталинской премией первой степени.

Львов П.В. построил очень много известных объектов в Ташкенте, работал и в других городах: строил город Двиг-Строй (ныне Каспийск), строил крепости, участвовал в в восстановлении разрушенного землетрясением Ашхабада, был строителем Байконура, создавал сооружения для испытаний первой атомной бомбы и участвовал при ее испытаниях.

Вообще дедушка был очень немногословным человеком, за день мог сказать всего лишь несколько слов. Но рассказывать ему было о чем. Он до войны имел ромбы на петлицах, соответствующие званию генерала, отвечал за состояние дел на границе и докладывал раз в неделю об обстановке на границе с Китаем лично Сталину. С 1941 по 1947 гг. дедушка находился с секретной миссией в Тегеране. Был одним из руководителей разведки, награжден орденом Красной Звезды за Тегеран-43. Нужно согласиться с автором https://gusev-a-v.livejournal.com/954094.html, что без Тегерана-41 не былобы Тегерана-43.

25 августа 1941 года советские войска, объединенные в Закавказский фронт двинулись через границу Ирана. Мой дедушка был среди войск вторжения и с 1941 по 1947 годы его жизнь была связана с Ираном.

После демобилизации на пенсии был заядлым рыбаком, охотником, фотографом, кролиководом, садоводом и огородником, но самым азартным занятием было пчеловодство.

Именно поэтому он весь свой опыт архитектора на пенсии применил для разработки и строительства новых ульев, был призером выставок пчеловодства за лучшую конструкцию. Награждался в Москве ценными подарками, одним из них были золотые именные часы, которые он потом подарил мне.

Закончил свой жизненный путь дедушка на посту Председателя Общества Любителей Пчеловодов в г. Ташкенте (штаб-квартира на ул. Пушкинской), его заместителем был тоже военный, ветеран, полковник в отставке Кицелло, который жил недалеко от нас, также на улице Урицкого.

В прошлом году театр Навои в Ташкенте отметил свое 80 летие - со дня закладки первого камня. 73 года назад строительство было завершено под руководством моего дедушки - Львова Петра Васильевича.

В этом году мы 1 января помянули дедушку в связи с его 115 летием.

Сегодня театр Навои продолжает свою миссию, он прекрасен не только архитектурой самого здания,внутренним убранством и великолепием залов, но и всем ансамблем Театральной площади, включая помпезные фонтаны и пешеходные бульвары.