Железный поток

Николай Векшин
В военно-историческом романе «Железный поток» (1924 г.) А.С. Серафимович (настоящая фамилия Попов, родом из казаков) рассказал о героическом походе Таманской армии. Он утверждал, что его книга почти документальна.
Действительно, с помощью ряда литературных приёмов и эмоционального прессинга он добился рельефной жизненности описываемых событий.
Долго-долго ползёт по дороге усталая колонна войск под палящим южным солнцем. Жара, голод и мухи измучили людей. А вдали голубеет морская гладь. Рядом высятся горы. И ползёт-ползёт усталая армия. И снова солнце. Жара, жара, жара. Мухи, мухи, мухи. Усталость. Голод.  И море. Горы. И ползёт армия… Многократное повторение примерно одного и того же. Минимум событий. Максимум усилий.
И на фоне всего этого – конфликт командира Таманской армии с главарём матросов-анархистов. Командир подгоняет армию, заставляет быстрей уходить, чтобы спасти от разгрома. А главарь матросов, увешанный бомбами и пулеметными лентами, хочет остановить армию, чтобы сражаться с врагами.
Прообразом командира послужил Епифан Иович Ковтюх, духовно близкий писателю. Прообразом матроса-анархиста был, как оказалось, матрос-большевик И.И. Матвеев. Причём, на самом-то деле в реальности командармом являлся именно Матвеев, а Ковтюх был его замом и руководил лишь одним из отрядов. Но поскольку большинство Таманской армии составляли крестьяне, то они были на стороне Ковтюха и желали удрать поскорей. Они отступали неорганизованно, вместе со своими женами и детьми. Армия напоминала цыганский табор.
Матвеев настаивал на том, что жен и детей нужно оставить или отправить отдельным путём. Ковтюх возражал, что враги истребят жен и детей. Фактически он ими прикрывался.   
После завершения похода армии и соединения её с главными силами красных Матвеев был расстрелян командармом анархистом Сорокиным (предполагаю, что по доносу Ковтюха). Поэтому впоследствии всю славу похода присвоил себе этот самый трусливый Ковтюх, бывший офицер царской армии, изобразивший из себя пламенного большевика.
Серафимович в романе попытался оправдать его позорное бегство и очернить героического матроса. К сожалению, реальной правды в этом романе не так много, как хотелось бы.