Цветочный Камень

Фёдор Тиссен
Предки бабушки Хелены Тиссен основали в Польше возле крепости Мариенбург село Блюмштайн. Блюмштайн - это Цветочный Камень. Так называют ювелирные украшения, изготовленные из драгоценных камней. Садоводы называют цветочными камнями каменные подставки и каменные цветочные горшки.

В польском Блюмштайне мои голландские  предки прожили 250 лет. После раздела Польши они рванули в Новороссию и основали в 1804 году на левом берегу реки Молочные Воды ещё один Блюмштайн. За речкой жили русские духоборы и немецкие лютеране. Чуть выше по течению реки на другом берегу  жил граф Василий Степанович Попов, председатель Департамента духовных и гражданских дел Государственного совета.

Молокане, духоборы, меннониты, лютеране, католики, мусульмане были его подопечными. Их элиты  знали графа в лицо и общались с ним не только как с высокопоставленным царским чиновником, но и с глазу на глаз как с добрым понимающим с соседом. О богатстве Попова можно судить по его имениям; некоторые постройки сохранились до наших времён, что в общем-то случай не частый. В интернете на сотнях разных страниц можно найти репортажи с руин многих барских усадеб, которые по красоте своей и местоположению не уступали лучшим европейским замкам.
 
4 сентября 1817 года две трети Блюмштайна сгинуло в пожаре. Село срочно восстановили. На следующий год император Александр Павлович решил узнать, как и при каких условиях российские сёла способны так быстро восстанавливаться. Прям как как феникс из пепла. Он удостоил Блюмштайн своим царским вниманием и даже, что очень редко бывает, был гостем в одном из сельских домов. В каком доме неизвестно. Логично предположить, что в доме самого уважаемого жителя села.

Самым уважаемым жителем села в голландских сёлах Новороссии был пастор меннонитской общины. Его выбирали на общем собрании. Старались выбрать самого богатого или самого умного. Если повезёт, то самого умного богача или самого богатого умника. Пастору зарплату не платили, наоборот, он инвестировал свой ум, своё время и свои деньги в развитие села.

Пастором в Блюмштайне был Николай Ёханн Фризен, отчим моей бабушки Хелены. Хелена рано осиротела и была семьёй пастора удочерена. Во время пожара отчим был ещё пацаном. Вполне вероятно, гарантий не даю, но вполне вероятно, что его отец тоже был пастором. Если так, то моя бабушка Хелена сиживала за тем же столом, на том же самом стуле, что и царь России Александр Палыч Романов.
На снимке я стою на берегу реки Ногат в Польше. За спиной уменя крепость Мариенбург, бывшая столица Тевтонского Ордена,грозы Балтики, рыцари которой утонули в Чудском озере. Передо мной польское село Каменице, бывшее голландское поселение Блюмштайн, в котором жили мои предки по линии прабабушки Хелены Рогальской.