Подземный храм

Юрий Воякин
       Так получилось, что летом 2019 года мне пришлось в срочном порядке мчаться от Черноморского побережья в Самару. Особых предпочтений в выборе маршрута не было, и я решил положиться на всезнайку навигатор. 1300 километров рассчитывал проскочить часов за 15, но это предварительно, а там уже как получится. С трассы М-4 свернул направо в Богучарах, и поехал в сторону городка Калач, Воронежской области. Дон пересек по необычной понтонной переправе в селе Галиевка ранним утром. Над крутым обрывистым берегом и рекой стелился густой туман, из которого торчала высокая башня антенны. То тут, то там на реке виднелись лодочки с рыбаками. Первозданная тишина и умиротворение завораживали, хотелось свернуть вдоль берега, остановиться в тихом местечке и откинув спинку сидения дать отдых уставшему телу. Но впереди меня ждала дорога, ехать ещё было не близко и я отказался от заманчивой идеи.
       Дороги, пути и маршруты, как много их в нашей жизни. Летим, спешим, торопимся, боимся опоздать и не успеть, а за окнами авто, как в старинном немом кинематографе мелькают кадры повседневной жизни провинциальной России. Вот куда-то с тура пораньше торопится благообразного вида старушка, промелькнули мальчишки на великах, спешат к реке, на рамах приторочены удочки… Пастух вдоль дороги гонит небольшое стадо коров, приглушенно слышны мычание и петушиный крик – деревня просыпается. Последние дома остались позади, а впереди опять пустынная трасса. Глаза слипаются, хочется спать… Изредка мелькают указатели: село Петропавловка… Красносёловка… Пещера Ковя… дочитать не успел, но стало интересно. Что же это за название такое необычное «Пещера Ковя…»? Любопытство пересилило, и я нажал педаль тормоза. Дорога была пустынна в оба направления, и быстро развернувшись я подъехал к заинтересовавшему меня указателю который извещал, что свернув налево я могу попасть к пещере Ковяра Босого. Сонливость как рукой сняло, теперь уже я понимал, что проехать мимо такого необычного места не смогу и придётся ненадолго задержатся.
       Свернув с трассы я быстро осознал, что дороги в привычном понимании впереди нет, а есть обычная пыльная грунтовка, которая в дождливую погода могла бы преподнести кучу всяких неприятностей. Однако было сухо, и я не раздумывая устремился вперёд на встречу с неизведанным. Ехать пришлось недолго, да и дорога как таковая исчезла уткнувшись в поляну. Впереди виднелись перелесок и кустарник, выйдя из машины я направился туда, откуда слышалось журчание. Никаких указателей больше не было видно, но на той стороне реки виднелись откосы гор, с характерными признаками меловых отложений. Понимая, что пещера никак не может находиться на ровном месте, и скорее всего она именно там, на другом берегу, я принялся отыскивать какой-нибудь брод, чтобы перебраться на ту сторону. Не сразу, но переправа всё же обнаружилась, кое-как с камушка на камушек, по каким-то убогим дощечкам и хлипким жёрдочкам мне всё же удалось форсировать эту преграду. Вокруг возмущенно стрекотали сороки, очевидно люди здесь бывали нечасто, но тем не менее тропа идущая вдоль реки просматривалась отчётливо. Через какое-то время сквозь высокую траву и густой кустарник мне удалось выйти к месту, от которого к верху уходили вырубленные в скале ступени. Недолго думая я устремился вверх, надеясь быстро осмотреть то, что называлось пещерой и вернуться обратно. Но увиденное меня основательно удивило, и я уже не жалел потраченного на это небольшое отклонение от маршрута время.
       От самого обозначения «пещера» место это имело только лишь вход, да вывороченные из скального грунта камни. И уходящий в тёмную гулкую пустоту проход выглядел именно как пещера, но едва спустившись вниз я сразу понял, что здесь неслабо потрудились руки человека. Вперёд, насколько хватало света фонаря уходил длинный и узкий коридор, слева и справа просматривались ответвления. Думал и сомневался я недолго… Осмотр пустот, коридоров и переходов, оставили неизгладимые впечатления. Внутри было холодно, но достаточно сухо. Гулкое эхо шагов и неизвестность навевали тревожные мысли и гнали вперёд. Было ясно, что пещера эта не простой схрон, а имело какое-то культовое назначение. Чуть позже, порывшись в интернете я выяснил, что история возникновения данной пещеры окутана мраком.
       Существуют легенды, что в толще горы пещеру эту пробили монахи, а инициатором всего этого был Ковяр Босой. Монах сей не признавал обувки вовсе, и круглый год ходил босой, отчего и получил свое прозвище.
       Воронежская область вообще знаменита своими пещерными храмами вырубленными в меловых горах. Мягкая горная порода великолепно подходит для обработки. Около VIII века монахи начинают возводить здесь пещерные монастыри. Определенное влияние на них оказали традиции византийского отшельничества и, в частности, исихазм*. В то время местные жители имели тесные связи с Крымом, который частично контролировала Византия.
       Эту пещеру у села Пески копали местные жители с монахами, руководил ими (как я писал выше) Ковяр Босой. Он был очень набожным человеком, вёл аскетический образ жизни. В 1860-е годы, после паломничества в Киево-Печерскую лавру, он приступил к созданию пещерного храма в меловой горе над рекой Толучеевка. Но вероятнее всего здесь и раньше находился старый заброшенный пещерный комплекс.
       Службы в пещере продолжались до 1931 г., но во времена гонений на церковь все действия в ней прекратились, а иконы были разобраны по домам местными жителями. В настоящее время часть переходов засыпаны, поэтому невозможно точно узнать размеры пещеры, а были ли там большие помещения, неизвестно. Удивительной особенностью этого храма является то, что здесь нет киотов, как в других пещерных комплексах Подонья. Самое интересное, что здесь на стенах можно обнаружить древние "граффити" - девушка с оленем, рука со свечой, икона Богородицы, кресты. На изображениях частично сохранились следы охры. Изучать эту пещеру стали в 70-х годах ХХ века (по данным В.В.Степкина). На сегодняшний день есть план ходов пещеры (довольно длинные). Датировать все древние рисунки пока не удалось, но вот современные надписи, как в незабываемой комедии 12 стульев "Киса и Ося были здесь", густо испещрили стены святых мест. Для вандалов не существует понятий святости и уважения к нашей истории, была бы возможность, то и стены древнего Кремля были бы разрисованы наскальной живописью типа: "Здесь был Вася".
       Однако, как извещают официальные сайты, в настоящее время здесь проводятся восстановительные работы, но следов строителей и реставраторов я не заметил. Быть может когда-нибудь этот необычный подземный монастырь восстановят, и туда потянулся как туристы, так и православные верующие.

       Много ещё необычных и малоизведанных мест на необъятных просторах нашей страны, и если бы не дорожный указатель, то я бы даже не подозревал о таком интересном месте.

* Исихазм — христианское мистическое мировоззрение, древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма.

Здесь видеоотчет https://youtu.be/SdzKyDZcadw
 
Июнь 2019 г. Воронежская область.