День поэзии в салоне Velum Ирины Денисовой

Татьяна Гусарова
                «Сам Господь воскликнет: «Неподсуден!»
                Из стихотворения И. Денисовой о поэте

Идти или не идти на очередное мероприятие музыкально-поэтического просветительского салона «Velum» в Библиотеке им. М.Ю. Лермонтова № 76 - для меня вопрос не стоял.

Потому что в его рамках предполагался вернисаж акварели Владимира Рылёва (с акварелью у меня с некоторых пор родственные отношения), встреча с главными редакторами поэтических изданий и, конечно, общение с друзьями-поэтами, ведь 21 марта – это Всемирный день поэзии, как не отметить это знаменательное событие – и не только виртуально!

Вы спросите, а как же «больше 50 не собираться!»? Успокою – это требование библиотека блюдёт.

Ирина Денисова, хозяйка салона, всегда старается не ограничиваться выступлениями поэтов и авторов-исполнителей музыкальных произведений, а удивить чем-то эдаким.

На сей раз дата проведения салона была приурочена не только к Дню поэзии, но и к открытию персональной выставки Владимира Рылёва, дизайнера, архитектора, более 30 лет проработавшего на российском телевидении, одного из авторов знаменитой заставки с несущейся тройкой лошадей.

На выставке представлены акварельные работы художника, их с интересом рассматривали пришедшие в этот день в библиотеку читатели и гости.

Акварель – это особый вид изобразительного искусства. Как сказал один мой знакомый украинский поэт:

Кто смог постичь глубины акварели,
Те живописи мэтры, менестрели,
Симфонии подобна акварель:
В ней скрипке подпоёт виолончель…

Любовь к акварели мне привил близкий друг, выдающийся украинский акварелист Анатолий Казмирук, я понимаю сложность акварельной техники, поэтому рассматривала работы Владимира с особым чувством и пониманием.

Меня, как и других зрителей, особенно привлек портрет мальчика, и мы засыпали художника вопросами, кто на нём изображен, и насколько терпеливы дети при создании портретов, и как сам юный герой отреагировал на свой портрет…

А кое-кто был в восторге от интереснейшего промышленного пейзажа.  Казалось бы, ну какая прелесть в дымящих заводских трубах! Но,и они, изображённые талантливой рукой, могут произвести ого-го какое впечатление!

После осмотра работ и общения с художником гости переместились в зал, где перед гостями салона выступили Андрей Шацков, главный редактор альманаха «День поэзии», и Виктор Петров из Ростова-на-Дону, главный редактор журнала «Дон».

Андрей Шацков рассказал о том, как в 2000-х возрождался альманах, как в этом важном деле участвовали бывший министр культуры А.С. Соколов (лучший министр культуры, по мнению Андрея) и М.Ю. Лермонтов, потомок поэта по одной из ветвей древа Лермонта. И как забавно было участникам встречи, на которой решался вопрос жизни и смерти этого самого авторитетного ныне поэтического альманаха, слушать их диалог:

- А как Вы считаете, Александр Сергеевич?
-А что Вы думаете на сей счёт, Михаил Юрьевич?

И так далее… Прикольно, правда?

Из рассказа Андрея Шацкова мы узнали, что у Лермонтова сейчас насчитывается около 900 (!) потомков (не по прямой линии, разумеется), и однажды более 400 из них собрались на специальный съезд.

Андрей является главным редактором альманаха с 2007 года, и он отметил, что альманах не мог бы увидеть свет без финансовой поддержки мецената Д.А. Мизгулина, который и сам пишет стихи (непременно почитаем на досуге).

Как и во время нашей предыдущей встречи в салоне «Velum» в январе, Андрей Шацков посетовал на сложную судьбу толстых журналов и рассказал о том, что, к примеру, в Санкт-Петербурге сейчас нелёгкое положение у популярнейших в советские годы журналов «Нева» и «Звезда». В то же время появился новый журнал «Невечерний свет/INFINITE", в редколлегии которого очень уважаемые в литературных кругах люди, у истоков стояли ныне покойные В. Дударев и Л. Анненский, а сам Андрей Шацков является его ответственным секретарем.
 
- Следите за судьбой этого журнала, присылайте свои произведения, - посоветовал в заключение Андрей Шацков и по просьбе Ирины прочел свое стихотворение о любви.
 
(Грешна, воспользовалась предложением и передала Андрею своё стихотворение «Памяти Тани Савичевой» http://www.stihi.ru/2020/01/09/9329.)

Тему судьбы классического толстого литературного журнала подхватил и Виктор Петров, поведавший о том, кем и когда был основан журнал «Дон», как он существует сегодня, как решаются проблемы с финансированием этого издания и тоже прочел несколько стихов.

Признаюсь, в начале встречи я очень обрадовалась, увидев среди гостей салона «Velum» руководителя содружества «Московские окна» Наталью Медведеву и активных членов этого литературного объединения: Янину Юдину, Михаила Дудина и Александра Смирнова.
- Вот она, цеховая солидарность, - стало тепло у меня на душе, - не побоялись наши поэты смертоносной заразы, пришли поддержать Ирину Денисову.

Ирина начала стихотворно-музыкальную часть вечера.                Она на правах хозяйки прочла несколько стихов о стихах (День поэзии же на дворе!), в т.ч. «свеженькое» - «Стихопричастное», в котором очень интересно  описывает процесс погружения в стихотворную нирвану, такую мучительную и сладкую, когда хочется «Замереть, затихнуть, подумав о вечном…».               

Традиция салона – в первую очередь слушать новых авторов, ранее не бывавших здесь. Дебютант «Velumа» - поэт и музыкант, гитарист Владимир Селицкий. Он представил собравшимся несколько песен, жанр которых я не могу определить. Скажу лишь – ну очень оригинальное исполнение и эдакие «сложноподчиненные тексты».
Владимир заинтриговал нас своим рассказом о том, что, не находя слушателей и поддержки в Москве, ездит по стране, где люди охотно ходят на его концерты, причем, народа собирается немало.
Откровенно говоря, я бы тоже с удовольствием посетила его концерт, потому что исполнитель он очень самобытный. Даже сравнить не с кем.

Еще один дебютант салона –  поэт, историк, экскурсовод Государственного исторического музея Антон Махнырёв. Он читал стихи о русских поэтах: Пушкине, Лермонтове, Рубцове.
 
Будучи очень придирчивым слушателем и читателем (вечно мне все у современных поэтов не так: то силлабо-тоника страдает, то много воды в тексте, то ум за разум заходит), я с удовольствием отметила, что представленные Антоном стихи мне очень понравились. Как-то все в них по уму. И с силлабо-тоникой в порядке!

Наталья Медведева редко читает на публике свои стихи, предпочитая давать слово другим поэтам. Но в этот раз она порадовала нас несколькими произведениями, особенно повеселило всех стихотворение про Муза, которого лирическая героиня волею случая приобрела.

Александр Юлин поздравил собравшихся с праздником весеннего равноденствия – Наврузом-байрамом и исполнил под гитару несколько песен на стихи разных поэтов, а потом отбросил стеснение и спел песню на свои стихи, очень, кстати,  хороште. Все это отметили. Зря стеснялся!
Ну а коль на дворе Навруз – как обойтись без прикольной песни на восточный мотив про Костю-моряка (нет-нет, не того, у которого полные кефали шаланды), исполненной Александром на восточной вечеринке в честь дня рождения Ирины Денисовой! http://www.stihi.ru/2020/02/04/8597

Янину Юдину я так заслушалась, что даже забыла сфотографировать, пришлось потом проводить, так сказать, реконструкцию.
Поэтесса читала стихи о поэзии, о том, как зреют поэтические строки, еще одно - с блоковскими мотивами, а в итоге резюмировала:

А, впрочем, что ни напиши,
Все снова будет про Любовь…

Зайтун Гильмутдинов тоже читал стихи и тоже о любви. В этот раз он выступал один, не как обычно, в составе дуэта.

Михаил Дудин предварил чтение стихов рассуждением о том, как сложно пробиться к широкой публике современным поэтам, и поблагодарил Ирину Денисову и Наталью Медведеву за их поистине подвижнический труд по объединению поэтов, музыкантов, художников.
Читал стихи и прежних лет, и совсем недавние.

Александр Смирнов прочел несколько стихотворений из очередного поэтического сборника, сделав упор на юмористическую тематику. А что? Праздник же на дворе!

Завершился вечер дискуссией о том, как сделать современную поэзию доступной народу. Обратясь к рассказу Владимира Селицкого о том, что тот ездит по стране, даря людям свое творчество, Михаил сказал, что была мысль создать нечто поэтических агитбригад, аналогичных тем, которые были очень востребованы в советский период. Но всё, опять же, упирается в финансирование.

А ответом на вопрос, нужна ли сейчас поэзия народу, стал полный зал в культурном центре «Меридиан», когда послушать московских поэтов и авторов-исполнителей собралось около 200 человек.
И впечатление от нынешнего вечера в музыкально-поэтического просветительского салона «Velum», которым поделилась неизвестная мне гостья салона: «Эта встреча словно глоток свежего воздуха!»