На ковер к Путину?

Олег Намаконов
Дорогие внучата, вы просите рассказать, как создавался и развивался рынок в революционной России после 1917 года.  Если сказать двумя словами – мучительно трудно, но для решения этой проблемы, после того, как отшумела гражданская война,  привлекали профессионалов и начали осваивать теорию и практику хозяйствования в новых условиях.  Поэтому, сдувая пыль с газетных страниц  «Правды» тех далеких лет, а также и других источников, я напомню вам разные этапы этого большого  и нелегкого пути.

Нередко в разных источниках можно прочитать, что послереволюционное крестьянство плохо вписывалось в марксистскую пролетарскую теорию, как  собственники клочка земли, дома, хозяйственных построек, коровы и другой живности, то есть миллионы крестьян невольно попали под определение «буржуазного элемента» и за это их, мягко говоря,  долго «гнобили».

Только в тридцатые годы  наши «революционеры» наконец-то разобрались, что это такой же «пролетарий, но только прикованный к земле». Многомиллионная  трудовая армия крестьян - это труженики от земли и основные «кормильцы»  себя и государства.  Поэтому  государство  начало  проявлять о крестьянах серьезную заботу.

Именно тогда от самого «вождя» товарища Сталина народ услышал, что «крестьянин  должен иметь свой  приусадебный участок и получать доход не только по месту основной работы, а  плюс к трудодням и доходы от реализации огородной продукции, да плюс, чтобы обязательно у него была своя корова»…

Услышать такие слова, высказанные на совещании колхозников в 1934 году  разве это не отеческая забота партии и государства о простых людях?  Сталин тогда являлся Секретарем Центрального Комитета ВКП(б) и акцентировал внимание на недопустимости исключения из колхоза по решению председателя или даже правления колхоза. Это допустимо делать  решением общего собрания колхозников. Сталин, обращаясь к слушателям, спрашивал их:
 - «Что значит, человека выгнать из колхоза? -  А это значит – обречь его на голодное существование или толкнуть его на воровство, он должен стать бандитом.  Это дело не легкое, исключить из колхоза, это не то, что исключить из партии, это гораздо хуже, потому что у тебя отнимают источник существования, ты опозорен, во-первых, и, во-вторых, обречен на голодное существование».

Писатель Юрий Мухин в своем труде «Сталин хозяин Советского Союза»  профессионально разложил по полочкам этапы рыночной социалистической экономики и я сним солидарен.  Поэтому и  с его помощью, постараюсь объяснить  острые проблемы сложнейшего периода становления в нашем государстве рыночных отношений фактически в условиях блокады.

Тогда сам Сталин через газету «Правда»  указывал, что «в период с 1924 – 1935 годы,  благодаря победе социалистического строя стала укрепляться  плановая советская система кредита,  денежного обращения и сформировались методы планового регулирования денежного обращения на основе сосредоточения в руках государства громадного количества товарных масс, пускаемых в товарооборот по устойчивым ценам».

Я также напомню, что в этот период вся страна, образно говоря, одевалась в леса новостроек, и осуществлялась грандиозная программа по  социалистической индустриализации,  реконструкции сельского хозяйства,  происходил бурный рост городов  и быстрое увеличение промышленных рабочих.

Эти процессы обусловили значительное увеличение спроса на хлеб и другие продукты питания, а также на  сельскохозяйственное сырье.  В условиях преобладания мелкотоварного хозяйства, отличающегося низкой товарностью, и сильнейшим сопротивлением кулачества государственным заготовкам хлеба создавало угрозу покупательской силе рубля и реальной заработной плате. Тогда было о чем серьезно задуматься и даже принимать чрезвычайные меры.

Статистические данные 1928-1929 годов свидетельствуют о том, что в этот период до 25%  нужных продуктов рабочими и служащими приобретались на частном рынке.  И в эти годы цены действительно выросли до 50%, потому что государство не могло удовлетворить потребность в продуктах потребления,  и это был предвестник  чрезвычайно опасной и не стабильной ситуации на действующих  в стране рынках. Поэтому, не случайно, чтобы обеспечить рабочих хлебом по низким ценам за счет государственных запасов, тогда было принято решение о введении в 1929 году карточной системы. В этом вопросе до сих пор много белых пятен, почему большевики в 1926 году не вводили карточки, когда случился страшный неурожай и голод в 1927 году…

Конечно, введение распределительной системы – это  была вынужденная мера, которая ограждала рубль от обесценивания и правительство сначала Рыкова, а затем и Молотова понимало, что карточная система ограничивала роль и значение денег. В этот период нормированное снабжение еще далеко не полностью обеспечивало потребности городского населения в продуктах питания, поэтому  правительство страны принимало экстренные меры по развертыванию советской торговли и вытеснению частника из сферы товарооборота.

Поэтому в 1931 году частник, на долю которого еще в 1929 году приходилось 13,5% розничного товарооборота, был полностью вытеснен. Специальным решением  была внедрена новая форма товарооборота между городом и деревней.

Новой формой советской торговли в этот период явилась государственная коммерческая торговля по повышенным ценам, которая  получила широкое развитие, начиная с 1933 года. Наряду с колхозной торговлей коммерческая торговля, как отметил в своем труде Юрий Мухин, явилось  важнейшим средством поддержания покупательной силы рубля, и этот поиск экономической целесообразности обеспечил стабильность на рыночной площадке нового государства. 

Я также солидарен с действиями большевиков, которые осмысленно с 1929 года накануне коллективизации стали поднимать цены на продовольствие. И поставили себе цели поднять эти цены не менее чем в 10 раз, т.е. сделать их выше тех, по которым капиталисты скупали хлеб у крестьян при царе, а карточки ввели, чтобы от этого повышения горожане особенно не пострадали.

Таким образом, большевики стали закупать зерно у частника и у колхозов по спекулятивным - договорным ценам, как это делали нэпманы и спекулянты. Этим решением  государство перекрыло каналы скупки зерна и спекуляции. Государство было вынуждено выступить в роли «спекулянта», чтобы социалистический рынок был «на плаву».

Что означает такое повышение цен на хлеб?  Это означало, что  кому бы государство ни платило деньги -  рабочему, врачу, офицеру, любому производственнику или служащему, они покупали на эти деньги продовольствие у крестьян (колхозников) и в конечном итоге масса этих денег шла на село и возросла почти в 10 раз!

В этой связи еще  несколько статистических данных: так численность рабочих и служащих с 1928 по 1934 годы увеличилась вдвое,  и превысила 23 миллиона человек. Резко возросла среднегодовая заработная плата: с 703 рублей в 1928 году до 1791 рубля в 1934 году, т.е. почти в два с половиной раза. В результате с 1928 года по 1934 год фонд заработной платы вырос более чем в пять раз и достиг в 1934 году 41,6 миллиарда рублей против 8,2 млрд. рублей в 1928 году. Вместе с тем выросли денежные доходы колхозников от обобществленного хозяйства и от колхозной торговли. Эти цифры говорят о том, что рост благосостояния граждан в стране был начат с крестьян  при поддержке партии большевиков, которую возглавлял Сталин.

В этот период для того, что бы вызвать рост цен на продовольствие, соответственно,  и рост доходов у крестьян в 1930 году была увеличена денежная масса. Тогда специально  и намеренно был включен печатный станок и за один год напечатано 1,5 миллиарда рублей. И этому были две причины: во-первых, появилась возможность улучшить жизнь народа, в составе  которого  было  в  1938 году  56 миллионов  горожан  и  115 миллионов  крестьян. С кого начать?

Сталин поступил как государственный деятель, он начал с крестьян, которым правительство резко увеличило стоимость на производимую ими продукцию широкого спроса. Во-вторых, советские экономисты стали понимать, как аксиому, что, выполняя решения партии и правительства, Сталин развивал в СССР промышленность, которая не может работать без покупателя. Произведенный товар должен быть куплен, иначе промышленность не в состоянии произвести следующий товар. Чем больше покупают товаров, тем быстрее развивается и растет промышленность.

Вот такая жизненная  логическая закономерность, чтобы увеличить производство чего либо, нужно сначала дать деньги покупателю!  Я напомню, что, начиная с 30-х годов, стали вводится в строй действующих тысячи заводов и фабрик. Они были готовы дать продукцию, но кому? Где покупатели?  Вот Сталин и советское правительство  приняли тогда экстреннее решение, -  произвели эмиссию и вбросили большие деньги на рынок СССР, чтобы создать покупателей. Естественно, что предварительно был укреплен золотой запас.

Эмиссией были покрыты все долги госпредприятий, понимая, какое оборудование может купить предприятие, если оно в долгах. Вот долги всем предприятиям и ликвидировали – покупайте!  Эксперимент превзошел все ожидания!

Поэтому снова немного статистических данных  тех лет.  В первой пятилетке (1928-1932 гг.)  среднегодовой импорт составлял 4,1 млрд. золотых рублей,  и в этом числе 60,3% шли на закупку машин и сырья для них.  Во второй пятилетке (1933-1937 гг.) импорт упал до 1,2 миллиарда рублей, а доля машин и сырья в нем до 27,3%.   Если в 1928 году  в составе всего промышленного оборудования 43% было импортным, то в 1938 году импортное оборудование составило уже всего 0,94%, («Малая советская энциклопедия» т.10, «Советская энциклопедия», 1940, с.226).

Из исследовательского анализа Юрия Мухина видим, что в 1937 году среднегодовая зарплата в СССР стала свыше 3000 рублей, водка стоила 6 рублей за бутылку, сахар – 4,50 за килограмм, шерстяной костюм – 75 рублей, командир роты получал 725 рублей, студент института – 170 рублей в месяц. В 1937 году  средний колхозник СССР, кроме денег,  получал на трудодни натуроплатой 17 центнеров зерна.

В сопоставимых ценах (1928 г.) уровень промышленного производства в 1913 году был 11,0 млрд. рублей, которого СССР достиг только в 1927 году, а в 1928 году перекрыл его и достиг уровня – 16,8 млрд. рублей.  А дальше произошел никем не виданный и до сих пор никем не перекрытый рывок: в 1938 году промышленное производство  составило 100, 4 миллиарда рублей!

По объему производимой товарной продукции СССР вышел с пятого места в мире и четвертого в Европе на второе место в мире и первое в Европе. СССР стал производить 13,7% мировой промышленной продукции, в это время США производил 41,9%, Германия – 11,6%, Англия – 9,3%, Франция – 5,7%.

Возникает вопрос, а могла бы царская Россия пройти путем СССР?  Оказывается, что нет и дело здесь не в социализме, а в том, что в любой стране существуют обязательные для исполнения экономические правила, защищающие ее суверенитет и экономические возможности под  руководством и контролем квалифицированных специалистов.

Поэтому давайте еще раз посмотрим на этапы, которыми Сталин развивал экономику и добился выдающихся результатов  в  СССР:

1. Жесточайшим «затягиванием поясов» народа собрал в 1924-1928 годах деньги на закупку оборудования для промышленности;
2. Резко поднял цены на продовольствие и остальные товары по отношению к золоту в 1929-1933годах;
3. Произвел в эти же годы эмиссию денег, чтобы рынок  СССР стал ненасытным.

После реализации этих мер промышленность СССР  прямо-таки бросилась его насыщать товарной массой со скоростью недоступной промышленности других стран. 

Почему другие страны не могут  воспользоваться  сталинским опытом кроме Китая?  Оказывается, в этой схеме любой стране доступны только  два этапа 1 и 3,  а недоступен этап номер 2, как в свое время он был недоступен и царскому правительству России. 

Вы спрашиваете почему? А потому, что царская Россия уже тогда была в составе мирового рынка и не вводила монополию на внешнюю торговлю, поэтому цены на основную ее продукцию – продукцию сельского хозяйства – были на уровне мировых, и их невозможно было поднять и изменить.

Специалисты царской России, как и засевшие в теплых министерских кабинетах специалисты от ельцинского  правительства уже сегодня при Путине,  попали в эту же паутину. Они  не хотят видеть и понять, что Россия  - это северная страна.  У нас в стране длительные,  суровые зимы и огромные расстояния, поэтому мировые цены покрывали и покрывают затраты только при нищенских заработках у основной массы  населения -   у  сельского населения.  Из-за этого невозможно  поднять заработки и рабочим по тем же причинам  -  высоких затрат на производство. Поэтому нищий крестьянин  не может купить продукцию своей промышленности  и это ТУПИК.

Гнилая изюминка заключается в следующем, после ельцинско-гайдаровских реформ  90-х годов рынок России снова стал частью мирового.  В связи с этим  на самом рынке России массово исчезли покупатели – люди с деньгами  и  главное, что им неоткуда взяться.  Своим  примером Сталин показал,  как нужно себя вести, чтобы народ воспринимал эти меры,  как хозяйские  в  великой стране!

Возможно поэтому, как издевательство над памятью и опытом Сталина с его подходами  к управлению страной  в России,  был учрежден «Гайдаровский экономический форум». На этом форуме  собираются сегодняшние  «светила» экономических наук и представители  «российской олигархии»,  для которых оказывается недоступно даже понимание идей сталинского правительства. Эти  три сталинских этапа оказались им не по зубам, чтобы страну снова вернуть в лоно  передовой и великой. 

В своем труде Юрий Мухин в популярной  простейшей форме приводит примеры для российских «светил» экономических наук,  которых правильнее  обозначить  как современных  трусливых экономических «идиотов – разрушителей»,  которые не могут, а скорее не хотят принять наработанный положительный опыт и сталинские методы работы. 

Вы спрашиваете: - «Как руководил экономикой Сталин?  -  Руководил решительно  и  все просчитывал до мелочей,  как на фронте генералы армиями.  Где главным  было наступление и экспансия  мирового рынка! 

Да, да, нужно уметь «впарить» свой товар, как на обычном колхозном рынке или базаре, где в роли продавца и покупателя выступают два «дурака», но выигрывает сделку «умный».   

Рынок – это театр торговых действий, который по форме сродни военным действиям. И мы видим, как США и другие страны вводят пошлины, квоты и мы тоже. Это называется защитой своего производителя, его оборона, а обороной не выигрываются войны, в том числе и торговые. Здесь также существуют свои «законы»,  поэтому, как аксиому нужно помнить, что  только наступление и экспансия мирового рынка позволят выиграть сражение…

 Приведу мухинский   показательный и простейший пример,  для докторов экономических наук, которые грязи и скандалов боятся:  «при монополии внешней торговли, государство  у своего производителя покупает товар за 10 рублей, а продает его на мировом рынке за 2 рубля и покупает там же 2 банана по рублю  и продает на своем рынке по 6 рублей за штуку, а в сумме за 12, торгуя с прибылью в два рубля!

Что же получается?  Если твой производитель насытил свой рынок,  то ему нет необходимости снижать производство или даже темпы роста, поскольку ты, государство, вывозишь лишний товар на мировой рынок и НАЧИНАЕШЬ «ЗАХВАТ» МИРОВОГО РЫНКА.

На мировом рынке можно продать любой товар, но для такой страны как Россия – страны с очень затратными условиями производства – важно, чтобы это была торговля в два конца: экспорт и импорт одновременно. И без конкуренции своих производителей и покупателей друг с другом, то есть удобнее всего, когда коммерсантом на внешнем рынке выступает само государство.

Сталин именно так развивал промышленность, именно так создавал и обустраивал для нее рынок СССР. Ни у кого не было сомнений, что прошло бы еще лет 10 и товары «Сделано в СССР» стали бы главенствовать во всем мире»!

К сожалению, Горбачев, затем и Ельцин окружили себя «перепуганными профессионалами» от экономики, которые завопили, что если Россия вдруг поссорится  с Западом, то Запад ее удушит блокадой.  Они почему-то забыли, что наша страна с 1917 года находится, живет и развивается в экономической блокаде, поэтому заигрывать с Западом не надо, это себе дороже. Нужно себя уважать и давить «гадов»…

Помните, как они в 90-е годы  убедили  Гайдара  обратиться  за помощью  в МВФ и с  позорно протянутой рукой идти в кабалу  и исполнять продиктованные ими условия по установке на свою продукцию мировых цен?  А затем убедили стать  и  членами  ВТО,  хотя не могли не видеть весь цинизм ситуации, что  западным странам  наплевать на то, что ты являешься членом общего содружества ВТО.  Поэтому они нагло вводили  и вводят против России экономические санкции.  А мы, вместо того, чтобы демонстративно выйти из этой помойки, вляпались еще в одну -  вступили  и в ПАСЕ, где нас также  особо не ждали, поэтому также обливают помоями и даже лишают права голоса, а мы  за это  еще и платим  миллионы рублей, чтобы содержать европейских  болтунов…

Если так вести экономику страны и разбрасывать деньги, не пойми, куда и за что,  и не иметь своего принципиального мнения и своих целей – это не просто беда и позор,  - это самоуничтожение… 


Лично у меня сложилось впечатление, что наши правительственные чиновники забыли о главном принципе внешней торговли – это защищать граждан от разорения и никогда не покупать за границей то, что производится в достаточном  количестве в своей стране.  И это большой вопрос,  зачем и для чего это допускается?  Зачем стали брать в США «окорочка  Буша»  и остановили собственных производителей? 

Также главным принципом внешней торговли является и то, что за рубежом покупается только то, что сами сделать не можем или пока не можем, и только то, что крайне необходимо.  А кредит  берется только в жизненно важных случаях, в помощь собственным производителям. Казалось бы это прописные истины, а для наших сегодняшних «экономических советников» - дремучий лес…

Не добавляют оптимизма и высказывания высоких чиновников от банковского пирога, которые приводит с возмущением доктор экономических наук  Михаил Делягин в своей книге «Триллионы для диктатуры олигархов».  Так на Московском финансовом форуме господин  Греф  высказался против национальных проектов,  которые не нужно реализовывать, потому что они вредны.(?)

На другой серьезной встрече госпожа Набиуллина  предупреждает, что «инвестиции ведут к падению роста ВВП и бюджетных доходов». Как говорится, приехали.  Для любого человека, это очевидный бред, потому что инвестиции – это способ развития экономики и  другого способа нет,  но руководитель Центрального Банка считает ровно наоборот.(?)

При сталинском правительстве, да и любом советском,  такие заявления и действия были бы совершенно неприемлемы.  Поэтому есть о чем серьезно задуматься,  развивая тему о рынке и товарообороте на «ковре»  у Путина с серьезнейшими  предложениями   и выводами… 

И наконец-то  пересмотреть свою позицию и  принять решение по выходу  из  МВФ, ВТО и ПАСЕ, не помогающих, а мешающих развитию государства.  Пересмотреть и возможно отменить раннее заключенные договора,  которые ущемляют интересы государства.  Например, по проходу иностранных судов по Охотскому  и другим морям  в прибрежных водах  России  и  т.д.  Как уже говорит мой младший внук: - «Нужно отстаивать интересы государства и драться за свое место под солнцем»…