М. Федотова. О фильме Войдите в этот храм

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
МАРГАРИТА ФЕДОТОВА

ВОЙДИТЕ В ЭТОТ ХРАМ

Так называется новый научно-популярный фильм, который вышел на экраны страны. Его создавали совместно советские и болгарские кинематографисты на студии «Леннаучфильм» и «Студии за научно-популярни филми».


Мы привыкли к тому, что научно-популярные фильмы раздвигают границы наших знаний о мире. Но эта лента вызывает особенный интерес у зрителей. Вероятно, «виновата» тема, она касается каждого. Фильм этот - о здоровье людей, о народной медицине. А храм, в который нас приглашают с экрана, - природа.
«...Что за ощущение лёгкости, бодрости, обновления появляется у нас после каждого свидания с лесом, с зелёным привольем луга! - произносит голос за кадром. - Войдите в этот сокровенный храм, впитайте в себя его благость! Здоровье будет вашей наградой», - слышим мы голос ведущего, писателя-фенолога Александра Стрижева, которого, кстати, читатели журнала уже знают как автора рубрики «Человек и природа».

...На экране - яркие поэтичные картины природы, северный русский лес, цветущая украинская степь, роскошная сибирская тайга, голубые лавандовые долины Болгарии... И вдруг всё это живое, поющее, умиротворяющее исчезает и появляются совсем другие картины - урбанистические асфальтово-бетонные кварталы, визг тормозов, массы куда-то спешащих людей... Автоматический конвейер фармацевтического завода обрушивает на нас сотни, тысячи пёстрых этикеток - таблетки, флаконы, ампулы.
Условия жизни улучшаются, комфортность увеличивается, а болезней не убавляется, внутреннее старение человека происходит быстрее. Почему так?
Достижения химико-фармацевтической науки огромны, спору нет. Синтетические препараты могут быть весьма эффективны, особенно в случаях, когда требуется скорая помощь. Но... нет такого лекарства, которое было бы безобидно. Создатели фильма силами всех его участников берутся обосновать логичность и неизбежность наметившегося поворота от синтетических лекарственных средств к природной «аптеке», к природной - она же народная! - медицине, которая представляет собой неотъемлемую часть культуры народа, давний и вечно живой источник идей, для науки, для любого внимательного человека.
Авторитету научно-популярной киноленты содействует весьма представительный состав участников и консультантов. Фильм консультировали доктор медицинских наук из Болгарии Георгий Маждраков, доктор биологических наук Владимир Соколов, доктор медицинских наук Глеб Федосеев. В фильме снимались старейший фармаколог страны, лауреат Ленинской премии академик Сергей Аничков, лауреат Государственной премии профессор биологии Борис Токин, врач Сергей Чупин.
Из храма природы, природной лаборатории, кинокамера приводит нас в кабинет учёного.
- Почему растения действуют на нас? - размышляет вслух известный биолог Борис Петрович Токин. И мы, затаив дыхание, следим за ходом его мысли. В самом деле, человек некогда жил и развивался в единстве с природой, прежде всего с растительным миром. Постепенно он всё больше удалялся от своей естественной среды и... терял что-то совершенно необходимое для его здоровья, чем обладал прежде, живя в природном комплексе как его частица. Эта органическая потребность получать нечто совершенно ему необходимое от природы, от растительного мира и есть те остатки экологических связей человека, которые нарушать никак нельзя, считает Борис Петрович. В его устах - крупного биолога, посвятившего жизнь изучению растений, живой природы, особенно убедительно звучат слова: «Это иллюзия, будто мы перестали быть детьми природы, будто мы - цари природы, венец природы и возвышаемся над всем и всё нам нипочем, что мы можем по произволу изменять прежние экологические отношения, обойдёмся без растений, создадим искусственную пищу... Так не может развиваться научная медицинская мысль, не может развиваться так биология…
...Главная задача - помочь организму мобилизовать его собственные защитные силы, стимулировать организм, все его возможности, а они связаны, прежде всего, с растительным миром».
В полном согласии с мыслями учёного, прошедшего сложный путь познания, высказывается и другой участник фильма - мудрый 92-летний болгарский народный лекарь Петр Димков: «...Человек должен знать одно, что природа разумна. И что ею мы не можем командовать. Мы должны исполнять её законы и быть скромными». Человек, семьдесят пять лет изучающий сокровища народной медицины, собравший десять тысяч рецептов, предложивший ряд своих методов для лечения болезней и проповедующий разумную теорию природосообразной жизни, имеет полное нравственное право на такое заявление.
Жизнь народных врачевателей, травознаев никогда и нигде не бывает лёгкой. Это и большой труд, и постоянное преодолевайте недоверия, снобизма, и вечный поиск, и риск, и невозможность отказаться призвания помогать больным. Не случайно в этом фильме дочь болгарского травозная Димкова - Лили Димкова находит нужным сказать об отце, который с детства был для неё идеалом: «...Его сущность - это бесконечная любовь к людям. Он имел много неприятностей, но ничто, никакие невзгоды не смогли поколебать его». И мы прислушиваемся в фильме к каждой его фразе.
И как усомниться в весомости предостережений о вреде увлечения лекарствами химического происхождения, если говорит нам об этом создатель многих лекарств, известный ученый-фармаколог Сергей Викторович Аничков!
Его горячо поддерживает коллега из Болгарии, главный редактор книги «Лекарственная болезнь» профессор Георгий Маждраков: «В последнее время люди стали говорить о лекарствах, как о даре данайцев, вспоминая Троянскую войну и того коня, который вместо помощи разрушил крепость... Тем более, что в наше время наблюдается, я бы сказал, патологическое увлечение лекарственными средствами... Мне кажется, что мы не сможем найти выход из этой лекарственной эпидемии, если не обратимся к методам и средствам народной или природной медицины...».
Так, специалисты-фармакологи предлагают нам внимательнее отнестись к первоисточнику, из которого человек «выхватывает» то одно, то другое звено, радуясь своей способности разгадывать тайны природы. Но это ведь лишь часть тайны.
Что же, могут задать вопрос, выходит, народная медицина, пытливые знатоки природного зелья более сведущи, чем наука, чем учёные? Нет, не в этом дело. «После ошеломительных успехов научной медицины народное врачевание стало как бы ненужным... И только где-то, в отдалённых уголках, всё ещё держалась вера в целебные силы трав и природы. И какие-то пытливые люди продолжали собирать народные рецепты, хранили их и не теряли надежды, что когда-нибудь пригодится эта мудрость людям...», - говорит в фильме ведущий этого своеобразного киносимпозиума Александр Стрижев.
...Народная медицина - это не тёмное знахарство, как некоторые представляют, а настолько несомненные достижения человека, настолько эффективные и доступные, что их пропустило в сегодняшний день даже тончайшее сито веков.
Цепкая и дальновидная память народных собирателей хранит и передаёт из поколения в поколение - изустно, без учебников и справочников - бесценные секреты здоровья, даруемые нам природой. В этой памяти сосредоточен тот сплав знаний и опыта, который тысячелетиями собирали в общую копилку и неграмотная любознательная крестьянка, и врач, и исследователь. Кичиться и сторониться этого источника научной медицине не пристало.
Вот почему молодой сибирский врач Сергей Петрович Чупин взволнованно говорит с экрана: «Мне кажется, что подобно тому, как мы собираем фольклор, как собираем народные песни, басни, сказки, так и врачи должны выезжать в деревни, беседовать там с людьми, которые могут дать нам свои рецепты. Ведь эти рецепты проверены эмпирически уже тысячелетиями... Нам нужно доказать в условиях клиники, в лабораториях их полезность и внедрять, возвращая людям то, что мы у них взяли». И мы видим Сергея Петровича за работой: он помогает своим пациентам не только средствами академической медицинской школы, но и средствами народной медицины. Он может, например, не изнурять больного новокаиновыми блокадами, когда вонзаются иглы в тело, а снять боль в пояснице компрессом из ржаного теста... А в погожий выходной день, мы видим, врач отправляется вместе с коллегами в тайгу за целебными корнями и травами. Это - добрый пример той тесной взаимосвязи с народными знатоками целебных сил природы, которая подаёт нам надежду.
В фильме снимались травознаи Петр Димков, Татьяна Александровна Бурева, Елена Васильевна Лохе, Иван Михайлович Носаль, семья Раевых-Стояновых. Все они трудятся в контакте с врачами или учёными, передавая им свои знания «природолечения» и «природосообразной жизни». Но пора уже, видимо, назвать тех, кто работал над фильмом. Это режиссёр-постановщик Валентина Никифорова, оператор-постановщик Владимир Пресняков, операторы Валерий Степанов и Стоян Чакыров, композитор Владимир Соколов, сценарист Анатолий Ежелев и другие.
Думаешь о них с благодарностью: за то, что так увидели, так поняли, так сняли... Это была не просто плановая работа, это - труд души.
И особо хочется сказать о режиссере Валентине Ивановне Никифоровой. Она окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии семь лет тому назад. С тех пор, работая в Ленинграде на студии научно-популярных фильмов, создала десять кинолент (причем к большинству из них и сценарий писала сама). Среди этих работ - «Древнерусская живопись», «Была бы жива Россия», «А.С. Пушкин. Страницы истории России», фильм «Памяти Ф.М. Достоевского» и вот теперь - о народной медицине... И в каждом её фильме -  глубокая мысль, забота об изучении и сбережении духовных и исторических корней народа. Такие научно-популярные киноленты тревожат, заставляют пересматривать свою жизнь, свою позицию, свои действия (или... бездействие).
Кажется, что Валентина Никифорова осознает, будто в жизни ей выпала важная и ответственная роль - поддержание нравственного здоровья человека.
...Совсем недавно Валентину Ивановну избрали секретарем Ленинградского отделения Союза кинематографистов. Она курирует создание научных фильмов и работу с творческой молодёжью. Наверное, это очень удачно: её целеустремлённая и благородная позиция может быть добрым примером для начинающих кинематографистов.

("Культура и жизнь". 1978. № 8. С. 41 - 43).


ПРИМЕЧАНИЕ А.Н. СТРИЖЕВА: Консультантом к фильму выступил Лев Николаевич Гумилёв.