Методологические основы психологии

Андрей Гамола
«Методологические основы психологии»






Автор:
 Ермолаев Андрей Алексеевич

2020 г.
Введение

Психология появилась задолго до нашего времени. Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».

Основными задачами в психологии является:
-качественное изучение психических явлений;
-анализ формирования и развития психических явлений;
-изучение физиологических механизмов психических явлений;
-содействие внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности человека.

Психология изучает различные направления и отрасли.
Ниже в таблице приведены отрасли психологии:
 
 
Для познания человека и социологических поведенческих факторов групп людей общества и отдельной личности люди издавна предпринимали попытки для приведения своих наблюдений в упорядочение.

Мы знаем, что люди различаются по характеру, способности запоминать, мыслить и действовать.

Представления о различиях между людьми складываются у каждого человека в течение всей жизни отдельно и обогащаются по мере накопления своего жизненного опыта.
В современном мире иногда «психологом» называют судью,писателя, поэта или просто того человека, кто разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков.
В данном случае, говоря «психолог», подразумевают знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии или обучался по данной специальности), т.е. мы делаем выводы, основываясь на бытовых представлениях о психике.
Но необходимо отличать житейскую мудрость от научного подхода к накопленным человечеством знаниям.
Чем же отличается жизненная психология от научной?

Житейская психология

Житейская психология – безгранична, базируется на индивидуальном опыте.
Опыт житейской психологии может быть упорядочен в традициях и обрядах, народной мудрости, афоризмах, однако основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными.
Житейская психология не фиксирует реальные условия, в которых они были получены, эти условия являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации.

Научная психология

Научная психология ограничена полем исследования.
Научная психология базируется на опыте, проверенном научно-психологическими экспериментами, отличающимися от житейских мудростей строгостью и условиями проведения.
Научная психология систематизирует знания в форме логических непротиворечивых положений, аксиом и гипотез.
Научная психология содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений.
Полученные психологические знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез.
 Благодаря развитию экспериментального подхода научный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии.
Кроме того, современное человечество пришло к выводу, что необходимо провести методологию накопленных знаний и упорядочить накопленные веками практические и теоретические сведения в этом направлении.
Процесс достижения упорядочения знаний предполагает, с одной стороны, выяснение места человека в мире и роли психики в его жизнедеятельности, а с другой — использование полученных психологических знаний в повседневной практике.
Цель и процесс накопления знаний научной психологии, следовательно, включает в себя теоретическую и практическую составляющие.

Теоретическая научная психология

Теоретическая научная психология представляет собой совокупность теорий и методов, признанных большинством представителей научного сообщества и утвержденных в качестве эталона.
Психологи-теоретики стремятся к созданию единой психологической парадигмы, универсальной теории.
В теоретической научной психологии многие психологи предлагают ввести категориальный строй как фундамент, на котором выстраиваются основные психологические понятия.
Категории, как известно, выступают базовыми определениями (понятиями, терминами), охватывающими наиболее существенные свойства и отношения изучаемых явлений.
Ученые желающие упорядочить знания в области психологии, социологии и философии не в состоянии обобщить все накопленные в течении веков знания в этих областях воедино.
Кроме того, в настоящее время ни одно из направлений психологии в том числе и теоретическое направление не может позиционировать себя как обобщающая совокупное психологическое знание.
Теоретическая научная психология многими теоретиками рассматривается как одна из отраслей психологической науки, задачей которой является изучение ее наиболее общих закономерностей.
 В содержание теоретической психологии включается также рассмотрение методов изучения, которыми пользуется эта наука, принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в ее обиход.
Тем самым теоретическая психология выступала и выступает как объединение несистематизированных, разнообразных проблем.

Теоретическая психология также, как и практическая изучает те же психические проявления человека и всех существ проживающих на планете Земля.

Практическая научная психология
Практическая научная психология использует достижения теоретической психологи
Практическая научная психология – это любое практическое применение знаний теоретической и практической психологии.

Теоретическая и практическая научная психология образуют одно целое, но в тоже самое время — это разные параллельные пересекающиеся направления предназначены для одного - объединить все знания, полученные человечеством и полноценно осознать поведенческие поступки человека и животных.

Ниже представлена таблица, в которой четко и наглядно показаны различия и одинаковые подходы к существующим на сегодняшний день знаниям в области психологии.
Критерий Фундаментальная
(академическая) Прикладная Теоретическая Практическая
Объект Психика вообще Психика конкретного человека Психика
вообще Психика конкретного клиента
Предмет Закономерности развития и функционирования психики Основанные на фундаментальных знаниях технологии психологической помощи Совокупность психологических теорий, психологическая метатеория Основанная на научных и ненаучных знаниях деятельность по оказанию психологической помощи
Степень
конкретизации
знаний
Знания стремятся к обобщению Обобщенные знания предельно конкретизируются в интересах профессионала или профессии Знания стремятся к обобщению Научные и ненаучные знания предельно конкретизируются в интересах заказчика (клиента, организации)
Степень
экстраполяции
знаний Поиск общих тенденций и закономерностей развития личности, широкая экстраполяция данных Отрефлексированные знания научные и ненаучные, экстраполяция на задачи и проблемы конкретной психологической отрасли Поиск единого предмета психологии, экстраполяция концептов и конструктов на все психологические отрасли
Отрефлексированные знания научные и ненаучные экстраполяция на реального человека в реальной ситуации
Степень
рационализации
знаний Рациональны,
осознанны Рациональны,
осознанны Рациональны,
осознанны Осознанны отчасти, часто не осознаются (имеют интуитивный характер)
Аккумулирование
знаний Аккумулируются в пределах психологической науки Аккумулируются в пределах психологических направлений и отраслей Аккумулируются в пределах психологической науки Аккумулируются в пределах психологической службы или конкретным психологом (психотерапевтом)
Методы Множество принятых в науке эмпирических и теоретических методов Множество принятых в науке методов (преимущественно эмпирических) Теоретические методы науки Эклектичная совокупность различных (не всегда научных) методов
Факты,
феномены Располагает обширным эмпирическим и теоретическим материалом, который накапливается и осмысливается в целом Располагает обширным материалом, который накапливается и осмысливается в конкретных отраслях психологической науки Располагает обширным теоретическим материалом, который накапливается и осмысливается в целом Располагает обширными конкретными, нс всегда систематизированными знаниями, которые используются в конкретной ситуации для помощи конкретному человеку
Язык
изложения Специфический научный язык Специфический научный язык Специфический научный язык «Перевод» научных терминов на понятный неспециалисту язык
Проверка
достоверности
фактов Проверка с помощью специальных статистических методов Проверка с помощью специальных статистических методов Проверка с помощью специальных теоретических методов Показатель достоверности — решение проблемы конкретного клиента
Отношение к личности Рассматривается личность в целом Рассматривается личность конкретного человека (профессионала) Рассматривается личность в целом Рассматривается личность конкретного клиента
Концептуальный
аппарат Служит для объяснения психологических феноменов и коммуникации внутри научного сообщества Служит для объяснения психологических феноменов, коммуникации внутри научного сообщества и с заказчиком Служит для объяснения психологических феноменов и коммуникации внутри научного сообщества Эклектичен, наряду с научными используются ненаучные концепты, необходимые для коммуникации с клиентами и заказчиками

Методология психологии

Под методологией в психологии понимается совокупность предпосылок, принципов, методов и средств познания, соответствующих сущности объектов познания.
Методология психологии – система знаний, описывающая и обосновывающая применяемые в психологии методы научного исследования, позволяющие получать точные и достоверные знания о психических явлениях, а также понятийно-терминологический аппарат, с помощью которого строятся психологические теории, описывающие и объясняющие явления психики.
Для науки основное назначение методологической систематизации знаний состоит в том, что оно выполняет рефлексивную функцию.
Рефлексия(«обращение назад, взгляд в себя»),«reflexio» — отклонение, размышление или от английского «reflection» – отражение. —обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
В справочной литературе рефлексия трактуется как размышление, внутренняя сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания, мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя:
-собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений и т.д.
Рефлексировать - означает обращать внимание на самого себя, размышлять над своим состоянием.
Рефлексивная функция интеллектуального средства позволяет ученому или практику выйти в рефлексивную позицию, осознать свои познавательные средства адекватность их применения.
 Для современной науки характерно расширение сферы рефлексии. Одно из основных направлений в современной методологии науки — рефлексия познавательных средств, имеющихся у ученого, влияние этих средств на познание им объекта.
 Для методологической систематизации знаний выражающихся в рефлексивной позиции выделяется два вида методологического знания (Э.Г. Юдин):
— дескриптивная методология;
 — нормативная методология.

-Дескриптивная методология(от англ. descriрtive - описательный, наглядный и греч. psyche - душа + logos - учение) - ряд направлений объяснительной психологии.
Здесь делается попытка описать и понять психологические феномены сами по себе.

-Нормативная методология— рефлексия формально-организационной стороны исследовательской деятельности.
Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности. она выполняет три основных функции:
-обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме по содержанию),
-дает средства для решения уже поставленных задач;
-улучшает организационную сторону исследований.

Структура методологического знания

Значение методологического знания для психологии особенно велико, прежде всего, из-за того, что психология наука особенная и не похожа на многие другие науки в принципе.
Психология занимает центральное место в треугольнике, образованном естественно-научными и гуманитарными дисциплинами, которые делятся на социальные и философские.
 Психология — «наука о самом сложном, что пока известно человечеству» гласил Гиппенрейтер, наука, в которой сливаются субъект и объект познания.
Психология - наука, занимающая особое место в системе научного знания, она не относится ни к естественно-научным, ни к гуманитарным дисциплинам. А потому для понимания методологических знаний было введено понятие методологической систематизации знаний.

Для методологической систематизации знаний выделяют следующие структурные уровни методологического знания:

-Уровень философской методологии;
-Уровень общенаучных принципов и форм исследования;
-Уровень конкретно научной методологии;
-Уровень методики и техники исследования.

-Уровень философской методологии — это философские знания, полученные при помощи методов философии, разрабатываемые обычно профессиональными философами.
Здесь на этом уровне философия выполняет двоякую методологическую роль:
1. Осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития.
2. Дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки. Философская методология, становясь неотъемлемой частью мировоззрения психолога, определяет постановку им исследовательских и практических задач, задает наиболее существенные мировоззренческие предпосылки для видения той реальности, с которой имеет дело ученый или практик, поэтому данный уровень в структуре методологического знания было бы правомерно назвать также философско-мировоззренческим.

-Уровень общенаучных принципов и форм исследования— это научное познание в разработке универсальных принципов, форм и средств научного познания, соотносимые не с какой-либо конкретной наукой, а с широким рядом наук.
Этот структурный уровень объединяет общенаучные понятия где характерной чертой является синтез отдельных признаков, свойств и понятий в области философии.
В этом уровне рассматриваются универсальные концептуальные системы ряда философских категорий и частных наук, а также возможность их формализации и уточнения символической логики средствами математической теории.
Кроме того, в уровне общенаучных принципах и формах исследования рассматриваются некоторые современные обще-научно-методологические подходы, теория диссипативных структур, а также методологические или логико-методологические концепции, такие как:
 —структурализм, получивший широкое распространение в антропологии, этнографии и отчасти в психологии и психотерапии;
—системный анализ;
—логический анализ.
 К тому же, методологию системного проектирования Г. П. Щедровицкого тоже можно отнести к уровню общенаучных принципов и форм исследования.

-Уровень конкретно научной методологии применяется к конкретной науке и специфическим для неё познавательным задачам.
На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает.
Уровень конкретно научной методологии разрабатывается прежде всего специалистами в данной области знания.

-Уровень методики и техники исследования —  представляет собой нормы и требования к приемам ведения исследовательской практической работы связан с исследовательской практикой.
В психологии к уровню методики и техники исследования относятся нормы проведения экспериментально-психологических исследований, классификации видов эксперимента и требования к разработке психодиагностических методов.
Особое место психологии в системе знания требует особого внимания к методологическим проблемам психологии и методологическим аспектам деятельности практикующего психолога и теоретика -ученого.

Структура научного знания

Структура научного знания состоит из следующих уровней:
-эмпирический уровень;
- теоретический уровень;
- уровень философских обобщений.

Эмпирический уровень научного познания в психологии

Эмпирическое знание - совокупность научных фактов, образующих базис теоретических знаний.
Под научным фактом понимается явление материального или духовного мира, ставшее достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения.
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. 
К эмпирическому уровню относятся приемы, методы и формы познания, связанные с непосредственным отражением объекта, материально-чувственным взаимодействием с ним человека.
К эмпирическому уровню относятся такие методы, как наблюдение, различные формы экспериментирования, предметное моделирование, описание полученных результатов, измерение и др.
На эмпирическом уровне познания складываются основные формы знания — научный факт и закон. Закон — высшая цель эмпирического уровня познания — является результатом напряженной мыслительной деятельности по обобщению, группировке, систематизации фактов, в которой применяются различные приемы мышления (аналитические и синтетические, индуктивные и дедуктивные и др.). Закон отражает устойчивое, повторяющееся в явлении.
Эмпирические законы – это обобщения высказываний и фактов с целью выведения закономерности, которая может быть приложима к аналогичным явлениям или процессам в будущем.

Существует два основных метода эмпирического познания:

-Наблюдение - это целенаправленное преднамеренное восприятие исследуемого объекта (его результат - первичная информация).
-Эксперимент - это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования.
-Феноменологические теории – наиболее высокая ступень обобщения в рамках эмпирического уровня, являющая собой совокупность эмпирических теорий.

Эмпирический уровень связан с непосредственным контактом с изучаемым предметом.Этот уровень включает в себя следующие элементы:
-эмпирическое высказывание – описание наблюдаемого единичного события;
-факт – это событие, у которого ученый выделяет основные свойства, устанавливает параллели.
Если на эмпирическом уровне познания законы объекта выделяются и констатируются, то на теоретическом уровне они объясняются.
Мало сформулировать законы объекта, надо показать, что именно эти, а не какие-либо другие законы должны характеризовать данный объект. Такая задача и решается на теоретическом уровне познания.

Теоретический уровень научного знания

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм «мыслительных действий».
Основные формы теоретический уровень научного познания:
-научная проблема;
-гипотеза;
-теория.

-Научная проблема представляет собой осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических фактов. Когда научная проблема поставлена, начинается научный поиск, т.е. организация научного исследования.

-Гипотеза - идея, содержащая обоснованное предположение о существовании Закона, который объясняет сущность новых фактов.
Важнейшая роль в разрешении научной проблемы принадлежит гипотезе.
Гипотеза формируется учеными с целью предположительного объяснения научных фактов, приведших к постановке научной проблемы.
Гипотеза должна быть подтверждена практикой и легко проверяема.
Если невозможно проверить данные, обозначенные в изысканияхв определенном направлении то гипотеза делается несостоятельной.
Гипотеза же, всесторонне проверенная и подтвержденная практикой, становится теорией.

- Теория - это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия данного класса явлений.

Методологические принципы психологии

Под методологическими принципами психологии понимается – основные проверенные вре¬менем и практикой положения, определяющие дальнейшее развитие психологии и ее применение.
Каждый из принципов психологии должен рассматриваться и в качестве закона психологии.

Основными методологическими принципами являются:
-принцип детерминизма;
-принцип единства личности, сознания и деятельности;
-принцип рефлекторной и социаль¬но-исторической обусловленности психики человека;
-принцип развития пси¬хики;
-принцип иерархии;
-принцип системности;
-принцип единства теории, эксперимента и практики;
-принцип личностного и системного подхода;

Принцип детерминизма – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий объяснять изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю фактов.

Принцип единства личности, сознания и деятельности – принцип психологии, согласно которому сознание как высшая интегральная форма психического отражения, личность, являющаяся человеком как носителем сознания, деятельность как форма взаимодействия человека с миром, в которой он достигает сознательно поставленной цели, существуют, проявляются и формируются не в своем тождестве, а в триединстве, определяемом диалектикой их причинно-следственных связей. Иными словами, сознание – личностно и деятельно, личность – сознательна и деятельна, деятельность – сознательна и личностна.

Принцип рефлекторной и социально-исторической обусловленности психики человека – все психические явления есть результаты непосредственного или опосредованного психическогоотражения (его физиологический механизм – рефлексы головного мозга), содержание которого детерминировано объективным миром.

Принцип развития пси¬хики как объяснительный принцип психологии внутренне связан с другими регуляторами научного познания – принципом детерминизма и принципом системности.
Принцип развитияпсихики предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин, и вместе с тем включает в себя постулат об обусловленности преобразования этих явлений их включенностью в целостную систему, образуемую их взаимной ориентацией.

Принцип иерархии – все психические явления должны рассматриваются как ступени, включенные в иерархическую лестницу, где нижние ступени субординированны высшими, а высшие – включая низшие в измененном, но не устраненном виде и опираясь на них, - к ним не сводятся.

Принцип системности – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.

Принцип единства теории, эксперимента и практики – эксперимент, обосновываясь теорией, ее проверяет и уточняет и, вместе с ней проверяясь практикой как высшим критерием истины, служит ей, улучшая ее. Значение этого принципа было показано Б.Ф. Ломовым.

Принцип личностного и системного подхода - метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; в психологии применяется при изучении системы психических явлений, присущих человеку, группе.

Психологические науки, используя эти общие для них принципы, могут дополнять их принципами смежных наук, на пересечении с которыми развиваются.

Методологический анализ

Методологический анализ ранее пройденных этапов развития науки выполняет целый ряд функций для развития научного познания:
-канализация в психологии (лат. canalis - труба, желоб) - это термин, заимствованный Г.Мерфи у П.Жане, обозначает гипотетический процесс нейтрализации разрушительных импульсов путем направления их в социально приемлемое русло, стимулирование процесса научного познания. Например, агрессивных побуждений - в занятия боксом. В психоанализе подобный процесс обозначается термином сублимация (Национальная психологическая энциклопедия). Эта функция методологического знания осуществляется за счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий концепций.
-организация структурирование научного знания как целого за счет его интеграции и синтезирования, за счет разработки общенаучных средств форм познания общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов.
-выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления.

Методологический анализ научных исследований в психологии

 В психологи выделяется 3 уровня методологического анализа научных исследований:

-общефилософский уровень методологической ориентировки определяется теми философскими позициями, которые занимает ученый по отношению к изучаемым явлениям. Диапазон возможных стихийных или осознаваемых философских позиций достаточно широк, и их последовательный анализ или обоснование требует от исследователя высокой философской культуры.

-общенаучный уровень обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследований и получаемые результаты признаются научными и относительно верными для данного уровня развития познавательной деятельности.

- конкретно-научный уровень методологии обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в анализе научных знаний в рамках каждой конкретной науки.

Последовательная и плодотворная реализация методологии возможна только при осознании этой методологии.

Она должна раскрываться внутри содержания науки в закономерностях ее собственного развития в методах и видах познания психологии как в общем так и в частности в каждой отдельно взятой личности.

Методы и виды психологии

Методы или средства познания - это способы, с помощью которых происходит процесс познания предмета науки. Спецификой научной психологии является использование большого количества различных научных методов и видов для накопления данных.

Существует определенная обусловленность получаемых в эмпирическом исследовании фактов с выдвинутыми гипотезами, предварительными знаниями об изучаемой реальности и т. п.

В психологических исследованиях используется набор различных методов, которые взаимно контролируют и дополняют друг друга.

Методы психологии

Методы психологии кратко можно описать, как способы изучения психики и её деятельности.

Методы исследования в психологии

Исследовательские методы психологии кратко описываются, как приемы, посредством которых получаются достоверные знания, необходимые для создания концепций и проверки теорий.
Посредством определенных норм и приемов обеспечивается самый эффективный способ практического приложения знаний в области психологии.

Общая характеристика методов психологии, использующихся в исследовании, заключается в распределении их на четыре группы:
-организационные методы;
-эмпирические методы;
-метод коррекции;
-метод обработки данных.

В свою очередькаждый из четырех методов в психологии,использующихся в исследовании, может подразделяться на отдельные методы.

Организационные методы психологии:

 Основными организационными методами являются:
-сравнительно-генетический метод;
-эволюционный метод;
-метод поперечных срезов;
-лонгитюдный метод;
-комплексный метод;

-Сравнительно-генетический метод — это сопоставление разных видов групп по определенным психологическим критериям.
Наибольшую популярность он получил в зоопсихологии и детской психологии.

-Эволюционный метод, сформировавшийся в русле сравнительного, заключается в сравнении психического развития животного с особенностями развития особей, находящихся на предшествующих и последующих уровнях эволюции животных;

-Метод поперечных срезов являет собой сравнивание интересующих признаков разных групп (например, исследование психологических характеристик детей разного возраста, их с разным уровнем развития, разными личностными свойствами и клиническими реакциями).
 Однако метод поперечных срезов в психологии имеет как свои преимущества, так и недостатками.
 Преимуществом поперечных срезов является быстрота проведения исследования, то есть возможность приобретения результатов в течение достаточно короткого времени.
Несмотря на большой плюс данного вида методов исследования в психологии, с его помощью невозможно продемонстрировать динамику процесса развития.
Большинство результатов по закономерностям развития получаются достаточно приблизительными.

-Лонгитюдный метод – повторение исследования одних и тех самых испытуемых в течение продолжительного времени;
Относительно метода поперечных срезов, лонгитюдный метод имеет несколько преимуществ.
Лонгитюдный метод исследования в психологии помогает осуществлять обработку данных в отдельных возрастных периодах.
 С их помощью выявленных обработанных данных можно установить динамику индивидуального развития, например, ребенка или подростка.
Благодаря лонгитюдным методам исследования психологии можно определить и решить вопрос по поводу возрастных кризисов в развитии человека.
Однако и в лонгитюдном методе исследования имеются недостатки.
Одним из таких недостатков является то, что для исследований при этом методе необходимо потратить огромное количество времени на организацию и проведение исследований.

-Комплексный метод – это метод психологии в котором при проведении исследований в области изучения одного объекта участвуют представители разных наук и направлений.
В комплексном методе можно находить связи и зависимости между разными явлениями (психическими и физиологическими явлениями, социальными и психологическими).

Но для того чтобы ученый, либо практик, проводил изучения ему необходимо проводить конкретные исследования самому, а для этого ему необходимо понимать с помощью каких видов методов исследования личности он может проводить свои изыскания. 
Для полноценного изучения отдельной личности либо сообщества необходимо обозначить виды методов исследования
Так какими же видами методов может пользоваться практик или теоретик в своих изысканиях в области психологии.

Виды психологических методов исследования

Основные виды психологический методов
-не экспериментальные психологические методы:
-наблюдение;
-эксперимент;
-беседа;
-контент-анализ. - метод анализа документов. Используется в практической психологии, психологии рекламы и коммуникации, при анализе результатов применения проективных тестов, материалов и бесед и т. д.;
-монографический метод - синтетический метод, используемый для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни;
-диагностический метод - метод направленный на выявление и измерение индивидуальных психологических особенностей человека;
тесты - стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психологические характеристики испытуемого;
экспериментальные методы - активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт;
-формирующий метод - метод, направленный на формирование определенных психологических характеристик:
-развивающий метод - метод, направленный на формирование определенных способностей, возможностей, интересов;
-псих коррекционный метод - метод, направленный на исправление недостатков развития определенных психологических характеристик человека;
-психотерапевтический методы - метод, направленный на изменение некоторых личностных особенностей человека;
-наблюдение;
-групповая дискуссия;
-тренинги;
-психологическое консультирование.

Для того, чтобы получить полную информацию и конкретный взгляд на проблему полученную информацию необходимо обработать. А для этого в психологии существует ряд методов обработки полученной информации(исследований).

Методы обработки результатов психологического исследования

Качественная обработка результатов исследований - метод первичной обработки данных, направленный на определение качественной характеристики изучаемых психических процессов и явлений.
Качественная обработка данных начинается с предварительного определения показателей, по которым можно судить о качественных особенностях исследуемого психического явления или выявления этих показателей в процессе анализа фактического материала (например, исследование мышления на материале усвоения понятий учащимися разного возраста или в различных условиях обучения). Далее следует выбрать показатели, которые будут использованы для характеристики качественных особенностей овладения понятиями. В приведенном примере качественными показателями могут быть: полнота выделения признаков, степень их существенности, характер взаимосвязи между признаками и понятиями, оперирование ими в различных ситуациях и т. д.
Чаще всего качественная обработка материалов исследования дополняется количественной, позволяющей определить и доказать типичность найденного качества.

Количественная обработка исследований результатов производится на основе широко используемых в науке математических методов, таких как методы вариационной статистики (позволяют установить среднее количественное значение показателей, степень разнообразия и расхождения данных, наличие или отсутствие связи между рядами психических явлений), статистические методы для установления достоверности результатов исследования (позволяют судить о типичности различий тех или иных показателей, их надежности, о необходимом количестве испытуемых и т. д.).

Для обработки результатов психологических исследований также используются:
-альтернативныйметод;
-дисперсионный метод;
-корреляционный метод;
-метод факторного анализов.

Альтернативный метод- это выражение в количественных показателях исследуемых признаков, свойств и качеств психических явлений.
Альтернативный метод или анализ позволяет выявить наличие тех или иных качеств, признаков у испытуемых.
Из количественных показателей чаще всего используются:
- показатели структуры (выраженное в процентах отношение между частью и целым)
- показатели соотношения (выраженное в процентах отношение между частями целого).

Дисперсионныйметод- состоит в оценке факторов, влияющих на изучаемый признак, и определении меры влияния каждого из них.
Оказывающий помощь человек страдающему душевным недугом сам устанавливает круг тех факторов, воздействие которых на изучаемый признак необходимо проверить.
Величина дисперсии является мерой, характеризующей степень разнообразия влияний того или иного фактора на изучаемый признак.

Корреляционныйметод позволяет установить степень взаимосвязи признаков психических явлений.
Корреляционный метод осуществляется лишь в том случае, когда подразумевается влияние на психические процессы не только исследуемого фактора, но и других факторов.
 Корреляционная зависимость строится на принципе многозначности (при изменении значения одного признака другие признаки будут принимать различные значения).
Величину корреляционной зависимости определяют вычислением различных коэффициентов, которые позволяют количественно выразить степень взаимосвязи между психическими явлениями (при коэффициенте 0,3-0,5 - связь выражена умеренно; 0,5-0,7 - связь значительная; 0,7-0,9 - связь выражена сильно).

Факторный методпроводится на основе корреляционных матриц, обработка которых осуществляется с помощью специальных компьютерных программ. Он позволяет установить число зависимых и независимых факторов, вес факторов в группе и выявить неизвестные факторы, влияние которых сказывается на изучаемом явлении.

Заключение

В заключение данной темы хотелось бы добавить, что психология является бесконечно многообразной наукой, в которой с каждым годом появляются всё новые и новые направления.

 Ко всему прочему сложность изучения психических, психологических и социальных факторов индивидуума и различных сообществ заключается в том, что каждая отдельная личность не похожа на другую.

Различие между индивидуумами можно сравнить с отпечатками пальцев.  На планете Земля не существует людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так и в психологии не существует людей одинаково думающих.

А поэтому в каждом конкретном случае необходимо применять различные методологические методы познания человека, личности   и сообщества, а также в каждом конкретном случае необходимо понимать, что для обработки полученных данных необходимо пользоваться всеми возможными и доступными методами исследования для получения более полного и качественного результата по конкретному направлению.