Граф Бенкендорф Александр Христофорович

Надежда Секретарева
    Граф Бенкендорф , известен в пушкинистике, как злейший и лютейший враг Пушкина Александра Сергеевича. А был ли он в действительности его врагом? Он не был его другом, это точно, но и врагом вряд ли был в силу своих служебных обязанностей.

    Военный генерал, министр, состоявший в близком окружении Императора, он сопровождал Царя в поездках в его карете. После смерти царь установил его бюст
в своем кабинете. Ожидать от такого человека личной вражды к поэту, по меньшей мере, не логично - только служебные отношения, только на благо государственного устройства, то есть самодержавия.

    За десять лет надзора они написали друг другу множество писем, провели много часов за беседой и привыкли друг к другу.

Бенкендорф Пушкину:" Мои добрые советы способны удержать вас от ложных шагов, какие вы часто делали, не спрашивая моего мнения."

Пушкин Бенкендорфу:" Мой генерал! Если до настоящего времени я не впал в немилость, то обязан этим не знанию своих прав и обязанностей, но единственно вашей личной ко мне благосклонности. Но если вы завтра не будете больше министром, послезавтра меня упрячут".
     "Осыпанный милостями Его Величества, к вам, граф, должен я обратиться, чтобы поблагодарить за участие, которое вам было угодно проявлять ко мне."
      "Я, совестясь беспокоить поминутно Его Величество, раза два обратился к вашему покровительству, когда цензура недоумевала, и имела счастие найти в вас более снисходительности, нежели в ней"

     По просьбе Пушкина через Бенкендорфа была назначена пенсия вдове генерала Раевского.
     По ходатайству Пушкина была отпечатана в типографии Третьего отделения
мистерия "Ижорский" , автор которой государственный преступник - Кюхельбекер.

     Графу Бенкендорфу ставят в вину гибель поэта на дуэли, хорош надзор, нечего сказать. А мог ли он предотвратить, расстроить дуэль? Нет не мог.
      Дуэль стала неожиданностью для друзей и приятелей Пушкина. Дантес женился "на ручке от метлы" - чего же боле... Бенкендорф присутствовал на аудиенции и знал, что Пушкин дал слово не драться ни под каким предлогом.
      Воспоминания неизвестно от кого о том, что Бенкендорф послал жандармов по совету княгини Белосельской-Белозерской в другую сторону от настоящей дуэли мало убедительны, уже по одному тому, что трудно представить министра, держащего совет
с дамами по вопросам служебной деятельности государственного значения. Ему не были нужны  ни смерть национального гениального поэта, ни международный скандал с выдворением Дантеса и голландского дипломата. Кто? Кто мог донести о времени и месте дуэли, если об этом знали Пушкин, Дантес, дАршиак и Данзас, да, Геккерн прислал карету к месту дуэли, мог бы посадить в нее парочку жандармов и дуэль была бы остановлена.
      

      Дуэль случилась. Роковые страсти, дурацкие сплетни, пламенный характер поэта и судьба