Аллочка

Ольга Кореневская
То, что вы прочитаете, мне знакомо по рассказам-новеллам Доры Михайловны Ширази, которая подарила мне свою тетрадь с этими новеллами, которые, возможно, со временем, опубликую. Девичья фамилия Доры Михайловны не всплывает, но история её жизни - из первых уст.

Савина Татьяна Михайловна, прежде директор музея истории РИСИ,  давно хотела привести меня в её дом и это произошло однажды. Впервые открыв её дверь в коммунальной квартире, что сразу слева, от входной, я увидела далеко у окна, в глубине комнаты, трепетное, милое  создание, божий одуванчик...  Её можно было назвать только какими-то удивительными эпититами, которые не имеют отношение к старчеству. Радость и творческий мир присутствовали в её облике...

Татьяна Михайловна ещё не успела представить меня, а Дора Михайловна, словно вспыхнув, вскрикнула, как раненая птица,  всплеснув руками: "Аллочка!.."

Татьяна Михайловна, второпях,  пояснила Доре Михайловне: "Это Оля, о которой я Вам рассказывала, Дора Михайловна". Мне же она сказала: " Это её дочь звали Аллочка. Она в тебе её образ увидела."

Аллочка погибла восемнадцатилетней. В партизанском отряде Югова была и воевала, когда Ростов-на-Дону был захвачен фашистами.

Так вот, эта самая Аллочка была соитием еврейской и иранской крови (что обо мне не скажешь). Но, судя по фотографиям, тоже круглолицая, а в чертах лица  и у неё, и у меня, действительно, есть что-то общее. Искренность и некая наивность сердечная Доры Михайловны, сразу тронули моё сердце. Она в мельчайших подробностях рассказала мне о своей дочери, которая, зная несколько языков, заговорила на иранском, когда вели её на расстрел. Её артистизм возымел действие - конвоир отпустил, поверив её речам на русском и иранском.

"Хада Хаа Фес!", - говорила Дора Михайловна, что значит: "Храни тебя Бог!" Так приветствуют и прощаются иранцы.

Так же, или сокращённо "Хада Фес!..", шептала, наверное, Аллочка, когда воевала в числе тринадцати партизан против трёхсот фашистов, которые её смертельно ранили и притащили умирать посреди ближайшей  деревни, прямо на земле, под палящим солнцем, согнав местных жителей смотреть...

Царствие ей Небесное!.. ;

p.s. Здесь пока не снимок Аллочки, а Доры Михайловны, её мамы, который она мне выслала в письме. Найдётся нужный снимок, сменю. А Дора Михайловна на моём рисунке, простым карандашом, без очков, намного нежнее и, действительно, "Божий одуванчик". Рисунок был в простом, традиционном альбоме для рисования. Там были и другие портреты - Олега Лыкова, друга Василия, моего первого мужа (Царствие ему небесное!) и Светы Божко (студентки РИСИ) и т.д. Время распоряжается по-своему, что-то оставляя в памяти, или находя для многого иных хозяев.