Переписка Достоевского и Толстого 8

Андрей Витальевич Миронов
А.В. Миронов

Не отправленная переписка Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
(Серия: Не избранное и неизданное)


* * *

Письмо неизвестного Ф.М. Достоевскому о графе Л.Н. Толстом

Милостивый государь, Федор Михайлович!
События последних дней и травля развязанная против Вас лично, вынуждает меня взяться за перо. Будучи посторонним наблюдателем, полагаю, что автор имеет право высказывать мысли всецело отрицательные. Этим он добивается не пропаганды разрушения, и не столько осуждения, сколько вызывает задумчивость читателя. Надеюсь, мои наивные мысли ни сколько не препятствуют дальнейшему чтению сего письма.

Изобретенный и опробованный гр. Львом Толстым телескопический микроскоп легко позволяет раздуть из мухи не просто слона, а чудовищного Левиафана из Библии. Собственно так и поступает гр. Толстой в отношении Православной Матери Церкви. Его не устраивает наличествующий перевод Священного Писания. И вот вооруженный собственным изобретением он бесстрашно бросается на Священные Писания древних иудеев, которые и для нас являются Священными. Но поставленная задача далека от изучения Библии, и не служит лучшему ее пониманию, задача, поставленная гр. Толстым, совершенно однозначна – найти сознательные искажения текста. И вот не найдя значительных расхождений он не отказывается от собственной гипотезы, а напротив продолжает со все возрастающим упорством ее развивать.

И не смотря на то, что решение проблемы перевода лежит рядом, его сиятельство Лев Толстой, не обращает внимания на «Септуагинту», изданную в России, специально для поддержки единоверцев в Греции! Потраченные им годы на разные формы борьбы, оказались удивительно бесплодными. Даже в славянском переводе можно найти опровержения той цензуре «Евангелия», с которой выступил граф Толстой. Например, приписывание им переписчику ошибку в словах Спасителя: «Не мир я принес Вам, но меч». Подтверждает пророка Иоиля: «Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши – на копья» [Иоил. 3:10].

Не могу не посочувствовать графине Софье Андреевне Толстой. Когда в семье заводится «праведник» остальные ее члены закономерно становятся мучениками. В семье, где царят мир и согласие жизнь пролетает словно миг и с ней не хочется расставаться.  В семье, где все несчастливы по-разному, надо пригласить в гости графа Толстого и все образуется само собою. К сожалению, его потом выгнать не возможно, знаю по собственному печальному опыту и по рассказу И.С. Тургенева. Зато теперь едва наметится ссора, мы говорим друг другу: «А не позвать ли нам графа Толстого» и все дружно начинают уступать другим в их человеческих просьбах.

Фонд Достоевского, Национальный архив Баден-Бадена, корзина 12, опись 73. Листы 37-41.