Реформа военной медицины. 3. Изменений к лучшему..

Валерий Русаловский
В основу материала положена деятельность Главного военно-морского  госпиталя Балтийского флота и его Лечебно-диагностического центра в Калининграде, а также других военно-медицинских учреждений на территории эксклавного региона.



                РЕФОРМА ВОЕННОЙ МЕДИЦИНЫ
                (продолжение)


3. Изменений к лучшему не предвидится.
Сегодня это уже избитая тема, но обойти её ни как нельзя, потому что в военной медицине ничего не меняется к лучшему, особенно на периферии, где она находится на уровне семидесятых годов минувшего столетия. Усилия здесь сведены лишь к тому, чтобы до конца выжать всё возможное и невозможное из того, что ещё дышит, работает и даёт хотя бы какой-то результат, даже если он будет ниже самих затрат. 

Под этим «прессом» в первую очередь находятся сами медицинские работники, а потом уже и их пациенты и так это колесо крутится изо дня в день, выдавая «на-гора» статистику, далёкую в реалиях от позитивных тенденций на улучшение самой системы врачевания. Надо надеяться, что там всё выглядит более или менее сносно, ведь «красиво писать» и докладывать у нас ещё не разучились. А вот умело созидать не каждому будет под силу, отсюда и властвует примитив и безнадёга.   

Забегая вперёд, необходимо сказать о том, что упрёк в первую очередь нужно сделать вышестоящим структурам, и прежде всего, «Главному военно-медицинскому управлению» и самому «Министерству обороны». Это будет вполне справедливо, ведь вопросы обустройства, строительства новых медицинских учреждений и насыщение их современным оборудованием - это не только их компетенция, но и прямая служебная обязанность.

Более того, за всем этим встаёт главный вопрос - это кадры и поучать тех, кто находится внизу, «мол, работайте с людьми и создавайте в коллективах благоприятный климат» не всегда резонно. Ведь вполне очевидно, что в военную медицину сегодня не идут, а наоборот бегут из неё. Причина опять же понятна и находится на поверхности - это непродуманные штаты, примитивные условия труда и низкая заработная плата.

Всё это в совокупности уже не способно конкурировать с аналогичными учреждениями на рынке медицинских услуг. Естественно, что в учёт надо брать не только городские больницы, но и частные клиники. Они  тоже являются равноправными участниками рынка, и специалисты, как правило, «перетекают» именно туда. Так вот эти сложные проблемы так же  надобно решать «Главному военно-медицинскому управлению» в рамках «Министерства обороны», создавая для своих подопечных на местах равные условия в этой конкурентной борьбе.

И если из года в год на этом поприще ничего «не производится», а наоборот, идёт «регресс» и страдают люди, то самое время этим вопросом заняться «Главной военной прокуратуре», и помочь сдвинуть эту проблему с места. Однако начинать надо с самого верха, т.к. распределение всех ресурсов на решение данных проблем находится именно в столичных кабинетах, куда тамошним «ходокам» дорога напрочь закрыта.

Ну а надеяться на местных прокуроров, которых медицинские начальники сами «водят за руку» по лечебным кабинетам, так же бессмысленно, как и уповать на внутренние резервы медицинских учреждений, которые уже давно исчерпаны. Сегодня нужна активная и действенная помощь периферии сверху, и от этого не надо открещиваться, ссылаясь на трудности момента, или бесконечно обещать, абстрагируясь от реальных дел. Конечно, и к «низам» это тоже в полной мере относится, даже больше того, уповать только на трудности не пристало.   
*     *      *
У людей сегодня сложилось мнение, если чиновник сидит «наверху», то он обязательно должен быть разумным и честным, поэтому верить  ему уже можно на слово. Вот именно, по этой самой причине «оптимизация» здравоохранения ничего кроме неприятностей и неудобств нам не принесла.

Ситуация лишь усугубилась, а допуск к медицинским услугам стал  более ограниченным, а порою и просто выборочным. Власть делает вид, что  не понимает, что происходит. Но вполне очевидно, что нас потихоньку вытесняют в платную медицину, которая с её же подачи и поддержки  бурно идёт в рост. Отсюда и сокращение младшего медперсонала в государственных учреждениях более чем на треть, а врачей чуть более  процента. Понятно, что часть из них уже ушла в частные клиники, а другая там просто подрабатывает, насилуя своё здоровье и снижая тем самым качество услуг.

Естественно, что результат от подобных комбинаций не более чем сомнительный. Так, по словам нового Министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко из-за ошибок и непрофессионализма врачей в год гибнет 70 тысяч человек. Страшная цифра, от неё даже холодок бежит по спине. Получается, что российская медицина страшнее любого вируса!? Самое странное, что это сообщение не «возбудило» ни Генеральную прокуратуру, ни Следственный комитет и по этому поводу не был экстренно созван Совет безопасности России, чтобы дать оценку и отвести очевидную угрозу от граждан страны.

Самое время выпускать на телеэкраны «заступника» эскулапов  детского доктора Рошаля, который ещё недавно заверял, что медицинское сообщество само разберётся с каждым нарушителем клятвы Гиппократа персонально. Вот только не надо их беспокоить следственными и судебными разбирательствами, а то гляди и совсем перестанут работать.

Странная позиция. Получается так, что сотрудник, сделавший врачебную  ошибку неподсуден!? А вот водителя или строителя, допустившего профессиональную оплошность, надо обязательно судить, да ещё и в назидание помытарить в камере предварительного заключения. Может тогда уже пора выписывать чужеземных лекарей или привлекать шаманов и гадалок, пусть с «астралом» работают, исцеляя не только наше тело, но и души.

Ничего не скажешь, ведь пути Господни неисповедимы, а вот людские вполне предсказуемые и приходит время, когда мы обращаемся за помощью не только к Богу, но и земным целителям – врачам, хотя  порою поругиваем их. Благо, им есть чем ответить, ведь они хорошо умеют смотреть на своего пациента «поверх головы»,  поди потом разберись, лечит он тебя или просто «отбывает» свой номер. Ведь доказать обратное практически невозможно, да и заниматься этим никто не станет.

А ведь медицинское сообщество, действительно, одно из самых коррумпированных. Хотя рядовым специалистам приходится порою тянуть по 1,5-2 ставки, или работать на двух-трёх работах. Вот этим и следовало бы заняться славному доктору Рошалю, как завсегдатаю публичных, правительственных и общественных «тусовок». Оттуда-то власти его уж точно услышат, чего здесь кривить душой.

4. Реалии нынешнего дня.
В предыдущих главах (20-21.08.2018) уже было сказано о том, как недоброжелательно относятся к ветеранам и членам их семей в военных поликлиниках самого западного региона. Ничем не лучше этот вопрос обстоит и в Главном госпитале Балтийского флота, куда входят эти самые поликлиники. Здесь так же под разными предлогами от них пытаются откреститься, даже если у вас есть направление на госпитализацию из поликлиники с отметкой «немедленно».

Судьбу больного теперь будет решать прижившийся в госпитальном кресле «хамоватый» начальник отделения. Нет, он не удосужится связаться с лечащим врачом, выписавшим направление, а будет «мурыжить» больного, унижая его честь и достоинство, пока тот сам не откажется от госпитализации или согласится на иной вариант. Выход здесь только один -  подобные отказы необходимо фиксировать под роспись врача на бланке направления и затем передавать их в военную прокуратуру. Это для того, чтобы не оставить выбора  недобросовестному специалисту, лечить вас или не лечить?

Ведь оправданием хамству будет служить уже устоявшееся в сознании руководства то, что он «хороший и незаменимый специалист». Хотя за подобными действиями может скрываться нежелание такого «мастера» выполнять свои функциональные обязанности, но это уже никого не волнует. Одним словом, чем меньше больных, тем меньше забот, на зарплате это точно не сказывается. 

Конечно, у таких врачей не только лечиться, но и контактировать с ними неприятно, но и эту боль приходится терпеть. Неужели не ясно, что врач - это «ангел-целитель» для своих пациентов. В тебя верят и тебе доверяют, поэтому хочешь ты или не хочешь, а надо оправдывать это доверие. Если не можешь – уходи, не мучай себя и других, даже если ты и хороший специалист, поскольку ваша профессия - это чьё-то здоровье и благополучие целой семьи.
*     *      *
Конец года госпиталь забит новобранцами, которых уже после призыва повторно обследуют на предмет годности к несению военной службы, а иных просто положили на  «откорм», наверное, для того, чтобы не сдуло с палубы ветром. Странное дело! А как же их тогда вообще призывали на службу, почему они нуждаются ещё в дополнительной реабилитации!?

После нового года уже введён сезонный карантин, и госпиталь снова забит простудными больными. Это опять те же самые молодые солдаты-новобранцы. Размещают их в разных отделениях по 20 человек в палате  на 40-ка квадратах и менее, поэтому кровати здесь стоят в два яруса.

В палате для офицеров аналогичной площади размещено по восемь человек. Здесь тоже используются кованные «функциональные» кровати, приспособленные на все случаи жизни. Вместо панцирной сетки продольные металлические полосы, их не продавишь при любом желании. Одна из них «поперечная»  проходит прямо на уровне поясницы, оттого кажется, что она давит на позвоночник снизу, вызывая тупую боль.   

Понятно, что лежать на них невозможно. Не спасают даже два матраса, правда, которые, скорее всего, уже  трижды списаны, обветшали до такой степени, что больше похожи на покрывала. Поэтому, сюда несут с собой даже надувные матрасы и ортопедические резиновые подушки, так как госпитальные держатся только за счёт наволочки, поэтому её одной явно  недостаточно.

На этом испытание для больных не заканчивается. Несмотря на плюсовую погоду на улице температура в палатах держится на уровне 26-28 градусов по Цельсию. Спать в таких условиях невозможно, дышать тоже нечем. Здесь же в палатах больным ставят капельницы по четыре и более в течение одного времени.

Одним словом, созданы все условия для мутации и эволюции вирусов и микробов в камерных условиях, а «подопытного материала», в число которого входит и медперсонал, для этого более чем достаточно. Ну а если вам не нравится этот «сервис» - лечитесь тогда в стационаре.

Но и со стационаром, приписанным к поликлинике, дела обстоят не лучшим образом, не зря его в народе прозвали недобрым словом. Расположенный в подвальном помещении, он действительно, не соответствует своему предназначению ни по емкости, ни по санитарным показателям, тем не менее, «успешно» функционирует. Хотя нет проблем оборудовать его отдельно от поликлиники - в свободном от эксплуатации здании на солнечной стороне. Но, здесь тоже не всё так просто. На это явно не хватает средств. На «искандеры» и церкви с куполами есть, а вот на «страждущих» как раз и нет.

В связи с этим, уже давно вынашивается «благодатное» желание построить «многофункциональную» военную поликлинику с дневным стационаром и оснастить её современным медицинским оборудованием. Борьба за эту идею идёт ещё с конца девяностых, но безуспешно, всё гаснет «наверху», хотя, ранее она уже была включена в Федеральную программу, но что-то и там не срослось. 

Однако командование Балтийским флотом тогда пыталось упростить ситуацию, а точнее отреставрировать старое здание и перетянуть туда поношенное оборудование и имущество из действующих поликлиник. Конечно, такой подход не решил бы проблему улучшения качества обслуживания больных. Тем не менее, идея строительства «многофункциональной поликлиники»  опять набирает силу, а точнее сами обстоятельства заставляют об этом думать, и беспокоить как флотских медиков, так и ветеранов военной службы.

Значит, опять встаёт вопрос, как реализовать это желание в полной мере!? Как донести эту идею до вершины властной пирамиды, ведь на этом пути опять встанет не только командование Балтийским флотом, но и Западного военного округа, а затем и Главное военно-медицинское  управление. Ну, а это означает лишь то, что будут созданы все предпосылки, для того, чтобы замотать эту тему или погасить её в зародыше.

Остаётся только один выход, напрямую обратиться к Министру обороны Сергею Шойгу, представив ему хотя бы «меморандум» проекта. По крайней мере, он поставит задачу на проработку данного вопроса специалистами, и им ничего не останется, как заняться этим обстоятельно, а не упражняться в отговорках и не производить отписки.

Даже во время войны командующие армиями, представляя своих героев к «Золотой звезде» порою игнорировали командование фронтов и направляли реляции сразу Министру обороны - Верховному Главнокомандующему Сталину. Делалось это потому, чтобы избежать бюрократических проволочек, так как забота о людях всегда была главным мерилом их чести.

На самом деле, вопрос действительно серьёзный, так как в капитальном обновлении нуждаются не только поликлиники, но и сам госпиталь с прилегающей к нему территорией, подсобными сооружениями и помещениями.

Ведь сегодня всё держится здесь на «прошлом». Современного медицинского оборудования и инструментария практически нет. А если и есть, то мизер, поэтому возникает необходимость обращаться к другим медицинским учреждениям, в том числе и частным. Одним словом, заскорузлая корпоративность и круговая порука, «денег нет, но вы держитесь», лучше и не придумаешь.  Более того, в чём же реформа военной медицины вам тоже никто не скажет, разве только пофантазирует о будущем.
*     *      *
Ничего особенного, «чудеса» в военной медицине происходят постоянно, и никто за это не несёт ответственности, а в итоге страдают люди, а порою и умирают, если им не оказана своевременная и качественная медицинская помощь.

Всё только упрощается и упрощается. К примеру, после подчинения поликлиники к госпиталю перестали выписывать рецепты на получение бесплатных лекарственных средств. Хотя, если говорить откровенно, то хороших лекарств и не было, а только самые дешевые, а значит и самые примитивные, поэтому врачи рекомендуют покупать в коммерческих аптеках, которые реализуют их по «космическим» ценам. Случается, что необходимых для лечения препаратов не бывает и в самом госпитале, но это уже давно стало нормой.

По просьбе пациентов ещё выписываются рецепты для польских аптек, где лекарства более качественные и по цене примерно в два-три раза ниже, чем в славном Отечестве. Кстати, здесь дорогие медикаменты, выписанные польским врачом для своих граждан, продаются по существенной скидке. Стоит ещё заметить, что Польша не имеет своего газа и нефти, а всё это покупает извне, в том числе и у России.

Новшеством в госпитале и поликлиниках также стали спаренные металлические кресла-полуфабрикаты, непригодные к применению в медицинских учреждениях, без обшитых защитной утеплительной тканью сидений и спинок. Кстати, у начальников стоят только кожаные дорогие кресла с высокой спинкой.  Полуфабрикаты здесь не практикуются, скорее всего от того, что не позволяет сам статус седоков.

Интересно, какова роль во всем этом «Главного военно-медицинского управления?» Сколько под его вывеской довольствуется? Может быть в рамках «оптимизации» их тоже надо присоединить к Минздраву в качестве «филиала», гляди, и ускорение появится, а вместе с ним и вырастет эффективность труда.

P.S.
Пока данный материал готовился к публикации, в Калининградских СМИ появилось сообщение о том, что на территории Главного военно-морского госпиталя в Калининграде началось строительство нового корпуса. Эту новость, 27 марта 2020 года, под девизом «Дать бой короновирусу!»,  подтвердили и представители Министерства обороны.

Согласно открытым данным, в марте 2020 года Правительство РФ поручило Минобороны построить в разных регионах 16 инфекционных центров на базе модульных быстровозводимых конструкций для лечения военнослужащих. На это из резервного фонда выделено 8,8 миллиардов рублей.


Продолжение следует…