Рекламный измор

Виктор Андрусов
                Реклама  кормит,  реклама  -  мама,
         Для   СМИ  даёт  деньжат   немало,
         А  нас  она  реально   забодала,
           Умучила,  надула,   обобрала. . .   
            
         Сегодня,  признаться,   я  в  таком состоянии,  что  не  могу  не  писать  и,  вообще  говоря, жить спокойно.  Только  включу  телевизор  – тут  же получаю дозу  осточертевшей,   изматывающей  душу  рек – ла -  мы.   На   неё,   зануду,   у  меня   не  то,  что  зуб,  клык   вырос   огромный. .  .  Ну,  скажите, как  можно терпеть  каждый день льющийся с телеэкрана  понос  назойливо  повторяющихся  видеосюжетов,   внушающих  «купи…,   купи…,   купи…» ?   Идёт   по   существу   массовое   зомбирование.   А  если  вдуматься  в  смысл  рекламных   роликов,  то  они  зачастую  бестолковы,   глупы, нелепы,  несуразны,   а   подчас  пошлы,  не  этичны.
         
         Что и говорить,  НАС  УГНЕТАЕТ  И  СТАЛА  НЕНАВИСТНОЙ   ТЕЛЕРЕКЛАМА,    насыщенная  изобразительными  и звуковыми эффектами  с  умопомрачительными   языковыми   ляпами.  Вот  где    некошеное  поле  словесных   сорняков,   нарушений  норм  и  правил  великого  русского  языка!          
         
         Взять к примеру сцену из телерекламы колбасы:  по полю  едут на  задрипанных  тарантасах  бородатые мужики. . .  За  воспроизводимыми  кадрами слышится зычный, басовитый голос:  «Па-па  е-дет   до-мой!  Затем:  «Папа  может!» - показывается картинка колбасы  и раздаётся  крик:  «Это наша еда! Она  даёт  нам  силы!».  *Данная   реклама построена на устрашении,  давлении на психику людей громким  голосом,   что  является  элементом   гипноза.  На самом деле колбаса «Папа может» такая же  безвкусная, как  и  многие  сорта  варёных  колбас,  в которых почти нет натурального мяса.   Одно  отличие -  стоит  она  дороже.
         
         Примером рекламного бреда и ухищрения  является  часто демонстрируемый ролик  следующего содержания:  двое мужиков в полутёмном помещении.  Первый  под монотонную музыку и пугливые вскрики швыряет какой-то тяжёлый предмет – отваливается  голова у скульптуры.  Другой субъект появляется на экране с огромной  кувалдой в руках. Потом оба садятся.  В этот момент, фонариком мигая по стенам, забегают неизвестные, спрашивают: «Кто вы такие?!» Слышится ответ:  «Ветеринары. Приехали к  тигру».  Те, что с фонариком, сразу исчезают.  А оставшиеся  в  комнате верзилы распечатывают плитку, похожую на шоколадную, отламывают доли, начинают их  с жадностью  пожирать.  За  кадрами  громкий голос:  «Есть перерыв  -  есть  «Киткат»!  *Пустозвонная  реклама !  Купил. Попробовал. Выбросил  на  помойку.
         
         Что же из себя представляет этот  молочный шоколад  «KitКат»?  Его состав:  «сахар,  масло какао, сухое молоко,  мука пшеничная (содержит глютен), какао тёртое, жир специального назначения (масло пальмовое),  эмульгатор (лецитин соевый), сыворотка молочная сухая, ароматизаторы, какао-порошок с пониженным содержанием жира, вещество для обработки муки (сульфат кальция), соль, разрыхлитель (гидрокарбонат натрия). Продукт может содержать  орехи, арахис  и  яичный  белок».   * Последнее предложение выделено крупным жирным шрифтом. Рекламодатель  надеется этим  привлечь покупателя. Но тех,  кто заботится о своём здоровье,  не проведёшь. С помощью лупы они прочитают напечатанный мельчайшим шрифтом  состав «КitКат»,  махнут рукой  и  не  купят  сей паршивый  «шоко –лад».   А если поленятся прочитать?. . .  Таких простаков гораздо больше. Вот и сметают  с  полок  магазинов  некачественные   продукты   доверчивые   граждане,  ориентируясь  лишь  на  красивую  упаковку.
         
         У рекламодателей  за бумажной  мишурой, за словесной шелухой  скрывается сознательная, коварная  цель -  заманить,  принудить и облапошить покупателя.  Так, однажды  я  поддался  на телерекламу  медицинского центра «Медикал Он Груп». Почему  меня не остановило это заумное,  странное   название? Видно,   показались  симпатичными,  гипнотически  действующие  слова  телевизионного рекламного агента: «ПРОСТО ПОЗВОНИ». Позвонил. Меня осыпали чарующими словами.  Ласково  пригласили  на  приём.  С  трудом  нашёл  сей загадочный медцентр,  проехав  немалое  расстояние,  а  потом,  хромая,   прошёл  пешком  километра  два по узким,  пригородным  улочкам.  Нашёл,  пришёл  и  с порога  выложил,  как  и  другие  посетители,  тысчонку  –  только за первый  приём.   На  следующий  раз  пойти в этот  самый  «Меди-Кал…»  -  желание отпало.  Вы меня поймёте. Всё решают там  немалые  деньги.  И  важная  роль  в  этом  плутовстве  -  шаблонные  слова-сюсюканья,   с   помощью  которых  измором  людей  обогащаются   владельцы  подобных  заведений.
         
         Реклама  частенько  вводит людей в заблуждение - убедился на собственном опыте.  Хорошо, что  на  «лентяйке»  телевизора  имеется  кнопка  выключения  звука.  Но иногда ведь  не успеваешь её нажать и тогда (о, беда!) злосчастный  кусок рекламы невольно  залетает тебе  в голову  и  повисает на мозгах.  Видимо  поэтому  я  стал  замечать  за  собой  странные  галлюцинации.  Как только проснусь    -  тут же на ум приходят прозвучавшие вчера  рекламные  слоганы. Например: «Дексалгин 25 - острую боль надо побеждать», «Пельмени Мироторг – пельмени  из  настоящего  мяса», «Раствор   экзодерил   – грибок   под   прицелом»   и    т. п.   
         
         А вот реклама  «Стиральная машина «Ретона» нужна в каждом доме»  -  меня так  достала, так поверил ей, что не выдержал и  сделал заказ.  Машину в мизерной  коробочке  через неделю привезли и с порога  потребовали 3000 р.  (за товар) + 400 р. (за доставку).   Не хило, правда?!  Но пришлось отстегнуть. . .  А  вскоре  очень  пожалеть. Честно говоря,  д о с т о и н с т в   «Ретоны»,  так  напористо восхваляемых  рекламой,  члены моей  семьи  пока  что  не  ощутили. 
         
         Живя в стране с рыночной экономикой, мы, образно говоря,   в обнимку  с  рекламой  вынуждены  и  вставать,   и  засыпать. Для новых  хозяев заводов, газет и пароходов она, конечно, – двигатель торговли,  способ  продвижения товаров  на  продажу, средство обогащения. Для нас  же,  простых тружеников  и пенсионеров,  реклама  -  это давление  на  психику, нервотрёпка,  окончательный подрыв  нашего  здоровья.  Так  можно ли обуздать  или  хотя  бы  упорядочить   рекламный  бизнес?
         
         Нас призван защищать  Закон  Российской  Федерации  от  13 марта  2006  года «О  рекламе». А  защищает  ли ? Процитирую  одно  из  важных  положений:
         
         «Целями настоящего Федерального Закона является защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, способной ввести в заблуждение, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной нанести ущерб здоровью граждан или юридических лиц, окружающей среде, чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы,  принципы  гуманности  и  морали».
         
         Сразу замечу, что данные требования Закона не соблюдаются средствами массовой информации,  о чём  свидетельствуют хотя бы  приведённые мной примеры.  Именно поэтому  юристы, политологи и даже  депутаты  Государственной думы, например,  Владимир Жириновский, считают, что действующий  Закон «О рекламе»  следует  доработать   и   дополнить  в  соответствии  с  реалиями  времени.      
         
         Так, в статье № 8 «Неэтичная реклама» не содержится даже упоминания о зрительной и звуковой рекламе, дискредитирующей людей с определёнными заболеваниями (псориаз, импотенция, ожирение).  И такие рекламные выражения как  «Опять  перхоть» или  «Запах  пота»  оскорбляют чувства людей, вызывают у них комплекс неполноценности.  И  согласитесь это замечание верное. Каждый день в рекламе звучат всё новые и  новые постыдные слова и выражения, граничащие  порой  с  криминальным  сленгом.   
         
         А возьмите детскую тематику. Не соблюдается статья № 20 Закона «О рекламе», регламентирующая время выхода в эфир определённых видеосюжетов в вечерние часы и нет исключения для  роликов, которые размещаются в детских программах.  Подростки, как губка впитывают, запоминают рекламные объявления всяких  предназначенных для  них  продуктов. А потом  капризничают, настойчиво требуют  их покупки  от родителей. Получается, что реклама  воспитывает потребительские запросы, формирует у детей  нездоровые  идеалы,  систему  ценностей.  Разве  такое   допустимо ?!
         
         Рекламные слоганы  очень быстро входят в любимые  высказывания молодёжи. Например: «Оттянись со вкусом», «Такая прикольная!», «Не дай себе засохнуть» и другие.  С  подобным явлением тоже надо как-то бороться. Хотя, как мне кажется, это невозможно.  Ведь зачастую происходит наоборот:  зарождающиеся  в  молодёжной среде, на  тусовках  пошлые словечки, в том числе и «ниже пояса»,  копируются и размножаются   "рекламо-давателями" среди нас  "рекламо-взятелей".  Отсюда в рекламу  просачиваются такие выражения  как :  «Точно  дам» (реклама на цветочном магазине),  «Сосу  за копейки»   (реклама на пылесос)  и  прочие.
       
         Реклама, образно говоря, кормящая  мама для всех  средств  массовой  информации.  Меня нервирует ситуация, когда ведущие какой-либо телепередачи вдруг решительно прерывают её на рекламную паузу. Как же незыблемо стоят они на страже эфирного времени, выделяемого  на рекламу -  это ведь чистая, почти не требующая усилий  прибыль  телеканала. Грех её упустить. Исчисляется  эта прибыль в огромных размерах. Так,   для  покупки только лишь  одной минуты рекламного времени на таких федеральных каналах, как «1»  или «Россия 1», следует выделить сумму  в  5000 долларов,  на СТС  - 1500 долларов  (данные  взяты из интернета).  Стоимость  эфирного времени может расти, ведь реклама развивается как отдельный вид искусства.  Делаются своего рода рекламные  телеспектакли.  Мне нравится в этом отношении видеореклама  Российского аэрофлота.  Гордостью за страну наполняется душа, когда на экране  строй  чётко, грациозно  шагающих под музыку  красавиц-стюардесс, других симпатичных  персон  лётного экипажа.  Подобные чудесные ролики  очень редки  на  телеэкране.  А  как  бы   хотелось. . .
         
         Подведу итог своим размышлениям над рекламой. Согласен: она играет определённую полезную роль в торговле.  Помогает людям разобраться  в многообразии товаров и услуг.  Однако, реклама сегодня слишком навязчива,  надоедлива,  бестолкова,  нередко  лжива  и  глупа.  Происходит так,   полагаю,  из-за  того, что ею занимаются  не подготовленные, не обладающие профессиональным опытом  специалисты,  а взятые на работу по блату «сынки, кофейные мальчики и девочки», не имеющие чувства ответственности за родное предприятие или компанию. К   тому же  у них   явно  отсутствует  художественный  и  эстетический  вкус.
         
         Нам  же,  трезвомыслящим покупателям,  не  следует   принимать за чистую  монету всё, что  обрушивают  на  наши головы  рекламодатели,  берущие  нас  на  измор,  ради  того, чтобы  обхитрить,  облапошить,  объегорить, оболванить, обжулить, замордовать, обвести вокруг пальца, оставить с носом,  втереть очки, взять на пушку,  продать  кота  в  мешке,   всучить  паршивый  товар  или  оказать  скверную  услугу.
       
         НЕ  ПОДДАДИМСЯ  НА ИЗОЩРЁННЫЕ УЛОВКИ,  НЕ  ПРОГНЁМСЯ  ПОД    ПРЕССИНГОМ      РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ !
                *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *
        P.S. Разумеется, не спасуем перед куда более опасной угрозой сегодня — эпидемией коронавируса. Будем серьёзны и взыскательны к себе и окружающим людям  в соблюдении требований по  нераспространению инфекции. Наше старшее поколение пережило такие эпидемии как  холера, чума, малярия, чёрная оспа, свиной грипп  и т. д.    Устоим и мы перед очередной  всемирной   напастью.  Выдержим!   Будем  жить!
                ;;;;;;;;;;;;;;;;;;
                КОММЕНТАРИИ  И  ОТКЛИКИ
       Владимир  Котляров:   Виктор,   конечно же,  та  реклама,   о которой ты ведешь  речь,  ужасно  НАДОЕЛА!   И  создают  ее  тупые  люди!   Нужен  такой  Закон о  рекламе,  который  защитил   бы  людей   от  всяких  идиотов!