Пушкиниана нади рушевой

Наталья Галавтина
Впервые я увидела её рисунки, как ни странно, в нашем выставочном зале, когда они ещё мало кем были востребованы. Первые годы после смерти девочки её довольно молодые родители решили устраивать передвижные выставки рисунков Нади везде, где их принимали. Златоуст оказался одним из тех городов, в котором к выставке отнеслись чутко и с пониманием: посетителей было более чем предостаточно. Тогда меня поразили портрет маленького Сережи Есенина и два рисунка к «Маленькому принцу» Экзюпери. Воспитанная в городе гравюры, я, конечно же, более всего люблю графику. Особенно такую, как у Матисса, Пикассо, Павла Бунина и, конечно же, как у Нади Рушевой…
В 1970 году Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина экспонировал в Москве первую посмертную выставку рисунков Нади Рушевой (девочка погибли от опухоли мозга, не дожив до совершеннолетия).
Что касается её «Пушкинианы», то мы, наверное, обязаны её появлению на свет крупнейшему русскому писателю-пушкинисту А. И. Гессену. Работая над книгой о Пушкине «Жизнь поэта», он задумал проиллюстрировать её рисунками самого Александра Сергеевича. Но когда он дошёл до глав «Детство» и «Лицейский Парнас», выяснилось, что до 20 лет Пушкин не рисовал!
Графика Пушкина замечательна (существует даже книжка-брошюрка с его рисунками «Быстрый карандаш»). Нынешним летом, зайдя в лицей, я решила еще раз убедиться, что все-таки что-то он рисовал? Преподавал искусство изо лицеистам прекрасный учитель рисования С. Г. Чириков. В одной из аудиторий представлены рисунки пушкинских одноклассников: Пущина, Юдина, Малиновского, Бакунина, Корфа, Комовского и других. И только один рисунок Пушкина – «Собака с птичкой»…
Гессен долго искал художника, близкого по стилю к позднему Пушкину-графику, и был очень удивлён, когда таким – оказалась юная девочка. Надя Рушева трепетно отнеслась к заказу и принесла Гессену папку с 70-ю рисунками! Она не стилизовала свои рисунки «под Пушкина», но это было так близко к тому, если б сам поэт в зрелом возрасте задумал запечатлеть графически свои детство, отрочество, юность.
На иллюстрации «Праздник в доме Пушкиных» изображаемая картина веселья делится резко на две части. В центре – величественная и грациозная мать, Надежда Осиповна. За её спиной шалят и резвятся дети. Ближе всех к матери Лёвушка, на стороне которого симпатии родителей и большинства взрослых. Этой группе как бы противопоставляется Саша Пушкин, рядом с которым одна из воспитательниц и строгая бабушка Ганнибал, что с детства пристрастила Пушкина к чтению. Но даже этот контраст двух групп не разрушает картины праздника: изящна поза мальчика Пушкина, как в балете! Улыбка и жест открыты навстречу другим.
Почему-то пушкиноведение старательно обходит тему отношений Пушкина с родителями. Меня, например, всегда потрясает один факт. Как мать и отец могли за ним шпионить и доносить на родного сына в отделение жандармерии во время ссылки поэта в Михайловское? Казалось бы, простить невозможно. Но гений Пушкина не только поэтический, а человеческий: хоронить мать приедут не его брат и сестра, а он. И похоронит её в Михайловском, в своем имении, которое досталось ему в наследство.
Очевидно, что Надя Рушева хорошо знала и изучала все источники, связанные с историей детства и юношества Пушкина. «Я живу жизнью тех, кого я рисую», — призналась однажды девочка. Пушкин был обделён материнской любовью: та больше внимания уделяла двум другим детям (старшей Ольге и самому младшему Лёвушке.) И тогда её юношеская фантазия и любовь к поэту делают невозможное, что нарушает историческую действительность. Хотя бы в своих рисунках она приукрашивает детство поэта, идеализирует отношения в семье. Нет того толстого неповоротливого увальня, читающего всё подряд в домашней библиотеке, малообщительного мальчика, каким, говорят, был Пушкин до лицея или «потомка негров безобразных».
Один из рисунков называется «На руках у Надежды Осиповны». Что-то есть от «Сикстинской мадонны» Рафаэля: там тоже мать, зная участь своего сына (Иисуса), несёт его людям, внимательно всматриваясь в лицо младенца, а его острый взгляд устремлён вперёд. Мать и сын резко контрастируют цветом волос: она – жгучая брюнетка, он – с подчёркнуто светлыми волосами. (Не символ ли будущих разногласий?).
Рисунки Пушкина составляют большую часть его творческого наследия. После 20 лет «молчания», кого только не изобразил его быстрый карандаш. Но нет среди многочисленных портретов только портрета его матери.

Пушкин мать не рисует…
Только няню.
Потом –
декабристов рискует –
и михайловский дом,
Вульфа,
Керн
и Плетнёва,
ветку дуба,
закат…
Кони мчатся –
подковы
(даже слышно!) звенят.
Он в лицействе однако
не любил рисовать:
разве птичку с собакой,
а хотелось бы – мать!
Сколько женских головок,
сколько женских имен!
Ни рисунком, ни словом,
не обмолвится он
лишь о матери…
Нежно
память сердца живет,
только всё же надежды
на любовь не дает.
Ни лицейскому братству,
ни уменью творить,
ни любви юных граций —
нечем ТО заменить.
Никогда не попросит
материнской любви,
но по жизни проносит
то родство по крови.
Пушкин мать не рисует…

А Надя Рушева, несмотря на тяжкий недуг, прожившая счастливое детство, хочет, чтобы герой её рисунков, Саша Пушкин, был лёгок и весел, поэтичен и задумчив, а главное – любим!