Фото: Реликварий с мощами (глава) священномученика Власия, епископа Севастийского.
I.Собор Вознесения Девы Марии в историческом центре Дубровника.
В начале февраля 2020 года автору удалось реализовать давнее желание — побывать на Празднике святого Власия (хорв. Festa Svetog Vlaha, zasyytitnika Dubrovnika), покровителя хорватского портового города Дубровник на берегу Адриатического моря. Автором владела и другая мечта — посетить в городе и знаменитую Сокровищницу (Mocnik, Riznica) в Соборе Вознесения Девы Марии — Кафедральном соборе католической епархии Дубровника.
Современное его здание стоит на месте нескольких предыдущих церквей, самая ранняя из которых относится к VI веку. В XII веке на этом месте была возведена романская церковь, простоявшая пять веков и полностью разрушенная во время катастрофического Дубровницкого землетрясения 1667 года.
В городе рассказывают, что строительство романского собора связывают с легендой об английском короле Ричарде Львиное Сердце. После возвращения из Третьего крестового похода его корабль потерпел в 1192 году крушение и чудом оказался на острове Локрум. Спасенный Ричард Львиное Сердце сделал пожертвования для собора.
Окончание возведения в 1713 году собора по проекту А. Буффалини в стиле итальянского барокко совпало со строительством другой церкви св. Влаха, где ныне хранится позолоченное скульптурное изображение святого Власия работы местных ювелиров.
До начала праздничных торжеств св. Власия в Дубровнике, оставалось несколько дней, поэтому автор поспешил в исторический центр — Старый город, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня трудно себе представить, что в XIX веке положение православных было сложным в Дубровнике, где до 1804 года его гражданами могли быть исключительно католики [1], что отмечали русские путешественники. Некоторые из них не имели возможности поклониться мощам священномученика Власия (хорв.— sv. Vlahо; cв. Влахо), епископа Севастийского († ок. 316).
В Хорватии наиболее cамой распространённой религией является католицизм. В Старом городе Дубровникa существует и единственная православная церковь: на улице "Ulica od Pu;a 8" находится построенный в 1877 году Благовещенский храм, относящийся к Сербской Православной Церкви. В нем не имеется христианских святынь мирового значения, зато в его музее представлены уникальная коллекция ценных и редких икон XV-XIX веков, а также Евангелие на церковно-славянском языке, напечатанное в 1805 году в Москве.
Русским паломникам давно было известно, что часть мощей святого Власия хранится в хорватской провинции Далмация, в Дубровнике, латинское название которого было Рагузий (Рагуза). Впервые Рагузий упомянут в документах первой четверти начала VII века, а славянское название города Дубровник появилось в конце XII-го века, но закрепилось официальными актами только в 1918 году.
II. Ценные святыни Кафедрального собора
Соборная сокровищница представляет коллекцию из более 200 артефактов религиозного искусства, многие из которых имеют значительную культурную и художественную ценность. Коллекция реликвариев из золота, серебра, эмали и драгоценных камней имеет значительную культурную и художественную ценность современного города-музея Дубровника.
Сокровищница представляет собой стилизованный алтарь, оформленный в стиле барокко. Большинство реликвий представлены в специальных витринах. В Сокровищнице хранятся мощи 132 святых. Одной из самых значительных реликвий, установленных в центральной части алтаря, является серебряный с позолотой крест-реликарий с хранящимся в нем фрагментом Святого Креста (хорв.Mocnik-drva sv. Kriza или Relikvijar sv. Kriza).
Часть святого древа можно обозревать через металлическую сетку на стволе реликварии. История происхождения фрагмента древа Святого Креста. На реликварии — рельефные изображения Божией Матери с Богомладенцем, св. Власия, св. первомученика Стефана и святой Марии Магдалины. На обратной стороне реликвария — изображения четырех евангелистов.
Крест-реликварий (высота — 55,5 см; ширина — 45 см) работы дубровницого ювелира Джеролима Матова (Jerolim Matov) датируется 1536 годом. Крест-реликарий происходит из церкви Св. Стефана, находившейся в "Пустирне" (хорв.Pustijerni), одном из кварталов древнего Дубровника. Церковный документов 1493 года сообщает, что в церкви Св. Стефана хранилось собрание из 38 мощей нескольких римских мучеников. Все эти мощи почивали в серебряных реликвариях. В этой же церкви хранились два фрагмента Святого Креста [3]. История церкви Св. Стефана связана с легендой о благочестии "боснийской королевы Маргарет", подарившей мощи св. Иоанна Предтечи и часть своих сбережений для приобретения серебра, из которых ювелиры изготовили реликварии.
В Сокровищнице имеется и великолепный золотой настольный крест с цветной эмалью неизвестного мастера.
Особое место в той же Cокровищнице занимает серебряный реликварий XVI века (хорв."relikvijar Isusove pelenice" ), где на красном бархате лежат пелены (пеленки в форме кокона, т.е. свивальник) Богомладенца Иисуса Христа. Подобные пелены из плотной холщовой ткани сомнительного происхождения демонстрируются и в немецком Ахене [4]. По преданию, дубровницкие и ахенские пелены представляют часть одежды Иосифа Обручника, которому пришлось якобы оторвать часть своей штанины (по другим данным, рукав) для пеленания новорожденного Богомладенца Иисуса [5]. Реликварий в форме ларца со стеклом, изготовлен, вероятно, в Неаполе. По другим данным, он является работой местных ювелиров [6].
Одним из древних артефактов Cокровищницы собора является серебряный реликварий в форме головы (точнее, полусферы. — Примеч. автора) с мощами ("череп") св. мученика Лаврентия Римского (†258). Реликварий высотою 12,5 и диаметром 17 см изготовил мастер немецкого происхождения по имени "Wilhelm" [7]. Надпись на реликварии гласит: "+RELIQUIE SANCI LAVRENTI MAISTER GUILERMVS ME FECIT A. DNI. MCCCXLVIII +". На реликварии имеются четыре серебряных медальона с символами евангелистов. Ранее реликварий находился в цекрви Св. Стефана.
История происхождения мощей святого Лаврентия неизвестна. Согласно преданию, архидиакона Лаврентия, отказавшегося поклониться языческим богам, подвергли жестоким пыткам и заживо изжарили на железной решётке. Слуги подложили под неё горячие угли и рогатинами прижимали тело архидиакона римской христианской общины к раскаленной решетке.
Как известно, честная глава святого Лаврентия, считается одной из самых ценных реликвий. Известно, что "верхняя часть черепа" святого находится в бывшем бенедиктинском монастыре — нынешнем Мюнстере (Muenster) — немецком города Менхенгладбах (Mоеnchengladbach). Другие мощи святого находились в Камальдольской церкви в итальянском городе Фаэнца, что находится примерно в 50 км юго-восточнее Болоньи.
Одной из святынь ризницы Кафедрального собора является романо-византийская икона XII cтолетия. В самом соборе верущие хорваты поклоняются иконе в серебряном окладе "Богоматерь гавани (порта) " (хорв.Gоspа оd Pоrата).
III. Дубровницкие реликварии с мощами св. Власия
Документов и других сведений о времени и обстоятельствах принесения в Дубровник мощей священномученика Власия, епископа Севастийского не имеется. "Православная энциклопедия" (IX том) ничего не сообщает. В христианском мире имеется большое количество мощей святого, что затрудняет их идентификацию.
Известно, что в конце Х века ( после 972 года) в народе покровителем Дубровника стали называть святого Власия, пострадавшего при императоре Лицинии в Севастии Армянской в Каппадокии (ныне — Сивас, Турция). В ряде источников мученическая кончина святого относится ко времени правления Диоклетиана. Во время гонений Власий скрывался в пещере на горе Аргеос. Здесь он подвизался в безмолвии, постничестве и молитве. К нему приходили дикие звери, и Власий исцелял от болезней возложением рук. Дубровницкая легенда свидетельствует о заступничестве святого, предотвратившего захват города венецианским флотом. Однажды во время молитвы святой Власий явился местному канонику по имени Стойко и предупредил его о захватнических планах венецианцев [8]. Защитникам города удалось отвести угрозу венецианцев, и святой Власий занял почетное место главного покровителя Дубровника, занимавшего скалистый полуостров, окруженный мощными стенами. Дни памяти святого Власия отмечались в городе, согласно документам, еще до 1192 года. По устному преданию, Праздник святого Власия отмечается ежегодно 3 февраля с 972 года.
В дни праздника верующие поклоняются мощам священномученика Власия, епископа Севастийского. Недокументированные реликвии почивают в нескольких ковчегах, хранящихся в соборной Сокровищнице. Кратко расскажем о каждом из них:
1.Реликварий в форме византийской императорской короны ( высота 17 см; диаметр 15,5 — 16 cм) с мощами (глава) св. Власия — один из наиболее ценных в Сокровищнице. Установлен на блюде (подносе), изготовленном в XVI веке из серебра. Неизвестно, из одной, нескольких частей или целой черепной коробки состоит эта реликвия, Точное происхождение этой реликвии неизвестно , индентиицировать ее трудно. В Европе существуют еще "главы" святого Власия. В греческом монастыре Кастамонит на горе Афон также хранится глава святого Власия. Известно о главе святого и в часовне-реликварии Сент-Шапель на острове Сите в Париже, а также о мощах ("верхняя часть черепа") святого Власия в церкви Божией Матери в г. Суассон (Soissons), что в регионе О-де-Франс на севере Франции [9].
Дубровницкий реликварий, покрытый золотом и украшенный со всех сторон эмалированными медальонами и драгоценными камнями, является работой константинопольских мастеров XI-XII веков, по другим данным, в его оформлении принимали участие местные ювелиры. На медальонах неизвестные мастера изобразили лики Иисуса Христа, Божией Матери, Архангела Михаила, святых апостолов. Имеются и фигурные изображения святых Власия, апостола Матфея Иаакова и Петра, Андрея, евангелиста Иоанна, Иоанна Предтечи, Зенона.
2. Реликварий в форме руки, где хранятся мощи (десница) священномученика Власия. Реликварий ( длина 52 см, ширина 8,5 см) датируется XII веком, изготовлен дубровницкими золотых дел мастерами. Что представляют собой костные останки, церковная тайна. В Европе известна еще одна десница, то есть правая рука, которая, согласно греческой традиции, хранится в афонском монастыре прп. Дионисия (Дионисиат) на Святой Горе.
3. Серебряный с позолотой реликварий в форме выглядывающей из рукава правой руки с браслетом (хорв.Relikvijar ruke s narukvicom), изготовленный XV векe неизвестным дубровницким ювелиром. Имеются ли внутри мощи, неизвестно.
4. Реликварий в форме левой руки с мощами святого Власия изготовлен из дерева и покрыт серебром с позолотой. Костные останки левой руки святого доставил и подарил их городу 5 июля 1346 года местный купец Томо Вичиян (Tomo Vicijan). После землетрясения 1667 года неизвестные похитили мощи и они оказались в Генуе. Святыню удалось вернуть в город 5 июля 1674 года. Реликварий реставрировали в 1694 году.
В Европе также имеются мощи святого Власия в виде руки и констых ее фрагментов. Так, в 1205 году из Константинополя в монастырь августинцев канонов Сен — Жан — де — Винь, расположенный в юго — западных холмах Суассон ( Франция) была привезена бо;льшая часть руки [10]. В 1230 году часть руки св. Власия находилась в бельгийском г. Брюгге [11].
5. Реликварий в форме ноги (длина 59 см) с мощами (часть бедренной кости длиною 11 см; большая берцовая кость нижней конечности длиною 25 см) святого Власия [12]. Берцовую кость, происхождение которой неизвестно, можно обозревать через тонкую решетку на реликварии. На эмалированном медальоне имеется герб Дубровника и надпись: "SANKTUS —1684 — BLASIUS".
По преданию, первоначальный реликварий византийской работы изготовлен в XI веке и в том же столетии доставлен в Дубровник. В 1667 году реликварий был серьезно поврежден, отреставрировали его в 1684 году.
6. Реликварий в форме остенсория (монстранция; разновидность дароносицы в Католической церкви) с мощами (шейный позвонок ;хорв. "grlene kost") cвятого Власия. На Западе святого почитали как целителя детей и к нему обращались с молитвой при болезнях горла. Серебряный реликварий работы местного ювелира датируется XV веком. Он украшен эмалью и драгоценными камнями.
Cокровищница хранит и другие реликвии со святыми мощами. Ее христианские святыни оставили незабываемые воспоминания о Дубровнике. Не случайно автор спрашивает себя: "Когда планируешь снова совершить паломническую поездку в город святого Власия?"
Примечания.
[1]. Православная энциклопедия. Том XIV. –М.: Православная энциклопедия, 2007, с.313.
[2]. Там же, с.315.
[3]. Dracevic A. (Uebersetzer: Baricevic D.) Die Katedrale in Dubrovnik. –Zagreb: Privredni Vjesnik, 1988, с. 49.
[4]. Холодюк А. Христианские святыни Германии: от Ахена – до Эберсберга.– Киев : АДЕФ -Украина, 2015, c.7-19.
[5]. В связи с пеленами Младенца Иисуса уже несколько сот лет в Ахене существует передаваемая из уст в уста легенда «Josephs Hosen» – «Порты (штаны) Иосифа». Содержание легенды повествует о том, что св. Иосиф в вифлеемской пещере якобы снял свои исподние длинные штаны и сделал из них пеленки ( т.е. свивальник). В других переводах на русский язык их называют «гамашами (обмотками) в виде штанов». Поэтому «порты (штаны ) Иосифа» нашли отражение в иконографии Рождества Христова периода поздней готики.
[6]. Dubrovacka Katedrala. – Urednik Don Stanko Lasic. Isdavac: Gradski zupni ured Gospe Velike Dubrobnik, tisak: ALFA-2 (без года), с. 6.
[7]. Dracevic A. (Uebersetzer: Baricevic D.) Die Katedrale in Dubrovnik. –Zagreb: Privredni Vjesnik, 1988, с. 56.
[8]. Православная энциклопедия. Том XIV. – М.: Православная энциклопедия, 2007, с.314.
[9]. Православная энциклопедия. Том IX. – М.: Православная энциклопедия, 2005, с. 102-109.
[10]. Там же.
[11]. Там же.
[12]. Dracevic A. (Uebersetzer: Baricevic D.) Die Katedrale in Dubrovnik. –Zagreb: Privredni Vjesnik, 1988, с. 56.