Христианские святыни хорватского Дубровника

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото: Реликварий с мощами (глава) священномученика Власия,  епископа Севастийского.


I.Собор Вознесения Девы Марии в историческом центре Дубровника.

В начале февраля 2020 года автору удалось реализовать   давнее желание — побывать на  Празднике  святого Власия (хорв. Festa Svetog Vlaha, zasyytitnika Dubrovnika), покровителя  хорватского портового города Дубровник на берегу Адриатического моря. Автором владела и другая мечта — посетить в городе и  знаменитую Сокровищницу (Mocnik, Riznica)  в  Соборе Вознесения Девы Марии — Кафедральном соборе католической епархии Дубровника.

Современное  его здание  стоит на месте   нескольких предыдущих церквей, самая ранняя из которых относится к VI веку. В XII веке на этом месте была возведена романская церковь, простоявшая пять веков и полностью разрушенная во время катастрофического Дубровницкого землетрясения 1667 года.
В городе рассказывают, что  строительство  романского собора связывают с легендой об английском короле  Ричарде Львиное Сердце. После возвращения   из Третьего крестового похода его корабль  потерпел  в 1192 году крушение  и  чудом оказался на острове Локрум. Спасенный  Ричард Львиное Сердце  сделал пожертвования для  собора.

Окончание возведения в 1713 году  собора по проекту А. Буффалини  в стиле итальянского барокко  совпало  со строительством  другой церкви св. Влаха, где ныне хранится  позолоченное скульптурное изображение святого Власия работы  местных ювелиров.

До начала  праздничных торжеств  св. Власия в Дубровнике, оставалось  несколько дней, поэтому автор  поспешил в  исторический центр —  Старый город,  включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня трудно себе представить, что в XIX веке положение православных было сложным в Дубровнике, где   до 1804 года  его гражданами  могли быть исключительно католики [1], что отмечали русские путешественники. Некоторые из них не имели возможности поклониться  мощам  священномученика Власия  (хорв.—  sv. Vlahо; cв. Влахо),  епископа Севастийского († ок. 316).

В Хорватии  наиболее  cамой распространённой религией является  католицизм. В Старом городе Дубровникa существует и единственная православная церковь:   на улице  "Ulica od Pu;a 8" находится построенный в 1877 году Благовещенский храм, относящийся к Сербской Православной Церкви. В нем не имеется христианских святынь мирового значения, зато  в его музее представлены    уникальная коллекция ценных и редких икон  XV-XIX веков, а также  Евангелие на церковно-славянском  языке,  напечатанное в  1805 году в Москве.

Русским паломникам  давно было  известно, что часть мощей святого  Власия хранится в хорватской провинции  Далмация, в  Дубровнике,  латинское название которого было Рагузий (Рагуза). Впервые  Рагузий упомянут в документах  первой четверти начала  VII века, а славянское название  города Дубровник появилось в конце XII-го века, но  закрепилось официальными актами только  в 1918 году.

II.  Ценные святыни Кафедрального  собора
   
Соборная сокровищница представляет коллекцию из более 200 артефактов религиозного искусства, многие из которых имеют значительную культурную и художественную ценность. Коллекция реликвариев из золота, серебра, эмали и драгоценных камней    имеет значительную культурную и художественную ценность современного города-музея Дубровника.

Сокровищница  представляет собой  стилизованный алтарь, оформленный  в стиле барокко. Большинство реликвий представлены в специальных витринах. В Сокровищнице   хранятся мощи 132  святых. Одной  из самых значительных реликвий, установленных в  центральной  части  алтаря,  является серебряный  с позолотой крест-реликарий с хранящимся в нем  фрагментом Святого Креста (хорв.Mocnik-drva sv. Kriza или Relikvijar sv. Kriza).
 
Часть  святого древа  можно обозревать   через  металлическую сетку   на стволе  реликварии.  История происхождения  фрагмента древа Святого Креста. На реликварии —  рельефные изображения Божией Матери с Богомладенцем, св. Власия, св. первомученика Стефана  и святой Марии Магдалины. На обратной стороне реликвария — изображения четырех евангелистов.

Крест-реликварий (высота —  55,5 см; ширина  — 45 см) работы дубровницого ювелира Джеролима Матова (Jerolim Matov) датируется 1536 годом. Крест-реликарий  происходит из церкви Св. Стефана, находившейся в "Пустирне" (хорв.Pustijerni), одном из кварталов   древнего Дубровника.  Церковный документов 1493 года сообщает, что  в церкви Св. Стефана хранилось собрание  из 38  мощей нескольких римских мучеников.  Все эти  мощи почивали в серебряных реликвариях. В этой же церкви хранились два фрагмента Святого Креста [3]. История  церкви Св. Стефана  связана с легендой о благочестии "боснийской королевы Маргарет",  подарившей мощи  св. Иоанна  Предтечи и часть своих сбережений  для приобретения   серебра, из которых ювелиры изготовили  реликварии.

В Сокровищнице имеется  и  великолепный золотой настольный  крест  с цветной эмалью неизвестного мастера.

Особое место в  той же Cокровищнице занимает серебряный реликварий  XVI века (хорв."relikvijar Isusove pelenice" ), где  на красном бархате лежат     пелены (пеленки в форме кокона, т.е. свивальник) Богомладенца Иисуса Христа. Подобные   пелены из плотной холщовой ткани сомнительного происхождения демонстрируются и в немецком Ахене [4]. По преданию, дубровницкие и ахенские  пелены  представляют  часть одежды Иосифа Обручника, которому пришлось  якобы   оторвать часть своей штанины (по другим данным,  рукав) для   пеленания  новорожденного Богомладенца Иисуса [5]. Реликварий в форме ларца со стеклом, изготовлен, вероятно, в Неаполе.  По другим данным, он является  работой  местных ювелиров [6].

Одним  из древних артефактов Cокровищницы собора является серебряный реликварий в форме головы (точнее,  полусферы. — Примеч. автора) с мощами ("череп")  св. мученика Лаврентия Римского (†258). Реликварий высотою 12,5 и диаметром 17 см  изготовил   мастер немецкого происхождения по имени "Wilhelm" [7]. Надпись на реликварии гласит: "+RELIQUIE SANCI LAVRENTI  MAISTER GUILERMVS ME FECIT  A. DNI. MCCCXLVIII +". На реликварии имеются четыре серебряных медальона с символами евангелистов.  Ранее реликварий находился в цекрви Св. Стефана.
История происхождения мощей святого Лаврентия неизвестна. Согласно преданию, архидиакона  Лаврентия, отказавшегося поклониться языческим богам,  подвергли жестоким пыткам и  заживо изжарили на железной решётке.  Слуги подложили под неё   горячие угли и  рогатинами прижимали тело архидиакона римской христианской общины к  раскаленной решетке.

Как известно, честная глава святого Лаврентия, считается одной из самых ценных реликвий. Известно, что "верхняя часть черепа" святого находится в бывшем бенедиктинском монастыре — нынешнем Мюнстере (Muenster) — немецком города Менхенгладбах (Mоеnchengladbach). Другие мощи святого находились  в Камальдольской церкви в итальянском городе Фаэнца, что находится примерно в 50 км юго-восточнее Болоньи.

Одной из святынь  ризницы Кафедрального собора   является  романо-византийская икона XII cтолетия. В самом соборе верущие хорваты поклоняются иконе  в серебряном окладе  "Богоматерь  гавани (порта) " (хорв.Gоspа оd Pоrата).


III. Дубровницкие  реликварии с мощами св. Власия 

Документов и других  сведений о времени и обстоятельствах принесения в  Дубровник  мощей священномученика Власия,  епископа Севастийского   не имеется. "Православная энциклопедия"  (IX том)  ничего не сообщает. В христианском мире имеется большое количество мощей  святого, что затрудняет их идентификацию.

Известно, что в конце Х  века ( после 972 года) в народе покровителем Дубровника  стали называть святого Власия, пострадавшего при императоре Лицинии в  Севастии Армянской в Каппадокии (ныне  — Сивас, Турция). В ряде источников мученическая кончина святого относится ко времени правления Диоклетиана.  Во время гонений Власий скрывался в пещере на горе Аргеос. Здесь он  подвизался в безмолвии, постничестве и молитве. К нему приходили дикие звери, и  Власий исцелял от болезней возложением рук. Дубровницкая  легенда свидетельствует о заступничестве святого, предотвратившего захват города венецианским флотом. Однажды   во время молитвы святой Власий явился местному канонику по имени Стойко и предупредил его о захватнических планах венецианцев  [8].  Защитникам  города удалось отвести  угрозу  венецианцев, и святой Власий  занял почетное место главного  покровителя  Дубровника, занимавшего скалистый полуостров, окруженный мощными стенами. Дни памяти святого Власия отмечались в городе, согласно  документам, еще до 1192 года. По устному преданию, Праздник святого Власия отмечается  ежегодно 3 февраля с 972 года. 

В дни праздника  верующие поклоняются мощам священномученика Власия,  епископа Севастийского. Недокументированные  реликвии  почивают в нескольких ковчегах, хранящихся в  соборной Сокровищнице. Кратко расскажем  о  каждом из них:   
1.Реликварий в форме византийской императорской короны ( высота 17 см; диаметр 15,5 — 16  cм)  с  мощами (глава) св. Власия — один  из наиболее ценных  в Сокровищнице.  Установлен на блюде (подносе),  изготовленном в XVI  веке из  серебра.  Неизвестно,  из  одной, нескольких  частей или   целой   черепной коробки  состоит  эта   реликвия, Точное происхождение этой реликвии неизвестно ,  индентиицировать ее трудно. В Европе существуют еще "главы" святого Власия. В греческом монастыре Кастамонит на горе Афон  также хранится глава святого Власия.  Известно о главе  святого и  в часовне-реликварии Сент-Шапель  на острове Сите в Париже, а также  о мощах   ("верхняя часть черепа") святого Власия    в церкви Божией Матери в г. Суассон  (Soissons), что  в регионе О-де-Франс   на севере Франции  [9].

Дубровницкий реликварий,  покрытый золотом и украшенный со всех сторон  эмалированными медальонами и драгоценными камнями, является работой константинопольских мастеров XI-XII веков, по другим данным, в его  оформлении принимали участие  местные ювелиры.  На медальонах неизвестные  мастера изобразили лики Иисуса Христа, Божией Матери, Архангела Михаила,   святых апостолов.  Имеются и фигурные изображения святых  Власия, апостола Матфея Иаакова и Петра, Андрея, евангелиста Иоанна, Иоанна Предтечи,  Зенона.

2. Реликварий в форме руки, где хранятся   мощи (десница) священномученика Власия. Реликварий ( длина 52 см, ширина  8,5 см)  датируется XII веком, изготовлен дубровницкими золотых дел мастерами.  Что представляют собой костные останки, церковная  тайна. В Европе известна еще одна  десница, то есть правая рука, которая, согласно греческой  традиции,   хранится   в  афонском  монастыре прп. Дионисия (Дионисиат) на Святой Горе.
 
3.  Серебряный с позолотой реликварий в форме выглядывающей из рукава правой руки с браслетом (хорв.Relikvijar ruke s narukvicom), изготовленный  XV  векe неизвестным  дубровницким ювелиром. Имеются ли внутри мощи, неизвестно.

4. Реликварий в форме  левой руки с мощами святого Власия  изготовлен из дерева и покрыт серебром с позолотой.  Костные останки левой руки святого  доставил  и подарил  их  городу    5 июля 1346 года  местный купец Томо Вичиян (Tomo Vicijan). После землетрясения 1667 года  неизвестные похитили мощи и они оказались в Генуе. Святыню удалось вернуть в город 5 июля 1674 года. Реликварий реставрировали в 1694 году.

В Европе также имеются мощи святого Власия  в виде  руки и  констых ее фрагментов.  Так,  в 1205 году из Константинополя в монастырь августинцев канонов  Сен — Жан — де — Винь, расположенный в юго — западных холмах Суассон ( Франция) была привезена бо;льшая часть руки  [10].   В 1230 году часть руки  св. Власия находилась в бельгийском  г. Брюгге [11].

5. Реликварий в форме ноги (длина 59 см)  с мощами  (часть бедренной  кости длиною 11 см; большая берцовая кость нижней конечности длиною 25 см) святого  Власия [12]. Берцовую кость, происхождение которой неизвестно,  можно обозревать  через тонкую решетку на реликварии.  На эмалированном медальоне  имеется  герб Дубровника и надпись: "SANKTUS —1684 — BLASIUS".
По преданию, первоначальный реликварий византийской работы изготовлен в XI веке и в том же столетии доставлен в Дубровник. В 1667 году реликварий был серьезно поврежден, отреставрировали его  в 1684 году.

6. Реликварий  в форме остенсория (монстранция; разновидность дароносицы в Католической церкви) с мощами  (шейный позвонок ;хорв. "grlene kost") cвятого Власия.  На Западе святого почитали как целителя детей и  к нему обращались с молитвой при болезнях горла. Серебряный реликварий  работы местного ювелира датируется XV веком. Он украшен эмалью и драгоценными камнями.

Cокровищница хранит и другие  реликвии со святыми мощами. Ее христианские святыни оставили незабываемые воспоминания о Дубровнике. Не случайно автор спрашивает себя: "Когда планируешь снова совершить паломническую поездку в город святого Власия?"

Примечания.

[1]. Православная энциклопедия. Том XIV. –М.: Православная энциклопедия, 2007,  с.313.
 
[2]. Там же, с.315.

[3]. Dracevic A. (Uebersetzer: Baricevic D.) Die Katedrale in Dubrovnik. –Zagreb: Privredni Vjesnik, 1988, с. 49. 

[4]. Холодюк А. Христианские святыни Германии: от Ахена – до Эберсберга.– Киев : АДЕФ -Украина, 2015, c.7-19.

[5]. В связи с пеленами Младенца Иисуса уже несколько сот лет в Ахене существует передаваемая из уст в уста легенда «Josephs Hosen» – «Порты (штаны) Иосифа». Содержание легенды повествует о том, что св. Иосиф в вифлеемской пещере якобы снял свои исподние длинные штаны и сделал из них пеленки ( т.е. свивальник). В других переводах на русский язык их называют «гамашами (обмотками) в виде штанов». Поэтому «порты (штаны ) Иосифа» нашли отражение в иконографии Рождества Христова периода поздней готики.
 
[6]. Dubrovacka Katedrala. – Urednik Don Stanko Lasic. Isdavac: Gradski zupni ured Gospe Velike Dubrobnik, tisak: ALFA-2 (без года), с. 6.

[7]. Dracevic A. (Uebersetzer: Baricevic D.) Die Katedrale in Dubrovnik. –Zagreb: Privredni Vjesnik, 1988, с.  56.

[8]. Православная энциклопедия. Том XIV. – М.: Православная энциклопедия, 2007,   с.314.
 
[9]. Православная энциклопедия. Том IX. – М.: Православная энциклопедия, 2005,   с. 102-109.

[10].  Там же.

[11].  Там же.

[12].  Dracevic A. (Uebersetzer: Baricevic D.) Die Katedrale in Dubrovnik. –Zagreb: Privredni Vjesnik, 1988, с.  56.