Как появился велосипед

Татьяна Васина 3
В чистопольском музее уездного города хранятся уникальные экспонаты – 2 деревянных велосипеда оригинальной конструкции. Изобрел и изготовил их местный крестьянин Н.И. Мельников в начале ХХ в. Велосипед-моноцикл (велосипедист располагается внутри колеса) и сейчас в эпоху компьютеров и мобильной связи поражает воображение, и появись он на улицах современных городов, непременно бы собрал толпы зевак. Как И.Н. Мельникову пришла в голову идея таких необычных для глубокой провинции машин – неизвестно. Знал ли он о том, что изобретает велосипед, тоже нигде не сказано. Известно только, что таких, как Мельников во всем мире были тысячи.
История изобретения велосипеда полна противоречий. По одним  (очень смелым!) предположениям устройством из двух колес расположенных друг за другом, соединенных деревянным бруском, пользовались еще древние египтяне. Седок ехал сидя на бруске, отталкиваясь от земли ногами. Такой самокат мог двигаться только по прямой.
Говорят, чертежи велосипеда имеются в бумагах Леонардо да Винчи. Но уж очень велосипед Леонардо похож на велосипед середины XIX в., а не на египетскую тележку: руль, седло и самое главное - цепная передача. Для того, чтобы все это начертить вместе и на нужных местах, все таки надо быть человеком XIX в., а не XVI –го…
Самокат, похожий на египетский, появляется в Германии в 1761 г. Каретный мастер Михаэль Касслер поставил 2 тележных колеса оббитых железом друг за другом, соединил их рамой. Вес конструкции оказался около 125 кг. Это не смутило упрямого каретника, и он отправился в путь. На своем деревянном коне он смог «проскакать» аж 2 км.!
Некоторые авторы утверждают, что в 1791 г. французский граф де Сиврак изготовил деревянный самокат, названный им «Селярифер», очень похожий на «конька» М. Касслера. Другие авторы утверждают, что эти сведения - фальсификация 1891 года, выдуманная французским журналистом Луи Бодри. Есть и такие, которые утверждают, что русские офицеры в Париже в 1813 г. видели, как парижане раскатывали на этих селяриферах по Елисейским полям.
Интересный казус внесен в историю велосипеда россиянами, ведь Россия, как известно, родина всех изобретений человечества. В Большой советской энциклопедии утверждается, что 15 сентября 1801  г. крепостной кузнец Артамонов приехал в Москву на 2-хколесной железной тележке с рулем и педалями! из уральского Верхотурья. Историки народ дотошный, заподозрив неладное, нашли велосипед Артамонова. Провели экспертизу и доказали, что этот велосипед сделан из мартеновского железа. А его в России начали изготавливать с 1870 г., и велосипед Артамонова, к сожалению, не является «первым в мире велосипедом».
Некоторые любители велосипеда отмечают его день рождения 6 апреля. В этот день в 1818 г. (190 лет назад!) немецкий изобретатель Карл Дрез продемонстрировал жителям Бадена свое новое детище - 2-х колесную повозку с рулем, названную им «машиной для ходьбы». Педалей не было, но новое транспортное средство имело руль и седло и развивало скорость до 9 миль в час. До этого Дрез демонстрировал согражданам 4 колесную повозку, но она такого ажиотажа не вызвала – плохо шла по узким  дорогам и болотистой местности. Однако и за 4-х колесной, и за 2-х колесной повозками закрепилось одно название – дрезина, став вначале обозначением всех самоходных повозок, а затем самоходной железнодорожной тележки, которую, кстати, тоже придумал Дрез.
Вскоре дрезина попала в Англию, где широко распространилась среди имущих слоев (удовольствие было дорогим!) под названием «денди-хорз», т.е. первоклассная лошадь.
В 1839 г.  шотландец К. Мак Миллан к оси заднего колеса денди-хорза присоединил рычаги-шатуны, а на рычагах для удобства седока сделал педали.  Мак Милана однажды даже арестовали за «бешеную езду». Правда, широкого распространения велосипед Мак Милана не получил. Но англичане не без оснований считают, что  именно Киркпатрик Мак Миллан является изобретателем велосипеда.
Европа «не заметила» изобретения МакМиллана и продолжала развлекаться, катаясь без педалей на денди-хорзах. В 1862 г. эта игрушка попала на глаза 19-летнему фрнанцускому мастеру по изготовлению детских колясок Пьеру Лалману. На следующий год он перебрался из родного Нанси в Париж и изготовил знакомый нам денди-хорз, дополнив конструкцию педалями на оси переднего колеса. И если Мак Миллану приходилось толкать педали вперед, то Лалман их крутил.
В 1864 г. к изделию Лалмана пригляделись братья-промышленники из Лиона Оливье. Вместе с каретным инженером Пьером Мишо они начали изготавливать его серийно.
«Мишолина», «костотряс» - как только не называли это новое средство развлечения! Не смотря на свое несовершенство, оно быстро входило в моду. И совершенствовалось. Мишо предложил сделать раму металлической, что существенно облегчило вес конструкции и позволило увеличить скорость. Именно Мишо предложил новое название для этой машины – велосипед (от лат. velox — быстрый и pes — нога).
 В  1867 г. английский изобретатель Э.А. Каупер предложил металлическое колесо со спицами из проволоки и его тут же приспосабливают на велосипед. Велосипед становится полностью металлическим. Француз Тевенона предложил применять каучук для изготовления велосипедных шин, а его соотечественник фабрикант Сюрирей первым применил на велосипедах шарикоподшипники. Скорость велосипеда возросла, но расчеты ученых показали, что мускульная сила велосипедиста может дать больший эффект.
Англичане первыми догадались, что за счет увеличения диаметра ведущего колеса можно заставить проезжать велосипед большее расстояние. В 1870 гг. в Англии появились велосипеды схемы «пенни-фартинг» (так назывались английские монеты того времени), где водитель восседал поверх огромного переднего колеса, а ведомое колесо было маленьким. Велосипед был не безопасным, ведь центр тяжести такого транспортного средства находился высоко над землей и седок мог рухнуть на землю от любой случайности. Тем не менее, первое кругосветное путешествие было совершено именно на таком велосипеде. Англичане их называли еще «пауками»…
Глядя на соотечественников, падающих с железных «пауков», Г. Бейтс из Кройдена решил, что ему это ни к чему. Он взял 2 колеса одинакового диаметра и сделал ведущим заднее колесо. Усилие от педалей, расположенных на шкиве между колесами, передавалось на заднюю ось-шкив при помощи шнура. Х.Дж. Лоусон в 1879 г. усовершенствовал эту схему, заменив этот привод цепной передачей, и запатентовал его как новый велосипед, «байсикл»,. Около 1885 г. Дж.Старли и В.Саттон, выпустили безопасный велосипед "Ровер" с двумя колесами диметром 760 мм и цепным приводом на заднее колесо, который вскоре вытеснил «пауки».
Окончательно велосипед принял привычный нам вид к концу 90-х гг. XIX в, когда шотландский ветеринар Данлоп изобрел пневматическую шину, а так же появились педальный тормоз и механизм свободного хода.