Вирус

Валерий Хорошун Ник
Пожалуй,  началось  всё  с  дневника.  Или  чуть  раньше.  С  внезапно,  как  мне  тогда  казалось,  и  необъяснимо  возникшего  желания  увидеть,  понять  и  зафиксировать  непостижимый  момент  перехода…  Тот  самый,  воспетый  поэтом  ускользающий  миг  полуосени-полузимы,  действующий  на  организм  примерно  так  же,  как  выпитый  натощак  бокал  шампанского.

Иными  словами,  однажды  мне  вдруг  нестерпимо  захотелось  очутиться  внутри  процесса  появления  нового  качества  и  подробно  ознакомиться  со  всеми  его  этапами.  Должен  признаться,  что  среди  бесконечного  множества  существующих  метаморфоз,  наибольший  интерес  у  меня  всегда  вызывала  та,  которую  согласно  легенде  подробно  описал  умиравший  академик  Павлов.  Однако  в  ней  мне  любопытен  не  столько  медицинский  аспект,  сколько  метафизический…  Который,  как  уже  было  сказано,  увы,  непостижим.  Оказавшись  в  очередной  раз  в  замкнутом  круге,  я  решил  во  что  бы  то  ни  стало  вырваться  из  него  и  таким  образом  навсегда  избавиться  от  унылой  приставки  «не».

Умирать  во  имя  этого  я,  конечно  же,  не  собирался.  Более  того,  я  догадывался  об  опасности,  таящейся  в  акте  постижения.  Не  только  потому,  что  в  нём  присутствует  много  печали,  но  и  оттого,  что  оно  родственно  превращению,  то  есть  постепенному  переходу  в  нечто  иное…  В  связи  с  чем  я  невольно  вспомнил  старинную  поучительную  историю,  где  незадачливый  чародей  не  смог  противостоять  поселившейся  в  нём  страсти  перевоплощения  в  медведя…  Он  часто  и  безрассудно  подчинялся  ей,  в  результате  чего  с  каждым  разом  зверя  в  нём  становилось  всё  больше  и  больше…  И  однажды  будучи  в  облике  медведя  он  загрыз  собственного  сына,  за  что  был  загнан  и  убит  охотниками.  Нет,  подобный  исход  научных  изысканий  меня  явно  не  устраивал.

-  Пойду  другим  путём,  –  приказал  я  себе  и  отправился  в  букинистический  магазин.

Там  я  надеялся  приобрести  серьёзные  книги  по  оккультизму,  теории  и  практике  символизма,  мистическим  течениям,  философским  школам  и  секретным  обществам…  Ну  и,  конечно,  по  медитации,  ибо  прекрасно  понимал,  что  без  погружения  в  гипнотический  транс  мне  никак  не  обойтись.

Помню,  было  душистое  майское  утро.  Необыкновенный  воздух,  насыщенный  ароматом  моря,  мёда  и  весны,  наполнял  душу  нежным  светом,  а  мысли  –  вполне  оправданным  оптимизмом.  Всё  вокруг  словно  улыбалось,  и  было  незамедлительно  истолковано  мною  как  добрый  знак.

-  Непременно  справлюсь  –  в  сотый  раз  убеждал  я  себя,  выходя  из  магазина  с  пятью  увесистыми  томами  и  общей  тетрадью  в  дорогом  кожаном  чехле,  с  которого  на  меня  сурово  взирало  Всевидящее  око  Великого  Архитектора  Вселенной.  Оно  будто  предостерегало  меня,  будто  строго  предупреждало  о  том,  что  каждое  записанное  в  дневник  слово  должно  быть  продуманным  и  взвешенным.  Я  нисколько  в  этом  не  сомневался  и,  вернувшись  домой,  тотчас  записал  в  нём  первую  фразу:

-  Очень  надеюсь,  что  с  этого  дня  я  заживу  новой,  интересной,  насыщенной  жизнью.

Если  вне  контекста  посмотреть  на  сорокалетнего  мужчину,  неожиданно  начавшего  вести  дневник,  то  можно  согласиться  с  общественным  мнением  в  том,  что  выглядит  он  довольно  подозрительно  и  нелепо.  Ибо  негоже  зрелому  мужчине  уподобляться  романтичному  юноше  и  ежедневно  выплёскивать  на  бумагу  избыток  мыслей  и  чувств.  Согласившись  с  этим,  я  строжайше  засекретил  свой  контекст,  а  дневник  хранил  в  письменном  столе  под  надёжным  замком,  ключ  от  которого  постоянно  находился  при  мне.  Таким  образом,  о  моих  тайнописях  не  знал  никто.  Правда,  жена,  пару  раз  заставшая  меня  за  чтением  «экзотических»  (по  её  определению)  книг,  какое-то  время  поглядывала  на  меня  с  тревогой.

Я  же  с  головой  ушёл  в  постижение.

Май  выдался  тёплым  и  солнечным.  На  набережной  под  тихий  шёпот  волн  буйно  цвели  каштаны.  Внизу,  метрах  в  пятидесяти  от  воды  по  велению  ветра  покачивала  ветвями  моя  любимая  ива.  Зелёная  и  немного  печальная.  Под  ней  я  и  облюбовал  место  для  медитаций.  Каждое  утро  после  пробежки  я  спускался  на  берег  по  беломраморной  лестнице  из  девяноста  девяти  ступенек,  садился  под  дерево  и  в  течение  тридцати  минут  упражнялся,  или,  как  говорят  знатоки,  практиковал.  В  качестве  мантры  пользовался  протяжным  «даааа»,  а  вместо  музыки  слушал  шум  прибоя.

Вечерами  же  читал  оккультные  книги,  частенько  засиживаясь  над  ними  до  глубокой  ночи.  Интуиция  предсказывала  мне  скорое  важное  событие.  Я  верил,  терпеливо  ждал  его,  и  оно  случилось.

На  девятнадцатый  день  моих  занятий,  сидя  под  ивой  с  закрытыми  глазами,  я  вдруг  услышал  три  слова.  Из-за  присутствия  в  них  шипящих  звуков  они  почти  слились  с  шуршащей  мелодией  волн.  И  всё  же  я  сумел  их  разобрать.  Вот  они:

-  Очень  свет  мешает.

И  действительно.  Уже  несколько  дней  моему  полному  сосредоточению  препятствовал  свет.  Слишком  яркий  свет  солнца.  Его  отражённые  морем  колючие  лучи  били  по  глазам,  не  позволяя  опущенным  векам  расслабиться.

Подсказка  не  только  подтолкнула  к  принятию  верного  решения,  но  и  вдохновила.  Убедила,  что  меня  слышат  и  направляют  нужным  путём.

Чтобы  жена  не  мучилась  сомнениями  относительно  моих  вечерних  визитов  на  море,  я  предложил  ей  пойти  со  мной,  предварительно  зачитав  вслух  цитату  в  одной  из  приобретённых  «экзотических»  книг:

-  Цель  вечерней  медитации  –  провести  черту  между  работой  и  отдыхом.  Она  идеально  подходит  тем  людям,  кто  стремится  оставить  рабочие  проблемы  в  офисе,  а  не  нести  их  домой.

Как  я  и  предполагал,  вечерние  прогулки  не  доставляли  жене  особого  удовольствия,  и  уже  на  третий  закат  солнца  я  пришёл  один.

Люблю  закатные  сумерки.  Впрочем,  и  рассветы  люблю.  Даже  затрудняюсь  сказать,  что  мне  больше  по  душе.  Это  всё  равно,  что  выбирать  между  разумом  и  чувствами.  Вместе  с  рассветом  пробуждаются  эмоции,  а  сумерки  располагают  к  неторопливым  размышлениям.  Пожалуй,  тогда  размышления  мне  были  нужнее  эмоций.  Поэтому  я  был  рад  моим  свиданиям  с  сумерками.

Помню,  всякий  раз  на  пути  к  морю  память  настойчиво  воспроизводила  нестареющий  гегелевский  афоризм:

-  Когда  философия  начинает  рисовать  своей  серой  краской  по  серому,  тогда  некая  форма  жизни  стала  старой,  но  серым  по  серому  её  омолодить  нельзя,  а  можно  только  понять.  Сова  Минервы  начинает  свой  полёт  с  наступлением  сумерек.

-  К  чему  бы  это?  –  задавался  я  вопросом,  надеясь  в  скором  времени  получить  ответ.

Пока  сова  молчала,  мой  незримый  подсказчик  представил  моему  вниманию  отрывочные  чёрно-белые  кадры  немого  кино.  Я  пристально  вглядывался  в  них  и  узнавал  город,  где  прожил  много  лет…  Город,  который  когда-то  любил  и  который  покинул  три  года  назад.

Имя  ему  Матеград.

История  моих  отношений  с  ним  неразрывно  связана  с  историей  Союза.  Точнее,  с  его  распадом  на  множество  осколков.  Один  из  них  – бывшая  западная  окраина  –  поменял  букву  «О»  на  «У»,  обзавёлся  устрашающим  гербом,  замаскировал  его  зубастую  агрессивность  жизнеутверждающими  цветами  флага,  сочинил  траурный  гимн  и  объявил  себя  независимым  государством  со  столицей  Матеград,  впоследствии  переименованной  в  Мутербург.
 
С  тех  пор  с  городом  стали  происходить  странные  вещи.  Он  словно  постарел.  Посерел,  утратив  былую  разноцветную  привлекательность.  То  и  дело  лопались  водопроводные  и  канализационные  трубы,  проваливались  дороги  и  тротуары,  рушились  мосты…  Однако  самые  удивительные  метаморфозы  коснулись  жителей  столицы.  Совсем  недавно  они  казались  мне  спокойными,  приветливыми,  гостеприимными…  И  вдруг  всё  изменилось…  Будто  вселилось  в  них  нечто  инородное…  Грубое,  алчное,  агрессивное.

Вскоре  я  понял…  Ничто  ни  в  кого  не  вселялось…  Оно  в  них  сидело…  Давно.  Изначально.  Генно.  В  виде  разрушительного  вируса.  Я  назвал  его  Гетмановирус  и  написал  о  нём  статью  в  солидный  еженедельник  «2000»,  которую,  к  моему  удивлению,  напечатали.  Так  началась  моя  борьба.

До  хрипоты  спорил…  Давал  интервью  радио  «Несвобода»...  Участвовал  в  антимайдане…

Пока  не  обнаружил  в  себе  постыдное  сходство  с  глупым  Дон  Кихотом.  После  чего  всё  бросил  и  благополучно  перелетел  на  Родину.  На  другой  конец  моря.  Где  и  обитаю  сегодня.

Итак,  я  пристально  вглядывался  в  чёрно-белые  кадры,  узнавал  в  них  Матеград  и  никак  не  мог  понять  смысл  происходящего.

Для  чего  закатными  сумерками  я  сижу  под  ивой  на  берегу  моря  и  смотрю  это  унылое  кино?  О  чём  оно  хочет  мне  рассказать?

  Где  здесь  подсказка?

Эти  и  многие  другие  вопросы  я  записывал  в  дневник  и  мучительно  искал  на  них  ответы,  надеясь,  что  когда-нибудь  немое  кино  заговорит.  Я  опять  ждал  чуда.

И  оно  произошло.  Кино  заговорило.  Тем  же  голосом.  Только  слышимость  стала  гораздо  лучше.  Глядя  на  пустынные  жалкие  улочки  и  переулки,  на  неработающие  фонтаны  и  загаженные  голубями  памятники,  на  обезлюдевшие  кафе  и  рестораны,  торговые  центры  и  кинотеатры…,  я  отчётливо  различал  голос  за  кадром:

-  Подготовительный  этап  завершён.  Настало  время  действовать.  Но  прежде,  чем  отвергнуть  приставку  «НЕ»  и  в  полной  мере  приступить  к  постижению,  ты  должен  побороть  частицу  «НЕ»,  обитающую  в  известных  тебе  заповедях.  Освободись  от  неё,  и  перед  тобой  откроется  путь  к  истине.

Придя  в  себя,  я  несколько  минут  оставался  неподвижным.  Осмысливал  услышанное.  Увы,  тогда  у  меня  не  было  возможности  увидеть  своё  лицо,  но  уверен,  что  оно  было  «какое-то  особенное,  лучезарное,  вдохновенное»…  В  общем,  такое  же,  как  у  чеховского  магистра  Коврина  после  свидания  с  чёрным  монахом.  Честно  говоря,  в  тот  миг  меня  нисколько  не  испугало  озвученное  условие  сделки,  согласно  которому  я  должен  буду  нарушить  Божьи  заповеди.  Да  и  сделкой  произошедшее  я  не  считал.  Главное  –  скоро  я  смогу  узнать  то,  о  чём  на  этой  планете  не  знает  никто  из  смертных.

С  того  дня  жизнь  моя  изменилась.  Я  возомнил  себя  избранным  и  свободным.

В  целом  моё  отношение  к  гороскопам  нейтральное.  Возможно,  потому  что  среди  астрологов  поселилось  слишком  много  мошенников  и  авантюристов.  Гораздо  больше,  чем  самих  астрологов.  Что  же  касается  характеристик  знаков  Зодиака,  то  о  них  я  наслышан  от  своего  давнего  друга  Вольдемара  –  толкового  психолога  и  поклонника  звёздного  неба.  Именно  он  в  знак  благодарности  за  какую-нибудь  пустяковую  услугу  обнимал  меня  и  при  этом  обязательно  приговаривал,  что  Овны  самые  верные  друзья  на  свете.  И  я  с  ним  соглашался,  поскольку  дружба  всегда  была  для  меня  в  приоритете.  С  неё  я  и  решил  начать.  Точнее,  с  освобождения  от  неё.  Отказался  посещать  дружеские  вечеринки.  Не  отвечал  на  телефонные  звонки  товарищей.  Перестал  поздравлять  их  с  праздниками.  В  итоге  через  месяц  интенсивность  общения  с  ними  сократилась  примерно  вдвое.  Добавлю,  что  сей  процесс прошёл  безболезненно…

Чего  не  могу  сказать  о  разрыве  с  родителями.  Моими  милыми,  добрыми,  любимыми  старичками.  Помню,  по  старой  семейной  традиции  я  пришёл  к  ним  в  субботу  на  пельмени.    Внешне  всё  было,  как  обычно.  Тепло,  уютно,  вкусно.  А  вот  внутренне…  Внутри  меня  сидел  предательский  план,  к  воплощению  которого  я  приступил,  как  только  доел  последний  пельмень.  Из  столовой  мы  перешли  в  гостиную.  Начал  я  издалека.  Признался  в  том,  что  увлёкся  оккультизмом.  Туманно  и  путанно  поведал  о  скрытых  способностях  человека  и  незримых  силах  природы…  Выдержал  паузу  и  перешёл  к  главному  –  попросил  денег.  Они  якобы  были  мне  нужны  для  путешествия  по  сакральным  местам.  Сумму  назвал  намного  превышающую  ту,  которую  они  могли  мне  дать.  Далее,  глядя  в  растерянные  родительские  лица,  предложил  продать  их  трёхкомнатную  квартиру,  купить  однокомнатную,  а  оставшиеся  деньги  подарить  мне.  Ответ  не  был  для  меня  неожиданным:

-  Дорогой  сынок,  просим  тебя  впредь  не  делать  нам  столь  унизительных  предложений.

На  что  я  ещё  раз  поблагодарил  их  за  пельмени  и  с  обиженным  видом  удалился  прочь.

Разговор  с  женой  также  прошёл  по  заранее  написанному  мной  сценарию.  Купил  шампанское,  приготовил  ужин,  зажёг  свечи…  Банально?  Согласен.  Но  эффективно.  Нежным  и  виноватым  голосом  любящего  супруга  рассказал,  что  стою  на  пороге  великого  открытия,  и  для  завершения  работы  мне  нужен  хотя  бы  месяц  полного  одиночества.  Всего  лишь  месяц.  Ну  разве  это  долго?  Сниму  квартиру,  а  через  тридцать-сорок  дней  вернусь  победителем.  Не  знаю,  что  больше  подействовало  (моя  нежная  настойчивость  или  шампанское),  но  жена  неожиданно  легко  согласилась  на  эту  временную  разлуку.
 
Итак,  я  выполнил  большую  часть  требований.  Отдалившись  от  друзей,  родителей,  жены  и  детей,  я  тем  самым  украл  себя  у  них,  то  есть  нарушил  Божью  заповедь.  После  чего  с  удовлетворением  отметил,  что  победил  не  одну  частицу  «НЕ»,  а  сразу  пять,  поскольку  и  убийство,  и  прелюбодеяние,  и  лжесвидетельство  есть  тоже  воровство…  Чьей-то  жизни,  чужой  жены,  правды…  А  ещё  я  отметил,  что  сделать  это  мне  было  не  так  уж  и  сложно,  как  представлялось.

Жильё  снял  неподалёку  от  набережной  на  пятнадцатом  этаже  панельного  дома.  В  нём  меня  особенно  привлекла  огромная  лоджия  с  панорамным  остеклением,  где  можно  было,  сидя  прямо  на  полу,  видеть  море.  Успешно  медитировать,  не  выходя  из  квартиры.  Поначалу  этим  преимуществом  я  пользовался  лишь  в  дождливую  либо  ветреную  погоду.  Хорошо,  обложившись  для  удобства  подушками,  наблюдать  с  высоты  пятнадцатого  этажа  за  дождевыми  потоками,  которыми  виртуозно  жонглирует  прилетевший  с  моря  задиристый  и  непокорный  ветер.  Затем  я  усмотрел  в  нём  (преимуществе)  намёк  на  то,  чтобы  переместить  мои  сумеречные  сеансы  во  времени,  превратив  их  в  ночные.

Так  и  сделал.

И  сразу  же  понял,  что  я  уже  не  только  зритель,  но  и  персонаж.  Будто  кто-то  удвоил  меня,  оставив  одного  здесь,  а  другого  отправив  туда...  Внутрь  кинохроники,  чёрно-белые  кадры  которой  вдруг  окрасились  в  тревожные  коричнево-бордовые  тона.  Неделю  я  привыкал  к  ним,  скользя  неприкаянной  тенью  по  пустынному  городу.  Осматривался,  осваивался,  входил  в  новый  раздвоенный  образ…  И  с  нетерпением  ждал  полнолуния,  будучи  почему-то  уверенным,  что  именно  эта  сентябрьская  энергия  полной  Луны  вплотную  приблизит  меня  к  пониманию  перехода…  Что  её  максимально  сконцентрированная  сила  подпитает  мой  мозг,  и  он  сможет  найти  ответ  на  вопрос:  каким  образом  бесконечное  выходит  из  самого  себя  и  приходит  к  конечности?  Вопрос,  на  который  так  и  не  смог  ответить  сам  великий  Гегель.

Четырнадцатого  сентября  в  двадцать  два  часа,  когда  идеально  круглая  Луна  повисла  над  морем,  я  вышел  на  лоджию  и  занял  своё  рабочее  место.  Передо  мной  раскинулся  Космос,  и  на  какой-то  миг  я  представил  себя  пилотом  звездолёта,  который  упрямо  вгрызается  в  бесконечность  в  надежде  отыскать  там  ответ  на  тот  самый  вопрос…  Отыскать  и  под  покровом  ночи  по  серебристой  лунной  дорожке  вернуться  назад  героем…  Дождаться  рассвета  и…

И  вдруг  я  вновь  оказался  в  Матеграде,  в  хорошо  знакомом  месте  в  районе  метро  «Боричевская».  Бесцельно  брёл  в  сторону  подземного  перехода.  Вокруг  по-прежнему  не  было  ни  души.  И  лишь  спустившись  вниз,  я  услышал  слабый  ритмичный  шум.  Он  исходил  из-за  массивной  металлической  двери,  расположенной  как  раз  посредине  правой  стены  перехода.  Открыв  её,  я  увидел  ведущие  в  подвал  ступеньки  и  отчётливо  услышал  звук  метлы.  Ничего  интересного.  Наверное,  дворник  работает,  подумал  я  и  стал  закрывать  дверь.  Но  тут  из  моей  левой  руки  вдруг  выскользнул  дневник  и  поскакал  по  ступенькам  в  подвал.  Пришлось  идти  за  ним.

Я  не  ошибся.  Там  внизу  дворник,  вернее  дворничиха,  подметала  коридор.  Её  неестественно  бледное  лицо  показалось  мне  крайне  неприятным,  чем-то  похожим  на  смерть.  Мой  дневник  выглядывал  из  накладного  кармана  её  серого  фартука.  В  ответ  на  просьбу  вернуть  его,  она  молча  подошла  к  дворницкой,  бросила  туда  дневник  и  прикрыла  дверь.  Возмущённый,  я  решительно  направился  к  ней.  И  в  тот  момент  она  заговорила:

-  Бориченька,  защити  меня.

Не  знаю,  откуда  оно  взялось,  то  лохматое  существо  (нечто  среднее  между  медведем  и  собакой),  которое  мгновенно  пронеслось  мимо  меня  и  исчезло  в  дворницкой.  Я  продолжил  движение…  Подошёл  к  двери,  открыл  её  и  обомлел.  Бориченька  стоял  во  весь  свой  огромный  медвежий  рост,  смотрел  на  меня  страшным,  парализующим,  дьявольским  взглядом…  и  протягивал  мне  дневник.  На  какое-то  время  силы  покинули  меня,  я  не  мог  пошевелиться.  А  чудовище  угрожающе  приближалось.  И  всё  же  я  смог  убежать,  сумел  вырваться  из  сатанинского  плена  и,  перескакивая  через  несколько  ступенек,  благополучно  вернуться  на  свою  безопасную  видовую  лоджию.

Внизу  лаяла  чья-то  собака.
 
 Сердце  моё  бешено  колотилось.

Просидев  посреди  мягких  подушек  ещё  около  часа  и  окончательно  придя  в  себя,  я  взял  дневник  и  сделал  в  нём  последнюю  запись:

-  Внутри  каждого  человека,  независимо  от  национальности,  пола  и  социального  положения  живут  два  могучих  начала.  Вирус  (Тьма)  и  Антивирус  (Свет).  Они  так  же  разнообразны  и  многолики,  как  разнообразен  мир  и  многолики  населяющие  его  люди.  Каждому  человеку  соответствует  его,  сугубо  индивидуальный  Вирус  и  Антивирус.  Всю  жизнь  они  противоборствуют,  и  от  того,  чью  сторону  принимает  в  этой  борьбе  сам  человек,  зависит  исход  поединка.  Я  не  являюсь  исключением  и  тоже  участвую  в  этой  схватке.  Последнюю  я  едва  не  проиграл  своему  мелкому,  но  довольно  сильному  Вирусу  тщеславия…  Сегодня  он  отступил,  и  я  начинаю  потихоньку  выползать  на  Свет…

Когда  я  прятал  дневник  в  стол,  мне  показалось,  что  Всевидящее  око  более  не  смотрит  на  меня  так  сурово.

Вскоре  я  восстановил  связи  с  друзьями,  помирился  с  родителями,  вернулся  в  семью,  и  произошедшее  со  мной  воспринимаю  теперь  как  дурной  сон.  А  по  дороге  сна,  если  верить  учёному  Коту  Моте,  нужно  идти  легко,  никого  не  бояться  и  ни  к  чему  не  относиться  всерьёз.  Что  я  и  стараюсь  делать…  Кроме  того,  каждое  утро  гуляю  по  набережной  и  купаюсь  в  море…  Люблю  заплывать  подальше  от  берега,  ложиться  на  спину  и,  покачиваясь  на  волнах,  смотреть  в  небо.  Должен  признаться,  что  в  эти  минуты  чувствую  себя  особенно  счастливым…