Дом, в котором живут куклы

Валентина Яроцкая
 Судьба кукол, рождающихся в руках мастеров, и прославленных, и безвестных, складывается по-разному. Кто-то попадает в сообщество коллекционных кукол, чопорное, скучноватое, хранящееся вдали от любопытных и любознательных детских глаз. Кому-то везёт попасть в шумную компанию игровых кукол и стать воспитанницей заботливой и любящей девочки-мамы. Кого-то относят в подарок капризной девчонке, которая настолько избалована куклами, что уже разучилась им радоваться. Кому-то предстоит утешать больную, умирающую девочку, как в известной истории, описанной В.Г. Короленко в повести «В дурном обществе».
Разные судьбы у кукол и у людей. Судьба тех кукол, которые попали в руки петербургского коллекционера, мастера кукольных дел Галины Николаевны Варенюк, сложилась не просто удачно, они попали в такое место, где живёт счастье.
Но давайте по порядку…

Жила-была одна учительница. Обыкновенная преподавательница русского языка и литературы, которая растила сыновей, проверяла школьные тетрадки, а значит о том, что есть такая игра «в куклы», она давным-давно забыла. Да и некогда было вспоминать… Да и не по возрасту… И, конечно, ничего она не знала о том, что живёт на белом свете волшебница, которая вместе со своими учениками создаёт уникальные куклы. А как по-другому определить профессию женщины, если она организовала «Потешный промысел», на основе которого  31 мая  1999 года  был открыт официально  один из первых негосударственных музеев России – Санкт-Петербургский музей кукол? Я по-другому назвать не умею. Для меня и многих других взрослых и детей, влюблённых в куклы, директор Санкт-Петербургского музея кукол – это именно волшебница, цель жизни которой – дарить радость людям, показывая кукол, и дарить радость куклам, показывая им людей. «Какая тонкая работа – счастливым сделать хоть кого-то…» – это из песни Юнны Мориц о волшебниках, так вот к  Галине Николаевне это относится в полной мере. При этом она сама о себе говорит в фильме, посвящённом музею, именно так: « Вся моя работа – это игра в куклы». Скажите, разве обыкновенный человек так о себе  будет говорить?
 
Так вот, а я – это и есть та учительница, которая о куклах напрочь забыла в житейской суете. Вспоминала о них только на уроках, когда речь в литературных произведениях заходила именно о куклах. Читали и обсуждали разные отрывки из произведений,  в зависимости от возраста учеников, например:
– «Куколка покушает, потом и советы дает, и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису, та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Хорошо ей было жить с куколкой».
Или вот:
– «Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала…»
А вот ещё:
– « Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку…»
Или это:
– «Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги – не могу видеть…»
Разбирали на уроках отрывки из произведений Александра Пушкина, Владимира Короленко, Евгения Носова…

Когда я вышла на пенсию, то обнаружила вокруг себя массу интересных вещей. Сначала заразилась вязанием игрушек амигуруми. Потом погрузилась в историю и увлеклась изготовлением народных тряпичных кукол. Потом захотелось узнать о куклах больше, больше…Виртуальные экскурсии привели меня на сайт музея кукол в Санкт-Петербурге. Посмотрев два фильма Иннокентия Иванова о музее кукол, я  уже ни  о чём другом не могла мечтать, как только увидеть этот музей, волшебницу Галину Николаевну и её замечательное кукольное царство-государство.

Надо сказать, что и раньше бывать в Петербурге мне приходилось довольно часто. Но я и  предположить не могла, посещая часовню матушки Ксении, святой Ксении Блаженной, покровительницы Санкт-Петербурга, что нахожусь рядом с ещё одним чудом великого города… Оказалось, что адрес музея кукол – Камская, 8. А часовня Ксении и музей, открытый в её честь в 2018 году, находились рядом: Камская, 22.

И вот в очередной приезд в Петербург я еду на улицу Камскую. Переезд на метро до станции Василеостровская, а потом пятнадцатиминутная пешеходная прогулка по прямым линиям улиц знаменитой Петроградской стороны. Здание музея узнаю сразу. Ведь столько раз видела его в Интернете,  на фото. Знаю, что это бывший детский сад, построенный ещё до войны, в 1939 году, по типовому проекту.

За время моего короткого пребывания в Санкт-Петербурге три дня подряд я много часов бродила по залам музея, восхищаясь, любуясь, радуясь, улыбаясь, погружаясь то в детство, то во взрослые мечты, запоминая все яркие подробности кукольного царства и наслаждаясь общением с куклами и с людьми, влюблёнными в куклы.
Я так за эти три дня примелькалась в музее, что в гардеробе меня даже  стали принимать за «своего человека».

А вот фотографировать… С фотографиями вышла осечка, смешная история.
В первый день мы приехали в музей с подругой. Я не фотографировала, не взяла ни фотоаппарата, ни планшета, понимая, что лучше, чем в Интернете, фотографии я не сделаю по причине своего зрения, весьма далёкого от нормы. На телефон принципиально не снимаю никогда, он у меня примитивный  и держу я его только для функции «позвонить» ( старомодная причуда человека из поколения  бабушек).  Так что телефон хоть и был в кармане, а вернулась я из музея без собственных фотографий. Но такое грандиозное  впечатление  на нас произвёл этот удивительный дом для кукол, что я решила снова на следующий день поехать к куклам на фотосессию. Уже с планшетом. Леночка  поехала на работу, а я снова отправилась на улицу Камскую. Из пригорода Санкт-Петербурга дорога  занимала часа полтора-два, но какие могут быть преграды, когда едешь на свидание с любимыми куклами?

Видимо, я зашла в музей с такими горящими и говорящими  глазами,  что ко мне тут же подошла смотрительница одного из залов. Мы познакомились и разговорились. Я призналась Лиде, моей новой знакомой, что сама вяжу кукол и начала делать коллекцию народных кукол. Когда Лида услышала, что фотки есть у меня в планшете, она попросила: «Покажите!» Посетителей в будний день в этот час было ещё немного, мы присели  с Лидой на стулья, и я начала показывать в планшете свои вязаные игрушки-куклюшки.

Разговор  оживился ещё больше. Лида сказала, что сама уже тоже пенсионерка, а в музей пришла подработать не только потому, что живёт рядом, но главным образом, чтобы заниматься куклами.
– Играть в куклы? – пошутила я.
– Это очень увлекательно, – согласилась Лида.
– О, ещё как! – рассмеялась я.
– А вы свои фотографии непременно покажите нашей Галине Николаевне, директору музея. Музей ведь собирает куклы у разных мастеров.
– Ой, что вы, Лида, я ещё мастерица начинающая, а здесь такие великолепные куклы…
– Но у нас вязаных кукол мало, вот только разве в зале фривольных кукол их много. Так это другие куклы. И детей туда не пускают. А у вас такие забавные сказочные персонажи…
– Лида, я так была вчера восхищена  вашим музеем, что по дороге, прямо в автобусе, бросилась записывать пришедшие в голову строчки. Вот прямо на вчерашнем автобусном билете, малюсенькими буковками, чтобы поместилось.
– Прочитайте мне…
– Да это пока просто мысль, ещё не стихи. Всего четыре строчки.
– Пожалуйста, покажите.
Но моя стеснительность и закомплексованность не позволяет мне прочитать малознакомому человеку то, что я ещё не довела до нужной кондиции. Я включаю самоиронию:
– Лида, мне нужно минимум три дня, чтобы строчки получили право на жизнь.
Лида разочарованно говорит:
– Значит, я их не услышу…

Мне жалко оставлять в женщине впечатление о себе как о несговорчивой провинциалке, я достаю из сумочки свой вчерашний билетик, на обратной стороне которого с сокращениями начертано следующее:
На улице Камской – музейное чудо:
как просто здесь в сказку и в детство попасть!
Ведь люди как куклы и куклы как люди –
меж ними одна неразрывная связь…

Обещаю Лиде стихотворение дописать и поместить на своей странице на сайте Стихи.ру. Пишу ей на листочке адрес страницы, чтобы она могла потом меня найти…
И тут мой планшет издаёт предупредительный сигнал: он разрядился! О, коварство злых духов! Я ведь знала, что такие глюки стали повторяться всё чаще: показывает сто процентов зарядки – и раз! бац! всё! приехали! десять процентов! За полчаса работы? Безобразие!

Я возмущаюсь, понимая, что зарядного шнура в сумочке нет и фотографии сделать опять не получится. Лида пытается мне помочь, решить проблему, идёт в мастерскую и просит художника-мастера зарядить мне мой планшет. Но, увы, к моему устаревшему планшету зарядки нет, так что приходится смириться, что и сегодня  сделать на память фото обитателей музея не получится.

Однако вместо того, чтобы расстроиться, я прихожу в полный восторг:
– Лида! так ведь это судьба! Это значит, что я приеду ещё и завтра. Меня сейчас никакие достопримечательности Петербурга так не привлекают, как ваш Музей кукол! Я даже пожертвую намеченной на завтра поездкой на Мойку, 12. Я приеду сюда снова.
– Я завтра не работаю, но вы обязательно подойдите к нашему директору. Покажите фото. Она обычно до обеда находится в музее.
 
Я иду в другой зал, а Лида остаётся на своём посту. Через некоторое время она находит меня:
– Валя, Галина Николаевна сейчас в зале, где проходят мероприятия. Идите скорее, обязательно покажите ей фото!
– Лида, –  я сопротивляюсь от робости, – мой планшет отключён…
– Просто подойдите, расскажите, договоритесь, – энергично настаивает моя новая приятельница.

И меня вдруг осеняет. Скорее, скорее, пока Галина Николаевна не ушла! Выразить ей слова благодарности за её удивительное детище – дом кукол, дом детства, дом сказки!

Я выключаю все свои опасения и комплексы провинциала, пенсионерки старомодного образца, и подхожу к главной волшебнице-хранительнице кукольного дома:
– Галина Николаевна! Здравствуйте! Я приехала с Севера, из Мурманской области, в вашем музее второй раз. Не нахожу слов для того, чтобы выразить восхищение тем чудом, которое я увидела здесь! Спасибо вам огромное от всех посетителей, любителей кукол!  Такая красота здесь, столько радости!..

Галина Николаевна сдержанно улыбается. Такие слова ей слышать  приходится часто. Смотрю на её знакомые черты – ведь столько раз уже видела её в виртуальном пространстве…
– Спасибо, очень приятно.
– Галина Николаевна, я сама вяжу кукол и игрушки, – заикающимся голосом продолжаю я, смелость моя тает на глазах, ведь теперь не о музее надо говорить, а о себе самой, о своих работах. – Может быть, что-то подойдёт вашему музею…
Я замолкаю, потому что говорить дальше – только отнимать время у занятого человека. Показать-то фото я сейчас не могу, планшет мой меня подвёл, разрядился, отключился… Не буду же я сейчас о глюках  рассказывать…
Галина Николаевна отвечает по-деловому:
– Пришлите фото на наш сайт, мы посмотрим, оценим. Если ваши работы нас заинтересуют, организуем выставку.
– Спасибо. Хорошо. Всего вам доброго! До свидания! – словно робот, переключённый на другую программу, говорю я мастеру кукольных дел.

– Ну, поговорили? – подходит снова ко мне Лида.
– Да-да, конечно, – отвечаю я, всё ещё пребывая в состоянии детского очарования от встречи с волшебным миром сказки.

И только на следующий, третий день, наконец я ходила по музею с заряженным планшетом и щёлкала всё подряд, очень жалея, что не взяла в поездку хороший фотоаппарат и не освоила в своё время элементарные навыки фотоискусства. Щёлкала для того, чтобы потом показать внучатам, в какой сказочной стране я побывала.

Смело можно утверждать, что Санкт-Петербургский музей кукол – один из самых уютных и гостеприимных музеев  великого города на Неве. Двухэтажное здание – это двенадцать залов выставочного пространства, среди которых залы интерьерной куклы, театральной, сказки, русской фольклорной куклы, традиционных обрядов и праздников, зал «Лесное царство», зал фривольных кукол (+ 18), «Гордость и слава Отечества», «Петербургская першпектива», а также демонстрационные мастерские. В том числе два зала временных экспозиций, в которых ежегодно, регулярно сменяя друг друга, демонстрируются тематические и авторские выставки кукол и игрушек разных художников и коллекционеров.

Музей необычный.  Здесь главный принцип – организация кукольного пространства, а не демонстрация отдельных экспонатов. Компоновка каждой  витрины уподобляется театральной сцене, на которую выходят кукольные персонажи, что создаёт эффект своеобразного погружения зрителя в волшебную кукольную атмосферу. Это музей впечатлений…

Фонд музея огромен, около сорока тысяч единиц хранения. Это не только куклы, но также предметы убранства жилища, фрагменты одежды, музейные реплики, подлинные этнографические традиционные вещи, и, конечно, сувенирные куклы в исторических костюмах разных народов и эпох, авторские художественные работы современных дизайнеров и мастеров Петербурга и других регионов страны, театральные образцы.

Смотрительница зала «Петербургская першпектива», видя такой мой необычный интерес к куклам (я останавливалась подолгу возле каждого экспоната), «горящие и говорящие глаза», подошла ко мне и начала рассказывать мне всё то, что она  запомнила от экскурсоводов за долгие годы служения в музее. Пожилая женщина не была коренной петербурженкой, приехала сюда с мужем, с тех пор пятьдесят лет живёт в городе на Неве и считает его лучшим городом в мире.  Служительница музея говорила долго, а я слушала её и  думала о том, что в музее работают счастливые люди. И я не ошиблась, написав «за долгие годы служения», а не «за долгие годы службы». Только относясь к своей работе как к служению, а не службе, коллектив музея смог создать свою удивительную кукольную сказку.

В зале «Петербургская Перспектива» нашла я и то, что так дорого моему сердцу. Трогательный образ матушки Ксеньюшки. Фигурка из гипса – такая беззащитная, хрупкая, за всех пред Господом предстоящая, молитвенно руки на груди сложила.  А у меня рождается в голове другой образ Ксении Блаженной – с картины «Февральские метели» петербургского художника Александра Простева. Я была накануне в недавно открытом музее Ксении Блаженной, образ святой с беззащитным котёнком на руках поразил меня. Бездомные котята и бездомная Ксения. Таким холодом, вселенской стужей повеяло, так захотелось спасти, отогреть, помочь… Отогреть и хрупкую женщину, и прижавшееся к ней маленькое пушистое существо… И связать такую  фигурку – своим неизменным вязальным крючком.

Я потом воплотила свою идею, вернувшись домой. Так и стоит у меня на полке вязаная куколка, которую я не показываю праздным чужим людям, а тем, кого люблю, показываю непременно… Дорогой образ, воплощённый в память о двух любимых музеях Санкт- Петербурга – музее кукол и музее Ксении Петербургской. Ксения Блаженная, Ангел-Хранитель Петербурга.

Стихотворение о музее я  потом тоже дописала – в поезде, по дороге на Север. В  этих строчках  – моя благодарность всем, кто по-настоящему влюблён в куклы.

На улице Камской – музейное чудо:
как просто здесь в сказку и в детство попасть!
Ведь люди как куклы и куклы как люди –
меж ними одна неразрывная связь.

Здесь куклам прописку дадут безотказно,
радушно приветят, полюбят, поймут!
Детишек и взрослых, похожих и разных,
забавницы-куклы в свой мир уведут.

Господь создавал нас для радости – значит
для  радости кукол и мы создаём.
А если случится, что кукла заплачет,
то как-то не так мы, выходит, живём.

Счастливые люди приставлены к куклам –
как будто играют… Точнее – творят!
То шьют сарафаны, то делают букли,
то кукол отправят на бал-маскарад.

Любимые куклы, любимые люди…
А мир ведь и держится лишь на любви…
Ну, разве о куклах музейных забудешь?
Уже не в музее, а в сердце они.

В одном из залов  я  увидела пушистую кошачью мордочку. 
– А это  наши кошки, – тут же объяснила мне смотрительница музея.  – У нас кошки в музее живут…
– Где куклам хорошо, там и кошкам неплохо, – улыбнулась я, вспомнив, что действительно читала  на сайте музея о мурчащих, усато-хвостатых  духах-хранителях музея.

Проходя мимо Потешной мастерской, вижу объявление: музейная мастерская приглашает мастериц поработать. Ах, как легко  в этом городе прорастают всякие мечты…
Вернувшись из музея, вечером делюсь с моей Леночкой своей мечтой:
– Представляешь, я поняла, что можно просто так прийти и попроситься поработать на пару месяцев… творить… создавать кукол…
– Ну, приезжай ко мне на пару месяцев, поживи и поработай, – тут же откликается моя добрая душа Леночка.
Да, в сказочном измерении, в доме, где живут куклы,  очень легко осуществлять любые мечты…