Критики

Ирина Минкина
Есть деятели – а есть критики… Шутка, конечно, однако весьма горькая. Нет ничего из того, что ты сделаешь публично, что не получило бы от кого-нибудь какой-то особенно омерзительной оценки. Чушь, бред – так любят писать критики. Поначалу на душе скребет, конечно, жутко. К горлу подкатывает детская обида. Так и хочется, как отпущенной с цепи собаке, кинуться на обидчика: «Да вы что! Да как же! Да я же!». Особенно сильно хочется это сделать, когда критикуют в духе «да вы ничего об этом не знаете», «да вот я-то, с моим-то двадцатилетним опытом…», «да вы вообще этого не читали», «да начитались тут бреда...». Однако с возрастом что-то внутри тебя все чаще тебя самого же и останавливает. Стоп, говоришь ты самому себе. Ты же читал это? Читал. Не считаешь это бредом? Не считаешь. Не начитался бреда? Да вроде не начитался. Тогда зачем же ты реагируешь и обижаешься на этот бред? Бред, который маскируется под критику, чтобы на самом деле никто не понял, что критикующийся и есть тот самый бредящий. К тому же, критикующий – такой же живущий здесь и сейчас человек, слова которого точно так же, как и твои собственные, не прошли проверку временем, а посему не могут в строгом смысле этого слова считаться ни глупыми, ни умными. Ну зачем же ты обижаешься?

Все-таки сила слова и сила заложенного почти в каждом природного уважения к слову такова, что волей-неволей прислушиваешься (даже если там нечего слушать), задумываешься (что в любом случае само по себе и неплохо), копаешься в себе (ну тоже в общем-то не бесполезное занятие). Сила слова часто заслоняет того, КТО за этим словом стоит и ЧТО за этим словом стоит (бывает и так, что не стоит ничего, зато как сказано!). А с другой стороны, ну сказали. И ладно. Это тебе показалось, что ты что-то там открыл, придумал и вообще ты местный гений, непризнанный мастер художественного слова. А кто-то вдруг взглянул на это со стороны. Однако ж это не обесценивает сказанного тобой, равно как и комплименты не набивают твоим словам цену. Даже слова Христа уж сколько раз с тех давних пор подвергали сомнению и критике. Казалось бы, чего нам, смертным-то, обижаться… Вроде бы и нет в этой критике ничего страшного. Но есть все-таки одно «но». Это я, с моей почти непробиваемой шкурой и низкой уже чувствительностью к жизненным шишкам, отряхнусь от всякого бреда и пойду дальше. А кто-то, кто по-настоящему талантлив, но робок и скромен, после таких вот «критических замечаний» вообще перестанет писать что-либо. И вполне может быть, что мы потеряем кого-то из классиков. А это уже совсем нехорошо. Поэтому, уважаемые любители раздать приговоры, всегда имейте в виду, что у слова, даже у бредового, есть сила. И силой этой пользоваться надо с умом. Убийство талантов по неосторожности еще никто не отменял.