Гипотеза - Феномен йоги

Пиротехъник
        Известно, что занятия йогой оказывают существенный эффект на здоровье и психику, а также помогают раскрывать некие «скрытые возможности» человека. Однако механизм такого воздействия вряд ли очевиден. Как и почему асаны, пранаяма или медитация влияют на духовное развитие личности, достижение внутренней гармонии? (С точки зрения материалистической науки это сомнительно.) А такие атрибуты практикующих, как аскезы и пение мантр выходят за рамки привычного здравого смысла.
        Йога – это не вид спорта, не оздоровительная физкультура и не лечебные процедуры, но, тем не менее, её влияние на человека шире и глубже, в сравнении с общеизвестными способами «поправить здоровье».
        Для объяснения механизма воздействия йоги апробируется гипотеза, что технологии йогических практик моделируют критические ситуации для выживания.
        Человеческие существа десятки тысячелетий подвергались различным физическим угрозам индивидуальному существованию. Известно, что смертельная опасность мобилизует все ресурсы организма для спасения. Биологической эволюцией предусмотрено, что в критические моменты существо может «выходить за пределы обычных возможностей», физических и психических. Психика ищет любые пути для спасения, в том числе за пределами сферы сознания – и в подсознании, и в «сверхсознании» (интуиции, «сверхопытном озарении»). В некотором смысле, в критические моменты душа обращается к «Первоисточнику», поскольку «больше некуда», а других ресурсов и времени нет.
         Какая же связь с йогой? В буквальном смысле, связь прямая, психосоматическая. Асаны основаны на растяжениях, скручиваниях, изгибах и балансах тела. Начинающие практиковать йогу испытывают значительные напряжения, дискомфорт и необычность ситуации. Что воспринимается подсознанием как вероятная опасность, угроза существу. Сотни веков тела наших предков испытывались на прочность хищниками, стихией, битвами, предельными нагрузками... Потеря баланса также чревата гибелью. Результаты «испытаний на прочность» закреплялись если не генетически, то психологически, в «коллективном бессознательном». В критических ситуациях инстинкт мобилизует внутреннее «Я» на поиск решений в «банке данных» доступного информационного поля. Например, в «банке данных» биологической эволюции Земли, генетической информации, глубинах подсознания и в высотах «сверхсознания». В такие мгновения душа «обращается за помощью» к бессознательному. Та же ситуация и с дыхательными упражнениями (пранаямой). Задержка дыхания – это реальная угроза жизни. Тому же способствуют и аскезы, ограничения и табу в привычной жизнедеятельности (вегетарианство, трезвость, целибат и т.п.). Что касается техник медитации, пения мантр, то здесь сознание (душа) целенаправленно «изгоняется» за пределы привычной прописки. Изменяя сферу сознания, практикующий неизбежно «выходит на контакт» с бессознательным, к «Первоисточнику». Известно также, что в состоянии медитации возможно получать информацию «из пространства» (вербальную и невербальную). Получаемый опыт за пределами сознания накладывает характерный отпечаток на личность йога, воспринимаемый как «внутренняя гармония», «приближение к Истине», «осознанность», «духовный рост» и т.п. Кроме того, йога – это немалые усилия по преодолению себя, собственных несовершенств, что также вносит вклад в ауру Ищущего.
        Асаны более эффективны простых физических упражнений (пусть даже изнурительных тренировок), йога эффективнее физкультуры и спорта, поскольку йогические практики шлифовались тысячелетиями, для наибольшего и комплексного воздействия на внутреннее состояние.
        Таким образом, суммируя, можно сказать, что душа (личность) йога получает заметный «довесок» опыта за пределами сферы сознания, благодаря чему может эволюционировать в ускоренном темпе. Но именно «взросление души» и является единственной Задачей земного воплощения (например, в рамках теории реинкарнации). Как раз этому способствуют йогические практики, моделирующие критические условия и, как следствие, «катализирующие» совершенствование, «неуязвимость» и духовный рост.

И, напоследок. Возможно, что все Задачи развития человека сводятся к эволюции (таинственного) феномена души. Проблему можно представить в неожиданной проекции. Где же находится «Первоисточник» душ? В поле возможностей биопланетарной эволюции, либо за её пределами. Есть основания полагать, что душа – космический феномен. И даже более того. Не исключено, что «Первоисточник» вне физической Вселенной. Вне времени и вне физической реальности. Многомерный феномен души выходит за «данность» физических размерностей. В этом случае, занятия йогой могут способствовать опыту души в реальностях других вселенных, нездешних качеств инобытия. Чем могут объясняться известные «сверхъестественные» (магические) возможности человеческих существ, посвятивших свою жизнь йоге. Это известно уже несколько тысячелетий. Ни для кого не секрет. За исключением догматов материализма.

          19.03.20