Хроники Красной армии. Рейс 404

Александр Уваров
20 июля 1973 года самолет модели Boeing 747-246B, принадлежавший компании Japan Airlines, и следовавший  рейсом 404  из Амстердама в Токио (с промежуточными остановками в парижском аэропорту Орли и американском Анкоридже) поднялся в воздух. Полёт проходил по расписанию, обстановка в салоне была спокойной и даже расслабленной...
Впрочем, недолго.
Внезапно монотонный гул кабины разорвал оглушительный звук взрыва.

Из 120 пассажиров, находившихся на борту, только шесть не были японцами.

Двое из них были молодой парой, утверждавшей, что они муж и жена. “Жена", путешествовавшая по перуанскому паспорту, отправилась в гостиную выпить. В то время, когда она болтала с главным стюардом, из ее куртки выпала ручная граната и, сдетонировав от удара об пол салона, взорвалась, мгновенно убив женщину.
Погибшая была не перуанкой, а гражданкой Ирака и оперативником из боевого крыла марксистской Палестинской революционной группы-Народного Фронта Освобождения Палестины. Ее звали Кэти Томас, и села она в самолет, чтобы угнать его.
Главный стюард лежал на полу каюты, оглушенный, весь в крови – как своей, так и Кэти. Сквозь дым от тлеющего пластика он увидел японца и четырех палестинцев, вставших со своих мест. Каждый из них размахивал автоматическим оружием и еще несколькими гранатами. Через несколько мгновений самолет оказался под контролем выживших угонщиков.
Японским угонщиком, который теперь взял на себя руководство операцией, был Маруока Осаму. Маруока был молодым студентом университетского возраста, который попал под влияние левого преподавателя, имевшего связи с ныне печально известными террористами-марксистами Окудайрой Цуеси и Окамото Кодзо. Оба они были членами международного подразделения Японской Красной Армии, леворадикальной политической организации, которая полностью посвятила свою деятельность разжиганию мировой революции.
Оба марксиста (Цуеси и Кодза) участвовали в операции 1972 года в израильском аэропорту Лод в Израиле, где в зале ожидания у стойки регистрации они убили 24 пассажира (в основном христиан-паломников). Окудайра погиб во время нападения, Кодзо был захвачен спецназом и попал в израильскую тюрьму. Но их бывший учитель уговорил молодого Маруоку отправиться в Левант, чтобы занять их место.
Однажды в Ливане Маруока встретился с лидером Красной армии Япони -печально известной Фусако Сигэнобу. После обучения его в ассоциированном с КАЯ центре ПФЛП Фусако отправила Маруоку представлять свою организацию в этой первой крупной операции за последние два года. Но теперь смерть его спутницы повергла Маруоку в состояние кризиса, поскольку главари бандитов сообщили Кэти самые подробные сведения о своих планах угона самолета. Теперь, когда она была мертва, Маруока не знал, где его когорта должна посадить самолет. Он сделал первый выбор пилота для угонщика-Бейрут. Но правительство, к крайнему удивлению Маруока, отказав им в разрешении на посадку.
Наконец, правительство Дубая объявило, что позволит угнанному самолету временно приземлиться на своей территории.
В Дубае "Боинг-747" простоял на самой дальней полосе аэропорта под палящим солнцем три долгих дня, пока переговоры не зашли в тупик. Угонщики позволили властям забрать тело Кэти и поместить его в гроб. Они также позволили тяжело раненному главному стюарду и пожилой паре уйти и получить медицинскую помощь. У остальных 141 человека на борту не было иного выбора, кроме как оставаться в жарком и ужасно тесном фюзеляже.
Маруока объявил своим пленным слушателям причину угона самолета. Японское правительство вызвало крайнее раздражение Японской Красной армии и НФОП, осмелившись выплатить репарации жертвам резни в Лоде, но ничего не сделав для палестинцев, чьи страдания послужили причиной нападения. Угонщики потребовали от японского правительства выплатить выкуп в размере 4 миллионов долларов в качестве компенсации. Они также потребовали, чтобы израильское правительство освободило единственного оставшегося в живых героя Лод: заключенного Окамото Кодзо.
Но вскоре Маруока узнал, что Израиль категорически отказывается позволить Окамото, снова выйти на свободу. Такая жёсткая позиция не поколебала решимости Маруоки идти до конца, но заставило его прервать переговоры в Дубае.
Маруока согласился разрешить самолету покинуть Дубай, как только власти вернут тело Кэти в самолет.
С гробом на борту угонщики затем приказали экипажу полнять самолет взлететь в небо. Здесь самолёты пришлось изрядное время покружить над ближневосточными и аравийскими землями, пока по радиоканалам шли непрерывные переговоры между угонщиками и властями сразу нескольких стран (Саудовской Аравии, Ливана, Египта и ОАЭ).
Саудовская Аравия и Абу-Даби отклонили просьбы о высадке, отказался и Бейрут, причем дважды (на Ливан красноармейцы возлагали особые надежды, поэтому запрос о посадке продублировали с небольшим интервалом времени).
Дамаск разрешил самолету ненадолго приземлиться для дозаправки, но вскоре измученным заложникам и угонщикам пришлось снова взлететь. Они бесцельно летели по длинным дугам, пока ливийское правительство во главе с Муаммаром Каддафи не разрешило самолету приземлиться.
Оказавшись на земле, угонщики приказали своим измученным заложникам как можно быстрее покинуть самолет. Пока освобождённые пленники в страхе бежали по взлетной полосе Бенгази, самолет позади них вспыхнул и взорвался, осветив бетонные полосы пронзительным красно-оранжевым светом.
Боевики использовали гранаты, чтобы превратить место их неудачного захвата в погребальный костер для своего погибшего товарища.

Красный марш