Вспоминая Иова

Ирина Минкина
- А все-таки, почему Бог наказал Иова?
- Фиг знает… Может, Бог просто злой.

***
… Есть такие литературные памятники, которые оказываются сильнее всего: тучных лет и лет тощих, периодов возрождения и упадка, времени физкультурников и безвременья пандемий. А во время всеобщей истерии из серии «мы все умрем» (тоже мне, новость) такие вещи оказываются чуть ли не таблетками для души. Которые, правда, ничего не лечат, а лишь заглушают симптомы до следующего обострения.

Книга Иова в этом смысле вечный хит. По осмыслению, по неприятию и протесту. По принятию, опять же… И вот ведь, дожили: сейчас если не напомню содержание «в двух-трех словах», то даже из аудитории в количестве трех с половиной читателей обязательно найдется кто-то, кто спросит: «Иов – это случайно не из Единой России?», ну или что-то в таком духе. Поэтому придется «вкратце», «чтобы освежить в памяти», ну и прочее-прочее-прочее.

Книга Иова входит в состав Ветхого Завета (образно говоря, написана была до Рождества Христова; еще образнее – до нашей эры; давно, в общем). Это ….эмммм… история. Да, история одного человека. Очень даже себе неплохого, судя по описанию. Можно даже сказать, очень хорошего человека. Прямо скажем, праведника. Жил себе этот человек, не тужил, детей нажил, хозяйство. В Бога верил. Жена, опять же, имелась. Все хорошо было у Иова со всех сторон. И он сам был хороший. Но и этот хороший человек, праведник даже, не избежал испытаний Божиих. Вот решил его ветхозаветный Бог испытать. А будет ли Иов таким же праведником, если его прижать посильнее. Ведь легко верить-то, когда у тебя все хорошо. А ты попробуй поверь, когда у тебя ужас по всем фронтам. Короче говоря, устроил Бог Иову УЖАС. Отнял у него все: благополучие, семью, здоровье. Да так прижал его, что в какой-то момент даже истовый праведник Иов спросил: за что, Господи. Но верить НЕ ПЕРЕСТАЛ. Правда, потом Бог – за веру Иовову – все товарищу возместил. Вернул здоровье, богатство. Нашел ему новую жену, которая родила ему кучу новых детей (правда, непонятно, полностью ли это компенсировало потерю предыдущих детей и предыдущей супруги). Однако вопрос ЗА ЧТО как был озвучен еще вон когда, так и повис в воздухе и висит в нем до сих пор, в своей новой интерпретации.

Нет, нельзя прямо сказать, что человечеству в его современном состоянии НЕ ЗА ЧТО насылать казни Господни. Ну прямо скажем, что есть за что. Однако это не отменяет того, что ведь когда лес рубят, то щепки-то летят. И такие, как Иов, также попадают под раздачу не меньше тех, кого раньше следовало туда отправить и кого ну совсем не жалко. Вопрос не в проходимцах и жуликах. В тот момент, когда гнев Всевышнего настигает их, человечество в целом и каждый из нас по отдельности ликует. Тут вопросов не возникает. Но почему таких, как Иов… Вот ведь вопросик на миллион. Тут что? Признать, что Бог несправедлив? Или, чего доброго, он вообще давно уже не рулит процессом, а процесс развивается стихийно? Да нет, вроде рулит. И часто это ощущается всеми сердечными мышцами. Значит, что? Бог (Господи, прости) несправедлив?...

***
Нет, конечно же, я за Него не отвечу. А Он молчит. По крайней мере, я, к сожалению, пока что не настолько отрешилась от суеты, чтобы расслышать Его голос. Но я очень долго думала и продолжаю думать по этому поводу. И для себя я кое-что придумала на этот счет. Немножко где-то что-то из этого я у кого-то прочла, но ни за что теперь уже не вспомню, у кого и в каком виде, поэтому мысли это присваиваю себе.

В истории Иова (равно как и в истории каждого из нас) столкнулись две плоскости, если шире – две системы измерений: история личная (то есть физическое существование отдельно взятого человека, с его каждодневными радостями и горестями из серии «живот болит» и «свело ногу») и история жизни человека как части длинного Пути его Души. Того Пути, у которого земная жизнь является лишь малым (но важным) этапом. Это нам только так кажется, что мы живем только раз в жизни, здесь и сейчас. В каком-то смысле – да. Но вместе с тем все мы проходим длинный, нужный кому-то и зачем-то (а прежде всего, наверное, нам самим) путь Души. И именно для этого мы в том смысле и пришли в место, именуемое землей, в наше тело, в наши обстоятельства. Строго говоря, с этой точки зрения и ребенка нельзя рассматривать как маленького невинного малыша. Ребенок – это проходящая земной этап душа. Ребенок – это человек, это Душа, это свой Путь. И то, что для Иова казалось трагедией, был этапом его Пути. Мне даже подумалось о том, что гипотетическая «вина» Иова (а может, не вина, а просто препятствие) была в том, что хоть он и был хороший малый, но жил исключительно в нашем, земном измерении, не выходя мыслями и душой за его пределы. А надо было. И Бог таким вот не самым простым (для Иова, а не для Бога) способом выдернул его из душевного сна. Из серии: «Чувак, ты не забыл, что в этом пункте ты временно и вообще-то идешь в другой город, к другой цели?». Мне думается, что к концу истории Иов уж точно это все понимал.

Может возникнуть вопрос: а почему для того, чтобы Иов что-то там для себя понял, погибла куча всякого разного народу? Вопрос тоже, конечно, любопытный. Из тех, на которые всегда трудно отвечать нам, людям, с нашей земной логикой. Однако мне почему-то кажется, что дети и жена Иова – они тоже проходили свой какой-то путь. У них была какая-то своя история с Богом, которая, безусловно, началась ДО их прихода в земную и уж точно вместе с этой земной жизнью не закончилась. Так что, как говорил один современный киногерой, «ты за то не думай», почему это на КОГО-ТО свалилось. Ты думай, почему именно ТЕБЕ выпало оказаться рядом. Для чего это так случилось и что нужно сделать, чтобы титаническими усилиями в заданных условиях развернуть свой путь в нужную сторону.

А в масштабах истории мы и сами мыслим, как Бог. Не-не, не в плане мудрости. А в том смысле, что любую историческую эпоху (кроме той, в которой живем мы сами и которая нашей личной шкуры не трогает) мы оцениваем с какой-то явно более крупной точки зрения, чем конкретная жизнь конкретного человека. Мы же, к примеру, рассуждая об освобождении болгар от турок русскими, чаще возмущаемся тем, что болгары-то, гады, не оценили в исторической перспективе, как русские за них рвали одно место. Что взяли – и вступили в НАТО, предатели. И реже мы думаем о том, как конкретный Ваня из Орловской губернии умирал непонятно где, непонятно как и не понятно (для него) за что. И что его близкие так никогда и не узнали о том, как окончил он свои скорбные дни. И такие мысли, наверное, естественны. Хотя и чудовищны с точки зрения жизни одного конкретного человека.

Эта вечная истина – она важнее конкретного пути конкретного человека. Но без этого пути не будет Пути нашей Души. Это не плохо и не хорошо. Это факт.

п.с. А все-таки, это даже скорее хорошо…