Гоголиха

Саша Ларин
                «Малая гоголиха (самка) – птица
                настолько редкая,  что образ её
                жизни почти неизвестен…»
                В.Бурлак "Хранители древних тайн"
   
   Я стою голый перед аркой черной топки русской печи, дышащей жаром. В  глубине ее краснеют  редкие огоньки не затухших углей.

-А солома не вспыхнет? - опасливо спрашиваю я бабушку.

-А мы ее еще водичкой покропим.И табуретку поставлю, чтобы удобней влезать было.

Мне надо на корточках вползти  в горячую черноту печи, там развернуться, лечь на постеленную солому, высунув голову наружу за глотком свежего воздуха и лежать, пронизываемый жаром раскаленных кирпичей.

Что-то мне уже не очень нравится идея помыться в русской печке и страшно лезть в горячую топку. И еще я стесняюсь  голым встать на корточки задом к бабушке.
    
-Ну, ты полезай, а я воду пока приготовлю и ванночку принесу - выручает она меня.

Вкусный аромат пропаренной соломы снимает страхи, жар расслабляет и вскоре пот крупными каплями покрывает все  тело.

Распаренный, расслабленный, с черными отметинами сажи на боках я с бабушкиной помощью вылезаю из топки и тут же на кухне сажусь в оцинкованную ванночку. Бабушка льет на меня теплую воду и намыливает хозяйственным мылом.
 
-Теперь ты понял как моются в печке? – спрашивает она.

-В нашей деревне всегда так мылись и старые и малые, и отца твоего тут мыла.
 
Пока я обсыхаю, закутанный в льняное полотно, бабушка выносит из дома ведра мыльной воды и выливает  на обочину грунтовой дороги, что проходит посреди деревни. Так поступали все  жители с жидкими бытовыми отходами.

   Мне 10 лет и  третий год подряд на летние каникулы отец привозит нас с сестрой к  своим родителям на малую Родину в деревню Гоголиха, что в 70 километрах от  областного центра  Калинин (Тверь).

   В 1887 г в казенной деревне Гоголиха  Рамешковского прихода проживало 335 государевых крестьян (148 мужчин), русские. По переписи 2010 г – 15 человек - наследники.  Имелось 62 жилых и 285 нежилых построек. В хозяйствах у крестьян содержалось: лошадей – 68 (по современным меркам это 68 автомобилей грузо-пассажирского назначения) и жеребят – 14; коров и быков – 97, нетелей и телят -75; овец – 126. В 14 хозяйствах имелось по две лошади. В 29 семьях трудилось по одному, а в 13 – по два работника. Безлошадных – 4 хозяйства, две семьи не имели ни коров, ни лошадей.

Грамотными были 8 мужчин и одна женщина. Учились в школе грамотности  12 мальчиков и девочек, среди них был и мой будущий дедушка Никита, в память о котором назван внук. В 1912 г в деревне открыта земская четырехлетняя школа и к первому выпуску в ней было 69 учеников.

   В коллективизацию 30-х годов  скот крестьян со слезами был согнан в скотный двор образованного колхоза «Рассвет», а голые и безлошадные односельчане, вооруженные мандатом и трехлинейками, опьяненные самогоном и свалившейся властью, раскулачат семьи  «мироедов» и одиннадцать человек, вместе с малыми и грудными детьми, вышлют в далекие, холодные и  необжитые земли.

Разруха войны не коснулась этих мест, но на 37 человек сократилось мужское население.

   Дедушка – Никита Миронович, крепкий хозяин,  деревенский счетовод и пчеловод, в первую мировую войну  пять лет находился в немецком плену.

Я рассматриваю книжку-раскладушку с фотографиями лагеря военнопленных того времени в Германии - дедушкин трофей. Капитальные корпуса строений казарменного типа, асфальтовые дороги между ними, газоны, пленные в мундирах, сапогах и картузах.

-Хорошо у вас там было, - высказываю я свои впечатления.

-Хорошо, - соглашается дедушка, - когда прикладом по спине получишь…

   Бабушка - Евдокия Ивановна  сирота, выросла в людях,  года рождения своего не знала, грамоте не обучена, из деревни никуда не выезжала, родила 9 детей и всю жизнь прожила за мужем в трудах по дому.

Тяжелый быт и большое хозяйство согнули ее в больной пояснице. Спичечным коробком мы ловили на цветках пчел и сажали на её спину.

-Неужели тебе не больно когда пчелы жалят? – удивлялись мы.

-Больно, а без них еще больней ходить…

Распрямилась она когда в гроб укладывали, умерев вслед за мужем в середине семидесятых годов прошедшего столетия.

   Технический прогресс и достижения социализма обошли стороной эти края. Муку мололи ручными жерновами, масло сбивали в деревянном бочонке ручной маслобойки, шерсть скручивали в мотки с помощью веретена и   прялки. Из железо-содержащей бытовой техники в доме-пятистенке имелись часы-ходики, радиодинамик, угольные утюг и самовар, коса, вилы, топор и сапожный инструмент дедушки. И моя любимая игрушка – настоящая шомпольная двустволка со сбитым курком.

Вечером мы пьем молоко с белым хлебом и слушаем по проводной радиотрансляции репортаж о восторженной встрече жителями иностранных государств первого космонавта СССР Юрия Гагарина,  торжестве отечественной науки и техники и преимуществах социалистического пути развития. Надо успеть поужинать до наступления темноты, чтобы напрасно не тратить керосин. Электричества в нашей деревне нет и в соседних тоже, как нет и телефонной связи.

Раз в месяц приезжает кинопередвижка. На деревья вешают колонки, а между ними белую простынь и жители со своими табуретками ближе к ночи собираются у этого экрана. Набожная бабушка считает кино богохульством, но из окошка на экран все же поглядывает.

   Дедушка прогрессивно настроен, но  его неприятие стиральной машины «Волга» - любимой помощницы мамы,  ей на всю жизнь обидой легло.

-Ах, ты нечистая сила, сральную машину ей купили за 800 рублей! (две зарплаты школьной уборщицы) – негодовал он.

   По сложившейся традиции десяток  детей младшего и среднего школьного возраста собираются на вечерние посиделки у дома, приспособленного под деревенский клуб, и начинается игра в «колечки-малечки». Все раскрывают сложенные ладошки в ожидании колечка от водящего, но счастливый случай выпадает местному Витьке Поливакину.
 
-Первая буква «Л» последняя «Т», машина такая - загадывает он слово.

Все  железные механизмы и транспортные средства названы и мы сдаемся.

-Лисапет!  – торжествующе объявляет он не разгаданное слово.

Такому обороту мы уже не удивляемся. Многие местные с какой-то чудинкой и смешные. Рыбу в речке Шуйке столовой вилкой или вениками ловят. Может, и на лисапетах  катаются?

Витька перешел в 7 класс восьмилетней школы, находящейся в соседней деревне, но с грамотой явно не дружил. Он такой бестолковый или школа деревенская не очень, меня тогда не  интересовало и не догадывался, что  четыре следующих  года мне  предстоит обучаться  в трех  очень деревенских школах.

                * * *

   Освобожденного в 1962 году от должности председателя исполкома (мэра) районного центра моего отца партия направила (так тогда  формулировали новые назначения) руководить турбазой «Селигер».

Первыми потерями от переезда были телевизор КВН-49  с маленьким экраном и большой линзой, который пришлось продать потому, что не доходят до Валдайской возвышенности  сигналы тверского телецентра, и сестра, которую пришлось оставить одну заканчивать выпускной 10 класс.

Этот класс и был первопричиной отставки мэра…

   Бесконечные новации тогдашнего  руководителя партии и правительства СССР Никиты Хрущева, коснулись и школьного образования. К десяти годам общего среднего  добавлялся одиннадцатый год профессионального обучения школьников рабочим специальностям – шофера, тракториста, станочника. Выпускной класс, в котором училась сестра и мечтала поступить на химфак политехнического института, должен был первым воплотить в жизнь мудрое решение руководства страны.

Случилось так, что в этом же классе учились дети работников райкома партии, главврача районной больницы, военкома, директора школы, председателя колхоза, сестра первого секретаря райкома комсомола - все депутаты местного совета. Не видели они своих чад ни токарями, ни трактористами и стали уговаривать отца потянуть годок с реформой. Надо мол приобрести машины, станочное оборудование, мастерские переоснастить, инструкторов профессионального образования подготовить, а это не так быстро делается…

Свои пять копеек и мама в эту копилку внесла…

С молчаливого одобрения заинтересованных сторон реформа школьного образования в Тургиновском районе   забуксовала.

Может и прокатило бы все это незаметно, но в очередной приезд Н.С.Хрущева на охоту в Завидовский заповедник решил он про жизнь с народом поговорить. Местный егерь и поделился своим счастьем, мол дочь выросла 10 класс заканчивает, в медицинский институт поступать собралась.

-Как это в институт, а 11-й класс?

-А в нашей школе нет 11-го класса, - подписал приговор моему отцу простодушный  егерь.

-У тебя кто Тургиновским районом руководит? – тут же по телефону спросил Н.С. у первого секретаря Калининского обкома.

-Для него что, решения Правительства СССР не указ? Разберись!

    В райцентре высадился десант проверяющих и журналистов и вскоре на первой полосе областной газеты весь подвал занял фельетон о недостатках в руководстве районом. Те же депутаты местного райсовета обсудили критическую статью и рекомендовали освободить председателя исполкома от занимаемой должности за не внедрение новой техники…

Нет такой статьи в КЗОТе, а запись в трудовой книжке отца есть «Освобожден от должности предисполкома Тургиновского района за не внедрение новой техники».

   По определению внедрение новой техники это насильственное проникновение чужеродного тела в сопротивляющуюся среду. Результат инноваций зачастую  непредсказуем, можно и лавры примерить, и под статью попасть. В моей практике создания новой техники, которой я посвятил всю свою жизнь, как бы в наказание за упущения отца,   несчастные случаи со смертельным исходом случались...

   А спасенный 10 класс Тургиновской  школы справил выпускной бал и из 41 выпускника 37 поступили в ВУЗы. Это был триумф районной 10-летней средней школы, а выпускники, рожденные в 1945 году фронтовиками, изголодавшимися по любви, фантастически умными и красивыми! Я с восхищением смотрел на всех подруг сестры и искренне переживал, что мне, еще маленькому, уже не достанутся такие красивые невесты и все никак не мог выбрать на ком бы я женился, если что…

   Эксперимент с получением рабочих профессий в дополнительном 11 классе   общеобразовательных школ был признан волюнтаризмом Н.С.Хрущева и через два года решением правительства отменен на всей территории СССР.

   Там же в Тургинове произошла случайная встреча, которой я не придал значение, но сохранилась и всплыла из лабиринтов памяти, когда увидел детское фото весьма известной персоны.

Со своим дружком - сиротой, воспитывающимся  дедушкой - председателем местного колхоза,  мы шли на рыбалку и встретились с однокашником из соседней деревни Поминово. С каким-то пацаном они рассматривали главную достопримечательность - дом культуры, перестроенный из церкви безбожниками.

-Познакомьтесь, это Вовка приехал из Ленинграда, - представил он нам невысокого худенького мальчишку.

Внешность Вовки из Ленинграда на нас никакого впечатления не произвела. Да еще и на год младше оказался.

-Мы сюда на могилу Вовкиной бабушки пришли посмотреть, её в войну немцы расстреляли.

-Она может быть в братских захоронениях  или за пожаркой на берегу Шоши. Там несколько могил, на них написано «Замучены немецко-фашисткими захватчиками» - сообщаем мы со знанием дела. И чтобы продолжить о чем-то разговор предложили все это время молчавшему Вовке:

-Приходи к нам на рыбалку, о Ленинграде расскажешь, мы ничего о нем не знаем.

-А почему я к вам должен приходить!? У нашей деревни тоже Шоша течет. Хотите про Ленинград послушать вот вы и приходите, и порыбачить можно будет, - это было произнесено с таким дерзким вызовом, как будто мы ему не рыбалку, а в глаз предлагали дать, и  никак не вязался с прибитой внешностью Вовки.

На этом и разошлись, а в памяти дерзость вызова и логичность аргумента  малого пацана с длиной челкой остались.

   Через семь лет дедушка моего дружка – председатель колхоза Орлов В.И. станет Героем Социалистического Труда. Еще через десять лет его внучатый воспитанник в пьяной семейной ссоре пырнет ножом заслуженного человека, отчего тот и скончается. В 2000 году дерзкий Вовка из Ленинграда станет президентом России и при его непосредственном участии переделанному дому культуры в Тургинове вернут статус и божественный вид храма, а на могиле его бабушки на берегу Шоши за пожаркой появится новый обелиск. Следы непутевого внука и однокашника затерялись.

                * * *

   На ж.д. вокзале Осташкова нас встречал отец и две лошадки на которых  тронулись в сторону турбазы. Счастливые и радостные родители в легких саночках рысью унеслись вперед. А наш Орлик ровным неспешным шагом три часа тащил гужевые сани, мужика-возницу сурового вида, не проронившего ни одного слова за все время пути, и меня в тулупе по санной дороге через заснеженный дремучий лес. Мне стало страшно, от этого еще холодней и я, брошенный беспечными родителями, тихонечко плакал.
 
Основой турбазы была  трехэтажная усадьба родового гнезда местного  дворянина Н.Я.Толстого, построенная в начале ХIХ века в деревне Новые Ельцы, что в 18 километрах от города Осташков. В ней и в палаточном городке на три летних месяца размещалось до 500 туристов-матрасников и еще 200 человек плавали в походах по плесам Селигера. Остальные 9 месяцев  здесь проживало только 30 семей обслуживающего персонала.

На балансе турбазы три быстроходных глиссера,  немецкий трофейный прогулочный катер «Большевик», самодельный буксир,  тонувший по два раза за сезон, но быстро поднимаемый благодаря сцепке с грузовой баржей. И ни одной автомашины. В навигацию все перевозки исключительно по воде, зимой на лошадках.

   Мой четвертый класс начальной  школы, состоял из восьми человек и занимал один ряд, а за партами второго ряда сидели ученики 2-го класса. Одно школьное помещение на два класса, одна доска, одна учительница. Половину урока занятия проводятся с одним классом,  вторую половину – с другим. Уроки чтения, труда и физкультуры общие для двух классов. В соседнем помещении маленькой избы другая учительница обучает первый и третий классы. О такой школе я не слышал даже в Гоголихе!

Новый директор турбазы, как новая метла, уволил начальника местной электростанции, который оказался мужем моей учительницы, и поскольку другой работы ему не нашлось, вынужден был уехать в Осташков, что стало началом конца этой  семьи.

Моя брошенная учительница, красивая брюнетка лет 35, ни разу не подошла ко мне ни поправить, ни пояснить. Молча посмотрит  печальными глазами в тетрадку и молча поставит жирную тройку. Если что не понял, не расслышал, спроси у соседа. Сосед лучший ученик в классе, но  не учитель, а списать – да, пожалуйста. Пришел я в эту школу с двумя четверками, остальные пятерки, а окончил 4 –й класс с двумя пятерками (по пению и труду),  остальные тройки. Это была такая женская месть моему отцу. Здесь же я приобрел первые навыки по списыванию математики, которые потом развил и широко применял в старших классах, техникуме, институте.

   Доцент кафедры экономики как-то мне-студенту сказал, что есть предметы в в учебной программе  которые надо знать, а есть такие, которые надо просто пройти.
 
Для меня все разделы общей и высшей математики оказались пройденным материалом. Я очень уважаю специалистов с математической подготовкой, но на закате административной и научно-производственной карьеры обнаружил, что среди своих коллег – ученых, член-коров, докторов и кандидатов наук, ИТР не знаю ни одного, которому в научной или производственной деятельности потребовались знания математики в объеме их обязательного преподавания в учебных заведениях. Ни одного! Я уже молчу про историю КПСС и научный коммунизм…

   Бородинская средняя школа, в 5 класс которой мне предстояло пойти,  находилась в 4 километрах от турбазы. Тропинкой по лесу 2 км, переплыть пролив Селигера и ещё два километра через поле перейти. Зимой холодно, темно и волки воют. Дети из других деревень за семь километров ходили ежедневно.  По этой причине после уроков никого не оставляют в школе, нет занятий в кружках, секциях. С 5 по 8 класс все одной стайкой ходят в школу и обратно, на старших лежит негласная ответственность за младших. У старших и поджигалки серьезные есть с зарядом дроби как в ружье. Волка, рысь не убьешь, а отпугнуть можно и всем  как-то поспокойнее с оружием.

   Меня очень впечатлила разодранная в клочья меховая шапка-ушанка старшего брата моего школьного товарища. Его брат  учился в техникуме в Осташкове и на выходные приходил  домой на лыжах по санной лесной дороге. Однажды в лесу с дерева на него прыгнула крупная рысь...

-Я почувствовал, что впереди на дереве кто-то есть, снег с ветки посыпался, - рассказывал потом он. -Снял с плеча ружье, взвел курки и когда приблизился к дереву кто-то большой прыгнул на меня. Стрелял навскидку влет не целясь. Шапку с головы сорвала рысь и в смертельной агонии разодрала ее когтями и зубами.

Шкура этой рыси лежала ковриком у постели родителей моего товарища.

   Наш старший семиклассник новую поджигалку из стальной трубки сделал, выглядит грозно, решили испытать. Пороху бездымного горсть засыпал в ствол, дрогнула рука, просыпал часть, расстроился. Дроби №3 – тоже горсть, как в пушку зарядил. Кусок рубероида в метрах семи на дерево повесили. Старший изготовился,  а мы, свидетели первого испытания, сбоку и за его спиной  на безопасном расстоянии. Выстрел грохнул как взрыв и что-то в разные стороны разлетелось.

Скорчился старший, завыл, «Ой, рука, рука!» - кричит, прижимая ее к животу.

-Руку оторвало? - спрашиваем мы.

Отстранился, посмотрел на правую руку: «Нет, не оторвало» и опять завыл «Ой, рука!»

-А пальцы не оторвало?

Опять посмотрел на руку: «Нет, не оторвало, но очень больно».

И тут мы замечаем на лбу пострадавшего огромную лиловую шишку размером с пол-яйца куриного.

-А у тебя голова не болит?

-Нет, не болит, рука болит сильно.

-У тебя правда голова не болит?

-Что вы ко мне с головой пристали?

-У тебя шишка на лбу большая.

-Фиг с ней с шишкой.
 
Порох, горящий из разорвавшейся трубки проник под кожу кисти руки, вызвал глубокий термический ожог и оставил навечно тату из россыпи синих точек на коже.
Но здоровой рукой он все же провел по лбу.

-Ой, как  я домой с такой шишкой приду? Ой, как голова болит – снова запричитал пострадавший.

Часа два отмачивали в Селигере руку и лоб бедняги, а потом пошли искать его поджигалку. Сломанная деревянная ручка лежала на месте испытаний, трубку, что ударила стрелкУ  в лоб, и хорошо, что не в глаз, не нашли, а от рубероида живого места не осталось – решето.

Господи,  хорошо, что  ты руку заряжающего толкнул и уберег пацанов от гибели и увечья!

   Директора Бородинской  школы - маленького, тихонького, немножко косенького инвалида войны,  партия тоже назначила руководителем. Педагогического образования, я думаю, у него не было, но уроки труда, на которых мы перекладывали штабели стройматериалов, и физкультуры, где учились ходить строем, он вел сам.
Его жена – полная противоположность мужу, крупная по-деревенски красивая женщина, была профессиональным учителем математики и физики. На ее уроках сыплются искры статического электричества от теплой печки, всем классом пытаемся расцепить полушария, из которых откачан воздух.

На новый опыт она принесла квадратик тоненькой резинки, имеющий следы скручивания и стремящийся свернуться в трубку. Мы с турбазы и похожих резинок в укромных местечках  уже видели много.

-Это от очень тонкого прибора, - говорила она, пряча глаза и улыбку и пытаясь закрепить кусок изделия №2 на конце стеклянной трубки.

-Да,  да! Мы знаем как называется этот прибор, - хотелось сказать, но тоже улыбались и понимающе переглядывались между собой.

-Теперь нальем воду в трубку. Видите, как раздуло резинку? Это говорит о том, что давление воды  внутри сосуда направлено во все стороны.

Мы и так бы поверили в этот вывод, а вот повод для разговоров и  пересмешек этим опытом  она дала на многие годы вперед. И репутация директора с тонким прибором тоже пострадала.

   В шестом классе с опозданием на два месяца к нам прислали новую  молодую улыбчивую учительницу немецкого языка. Месяц мы повторяли то, что прошли в 5 классе, а потом заметили, что в книжку какую-то она часто заглядывает.

-А что вы там читаете?

-Сказки «1000 и одна ночь Шехерезады».

-Мы тоже хотим послушать.

-А никому не скажите?

-Нет! - хором поклялись мы. И до конца года весь класс слушал сказки на русском языке естественно. Получилось так, что немецкий язык в 6 классе мы тоже прошли…

   Промозглым днем ноября в полном составе не пришла в школу группа из Заплавья, что в семи километрах. Накануне всю ночь шел дождь со снегом и штормило.

Это плохой признак.

Например, весной турбазовская «стайка» из 12 человек тоже не пришла в школу. Как только растаял лед, лодочники перегнали два 6-ти местных фофана в место нашей переправы через 200-метровый пролив. За зиму лодки рассохлись, и когда мы доплыли до середины пролива, вода в них поднялась выше сланей и продолжала стремительно прибывать через рассохшиеся борта. Нас спасли сила гребцов и маленький  островок, что был на пути. Ноги выше щиколотки у всех были мокрые.

Спички всегда с собой и вот уже у костра дымятся наши носки, обувь и сами отогреваемся.

-Никуда отсюда не поплывем, - определил старший.

-Директор дал дырявые лодки пусть теперь сам и спасает нас с острова.

Часа через два нам уже надоело ждать, когда нас спасут, и решили вытащить на берег подтопленные лодки и  откачать. И тут подплывает срочно спущенный на воду «Большевик» с директором и мотористом, отцом старшего.  Лодки на берегу сухие, мы сухие – прогулять, значит, решили детки.

Досталось мне и старшему, остальные молча сочувствовали…

   Что же могло случиться в этот раз?

Первая мысль, с Колей в пути что-то случилось. Он в нашем классе учился и страдал врожденным пороком сердца. Нам категорически было запрещено не только касаться – подходить к нему. Учителя не травмировали сердечного Колю ответами у доски, плохими оценками, но и выше тройки редко ставили. Иногда он начинал задыхаться, синел, и его быстро уносили в учительскую. На переменах он грелся у печки и с улыбкой наблюдал за нашей возней.

Директор школы снарядил колхозную лошадку с телегой и отправился по маршруту пропавших школьников. Вернулся весь промокший и с печальным известием.

Родители моей соседки по парте Гали прошедшим днем отправились на моторке в Осташков, купить дочке теплое пальто и не вернулись. С раннего утра вся моторизованная деревня уплыли на поиски,  но нашли только сильно поврежденную моторку. Месяц искали родителей Гали, месяц место моей соседки за партой было пустое. Водолазы подняли со дна Осташковского плеса порубленные винтами катера тела  Галиных родителей. Их заглохшую моторку раздавил в темноте и шторме встречный катер. Хорошо, что дочь они не взяли с собой…

А Коля умрет по окончании 8 класса.

                * * *

   В конце 1964 года у отца случилось новое назначение, а у семьи новое место жительства - турбаза «Лисицкий бор» на Волге в 30 км от Твери и новая сельская школа.  До нее было рукой подать - два километра.

Директор школы властная женщина приказывала классу сидеть тихо, выходила в середине урока и через пять минут возвращалась с ароматом алкоголя. Присаживалась на краешек своего стола, доставала шпильку из волос и начинала ей исследовать свое ухо, совмещая это занятие с выразительным и почти дословным пересказом очередной главы из учебника истории.

А русский язык мы опять чуть было не прошли, из-за неврастении учителя. Она могла завестись от вопроса, от улыбки, от того, что ручка у кого-то упала и истерить до конца урока. У нее и муж был весь дерганный, которого крючило, перекашивало и лицо   кривилось как будто он дразнился.

Но это была уже не Гоголиха. Электричество есть и телевизоры, и холодильники.  Дети в школу в ботинках ходят, а не в сапогах и не в валенках, спортзал с конем есть и мастерские с верстаками. До областного центра за 30 минут на «Ракете» или «Метеоре» доплыть можно.

   Три летних месяца на  турбазе праздник каждый день и каждый вечер танцы. Молодой и активный контингент,  сменяющийся каждые две-три недели, чувственными парочками топчутся  в ритме танца. За ограждением танцплощадки мы подростки глазами учимся танцевать. Потом нашими учителями станут девушки-поварешки – учащиеся кулинарного ПТУ, проходящие практику в турбазовской столовой. Их самодельная хореография, приправленная национальными  и местечковыми реверансами, стала основой нашей  школы танцев на всю взрослую жизнь.

   Все хорошо, да вот беда – один я на турбазе школьник,  девять месяцев в году один и всего  десять семей постоянно проживающего обслуживающего персонала.
 
   Охота – это первое настоящее мужское дело для  лесных жителей. С 12 лет отец доверил мне снаряжение патронов и  самостоятельные выходы с ружьем в прилегающие заросли, где вороны становились первыми живыми мишенями. А в 14 я уже бывалый охотник, не раз оштрафованный охотинспекторами за малолетство, иду один на вечернюю тягу вальдшнепа.

Дурная это птица из семейства бекасовых, выдает себя в полете громким хрюканьем. Два выстрела и две длинноносые курицы становятся моей добычей. Ещё хрюканье приближается, но на темном небе птиц уже не видно, надо возвращаться домой.
Ранней весной ночью в лесу так темно, что и деревьев не видно, куда ногу ставишь тоже не видно, направление движения определяешь шестым чувством и внутренним компасом.

У-у-у-х-х! В ухо мне чей-то крик. Это потом сообразишь, по удаляющемуся хлопанью крыльев, что ночного филина спугнул, а сначала присядешь от испуга. И опять темь непроглядная и весь напряжен, и не  знаешь что случится в следующий момент, пока не выйдешь на знакомую твердую поверхность дороги к дому. Надо переключаться на дневную охоту  на  пушных зверьков.

   Белка кричала, плакала, цеплялась за каждую ветку, срывалась ниже и снова кричала, и падала на следующую ветку сосны, бывшей ей домом. Я подобрал её на земле уже мертвой. Маленький зверек с милой мордашкой и красивым мехом. Я его только что погубил… В безжалостной пищевой цепи нет блюд из белки и выделкой шкур я не занимаюсь. А она так жалостно по - человечески кричала, пытаясь ветками дома задержать уходящую  жизнь…

Охотничьего оружия  в руки я больше не брал. Мясо дичи жесткое, зайцев – псиной пахнет, а вместо лисы в темноте я подстрелил соседскую собаку. И еще я помню голову лося – охотничий трофей отца. У нее глаза были живые...

                * * *

   В библиотеке случайно наткнулся  на занимательную книжку из серии «Сделай сам», посвященную электричеству и всему, что с ним связано.

-Мне нужен паяльник!

Модели электродвигателей работают, угольный электрод сварочной дугой соединяет тонкую жесть, я  мотаю обмотку понижающего трансформатора с нужными мне характеристиками. Собранный транзисторный приемник шипел, трещал, но говорил. Формулы расчета и схемы сборки электрических цепей – понятны и мне это все нравится. Со своей будущей специальностью я, кажется, определился.

   -Саша, я плохо тебя представляю с барабанами кАбеля или электромоторами. Займись автоматизацией, например, нефтебазы – выдает мне задание на курсовое проектирование молодая электричка -  преподаватель техникума.

-Нефтебазу я только за забором видел  – выражаю  недоумение оказанному доверию.
 
-Возьми учебник Плешакова по устройству  нефтебаз и подумай, какие процессы там можно автоматизировать. К следующей консультации  придумай как  включить оборудование, а как выключить я тебе помогу - выдала она  мне техусловия  на проектирование.

Через неделю показываю структурную схему автоматизации и знаю алгоритм включения.

-Вы обещали с выключением – напоминаю я.

-А это вообще просто, сам придумаешь, -  журнал под мышку и ушла.

Так  Педагог, которой тогда было чуть за 25, увидела и почти играючи, предопределила мою специализацию и научила самостоятельности на всю жизнь. Я ей благодарен…

   Через семь лет с главным инженером  П.А.Плешаковым мы работали в одном управлении.

                * * *

   Весна 1986 года, я  в Георгиевском зале  Московского Кремля, разглядываю свод купола, барельефы, статуи, людей собравшихся на торжественную церемонию.
Входит заместитель Председателя Совета Министров СССР, Председатель Государственного комитета по науке и технике академик Г.И.Марчук и начинается вручение дипломов и нагрудных знаков лауреатам премии Совета Министров СССР в области науки и техники. Я в списке самый молодой лауреат госпремии, 35 лет, ведущий инженер, это мой итог десятилетней деятельности, и мои изобретения, разработки и внедрение новых технологий в составе большого творческого коллектива отмечаются.

   А законченного высшего образования у меня  еще нет…

   Увы, много предметов школьной программы  пришлось  пройти в моих гоголихах.

                * * *

   Досадным разочарованием становятся мои постсоветские контакты на отдыхе с жителями дальнего зарубежья. Все, и даже немцы, свободно общаются на английском языке, а  русскоговорящие  – пожалуйте за отдельный столик.
   За их красиво танцующими парами мы, как в детстве, со стороны смотрим и не потому, что Сталина видели, их танцоры постарше нас будут, а  потому, что каждому танцу их  профессионалы учили. Хореография это тоже искусство профессионалов.

   А все мы белокожие, красивые,  умные и с академическим образованием увы,   немножко из Гоголихи…


25 марта 2020 г. Кратово
Карантин пандемии
коронавируса в М.О.